Актуальность проблемы В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени


Актуальность проблемы Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно новому закону «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»


Качество дошкольного образования В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; механизм управления качеством образованием; информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.


Качество дошкольного образования Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны: личностно-ориентированная модель образования - качество определяется уровнем развития личности; системный подход – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую; деятельностный подход - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; культуросообразная модель определяет качество как творчество личности и т.п.


Качество дошкольного образования В теории менеджмента качество это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Качество дошкольного образования Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования


Качество дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством


Качество дошкольного образования На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. ??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования


Качество дошкольного образования К ним основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и др.) 1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; 2. показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;


Качество дошкольного образования 3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; 4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;


Качество дошкольного образования 5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.; 6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования






Качество дошкольного образования Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме; Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностран. языку, хореографии


Качество дошкольного образования Для педагогов: сохранение психического,физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием


Качество дошкольного образования Для руководителей ДОУ: успешность деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение ООП, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ


Качество дошкольного образования В исследованиях Л.Л.Ивановойи др. выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.




Качество дошкольного образования 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения


Качество дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).


Качество дошкольного образования В том же пункте: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей


Качество дошкольного образования Там же: При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


Качество дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


Качество дошкольного образования 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


Качество дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы




Актуальность проблемы изучения мониторинга и диагностики как методов исследования Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница?


Определение Мониторинг Диагностика Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров


Этапы Мониторинг Диагностика М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: определение и обоснование объектов; определение критериев и показателей,; выбор соответствующих методов; подготовка инструментария, технологических карт; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как: сравнение; анализ; прогнозирование; интерпретация; информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов


Функции Мониторинг Диагностика Интегративная; диагностическая; экспертная; информационная; прагматическая; обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами Информационная; оценочная; управленческая; ориентационная; коррекционная обслуживания научных исследований




Методы Мониторинг Диагностика Методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент); методы качественного анализа и количественной обработки результатов; методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; метод рейтинга По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций






Мониторинг и диагностика Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки»


Мониторинг и диагностика В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства






Экспертиза и экспертная оценка В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке: оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер); оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко); оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт) Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы.




Виды экспертных оценок В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений


Экспертное заключение Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы


Экспертное заключение Экспертное заключение может включать в себя следующие разделы: краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; перечень источников информации; общая характеристика изучаемого объекта; экспертные оценки; экспертные рекомендации


Эксперт Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта


Эксперт По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, ккреативность и т.д. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт


Внутренний экспертный совет В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением


Внутренний экспертный совет Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность


Порядок проведения экспертных оценок Информационно-аналитический этап предполагает: сбор информации об изучаемом объекте; выбор показателей для анализа изучаемого объекта; собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям




Порядок проведения экспертных оценок На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта





Процедуры оценки качества дошкольного образования

В настоящее время в сфере образования нормативными правовыми документами установлены различные процедуры оценки качества дошкольного образования: внутренняя оценка качества дошкольного образования, лицензирование, аттестация, государственный надзор и контроль, самообследование, мониторинг качества образования, рейтингование и т.д. Каждая процедура представляет собой регламент (набор правил и последовательность действий при оценке качества образования).

Такие процедуры, как лицензирование, подробно описан в законодательстве. Порядок государственного контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, наоборот, еще не установлен. В связи с этим рассмотрим следующие процедуры оценки качества:

  • Система внутренней оценки качества дошкольного образования;
  • Самообследование;
  • Мониторинг;
  • Независимая оценка качества;
  • Ранжирование (рейтиногование).

Внутренняя оценка качества образования

В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры были предшественники – внутренний мониторинг качества, а также внутренний контроль качества. Эти процедуры были направлены на анализ деятельности организации с целью определения проблем, не позволяющих достигать запланированных результатов, и, соответственно, на последующее решение этих проблем. В то же время внутренняя система оценки качества имеет принципиальные отличия от предшествовавших ей контрольных процедур.

