Столица Франции известна как место романтическое, с веселой и беззаботной атмосферой. Между тем, есть в Париже места совсем не располагающие к веселью, связанные с памятью о мертвых. Однако парижские кладбища совсем не похожи на отечественные погосты: они выглядят иначе и воспринимаются скорее как .

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV - тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице , святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.


РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ

СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА (Франция)

Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа является общественным и расположено в нескольких километрах к югу от Парижа. В 1927 году княгиней Верой Кирилловной Мещерской (1876-1949) часть кладбища была зарезервирована для захоронения русских, эмигрировавших во Францию после революции 1917 года.
На кладбище погребены многие военные и казаки Белой Армии, в частности полковник Николай Иванович Алабовский (1883-1974), командир Марковского полка Абрам Михайлович Драгомиров (1868-1955), генерал Пётр Петрович Калинин (1853-1927), генерал Николай Николаевич Головин (1875-1944), генерал Александр Павлович Кутепов (1882—1930), генерал Николай Александрович Лохвитский (1867-1933), казачий генерал Сергей Георгиевич Улагай (1875(77)-1944)…
Здесь также находится несколько памятников, воздвигнутых во славу Белой Армии: памятник русских ветеранов Галлиполи, в память о генерале Михаиле Гордеевиче Дроздовском, в честь дивизии Алексеева, монумент Донским казакам.
Кладбище оформлено в русских традициях (православные кресты, сосны и большие берёзы на территории). Здесь, под 5 220 могильными плитами, покоятся примерно 15000 русских и французов русского происхождения.
На территории кладбища располагается русская православная церковь Успения Божьей Матери (Нотр-Дам-де-ля-Дормисьон), которая была освящена 14 октября 1939 года Митрополитом Euloge, который в настоящее время покоится в церковном склепе.

Альберт Бенуа - здание церкви Успения Пресвятой Богородицы на русском Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (он же со своей женой М. А. Бенуа и расписал этот храм)

Храм был построен в стиле Новгородских церквей 15-16 века. Внутри, справа от иконостаса, находится мемориальная табличка в память о 37 генералах, 2605 офицерах и 29000 казаках, являвшихся британскими военнопленными весной 1945 года и замученных во время «резни казаков в Лиенце», в Австрии. Англичане решили доставить Сталину своих военнопленных и убили 300 непокорных пленных, в том числе женщин и детей. Множество казаков решило покончить жизнь самоубийством со своей семьёй и лошадью, другие были отданы Советскому Союзу и практически все уничтожены. Несколько выживших казаков были амнистированы Хрущёвым в 1955году.
После визита Владимира Путина в 2000 году, Российская Федерация вместе с Францией участвует в обслуживании кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.

Официальный представитель,
специальный корреспондент
Оренбургского войскового
казачьего общества во Франции
Паскаль Жерар
Париж, 29 мая 2014 г.

16 июля 1921 года
торжественно был открыт Галлиполийский обелиск, он напоминал одновременно и древний курган, и шапку Мономаха, увенчанную крестом. На мраморной доске под двуглавым российским орлом было написано: «Упокой, Господи, души усопших. 1-й Корпус Русской Армии своим братьям-воинам, в борьбе за честь родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-21 годах и в 1854-55 г.г., и памяти своих предков-запорожцев, умерших в турецком плену».
Галлиполийский памятник был разрушен землетрясением 23 июля 1949 года. Его уменьшенную копию как дань памяти всем участникам Белого движения в России к сорокалетию со дня открытия было решено установить на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где к тому времени нашли последний приют многие участники движения. И как когда-то камни, теперь — деньги на сооружение памятника были собраны русскими людьми, уже рассеянными по всему миру.

На этом кладбище похоронено 15 тысяч русских в 5220 могилах, что даёт основание называть всё кладбище «русским». Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, значатся многие русские военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты... Глядя на надгробные плиты с русскими именами, я почувствовал, как к горлу подкатил ком...
Летом 1993 года, на могиле Андрея Тарковского был установлен лишь большой деревянный крест. Напротив этого креста - холм, покрытый настоящим ковром-килимом - могила похороненного шесть месяцев назад Рудольфа Нуреева. Уже позже, в 1996 году, этот тканный ковер на его могиле будет заменен шикарным мозаичным ковром.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похоронены:
Булгаков Сергей Николаевич , русский философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви,
Бунин Иван Алексеевич , писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе,

