— военное высшее учебное заведение Санкт-Петербурга.

История университета на территории города Пушкин:

Пушкинское Высшее Военное инженерно-стоительное училище (ныне учебная база № 2 Военного инженерно-технического университета) было создано распоряжением Совета Министров СССР от 12 июня 1952 г. с целью подготовки специалистов со средне-техническим образованием для занятия должностей на строительстве базовых, фортификационных и гидротехнических сооружений, а также в инженерных и проектных организациях, смотрителей зданий квартирно-эксплуатационных органов и командиров взводов строительных, ремонтно-эксплуатационных и гидротехнических частей.

Местом постоянной дислокации училища был определен г. Пушкин — в бывшем и прилегающей к нему территории.

Новое военное учебное заведение получило наименование Строительное училище ВМС. Его первым начальником был назначен генерал-майор Иван Никитич Орлов, прибывший с должности заместителя командующего Балтийским флотом по строительству.

Первый прием курсантов был произведен в Ленинграде в ВИТУ ВМФ на базе командно-технического отдела. Сто десять счастливцев после конкурсных экзаменов зачислили на 1 курс, одели в военно-морскую форму и во главе со своим командиром роты старшим лейтенантом Плахотиным отправили на электричке до станции Детское Село. С вокзала курсанты строем прошли по Советскому бульвару, далее мимо полуразрушенного дворца, в корпусах которого им предстояло учиться, а затем под аркой, соединяющей полуразрушенный Екатерининский дворец и Лицей, и прибыли на дворцовую площадку (плац). Здесь уже были установлены три больших утепленных палатки санитарного типа образца 1941 г. на 40 человек каждая, где курсанты и разместились. Отделы и службы училища временно расположились в двух комнатах 1-го этажа церковного флигеля дворца. Кабинет начальника училища находился в одной из кают крейсера “Аврора”.

В начале сентября 1952 года курсанты из палаток перешли в центральную часть дворца и его левое крыло (где ранее были личные аппартаменты императора Николая II и его семьи).
Условия учебы были трудные, тяготы и лишения сказывались во всем, но уныния не было ни у кого.

В 1954 г. училище полностью очистило помещения Александровского дворца и передислоцировалось в реконструированный центральный корпус дворца Палей.

Обучение и воспитание курсантов осуществляли преподаватели циклов (позднее кафедр) — социально-экономических дисциплин, общеобразовательных дисциплин, военно-морских дисциплин, а также строительных, электротехнических и санитаро-технических дисциплин. Преподавательский состав, командиры курсантских подразделений, офицеры и мичманы различных служб и команд были, как правило, фронтовиками, награжденными многочисленными орденами и медалями.

В 1956 г., в ходе военной реформы в СССР, училище было передано из ведения главкома ВМС в подчинение заместителю министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск и получило новое наименование — Пушкинское военное строительное-техническое училище (ПВСТУ).

Руководство страны в то время полагало, что обороноспособность страны можно обеспечить, обладая баллистическими ракетами, а содержание авиации, флота, сухопутных войск — излишество. Как следствие, началось массовое сокращение армии, десятками закрывались военные училища. Все это непосредственно коснулось и ПВСТУ. Расформированное в Ростове военное дорожно-строительное училище влилось в наше. В Красном Селе закрыли военное пожарно-техническое училище — влилось в наше. В Чите прекратило существование аэродромно-строительное училище, которое также частично вошло в ПВСТУ.

В училище трудились замечательные люди. Генерал-майор М. В. Колотушкин прошел путь от старшего лейтенанта до генерала, от преподавателя до начальника училища, оставив неизгладимый след в становлении и развитии учебного поведения. Общую тактику преподавал Герой Советского Союза И. М. Яроцкий. Строительный цикл возглавлял кандидат технических наук полковник М. Д. Пятецкий — талантливый ученый и инженер. Совместно с преподавателем капитаном Г. Ставровым (позднее полковником, профессором) он спроектировал, рассчитал и на территории училища изготовил армоцементные тонкостенные оболочки двоякой кривизны для перекрытия большепролетных нестандартных пролетов над залом тяжелой атлетики.