В первую очередь, эти отличия касаются набора показателей и критериев оценки качества. Раньше показатели внутреннего контроля качества определялись произвольно на основе научно-методических рекомендаций и (или) собственных представлений руководителя об организации контроля.

Теперь помимо показателей, определяемых организацией самостоятельно, в систему внутренней оценки качества включаются показатели, которые закреплены нормативными актами в качестве обязательных, и показатели, которые используются субъектами внешней оценки деятельности организации (учредителями, надзорными органами, профессиональными и общественными экспертами).

Составными частями внутренней системы оценки качества являются управленческий контроль и самообследование образовательной организации. В связи с этим показатели внутренней системы оценки качества должны содержать показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013. №1324.

Необходимость включения в систему внутренней оценки показателей качества, используемых субъектами внешней оценки, объясняется логикой управленческой деятельности: зачем дожидаться отрицательной внешней оценки, если можно предупредить ее появление соответствующей организацией работы?

Процедуру (процедуры) внутренней оценки качества образовательная организация разрабатывает самостоятельно и описывает ее в локальных актах.

Анализ функционирования внутренней системы оценки качества в обязательном порядке проводится в процессе самообследования образовательной организации.

Самообследование организации выделено в самостоятельную оценочную процедуру с целью обеспечения доступности и открытости информации о работе образовательных организаций.

Понятие "самообследование" и "самооценка" в настоящее время в научной литературе не разделяются: в одних источниках оба понятия употребляются как синонимы, в других используется одно из понятий. В качестве синонима понятия "самообследование" нередко используется термин "самоанализ", хорошо знакомый работникам системы дошкольного образования по опыту процедуры аккредитации учреждений.

В сущности, при использовании разной терминологии практически во всех научных исследованиях речь идет об одной и той же процедуре - контроле качества образования, который образовательная организация должна осуществлять самостоятельно, с привлечением работников организации.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", утв.приказомРосстандарта от 23.11.2010 №501-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9004-2010), самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном . Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий. Самооценка образовательной организации также используется для сравнительного анализа ее результатов с внешней оценкой качества, с достижениями других образовательных организаций.

Законом №273-ФЗ самообследование отнесено к одной из компетенций образовательных организаций (подп. 13 ч.3, ст.28). Эта процедура проводится с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности организации. Порядок проведения самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013. №462. Процедура самообследования включает в себя несколько этапов. В Порядке проведения самообследования указано (п.6), что в процессе самообследования оцениваются:

  • образовательная деятельность
  • система управления организацией
  • содержание и качество подготовки обучающихся;
  • организация учебного процесса;
  • востребованность выпускников;
  • качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
  • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Методика проведения самообследования дошкольной организации в настоящее время не установлена. Руководитель должен разработать ее самостоятельно.

Мониторинг системы образования

В качестве одного из способов управленческого контроля мониторинг используется в системе образования более двух десятков лет. В настоящее время мониторинг выделен в отдельную процедуру контроля качества, которую проводят органы управления образованием в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утв.постановлениемПравиительства РФ от 05.08.2013. №662 (далее - Правила).

Согласно Правилам мониторинг призван обеспечить:

  • информационную поддержку государственной политики в сфере образования;
  • системный анализ и оценку состояния и перспектив развития отрасли;
  • повышения качества управленческих решений;
  • выявление нарушений требований законодательства об образовании.

Мониторинг проводится не реже одного раза в год в отношении всех организаций, реализующих образовательные программы, независимо от формы собственности. Показатели мониторинга системы образования рассчитываются и представляются на основе данных государственных статистических отчетов, социологических и иных исследований. Для мониторинга также используется информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, опубликованная в средствах массовой информации, поступившая от граждан и организаций.

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества образования является одной из форм общественного контроля и осуществляется с целью информирования участников образовательных отношений (в первую очередь потребителей услуг) о качестве образования, которое обеспечивает та или иная образовательная организация. В Законе №273-ФЗ выделено два вида такой оценки:

1. Оценка качества подготовки обучающихся.