22 октября родился ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (22 октября 1870 — 8 ноября 1953), первый русский писатель - лауреат Нобелевской премии,1933 год.Родился писатель в Воронеже. Детство его прошло в семейном имении Озерки. С 1881 по 1885 годы Иван Бунин учился в Елецкой уездной гимназии, а спустя четыре года опубликовал первые стихи. В 1889 году Бунин работает корректором газеты «Орловский вестник», где знакомится с Варварой Пащенко. Родители не в восторге от их отношений - влюбленные Варвара и Иван в 1892 году вынуждены уехать в Полтаву. В 1895 году после долгой переписки Бунин знакомится с Чеховым. Творениями этого периода являются собрание «Стихотворения», «Под открытым небом», «Листопад». В 1890-х годах Бунин путешествовал на пароходе «Чайка» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, творчество которого любил и впоследствии много переводил. Спустя несколько лет он напишет об этом путешествии очерк «На «Чайке», который опубликуют в детском иллюстрированном журнале «Всходы» 1 ноября 1898 года. В 1899 году Бунин женится на дочери греческого революционера Анне Цакни, но брак не сложился. Через некоторое время они расстаются, и с 1906 года Бунин живет в гражданском браке с Верой Муромцевой. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. В 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии. В феврале 1920 года Бунин покидает Россию и эмигрирует во Францию. В эмиграции Бунин создает свои лучшие вещи: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина» и, наконец, «Жизнь Арсеньева». Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. В 1933 году Бунин стал первым русским писателем - лауреатом Нобелевской премии. Умер Иван Бунин во сне, в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции Сент-Женевьев-де-Буа.

Галич Александр Аркадьевич , драматург, поэт, бард,

Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) (19.10.1918 — 15.12.1977), родился в Екатеринославле (ныне — Днепропетровск), детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве.
Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Гос. премии СССР (1987). С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971, восстановлен в 1988. С 1958 г. член Союза кинематографистов (исключен в 1972 г., восстановлен в 1988 г.) С 1972 г. — православный.
В июне 1974 г. вынужден был покинуть Родину. Год жил в Осло, где записал диск "Крик шепотом". Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции "Свобода" с 1975 г. в Мюнхене, в конце 1976 г. в Париже руководил секцией культуры.
В конце 1976 г. снял докум. фильм "Беженцы XX века". Хотел написать книгу об НТС.
Выступал в Израиле, США, Западной Европе.
3 декабря 1977 г. дал последний концерт в Венеции.
Скончался в Париже, похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа.
В 1988 г. отменены решения об исключении Галича из СК и СП, образована комиссия по литературному наследию.

Гиппиус Зинаида Николаевна , поэтесса,

Зинаида Гиппиус - русская поэтесса и писательница эпохи «серебряного века»
20 ноября 1869 — 9 сентября 1945

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в Белёве Тульской области, в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и девочка училась во многих школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге.
Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы - «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла».
Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью.
Зинаида Гиппиус умерла в Париже 9 сентября 1945 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна , актриса,
Зайцев Борис Константинович , писатель,