Длительное время на цикле электротехники трудился преподавателем, а позднее и возглавлял ее полковник Д. А. Черкасский — автор учебников по электроприводу и автоматике.
В училище трудились известные в стране спортсмены: Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике подполковник Ф. Ф Богдановский, почетный мастер спорта СССР, неоднократный чемпион Союза и Вооруженных Сил подполковник В. Я. Меерзон. Курсант Нестеров за время обучения в училище стал чемпионом мира по баскетболу.

Выпускники училища служили во всех уголках страны и государствах Варшавского договора. Многие занимали и занимают видные должности в военно-строительных структурах. Среди них выпускники училища — генерал-полковник А. В. Соломатин, генерал-лейтенант С. Пыхач, генерал-майоры Б. П. Сорокин, А. Г. Хоменко, Ю. В. Прошлецов. В период Карибского кризиса ряд выпускников училища успешно выполнили специальное правительственное задание. Некоторые из них были награждены боевыми орденами и медалями, среди них лейтенант (позднее полковник) Л. С. Кацин.

Учитывая высокий профессиональный уровень преподавателей и командиров, училище в 1975 году было переведено в ранг высших учебных заведений с 4-х летним периодом обучения, а в 1977 г. стало Пушкинским высшим военным инженерно-строительным училищем (ПВВИСУ) с пятилетним периодом обучения.

На факультетах ПВВИСУ готовили военных инженеров-строителей, электриков, сантехников. На спецфакультете шла успешная подготовка военных инженеров строителей для Вьетнама, Монголии, Кубы, Афганистана, Эфиопии, Йемена, Мозамбика и других государств.

Училище располагало прекрасно оборудованными аудиториями, лабораториями, мастерскими, вычислительным центром, учебным центром в Низино, стрелковым тиром (ранее принадлежал лейб-гвардии Гусарскому полку; много раз здесь из винтовки демонстрировал свое мастерство Николай II).

Выпускники училища принимали участие в ликвидации аварии на п/о “Маяк” и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, устраняли радиоактивную опасность на Чернобыльской АЭС, активно действовали в подразделениях особого риска, возводили уникальные объекты на Байконуре.

Значительный вклад в развитие училища внесли многочисленные офицеры, прапорщики, сверхсрочнослужащие, рабочие и служащие. Среди них полковники И. А. Шонин и А. П. Гаврин, И. А. Светличный, доктор технических наук профессор полковник Н. Н. Карасев, полковники В. С. Моня, В. Я. Смирнов, В. Т. Баун, А. И. Григорьев, С. И. Дорофеев. Многие годы в училище продолжают трудиться участники Великой Отечественной войны ветераны М. К. Благодатный, С. Я. Алексеев, О. А. Щербаков.

Ныне учебная база № 2 — ранее СУВМС — ПВВИСУ входит в состав Военного инженерно-технического университета — авторитетного ВВУЗа, имеющего славные традиции, возглавляемого генерал-лейтенантом В. А. Чмыревым.

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8/2009, стр. 2-4

К 190-летию со дня образования

Ю.Г. Котляров,

ВрИО начальника института, к.т.н.

Д. Г. Рубленко

начальник лаборатории

Военный институт (инженерных войск), сформирован в 2006 г. на базе Военно-инженерной академии. Он является структурным подразделением Общевойсковой академии ВС РФ и самостоятельно осуществляет подготовку офицеров с высшим военным образованием для войск, научных и педагогических кадров высших военно-учебных заведений и учреждений, выполняет плановые научно-исследовательские работы.

Институт унаследовал от своих предшественников хорошую научную школу, учебно-материальную базу, опыт и традиции высшего военно-инженерного образования, история которого начинается с официального основания в Санкт-Петербурге 6 декабря (24 ноября) 1819 г. Главного инженерного училища, 190-летие которого будет отмечаться в этом году.