2. Оценка качества образовательной деятельности.

В отношении дошкольных образовательных организаций осуществляется только оценка качества образовательной деятельности.

В ч.3 ст.95 Закона №273-ФЗ установлено, что независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющие конкретные виды такой оценки. Любое рейтинговое агентство, общественная, коммерческая, некоммерческая организация могут разместить в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Результаты такой оценки могут быть направлены в органы управления образованием, где они в течение месяца подлежат обязательному рассмотрению для учета в дальнейшей работе с образовательными организациями.

Законодательством также предусмотрена специально организованная процедура независимой оценки качества образовательной деятельности, которая проводится общественными советами с привлечением организаций-операторов (ст.95.2 Закона №273-ФЗ).

Процедура независимой оценки качества образования сложная, состоит из нескольких этапов.

1 этап. Формирование общественных советов.

2 этап. Отбор организации - оператора независимой оценки качества.

3 этап. Проведение оценки качества.

4 этап. Обнародование результатов оценки.

Рейтинги представляют собой порядковые шкалы, в которых выставлены результаты измерения. При оценке качества социальных явлений рейтинг используется как форма представления результатов оценивания, а также как вариативный ряд критериев оценки, которая проводится на основе сравнения со значениями показателей, достигнутых в других организациях.

То или иное место образовательной организации в рейтинге чаще всего рассматривается потребителями услуг как достоверный показатель качества и потому является мощным стимулом или, наоборот, тормозом для достижения образовательной организацией успеха на рынке образовательных услуг.

Однако производителями образовательных услуг информация о качестве, которая доводится до потребителя при помощи рейтингов, нередко расценивается как недостаточная, тенденционная или вовсе ложная. Изучающие данную проблему российские исследователи отмечают, что основной недостаток рейтингов - их субъективность вследствие недостаточной научной проработанности как показателей деятельности, так и измерительного инструментария.

Общественная аккредитация

В зависимости от статуса субъектов оценивания аккредитация может быть государственной или общественной. В соответствии с Законом №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится в отношении дошкольных образовательных организаций, а вот общественная аккредитация может быть проведена по желанию образовательной организации. Цели общественной аккредитации определяются аккредитующей организацией – как правило, это подтверждение соответствия каким-либо требованиям.

Действующая в настоящее время редакция ст.96 Закона №273-ФЗ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств государства.

По своей сути общественная организация близка к независимой оценке качества образования. Однако соотношение процедур общественной аккредитации и независимой оценки качества нормативными актами не определяется, в связи с чем у некоторой части исследователей вызывает сомнения целесообразность закрепления в законе нормы о получении общественной аккредитации.

Недостатки различных подходов при оценке качества образования

Каждый элемент оценки качества образования (систематизированный набор показателей, способы сбора информации, методика их измерения и оценки и т.д.) в той или иной степени влияет на конечный результат – оценку, которая должна быть адекватна качественным характеристикам оцениваемой системы. В этом ряду элементов ключевую, системообразующую роль играет система показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, свидетельствует о том, что системность в их подборе отсутствует.

Качество любого целостного объекта (явления) всегда обеспечивается качеством отдельных его частей и, чтобы оценить качество дошкольного образования, надо оценить качество входящих в него частей.

В Законе №273-ФЗ (ст.23) выделено два основных вида деятельности дошкольной образовательной организации:

  1. образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
  2. присмотр и уход за детьми. Данные виды деятельности, в свою очередь, делятся на следующие части:
  • подлежащие оценке требованиям ФГОС ДОк структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к психологическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
  • нормативно установленные требования к организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • нормативно-установленные требования к охране и укреплению здоровья детей;
  • качественные характеристики, интересующие потребителей услуг. В нашем случае – родителей.