Бори́с Константи́нович За́йцев (29 января 1881, Орёл — 28 января 1972, Париж) — русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур Серебряного века.
Отец Константин Николаевич Зайцев — директор Московского бумажного завода Гужона, из дворян Симбирской губернии. Детство провёл в селе Усты Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне Думиничский район Калужской области). Первоначальное образование получил под руководством гувернанток. В Калуге учился в классической гимназии (1892—1894; не окончил, в 1902 экстерном сдавал экзамен по древним языкам в 6-й московской гимназии). Окончил Калужское реальное училище (1894—1897, дополнительный класс — 1898). Учился на химическом отделении Московского технического училища (1898—1899, исключён за участие в студенческих беспорядках), в Горном институте в Санкт-Петербурге (1899—1901; не окончил), на юридическом факультете Московского университета (1902—1906; не окончил).
Писать начал с 17 лет. Осенью 1900-го в Ялте познакомился с А. П. Чеховым. В начале 1901 послал рукопись повести «Неинтересная история» Чехову и В. Г. Короленко. В том же году познакомился с Л. Н. Андреевым, который помогал ему в начале литературной деятельности, ввёл его в литературный кружок «Среда», руководимый Н. Телешовым. В июле 1901 дебютировал рассказом «В дороге» в «Курьере». В 1902 или 1903 познакомился с И. А. Буниным, с которым долгие годы поддерживал дружеские отношения.
Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. Член московского Литературно-художественного кружка (1902), участвовал в издании просуществовавшего несколько месяцев журнала «Зори» (1906), с 1907 действительный член Общества любителей российской словесности, также член Общества деятелей периодической печати и литературы.
В 1904 побывал в Италии, неоднократно жил там в 1907—1911. Во время Первой мировой войны вместе с женой и дочерью Натальей жил в Притыкине. В декабре 1916 поступил в Александровское военное училище, в марте 1917 был произведён в офицеры. В брошюре «Беседа о войне» (Москва, 1917) писал об агрессивности Германии, проводил идею войны до победного конца. В августе 1917 заболел воспалением лёгких и уехал на отдых в Притыкино, где жил до 1921, периодически бывая в Москве. В 1922 избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей.
После трагически воспринятой им революции и последующей гражданской войны, когда были убиты племянник и пасынок писателя, он был арестован за активное участие в Помголе (организации помощи голодающим), затем едва не умер от сыпного тифа, Зайцев вместе с женой навсегда уехал из России.
В июне 1922 г. Зайцев вместе с семьёй переехал в Берлин. Активную работу вёл в журналах «Современные записки» и «Звено». В сентябре 1923 г. Зайцев с семьёй переезжает в Италию, в декабре они уезжают в Париж, здесь он впоследствии проживёт около полувека. В октябре 1925 г. стал редактором рижского журнала «Перезвоны», в 1927 г. опубликовывал свои произведения в парижской газете «Возрождение».
Весна 1927 г. была ознаменована поездкой на гору Афон, результатом которой было появление путевых очерков под одноимённым названием «Афон».
С 1925 по 1929 гг. в газете «Возрождение» и «Дни» была опубликована первая часть дневниковых записей «Странник». Данные записи посвящены жизни во Франции.
Помимо этого Зайцев занимался подборкой материалов для литературной биографии И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, которые впоследствии были опубликованы.
Зайцев очень много путешествовал по Франции, эти путешествия нашли свое отражение в очерках о таких французских городах, как Грас, Ницца, Авиньон.
В первые годы Второй мировой войны Зайцев вновь обратился к публикации дневниковых записей. Серия новых дневниковых записей «Дни» публиковалась в газете «Возрождение». После того, как Франция была оккупирована Германией в 1940 г. публикаций Зайцева в русских изданиях не было. В эти годы Зайцев всячески отказывался делать свои выводы о политических неурядицах. Но продолжает работать, так в 1945 г. выходит в свет повесть «Царь Давид».
В 1947 г. Зайцев работает в парижской газете «Русская мысль», в этом же году его избирают председателем Союза русских писателей во Франции. Данная должность остается до конца жизни.
В 1959 г. начинает сотрудничать с альманахом «Мосты» в Мюнхене, ведет переписку с Б. Л. Пастернаком.
1957 г. — тяжелый год в личной жизни Зайцева, жена писателя переносит инсульт, Зайцев все дни проводит возле кровати супруги, продолжая работать над жанром дневниковых записей бытового характера.
Годы эмиграции были плодотворными годами творчества Зайцева, опубликовано более 30 книг на русском языке, около 800 текстов в периодических изданиях.
За границей сотрудничал в эмигрантских изданиях («Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие). Долгие годы был председателем Союза русских писателей и журналистов. Один из учредителей и член общества «Икона» в Париже (1927). В 1950-х гг. был членом Комиссии по переводу на русский язык Нового Завета в Париже. В 1962 г. был номинирован Р.В.Плетнёвым на Нобелевскую премию по литературе.
Книги:
Дальний край, 1915
Путники, Paris, «Русская земля», 1921
Улица св. Николая, Berlin, «Слово», 1923
Преподобный Сергий Радонежский, Paris, 1925
Золотой узор, Praha, 1926
Афон. Путевой очерк, Paris, 1928
Анна, Paris, 1929
Жизнь Тургенева. Биография, Paris, 1932
Дом в Пасси, Berlin, 1935
Путешествие Глеба. Тетралогия:
1. Заря, Berlin, 1937
2. Тишина, Paris, 1948
3. Юность, Paris, 1950
4. Древо жизни, New York, 1953
Москва, Paris, 1939, München, 1960, 1973
Жуковский. Биография, Paris, 1951
Чехов. Биография, New York, 1954
Тихие зори, München, 1973
Далекое. Статьи, Washington, 1965
Река времен, New York, 1968
Мои современники. Эссе, London, 1988
Житиё Сергия Радонежского
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Иванов Георгий Владимирович , русский поэт, прозаик, переводчик,
Извольский Пётр Петрович , русский общественный и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода,
Коковцов, Владимир Николаевич , граф, министр финансов, председатель Совета Министров Российской империи,
Колчак Софья Федоровна , вдова А. В. Колчака, адмирала Российского флота, Верховного правителя России, предводителя Белого движения,
Коровин Константин Алексеевич , художник,
Кутепов, Александр Павлович , генерал, один из руководителей Белого

движения,

«На жизнеописании Кутепова наши дети и внуки будут учиться, как надо служить Отечеству. Кем бы ни был Кутепов - младшим ли офицером в мирное время и на войне, командиром ли полка в период революции и анархии, командиром ли корпуса или командующим армией в гражданской войне, - он всегда и везде являл собой образец офицера, начальника и верного слуги России»
Генерал Е. К. Миллер