Становление и последующее развитие военно-инженерного образования в России были тесно связаны как с общим развитием военного дела, так и с переломными событиями в истории нашей Родины. Созданию Главного инженерного училища предшествовала более чем столетняя образовательная деятельность инженерных военно-учебных заведений - от Инженерной школы, развернутой 10 января 1701 г., до других военных инженерных школ, развернутых в начале XIX ст. В 1855 г. офицерские классы Главного инженерного училища были преобразованы в Инженерную (Николаевскую) академию, а младшие (кондукторские, с 1866 г. - юнкерские) - в Николаевское инженерное училище, оставив его в подчинении академии. Периодические преобразования инженерных вузов имели место и в дальнейшем. Николаевская инженерная академия просуществовала до 1917 г. Военно-инженерная академия функционировала с 1918 по 1925 г., с 1932 по 1999 г., с 2004 по 2006 г. (с 1999 по 2004 г. - Военно-инженерный университет с Нижегородским, Санкт-Петербургским и Тюменским филиалами).

Первым начальником Главного инженерного училища был генерал-лейтенант граф Сивере Егор Карлович (1819-1827 гг.).

За свою 190-летнюю деятельность школа военных инженеров приобрела мировое значение. В этом прославленном учебном заведении подготовлено более 23 тысяч военных инженеров, которые в разные годы внесли и продолжают вносить значительный вклад в дело укрепления обороноспособности нашего Отечества, в развитие военно-инженерного искусства. Среди них: генерал А.З. Теляковский, основатель русской фортификационной науки; Э.И. Тотлебен, один из организаторов героической обороны Севастополя в 1854-1855 гг. и победоносных действий наших войск в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; Ф.Ф. Радецкий - военачальник XIX в., герой-освободитель Болгарии от Османского ига в1877-1818 гг.; герой обороны Порт-Артура генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко.

В Главном инженерном училище и академии получили образование великий русский писатель Ф.М. Достоевский, выдающийся физиолог И.М. Сеченов, изобретатель электрической лампочки П.Н. Яблочков, крупный специалист в области военной стратегии и истории Г.А. Леер, военные специалисты в области механики Г.Е. Паукер и Н.П. Петров, русский гидротехник М.Н. Герсеванов, академик живописи К.А. Трутовский и др.

Выпускники академии имели высокую профессиональную подготовку и всегда были верны традициям Русской армии. Они героически проявили себя на полях сражений при освобождении Болгарии в 1877-1878 гг., в Русско-японской войне 1904- 1905 гг., в Первой мировой войне. К числу наиболее отличившихся и известных выпускников Николаевской инженерной академии можно отнести: крупного инженера-фортификатора конца XIX - начала XX вв. генерал-лейтенанта К. И. Величко; известного фортификатора, композитора и музыкального критика инженер-генерала Ц.А. Кюи; отца русского цементного производства и специалиста в области взрывчатых веществ генерал-майора А.Р. Шуляченко; одного из теоретиков в области связи генерала С.С. Рехневского; известного специалиста по теории упругости профессора Х.С. Головина; крупного мостостроителя России конца XIX в. А.Е. Струве; известного математика и специалиста в области воздухоплавания профессора В.Ф. Найденова. 48 воспитанников академии были награждены орденами Святого Георгия. Среди них кавалеры 3-х степеней: генерал-инженеры С.А. Тидебель, Э.И. Тотлебен, генерал от инфантерии Ф.Ф. Радецкий, генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко.

Среди выдающихся ученых предвоенного времени следует отметить крупного специалиста в области фундаментостроения профессора В.К. Дмоховского, одного из создателей современной теории упругости профессора М.М. Филоненко-Бородича, крупного специалиста-бетонщика профессора Б.Г. Скрамтаева, известного ученого-мостостроителя профессора С.А. Ильясевича, последовательных продолжателей русской фортификационной школы профессоров В.В. Яковлева и С.А. Хмелькова и др.

