Тест «Природа человека»

Фамилия, имя _______________________________

Материал к подготовке:

Учебник базовый - §3 раздел «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции», §5 раздел «Деятельность человека: основные характеристики»

Дополнительно: учебник профильного уровня, § 17, раздел «Потребности и интересы» (электронная версия: )

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

Потребности человека

ВИД

ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ

Физиологические

Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.

Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

Ответ: _______________

2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) человеческие потребности, 2) социальные потребности. 3) физиологические потребности, 4) духовные потребности, 5) биологические потребности.

Ответ:

3 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

1) биологические, 2) физиологические, 3) социальные, 4) органические, 5) идеальные, 6) естественные

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Ответ:

4 . Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ: ____

5 . Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А)

способность к продолжению рода

Б)

приспособление к климатическим условиям

В)

способность накапливать знания и трудовые навыки

Г)

способность определять цель своих действий

Д)

способность оценивать себя и других

1)

социальная

2)

биологическая

Запишите в таблицу выбранные цифры

Ответ:

А

6 . Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека.

1) интересы

2) мировоззрение

3) задатки

4) умения

5) наследственность

6) идеалы

Ответ:

7. Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к продолжению рода

2) умение защищаться от врагов

3) умение находить пропитание и обустраивать жилье

4) способность преобразовывать природную среду

5) забота о потомстве

6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

Ответ:

8 . Установите соответствие между примерами и видами потребностей:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
отдых и сон

Б)

Общение

В)

принадлежность к определённой группе

Г)

познание мира

Д)

осознание смысла своего существования

социальные

2)

духовные

3)

биологические

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

9 . Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) интересы

2) мировоззрение

3) задатки

4) умения

5) наследственность

6) идеалы

Ответ:

10 . Задание отсутствует, если очень хотите выполнить – обратитесь к Николаю Александровичу

11 . Выберите верные суждения о биосоциальном в человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху

2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называется потребностью

3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении

4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе. Питании, поддержании теплообмена

5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями

Ответ:

12. – в данном тесте пока отсутствует

13 . Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Ответ:

14 . Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. в самовыражении

Б)

в смысле жизни

В)

в двигательной активности

Г)

в общении

биогенные (биологические)

2)

социальные

3)

идеальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

15 . Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к целеполаганию

2) стремление понять окружающий мир

3) использование предметов, данных природой

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) общение с помощью членораздельной речи

6) забота о потомстве

Ответ:

16. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств

Ответ: ______________

17 . Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А)

Групповые

Б)

Индивидуальные

В)

Материальные

Г)

Духовные

Д)

Эстетические

1)

выделенные по субъекту потребностей

2)

выделенные по объекту потребностей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

18 . Найдите в приведенном ниже списке проявления социальной природы человека и запишите цифры , под которыми они указаны

1) человеку свойственны инстинкты

2) человек способен регулировать инстинкты

3) человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens

4) человек обладает кровеносной, мышечной, нервной системами

5) человек развивается, вступая в общественные отношения, в общение с другими

6) человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Ответ:

19 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) способность

2) биосоциальное

3) поведение

4) индивид

5) потребность

6) язык

7) наследственность

8) общение

9) эмоциональное

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

21 . Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

22 . Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

23 . Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

24 . Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

============================================

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о способностях человека.

26 . В современном обществе первичные потребности человека социализированы. Проиллюстрируйте этот факт тремя примерами.

27.

28.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29 . Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Социология

«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).