Кшесинская Матильда Феликсовна , балерина,
Лифарь Серж , балетмейстер,
Львов Георгий Евгеньевич , князь, глава и министр Временного правительства,
Мережковский Дмитрий Сергеевич , поэт,
Мозжухин Иван Ильич , актёр кино,
Некрасов Виктор Платонович , писатель,
Нуреев Рудольф Хаметович , танцор балета,
Оболенская Вера Аполлоновна , княгиня, участница движения сопротивления во Франции, обезглавленная в берлинской тюрьме Плотцензее,
Преображенская Ольга Иосифовна , балерина,
Прокудин-Горский Сергей Михайлович , фотограф, химик, изобретатель,
Ремизов Алексей Михайлович , писатель,
Романов Гавриил Константинович , князь императорской крови, правнук императора Николая I,
Романова Ирина Александровна , великая княжна,
Серебрякова Зинаида Евгеньевна , русская художница,
Сомов Константин Андреевич , художник,
Столыпина Ольга Борисовна, супруга П. А. Столыпина , премьер-министра России, убитого в 1911,
Тарковский Андрей Арсеньевич , кинорежиссёр,

«Пугает ли меня смерть? — размышлял он в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать.»
Сегодня - День Памяти режиссёра, ставшего легендой - Андрея ТАРКОВСКОГО!

«Искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен», - говорил он…. Нет, не задуман, не создан плохо, а устроен именно сейчас, когда мы сами взялись за его устройство…. И задача искусства -считал он - возврат к истокам, к истинной гармонии…Своими фильмами - которые были РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ВЫСОКОМ - он пытался постичь эту гармонию… Каждый из его фильмов стал шедевром, образцом настоящей, чистой философии - стремлением к Мудрости…
Он умер в Париже 29 декабря 1986 года. Похороны режиссёра состоялись на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея Тарковского. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. На его надгробный памятнике, выполненном Эрнстом Неизвестным, сделана надпись - "ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ АНГЕЛА" .
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ РЕЖИССЁРУ!

Тэффи (Надежда Лохвицкая) , писательница,
Шереметев Александр Дмитриевич , российский меценат и музыкант, внук Николая Шереметева и певицы Прасковьи Жемчуговой,
Феликс Феликсович Юсупов , князь, организатор убийства Распутина. Похоронен с супругой Юсуповой Ириной Александровной, русской великой княжной, правнучкой царя Николая I и племянницей Николая II,
и многие-многие другие...

Надгробие Александра Галича

Могила Андрея Тарковского и его жены Ларисы

Надгробие на могиле Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус

Надгробие на могиле Рудольфа Нуреева. С первого взгляда это напоминает настоящий ковер, но на самом деле он выполнен из мозаики... Рудольф коллекционировал ковры. А рисунок ковра на могиле повторяет рисунок одного из его любимых ковров.

Надгробия генералу Дроздовскому и его дроздовцам

Надгробия на могилах казаков.

Правительство России выделило почти 610 тыс. евро на погашение задолженности за аренду участков на русском кладбище во французском Сент-Женевьев-де- Буа. Соответствующее распоряжение опубликовано 1 октября на официальном портале правовой информации, сообщает ИТАР-ТАСС. Речь идет о перечислении добровольного взноса России государственному казначейству Французской республики на счет муниципалитета (мэрии) города Сент-Женевьев-де-Буа (департамент Эссон) в размере указанной суммы.
Эти средства будут направлены в счет погашения задолженности за аренду 480 участков на кладбище «А» (русский сектор) в целях возобновления истекших концессий на аренду в пользу родственников тех, кто там захоронен.
Минфину поручено выделить необходимые средства из бюджета на текущий год, а МИД РФ — оформить необходимые документы и осуществить перечисление денег.
Кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа называют самым русским местом «большого» Парижа. В 1920-х годах в этом предместью французской столицы на средства княгини Веры Мещерской был открыт Русский дом для престарелых русских дворян, бежавших от революции и лишенных средств к существованию. Тогда же на местном кладбище появились и первые могилы с православными крестами, чуть позже была построена небольшая церковь. Со временем Сент-Женевьев-де-Буа стал средоточием русской эмиграции.
Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, — многие видные военные, духовные лица, писатели, художники, артисты. В частности, здесь покоится писатель Иван Бунин, фотограф Сергей Проскудин-Горский, премьер Временного правительства князь Георгий Львов, вдова и сын адмирала Александра Колчака, многие другие участники Белого движения. Уже в более позднюю эпоху на русском кладбище были захоронены бард Александр Галич, режиссер Андрей Тарковский.
В 2008 году правительство России уже выделяло более 600 тыс. евро на погашение задолженности перед Францией за аренду участков, чтобы предотвратить снос кладбища. И это весьма отрадно: присущая советской эпохе манера уничтожения кладбищ и дореволюционных мемориалов постепенно заменяется традиционным подходом к почитанию могил наших предков. Ведь недаром писал великий Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Русская линия

Русский уголок кладбища Сент-Женевьев-де-Буа этой осенью:

В первый же полноценный день моего пребывания в Париже я поехал не куда-нибудь, а прямиком на кладбище. Нет, со мной всё было в порядке. Дело в том, что кладбище Пер-Лашез – одно из самых потрясающих достопримечательностей французской столицы. Кроме того, это одно из самых знаменитых кладбищ во всём мире, на территории которого захоронены сотни исторических личностей: политики, военные, учёные, писатели, певцы, художники и многие, многие другие.