Наибольший размах отечественное военно-инженерное искусство приобрело в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Изыскивались новые формы строительства инженерных войск, соответствующие сложившимся условиям жесточайшей войны; формировались и успешно применялись в боях и операциях саперные армии, штурмовые инженерно-саперные бригады, инженерно-саперные бригады РВГК, фронтов и армий, понтонно-мостовые бригады и полки.

Развивалась теория и практика инженерного обеспечения боя и операции. На высоком уровне решались задачи по фортификационному оборудованию стратегических, фронтовых, армейских и других рубежей, устройству и содержанию минно-взрывных и не взрывных инженерных заграждений, оборудованию и содержанию переправ, в том числе через широкие водные преграды и др. Более 7 тысяч выпускников академии было награждено орденами,а 45 присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Никогда не померкнет подвиг выпускника академии генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева. Выпускник академии - Николай Васильевич Огарков стал Маршалом Советского Союза, начальником Генерального штаба ВС; Михаил Петрович Воробьев и Николай Федорович Шестопалов - маршалами инженерных войск.

Многие воспитанники академии за выдающиеся достижения в науке и технике, в решении разнообразных задач мирного времени отмечены наградами Родины. Среди них Герои Социалистического Труда, Лауреаты Государственных премий, заслуженные деятели науки и техники. Это профессора А.П. Синицын, Н.С. Касперович, Е.А. Олисов, Ю.Н. Глазунов, Е.С. Колибернов, Т.М. Саламахин, Ю.П. Дорофеев.

В развитии теории всех отраслей военно-инженерного искусства ведущую роль играли ученые нашей академии. Составной частью военно-инженерного искусства является теория и практика системы инженерного вооружения. Сочетание и взаимопроникновение теорий и практики строительства инженерных войск, системы инженерного вооружения, военно-инженерных дисциплин, инженерного обеспечения боя и операции позволило успешно выполнять задачи и развивать инженерные войска в течение многих десятилетий.

Ученые академии принимали активное участие в научных работах по обоснованию и развитию системы инженерного вооружения в 1960- 1970-х гг. Научное обоснование и военно-научное сопровождение работ по созданию новых образцов средств инженерного вооружения обеспечивало их высокий технический уровень и удовлетворение требований по военному предназначению.

Например, созданный в конце 1950-х гг. понтонно-мостовой парк ПМП (один из авторов проекта лауреат Ленинской премии доктор технических наук профессор Ю.Н. Глазунов) был лучшим в мире, о чем свидетельствуют его копирование в ряде армий промышленно развитых стран («мост-лента» в США и Германии). Дальнейшее развитие понтонно-мостовых парков шло по линии усовершенствования ПМП (в Германии IRB, унасПП-2005идр.). Новое техническое оснащение понтонных и мостостроительных подразделений успешно применялось на практике: при оборудовании переправ для обеспечения действий 40-й Общевойсковой армии в Афганистане, на многочисленных учениях и маневрах войск, в интересах обеспечения мероприятий гражданской обороны.

Принятые на вооружение в 1960-х гг. инженерные машины разграждения ИМР соответствовали оперативно-тактическим требованиям и показали высокие возможности по обеспечению преодоления войсками заграждений; их аналог - «Гризли» - в армии США был создан на 30 лет позже. Современное техническое оснащение инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, инженерно-дорожных и других подразделений успешно применялось при подготовке и в ходе военных действий в Чеченской республике и Южной Осетии. Отмечались высокие боевые качества и техническое совершенство бронированных машин разминирования БМР-ЗМ, инженерных машин разграждения ИМР-2М, ИМР-3, а также средств поиска и нейтрализации инженерных мин.

Серия унифицированных бензо- и дизельэлектрических электростанций и агрегатов, решила основные проблемы энергоснабжения на пунктах управления, в видах и родах войск ВС.