«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

Современный мир настолько непредсказуем и многогранен, что невозможно предугадать, что же будет ожидать человечество завтра. Человек живет, развивается, у него возникают потребности, которые со временем могут изменяться, но все же, существуют такие вещи, которые нужны человеку всегда.
Известный ученый Маслоу сообщил о том, что все человеческие потребности смело можно назвать врожденными. Плюс ко всему им была представлена концепция потребностей в мотивации иерархического порядка, вот в такой очередности:
1. Потребности физиологического характера. Они занимают важное место в жизни каждого человека. Так как если не будут удовлетворены биологические потребности, то никого не будут интересовать потребности расположенные на более высоком уровне.
2. Потребности относящие к защите и безопасности. В наши дни сюда можно отнести системы безопасности, стабильность в законе и порядке, свободу от угроз. То есть эти потребности интересны всем, кто заинтересован в выживании. Каждый человек стремиться к стабильности, уверенности в завтрашнем дне, хорошей зарплате и финансовым потокам обеспечивающим всю семью.
3. Сюда следует отнести потребности любви. Здесь каждый человек стремиться построить крепкие, гармоничные отношения. Так же именно здесь устанавливается привязанность к окружающим людям в любом возрасте.
4. На этом этапе формируется необходимость в самоуважении. После того, как мы удовлетворили свою потребность любить и быть любимыми, у нас возникает необходимость в уважении. Сюда относиться: уважение к другим людям и к самому себе.
5. Потребность в самореализации. Каждый человек стремиться достичь каких-то высот, хорошо зарабатывать, использовать все свои таланты и быть от этого полностью удовлетворенным.
Конечно, эти потребности очень важны для каждого человека. Но современный мир настолько многогранен, что нам уже просто не обойтись без тех технологий, которые нас окружают. Особенно без систем безопасности. Ведь охранное видеонаблюдение делают нашу жизнь намного спокойнее, беспечнее и увереннее. Человек хоть и боится много, но с данным оборудованием он чувствует себя намного спокойнее. Проходит волнение за свою жизнь семьи и целостность имущества. Получается, что в наши дни потребность в защищенности можно отнести к одной из самых необходимых, что пожалуй, совершенно не удивительно.

Метафизическая антропология русских мыслителей.

Фундаментальные характеристики человека.

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание:

1. Несводимость

2. Непредопределенность

3. Незаменимость

4. Неповторимость

5. Невыразимость.

Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость

Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище - может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией - он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир, человек-депутат.

Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его.

Непредопределенность

Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я - главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.

Введение

Данная тема привлекла мое внимание и интересна тем что, в тему включены важнейшие стимулы человеческой деятельности -- потребности, интересы и ценности. Что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни -- вот что скрывается в заглавии данной работы.

Потребности, интересы и ценности -- близкие и вместе с тем не тождественные фундаментальные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Поэтому философский анализ данных категорий неотделим от исследования реальных жизненных ситуаций, социальной практики, от анализа актуальных проблем, стоящих ныне перед нашим обществом.

Объектом исследования является человек, а предметом исследования рассмотрение его потребностей, интересов и ценностей.

Целью исследования является:

· Изучение содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность» и их соотношение

Задачами исследования являются:

· Дать определение понятиям - «потребность», «интерес», «ценность»

· Раскрыть проблемы «потребностей», «интересов» и «ценностей».

· Сопоставить данные понятия

Потребность

Общие понятия о потребности

потребность интерес ценность

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.

Потребность -- в самом, общем понимании -- существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире -- как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания истории.

Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие -- лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем значении понятие потребности выходит за рамки общественной науки. Потребность -- неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью.

Социализация потребностей человека

Всемирная история -- это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к общению и т.д. не приводит к возникновению новых потребностей. Совсем иное дело - дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь индивидуальные различия приводят к поиску и отбору новых средств деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых - важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс выделения человека из животного мира представляет собою и процесс качественного преобразования самих биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями трудовой деятельности людей.

Введение

  1. Понятие потребностей

Классификация потребностей

Анализ основных потребностей человека

  1. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей

Структура потребностей

  1. Мотивация

Теория мотивации по Маслоу

  1. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека – это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей – мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Понятие потребностей

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.

«Потребность - в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы» . В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности).

Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

      Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные.

Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове­ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных - еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению - на естественные и культурные, по предмету (объекту) - на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные - материальными и духовными.

П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, - каким целям (об­щественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.

Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление.

Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях - с одной стороны, и о вторичных потребностях - с другой.

Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости.

Б.Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) - «потребности нужды» и «потребности роста», Э. Фромм (1998) - потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических потребностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцельных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине. Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации.

Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.

Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).


Close