Здесь же захоронено большое количество людей, так или иначе оставивших свой след в истории России, например: Нестор Махно и Айседора Дункан. Впрочем, я не ставил перед собой задачи найти могилы и склепы всех великих людей прошлого, нашедших здесь своё последнее пристанище. Для таких целей, наверняка, существуют специальные экскурсии. Я же приехал сюда для того, чтобы побродить по узким тропинкам меж скорбных готических построек и прочувствовать атмосферу места.

Это самый настоящий город в городе. Каждый из них по-своему прекрасен, но только один – для живых, а другой – для мёртвых.

Кладбище Пер-Лашез занимает огромную для Парижа площадь – целых 48 гектаров. Правда, находится оно не в центре, а в считающимся «неблагополучным» 20-м округе. Почему в кавычках? Да потому что я за всё время своей прогулки так и не увидел ни одного признака этой самой неблагополучности. Судя по всему, это очередная туристическая страшилка, рассчитанная на запуганных тётенек.

Само кладбище, несмотря на кажущуюся древность, было основано лишь в самом начале 19 века. Вплоть до второй половины так называемого «Позднего Средневековья» на этом месте находились жилища самых низших слоёв населения. Здесь царила преступность, начинались эпидемии. Всё изменилось, когда один богатый купец на месте хижин построил себе огромный особняк. Впоследствии и особняк, и прилегающая территория отошли во владения ордена иезуитов. Однако спустя некоторое время у монахов возникли финансовые трудности, земли были конфискованы и проданы с аукциона. Новый хозяин сравнял с землёй все существовавшие доселе постройки и разбил на этом месте английский сад.

В начале 19 века городские власти приняли решение выкупить парк и основать на его месте кладбище. Так как в то время это была не очень-то привлекательная окраина, подавляющее большинство горожан не имело никакого желания оказаться здесь после смерти. Дабы подстегнуть интерес жителей Парижа к новому кладбищу, на его территорию были перенесены захоронения Мольера, Лафонтена и Пьера Абеляра. Это возымело результат: кладбище Пер-Лашез стало привлекать всё больше людей, желающих отдать последние почести своим близким, и постепенно превратилось в то, что мы имеем и по сей день – в одну из главных достопримечательностей столицы Франции.

В данный момент здесь покоится более 1 миллиона человек.

Кладбище Пер-Лашез от внешнего мира отделяют огромные стены высотой в несколько метров и не менее величественные ворота.

Здесь очень красиво!

Много раз сталкивался с тем, что люди абсолютно неадекватно реагируют на то, что кто-то может с удовольствие гулять по кладбищу. Да, подавляющее большинство постсоветских захоронений абсолютно не располагают к тому, чтобы у людей появлялось желание прогуливаться на их территории. С Пер-Лашез совсем иная история: любитель архитектуры найдёт здесь большое количество потрясающих склепов, любитель истории – множество известных имён, любитель тишины – покой и уединение, любитель природы – большой парк среди жилых массивов. В конце концов, я ещё никогда не встречал людей, осуждающих поездки к египетским пирамидам – а, ведь, это тоже кладбища.

Что меня очень удивило, так это ближайшее соседство обычных панельных многоэтажек, вплотную прилегающих к территории кладбища. Вот уж не хотел бы я там жить.

Монумент «Умершим».

К сожалению, далеко не все захоронения находятся в удовлетворительном состоянии. В дыру под могильной плитой я заглядывать не стал.

Некоторые склепы вполне могут сравниться с часовнями или даже небольшими деревенскими церквушками.

Самый настоящий густонаселённый город.

К сожалению, качество следующих фотографий будет относительно невысокого качества. Это стало платой за моё желание полностью погрузиться в атмосферу старого кладбища: я поехал туда уже в конце дня, буквально перед самым закатом. Ибо какой смысл посещать подобные места днём при ярком солнечном свете? В общем, к концу прогулки даже я сам уже мало чего различал по обе стороны от дороги, не говоря уже про фотокамеру. Но я об этом ни чуть не жалею и советую приезжать в Пер-Лашез исключительно в конце дня. Главное – помнить, что кладбище открыто не круглосуточно.