В составе Общевойсковой академии ВС РФ на институт возложены в основном те же задачи по подготовке военных специалистов и научно-педагогических кадров, которые решала Военно-инженерная академия, за исключением подготовки курсантов. В частности, ведется подготовка офицеров с высшим военным образованием для инженерных войск Сухопутных войск, внутренних войск Министерство внутренних дел, военно-топографической службы.

Бронированная машина разминирования БМР-ЗМД.

Тяжелый механизированный мостТММ-6.

Главным итогом работы одного из старейших ввузов за последние годы стало то, что сложные и ответственные задачи по подготовке офицеров для Министерства обороны РФ, других федеральных силовых структур, а также зарубежных государств были успешно выполнены, обеспечив требуемое качество теоретической и практической подготовки, а Военный институт (инженерных войск) остается ведущим учебным и научным центром инженерных войск.

Сегодня в институте работает около 35 действительных членов и членов-корреспондентов различных академий наук России, 50 докторов, 55 профессоров и более 290 кандидатов наук, а также 250 доцентов и старших научных сотрудников. Ученые института проводят фундаментальные исследования в области строительства инженерных войск, инженерного обеспечения военных действий, боевого применения и тактики инженерных войск, развития системы инженерного вооружения, а также по решению различных военно-инженерных задач в интересах невоенного предназначения. В институте функционируют два ученых докторских совета, что позволяет успешно завершать работы по подготовке научных кадров.

Инженерная машина разграждения ИМР-ЗМ.

Система дистанционного разминирования

УР-07.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
(ВИ(ИТ)ВАМТО им. Хрулёва )
Прежние названия Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии А. Н. Комаровского, ВИТУ
Год основания
Год закрытия 2010, как самостоятельный вуз
Реорганизован 2010
Год реорганизации 2010
Тип военный
Начальник Военного института (инженерно-технического) Смолинский Сергей Николаевич
Доктора 36
Расположение Россия Россия ;
Санкт-Петербург ,
Пушкин
Кампус городской
Юридический адрес Санкт-Петербург, 191123, ул. Захарьевская, 22; Тел.: (812) 578-82-02, 275-51-46, электронный адрес [email protected]
Сайт Страница вуза 
 на сайте Минобороны

Военный Институт (Инженерно-Технический) (ВИИТ) в Санкт-Петербурге - одно из старейших военных высших учебных заведений России.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Военный институт (инженерно-технический) (бывш. ВИТУ)

    ✪ ВИТУ.Военный институт инженерно-технический, (Военная академия МТО) .

    ✪ ВИТУ - Военный институт (инженерно-технический) ВА МТО

    ✪ «Военный институт (инженерно-технический) КШВИ 2018

    ✪ Выпуск офицеров Военного института (инженерно-технического)

    Субтитры

Описание

ВИИТ расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка , Летнего сада , музея А. В. Суворова (Суворов, Александр Васильевич), архитектурного ансамбля Смольного монастыря , Таврического дворца и парка .

Бережно сохраняются традиции, Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , Главного инженерного училища и , поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИИТ работают 43 доктора наук, профессора, около 300 доцентов и кандидатов наук, среди них: шесть заслуженных деятелей науки и техники, два заслуженных экономиста, один заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальная базу, во многом не имеющую аналогов .

История

Создание инженерного высшего учебного заведения в 1810

Военный инженерно-технический университет стал первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так, Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

Академия была закрыта после начала Первой мировой войны в 1914 году , но в ноябре 1917 года восстановлена под новым названием Военно-инженерной академии. В 1923 году после объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники. А в 1925 году после объединения с Артиллерийской академией была создана Ленинградская Военно-техническая академия, которая имела инженерный факультет.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы , полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища , но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова , и во многом благодаря неоценимой помощи . Таким образом, Николай Герасимович Кузнецов, фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогичесую школу, после необоснованных попыток 1932-1939 годов по перемещению и отрыву от собственной исторической почвы необходимой для развития. Только Кузнецов Н. Г. находясь на позиции наркома реально имел полномочия противодействовать Сталинской политике направленной против Петербургской (Николаевской) военно-инженерной высшей школы, что понятно сейчас только в историческом контексте Дела военных и репрессий 30-х годов . Но Сталин не простил Николаю Герасимовичу «самовольное» возвращение Морского инженерного факультета в 1939 году , так упоминается Судом чести Военного ведомства 1948 года (чтобы исправить отрицательные последствия произвольного перемещения Инженерного факультета в ) , как и восстановление в Санкт-Петербурге Николаевских высших военно-инженерных школ Военного инженерно-технического университета .