Сопоставление наборов показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, и составных частей деятельности оцениваемой системы показывает, что они мало соответствую друг другу. Какие-то части системы представлены в наборах показателей не полностью, какие-то избыточно, а какие-то и вовсе отсутствуют. Все это не позволяет говорить об адекватности оценок, которые могут быть получены по итогам проведения оценочных процедур.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Приказ Гособразования СССР от 04.-7.1989 №541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности"
  • ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 №253-ст

В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


Организационная база

Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:


Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.

Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.

Описана примерная модель оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

Бастрон И.Я., заведующий

Тема: «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

О качестве дошкольного образования;

Об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

О соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.

В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

  • создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  • организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.

Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

Качество образовательного процесса;

Качество условий осуществления образовательной деятельности;

Качество результатов.

Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:

Финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);

- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование).

И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы.

Слайд 6. В нашем учреждении используются:

технология управления образованием по результатам , разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

технология проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:

один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;

другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.

Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:

При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:

Обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

Готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

Ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

Удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 12. Методы оценки

Основными методами оценки являются следующие:

Изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

Анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

Наблюдение;

Исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

Анализ планирования, результатов диагностики.

Слайд 13. Этапы оценки

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

Выделение показателей качества;

Определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

Формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

Разработка инструментария;

Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

Организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

Слайд 14. Результаты оценки.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:

Уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;

Уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;

Характеру взаимодействия педагогов с детьми.

Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.

Адресность результатов оценки:

Педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;

Родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.

ВАЖНО!

Оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);

- оценить условия (в том числе, психолого-педагогические) которые создаются для достижения этих целей;

О бразовательный результат задается как ориентир развития;

Д ети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.

Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014


Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации.Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

Организация системы оценки качества образования в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №98» города Магнитогорска

Актуальные вопросы разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях. Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации в соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется посредством внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).

Под ВСОКО понимается непрерывный внутриорганизационный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.

Цель: Качественная оценка и коррекция деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на качество предоставляемых услуг.

Задачи:

  1. Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на качество образования.
  2. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

3.Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.

4.Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

  1. Проведение самообследования.

Основными принципами мониторинга являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.

ООП МДОУ:

  • Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МДОУ
  • Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности
  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования
  • Материально-технические условия

Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.

  • Требования к кадровым условиям
  • Финансовые условия (финансовое обеспечение)
  • Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы
  • Качество организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Инновационная деятельность.

Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям

Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности

Методы сбора данных:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ документов;
  • беседы;
  • социометрические исследования;
  • статистические исследования;

Для создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

Созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована документами которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • СанПиН 2 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;

Нормативно-правовая регламентации функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта «Положение о внутренней системе оценки качества образования ДО» который устанавливает содержание, структуру и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества в учреждении.

Используются следующие термины:

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.

В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.

И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.

Алгоритм введения системы оценки качества образовательных у слуг в ДОУ

Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ;

Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.

(Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)

Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ ;

Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);

Сбор и обработка данных (данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)

Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы

Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем

Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ

Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.

Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.

Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО

Совершенствование СОКО ДОУ.

Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:

1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:

  • информационная;
  • побудительная;
  • формирующая;
  • коррекционная.

Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.

Организация системы оценки Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО. Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, педагоги и члены родительского комитета.

Алгоритм реализации системы оценки

  • Определение и обоснование объекта оценивания.
  • Сбор данных.
  • Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
  • Обработка полученных данных.
  • Анализ полученных данных.
  • Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.

К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде - сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

Виды контроля:

1. Оперативный - оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности. 2.Предупредительный - предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).

3.Срезовый - диагностика детей по разделам программы.

4.Тематический - глубокое изучение состояния дел. 5. Итоговый - оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.

Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей. Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности (двигательный режим детей на прогулке, наблюдение за природой, наличие выносного материала, развивающие дидактические игры и организация трудовой деятельности)

  • содержательная насыщенность - наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
  • вариативность - наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
  • трансформируемость - возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • доступность - свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
  • безопасность - соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики. Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса. Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

Подготовила старший воспитатель Цыбулько Татьяна Дмитриевна


Close