Внезапно, на фоне невысоких готических склепов выросло что-то поистине огромное. Сперва я подумал, что это крематорий (его я в тот момент как раз искал), но знаки указывали на нечто другое…

Оказалось, что это – тоже склеп, в котором захоронен французский дипломат Феликс де Божур. Видимо, Феликс был исключительным человеком, раз для него соорудили такую выдающуюся усыпальницу.

Некто рангом попроще отправился в последний путь со своей любимой собачкой.

Кстати, я уже говорил, что Пер-Лашез – это целый город? Тут каждая дорожка – это отдельная улица со своим названием и невероятно красивыми табличками.

В конце концов, я нашёл крематорий. Прямо перед ним находился спуск в подземные помещения, откуда раздавался непонятный шум и горел свет. Двери были открыты. Только я начал спускаться к манящему свету, как сзади из темноты вынырнул чернокожий смотритель кладбища и в жёсткой форме заявил, что мне туда нельзя. Так для меня и осталось загадкой, что же происходило в этих подземных помещениях.

Возле крематория распространялся очень неприятный запах. Наверное, сжигали тела.

Вокруг крематория большим четырёхугольником расходятся галереи. Это колумбарий – стены с небольшими отсеками, в которых хоронят прах умерших.

Спасаясь от становящегося невыносимым запаха, я поспешил к выходу. Вокруг стояла уже кромешная тьма – никаких намёков на фонари на кладбище нет. И лишь чудом я смог разглядеть новых экземпляр в мою коллекцию крышек от люков.

Подводя итог: кладбище Пер-Лашез – одно из самых необычных и интересных достопримечательностей Парижа. Я рекомендую посетить его всем, кто хотя бы на один день остановится в столице Франции – все остальные достопримечательности могут подождать.

Как добраться:
В непосредственной близости от главного входа находятся две станции метро: «Père Lachaise» (ветки 2 и 3), а также «Philippe Auguste» (ветка 2).

Для парижан оно, как la cite des morts – город мертвых, а для туристов всего мира больше известно как Пер-Лашез. Это, по сути, целый город. На правильно спланированных улицах, аллеях − дворцы (усыпальницы со сложными скульптурными композициями), коттеджи (фамильные склепы со скромными или величественными надгробиями) и многоквартирные дома – колумбарии. На железных кованых указателях − номера участков и более 6 тысяч деревьев. Некрополь стал известным всему миру как музей надгробной скульптуры под открытым небом.

Кладбище-парк

Знаменитые могилы Пер-Лашез

Некрополь занимает площадь 48 гектаров. История его создания уходит в далекий 1804 год. Именно тогда кладбище было основано и названо в честь Франсуа де ля Шеза, исповедника короля Людовика ХIV. На момент открытия оно находилось далеко за чертой города. Сначала парижане не хотели хоронить там своих родственников. Поэтому для большей популярности на новое кладбище были перенесены останки великих Мольера и Лафонтена, а в 1817 году перезахоронены останки Пьера Абелара и Элоизы (практически французских Ромео и Джульетты), чья романтическая любовь потрясла многих до глубины души.

И тогда уже парижане захотели, чтобы после смерти их похоронили в окружении знаменитых людей. По записям, число похороненных на этом кладбище в течение нескольких лет увеличилось от нескольких десятков до 30 тысяч человек. На сегодня захоронений − более миллиона, не считая колумбария. Быть погребенными на кладбище имеют право только парижане или умершие в Париже.

Кладбище дало вечный приют многим знаменитым писателям, художникам, актерам, политическим деятелям. К их могилам приходят, чтобы почтить память умерших. Это могилы Оноре де Бальзака (участок № 48), Модильяни (уч. №96), Эдит Пиаф (уч. № 97), Сары Бернар (уч. № 44). Но это всего лишь капля в море всех известных людей, которые нашли здесь свой вечный покой.

Одна из часто посещаемых могила Ф.Шопена − композитора, написавшего «Похоронный марш», под звуки которого были погребены большинство людей на этом кладбище, да и сам автор.

Бальзак описал это кладбище в последней части своего романа «Отец Горио». Последнее пристанище писателя – тоже здесь.

Впечатляют погребения, связанные с гибелью большого числа людей. Это Мемориал жертвам нацистских концлагерей (№ 97), памятник русским участникам движения Сопротивления во Франции.

Среди известных мест Пер-Лашеза – Стена коммунаров (уч. № 76), у которой казнили весной 1871 года 147 участников Парижской коммуны. По иронии судьбы, Адольф Тьер − человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны, тоже похоронен в этом месте (уч.№ 55).

Легенды кладбища Пер-Лашез

Некоторые могилы привлекают к себе внимание благодаря тайнам и легендам, манят многих посетителей рассказами о чудесных случаях исцеления. Существует определенный ритуал, которого необходимо придерживаться, чтобы добиться желаемого результата.