Начало юридического существования Военного инженерно-технического университета, как восстановленного на месте происхождения самостоятельного высшего военного учебного заведения принадлежащего и продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , положили в 1939 году Институт Инженеров Промышленного Строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году , и возвращенный морской факультет Инженерной Академии. Приказ Народного Комиссара РК ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова об организации ВВМИСУ говорил, о необходимости, для страны, создать училище на базе отделенной части и возвращенного морского факультета инженерной академии, с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений, путём восстановления научно-педагогических сил Петербургской высшей школы военных инженеров Николаевской инженерной академии и Главного инженерного училища . Училищу присваивалось право высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам. В современном юридическом виде университет учреждён в 1997 году после присоединения к Военному инженерному-строительному институту (ВИСИ) Пушкинского высшего Военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ).

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания Высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем , что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный инженерно-технический университет является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт- , которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Федор Михайлович Достоевский , обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Университет является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИТУ с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии . Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров , в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев , для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский , путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер . C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые, так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики, а также, выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин, и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» Шуляченко, Алексей Романович . Как преподаватель, отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать предмет фортификации, Квист, Александр Ильич .

Одной из главных традиций университета безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны . Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт Красная горка , построенный по проекту профессора К. И. Величко , преподававшего в университете до самой смерти в 1927 году . Военный инженерно-технический университет реально участвовал в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда . Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года , обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени, всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда» , а курсанты училища приняли участие в Параде Победы (24 июня 1945 года) .

В советский период своего существования ВИТУ подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 Заслуженных строителей, а также гв.полковник (9ГУМО в настоящее время священник ЕЛЦИ) Окользин А. В., и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Котылев Н. И., Шумилов Л. В. и Соломатин А. В..

Институт после 2000 года

В ходе реформы по объединению военных вузов, проведённой по инициативе министра обороны РФ Сердюкова, ВИТУ как самостоятельное учреждение ликвидирован. Вуз вместе с ещё четырьмя военными вузами (институт железнодорожных войск, Вольский, Омский, Пензенский военные институты) был включён в состав Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва на правах института (факультета), количество кафедр сокращено до 11 .

Факультеты

  1. 1. Инженерно-технический
  2. 2. Энергетики (Электротехнический)
  3. 3. Строительства военно-морских баз
  4. 4. Специальный факультет
  5. 5. Факультет переподготовки и повышения квалификации
Инженерно-строительные факультеты

Готовит военных инженеров и гражданских инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство, ремонт и техническая эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального назначения» с присвоением квалификации «инженер-строитель».

Факультет энергетики

Готовит военных инженеров по специальностям: «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения и электрооборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-электрик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт теплосилового оборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-теплоэнергетик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт электромеханических установок береговых объектов флота» с присвоением квалификации «инженер-энергетик».

Факультет строительства военно-морских баз

Готовит военных инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и специальных объектов военно-морских баз, обеспечение базирования сил флота» с присвоением квалификации «инженер-строитель» для прохождения службы на инженерных, научно-исследовательских, руководящих должностях в Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

Специальный факультет

Готовит иностранных специалистов как ближнего зарубежья, так и дальнего.