Всегда много посетителей возле надгробия французского журналиста Виктора Нуара , застреленного племянником императора во время спора. Мужчины приходят, чтобы попросить для себя мужской силы, женщины – чтобы познать счастье материнства. Молва гласит, что когда тело убиенного привезли в морг, случилось необыкновенное: ожил его детородный орган. Это событие послужило причиной необычайной популярности.

К могиле Оскара Уайльда приходят те, кто мечтает о вечной любви. Говорят, что если прошептать желание и поцеловать сфинкса, высеченного на надгробии писателя, желание сбудется. Дух ироничного Уайльда устраивает сердечные дела только самых старательных. Поэтому надгробие целуют, пишут губной помадой признания в любви, как и показано в фильме «Париж, я тебя люблю». Кроме того, могила пользуется популярностью у людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Ходят слухи, что они приходят к своему кумиру по ночам. Хотя кладбище в это время суток и закрыто, а окружает некрополь высокая стена.

«Победи демона внутри себя», − эпитафия на надгробном камне культового певца Джима Моррисона. Его фанаты особо выделяются среди туристов: они громко разговаривают, курят марихуану, разбрасывают окурки. Из-за этого прах певца даже хотели перенести в другое место, но его могила по посещаемости на пятом месте.

Рассказывают, что кладбище Пер-Лашез имеет магическую силу. Ведьмы, черные маги и прочие представители «профессии» не раз устраивали здесь свои шабаши. Однако вряд ли вам удастся заметить мрачные нотки в прогулках по Пер-Лашезу.

В колумбарии нашли, среди многих других, последнее пристанище Нестор Махно, умерший в нищете, и Айседора Дункан, которая погибла от нелепой случайности.

Кладбище Пер-Лашез – полезная информация

Адрес кладбища:16 Rue du Repos, 75020, Paris Pere Lachaise Gambetta

Сайт www.pere-lachaise.com

Станция метро Pere Lashaise находится на расстоянии 500 м от бокового входа, станция Philippe Auguste – непосредственно возле центрального входа, а станция Gambetta - недалеко от могилы Оскара Уайльда, откуда уже можно пройтись по обширной территории некрополя.

Вход на кладбище свободный, часы работы – ежедневно с 8.00 до 18.00.

Карта кладбища Пер-Лашез

1 - Сара Бернар (1844 - 1923): актриса. Отдел 91

2 - Гийом Аполлинер (1880 - 1918): поэт. Отдел 86

3 - Оноре де Бальзак (1799 - 1850): писатель. Отдел 48

4 - Бомарше (1732 - 1799): писатель. Отдел 28

5 - Фюльжанс Bienveüe (1852 - 1936): отец метро Парижа. Отдел 82

6 - Мария Каллас (1923 - 1977): оперная певеца. В колумбарии

7 - Фредерик Шопен (1810 - 1849): пианист и композитор. Отдел 11

8 - Огюст Конт (1798 - 1857): философ. Отдел 17

9 - Жорж Courteline (1858 - 1929): писатель. Отдел 89

10 - Эжен Делакруа (1798 – 1863): художник. Отдел 49

11 - Пьер DESPROGES (1939 - 1988): юморист. Отдел 10

12 - Поль Элюар (1895 - 1952): поэт. Раздел 97

13 - Теодор Жерико (1791 - 1824): художник. Отдел 12

14 - барон Осман (1809 - 1891): префект Парижа. Отдел 4

15 - Доминик Энгр (1780 – 1867): художник. Отдел 23

16 - Жан де Лафонтен (1621 - 1695): прозаик, поэт. Отдел 25

17 - Мольер (1622 - 1673): Писатель, актер. Отдел 25

18 - Амедео Модильяни (1884 - 1920): художник. Отдел 96

19 - Ив Монтан (1921 - 1991) : певец, актер / Симона Синьоре (1921 - 1985): актриса. Отдел 44

20 - Джим Моррисон (1943 - 1971): певец. Отдел 6

21 - Альфред де Мюссе (1810 - 1857): писатель. Отдел 4

22 - Антуан PARMENTIER (1737 - 1813): агроном. Отдел 39

23 - Эдит Пиаф (1915 - 1963): певица. Отдел 97

24 - Камиль Писсарро (1830 - 1903): художник. Отдел 7

25 - Марсель Пруст (1871 - 1922): писатель. Отдел 85

26 - Гертруда Стайн (1874 - 1946): искусствовед, писатель. Отдел 94

27 - Оскар Уайльд (1854 – 1900): писатель. Отдел 89

В приложении вы можете скачать более подробную карту кладбища Пер-Лашез на французском языке.

Кладбище Пер-Лашез является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположенное в восточной части города, оно больше известно его жителям как «Восточное кладбище» (Cimetière de l’Est) или «город мёртвых» (la cite des morts). Пер-Лашез занимает территорию около 48 га. Это настоящий хорошо спланированный город с зелёными аллеями из ветвистых старых деревьев.

Многие приходят в это тихое и уединённое место, чтобы прогуляться, подумать о вечном и забыть о времени. Стоит также упомянуть, что данное кладбище считается одним из самых крупных музеев надгробной скульптуры. На сегодняшний день здесь захоронено около миллиона человек, среди числа которых большое количество знаменитостей: Лафонтен и Мольер, Пьер Абеляр и его ученица Элоиза, Оскар Уайльд, Джим Моррисон и многие другие.

История кладбища

Изначально на территории кладбища находился район бедняков и преступников. Позже здесь располагался дом исповедника Людивика XIV Франсуа де ла Шеза, именем которого теперь назван некрополь. И только в 1804 году здесь появилось кладбище. Спроектировал его Николя Фрошо. По его просьбам здесь были перезахоронены Мольер и Лафонтен, Пьер Абеляр и Элоиза, благодаря чему кладбище стало набирать популярность, ведь изначально люди отказывались хоронить здесь своих родственников.

Самые посещаемые и известные памятники Пер-Лашез

Знаменитый и горячо любимый многими английский писатель О. Уайльд скончался 30. 11. 1900 г. и был изначально похоронен на кладбище Баньо. Затем, спустя около 10 лет, его останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Его могилу украшает скульптура крылатого сфинкса, выполненная Джейкобом Эпстайном. Эта скульптура овеяна легендой о том, что, поцеловав её, обретёшь вечную любовь. По этой причине сфинкс на надгробии писателя был закрыт стеклом, но и это не останавливает неисправимых романтиков оставлять здесь следы от губной помады.

«Победи демона внутри себя», — гласит изречение на надгробии легендарного музыканта, вокалиста группы «The Doors» и поэта. Могила певца находится на пятом месте по посещаемости, благодаря частым визитам преданных фанатов.

Это одно из самых шумных и многолюдных мест на кладбище. Цитатами из песен Моррисона исписаны близлежащие надгробия, из-за чего прах певца хотели даже перезахоронить, но не сделали этого, т.к. могила остаётся одной из самых посещаемых и за неё исправно вносится арендная плата.

Эта могила усыпана цветами в память о великом композиторе, сочинившем легендарный «Похоронный марш», под минорные звуки которого большинство людей прощаются и отправляют в мир иной своих близких.

Сюда часто приходят поляки, оставляя цветы на флаге своего государства. В соответствии с последней волей композитора, его сердце хранится в Варшаве в одном из костёлов.

Знаменитый французский журналист был убит на дуэли с племянником Наполеона Бонапарта за день до своей свадьбы. При жизни он был обожаем женщинами, поэтому его надгробие украшает памятник с эрегированным мужским органом.

Женщины верят, что, потерев детородный орган, обязательно познаешь счастье материнства, а мужчины приходят сюда, чтобы вернуть «мужскую силу».

Стена коммунаров

Стена коммунаров – памятник защитникам Парижской коммуны, которые были расстреляны у одной из стен кладбища. Здесь отдали жизнь 147 человек. Чтобы увековечить это событие в памяти народа, скульптором А. Бартоломе возле кладбища был сооружён барельеф. Сегодня данный мемориал служит символом мужества, воли и пролетарского движения.

Памятник русским воинам

К 60-летней годовщине празднования Великой Победы, в честь участников французского Сопротивления, на кладбище Пер-Лашез был возведён Памятник русским воинам. Данный памятник создал русский скульптор Владимир Суворовцев.

Памятник возведён в честь тех, кто отправился в мир иной. Монумент был открыт в 1899 году.

Он определил путь своего создателя, Альберта Бартоломе, как скульптора. Монумент служит также в качестве оссуария, где хранятся кости из заброшенных могил.

В заключение…

Атмосферу этого места сложно передать словами. Разнообразие памятников, надгробий, фамильных склепов и скульптур просто удивляет. Ещё больше таинственности этому овеянному легендами месту, придают деревья, которых насчитывается около шести тысяч, и, покрывающий надгробные камни, мох. Это место одно из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, которое не оставляет туристов равнодушными. Но стоит подумать об экскурсии с гидом, ввиду того, что заблудиться здесь очень легко, не упоминая тот факт, что профессиональный экскурсовод сможет поведать Вам ещё больше интересных фактов и тайн этого удивительного места.

Как добраться

Адрес: 16 Rue du Repos, Paris 75020
Телефон: +33 1 55 25 82 10
Сайт: pere-lachaise.com
Метро: Père Lachaise
Обновлено: 18.08.2015

Close