Кафедры (до 2010 года)

1 Педагогики, психологии и отечественной истории 2 Гуманитарных и социально-экономических дисциплин 3 Тактики и общевойсковых дисциплин 4 Математики 5 Физики 6 Физической подготовки и спорта 7 Иностранных языков 11 Строительных машин (автомобильной и грузоподъёмной техники, эксплуатации и ремонта) 12 Строительных материалов 13 Воинские и производственные здания 21 Электроснабжения 22 Электрооборудования и автоматики 23 Двигателей (и энергетических установок) 24 Теплосиловых установок 31 Надёжности, монтажа и эксплуатации объектов военной инфраструктуры 32 Экологии и санитарно-технических систем 33 Пожарной безопасности 41 Военной архитектуры 42 Военно-морских баз, аэродромов и дорог 43 Строительных конструкций (и механики твёрдого тела) 44 Вычислительной техники (автоматизированных систем проектирования и управления строительным производством) 51 Инженерной геодезии, оснований и фундаментов 52 Фортификации (и защитных сооружений) 53 Технологии строительства 54 Организации производства (и экономики строительства) 55 Маскировка

Специальности подготовки

Обучение ведётся по трём специальностям (специалитет, 5 лет) высшего и по одной специальности среднего профессионального образования :

  1. 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  2. 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
  3. 080225 Тыловое обеспечение (специализации - Организация городского хозяйства и строительства, Организация эксплуатации, ремонта и монтажа санитарно-технических систем)
  4. 280104 Пожарная безопасность, техник

Правилами приёма установлены дополнительные требования к абитуриентам . Помимо традиционных для гражданских вузов ЕГЭ по трём предметам (русский язык, математика, физика или обществознание) необходимо сдать нормативы (экзамены) по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и 3 км. Баллы за упражнения суммируются к баллам за испытания по ЕГЭ.

Известные преподаватели и выпускники

Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров Военного инженерно-технического университета:

  • Аренс, Аполлон Иванович , военный инженер, генерал-майор, штатный преподаватель Николаевской инженерной академии
  • Артамонов, Леонид Константинович , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»)
  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Кавказский и Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) - богослов, причислен к лику святых.
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бульмеринг, Евгений Михайлович (1834-1897) - Керченский комендант, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  • Бунин, Михаил Александрович - генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск.
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского .
  • Величко, Константин Иванович ( - , Ленинград) - русский военный инженер, профессор фортификации, в добровольно вступил в Красную Армию , автор многочисленных фортификационных проектов, в том числе системы форта Красная горка
  • Войницкий, Генрих Станиславович , военный инженер, архитектор и профессор, специалист по вентиляции и отоплению
  • Галёркин, Борис Григорьевич (20 февраля (1871-1945) - российский и советский инженер, учёный в области теории упругости и математик, академик АН СССР (с , член-корреспондент с ), инженер-генерал-лейтенант
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Головин, Харлампий Сергеевич - директор
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Канторович, Леонид Витальевич (1912-1986) - советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Пионер и один из создателей линейного программирования .
  • Капица, Леонид Петрович (1864-1919), отец Петра Леонидовича Капицы - генерал-майор инженерного корпуса, строил кронштадтские форты
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кривов, Валентин Гаврилович − учёный в области дизельных и комбинированных энергетических установок и станций автономного энергоснабжения.
  • Кривошеин, Григорий Григорьевич (1868-1940) - генерал-майор (с 1912 года), мостостроитель.
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Ласковский, Фёдор Павлович (1843-1905) - генерал-лейтенант (с 1896), участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. .
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО] - одно из старейших высших военно-учебных заведений России, расположенное в Санкт-Петербурге.

- высшее политехническое военно-учебное заведение для подготовки военных инженеров и специалистов, осуществляющих конструкторскую, производственную и другие виды инженерной деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации, поддержания высокой степени боевой готовности и пожарной безопасности стратегических систем и комплексов Вооружённых Сил Российской Федерации: командных пунктов и объектов базирования сил и средств Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил, Военно-Морского Флота, а также других специальных объектов инфраструктуры, электроснабжения и коммуникаций, необходимых для боевой и повседневной деятельности всех видов и родов вооружённых сил.

ВУЗ также готовит военных специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере строительства, монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций и противопожарных систем фортификационных сооружений, а также других объектов военной инфраструктуры, используемых всеми видами воинских формирований Российской Федерации.

В адъюнктуре и докторантуре ведётся подготовка научно-педагогических и научных кадров. В ВУЗе действуют 3 диссертационных совета по присуждению учёных степеней докторов и кандидатов наук. На базе института также осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов Министерства обороны Российской Федерации других воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.

ВИ (ИТ) расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в бывших казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка, Летнего сада, музея А. В. Суворова , архитектурного ансамбля Смольного монастыря, Таврического дворца и парка.

Бережно сохраняются традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии, поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИ (ИТ) работают 36 докторов наук, 167 кандидатов наук и 29 профессоров, среди них: 6 заслуженных деятелей науки и техники, 2 заслуженных экономиста, 1 заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальную базу, во многом не имеющую аналогов.

Предыстория

Михайловский - Инженерный замок, где с 1823 года располагалось Главное инженерное училище, а сейчас вблизи расположен Военный институт (инженерно-технический).

Императором Александром I 24 ноября (6 декабря) 1819 года, созданное в 1810 году на базе трёхгодичной школы по подготовке инженерных кондукторов, но имевшее офицерское отделение для дополнительной двухгодичной подготовки инженеров (всего 5 лет), Санкт-Петербургское инженерное училище было преобразовано в Главное инженерное училище. Оно располагалась в Михайловском замке, после размещения училища переименованном в Инженерный замок. В 1855 году офицерские классы Николаевского инженерного училища (так с 1855 года стало называться Главное инженерное училище) были превращены в инженерную академию, в формальном составе Императорской военной академии, получившую название - Николаевская инженерная академия. В 1863 году Николаевское инженерное училище вновь объединялось с Инженерной академией, но с 1867 года Николаевская инженерная академия опять стала самостоятельной.

Николаевская инженерная академия стала первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного инженерного училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

После Октябрьской революции и создания Красной Армии молодой Советской Республики, Приказом РВСР № 392 от 18 декабря 1918 года бывшая Николаевская инженерная академия была переименована в Военно-инженерную академию РККА. В 1923 году после её объединения с Военной электротехнической академией создана Военно-инженерная и электротехническая академия РККА, а после объединения в 1925 году с Артиллерийской академией, в Ленинграде была создана Военно-техническая академия РККА, с 1926 года ставшая носить имя Ф. Э. Дзержинского, в которой имелся инженерный факультет. В 1932 году Военно-техническая академия расформировывается, на базе её факультетов в соответствии с их профилем формируются самостоятельные академии, а её бывший инженерный факультет перебрасывается в Москву - на его основе, а также на основе Московского Высшего инженерно-строительного училища создаётся новая Военно-инженерная академия, которой в 1935 году было присвоено имя В. В. Куйбышева. Однако через 7 лет назначенный на должность Наркома ВМФ флагман флота 2-го ранга (после 1940 года - адмирал) Н. Г. Кузнецов возвращает факультет назад в Ленинград.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы, полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища, но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова, и во многом благодаря неоценимой помощи Ленинградского индустриального института [ЛИИ]. Таким образом, Николай Герасимович фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогическую школу, продолжающую славные традиции Николаевских высших военно-инженерных школ.

История ВУЗа

Начало юридического существования нынешнего Военного института (инженерно-технического) , как восстановленного на месте самостоятельного высшего военного учебного заведения, продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, положил в 1939 году Ленинградский институт инженеров промышленного строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году ЛИИ, а позднее и возвращённый в 1940 году инженерный факультет Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.

10 июня 1939 года было подписано Постановление Комитета обороны при СНК СССР об организации в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РК ВМФ [ВВМИСУ] - эта дата считается Днём рождения училища.

В Приказе Народного комиссара ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова об организации ВВМИСУ указывалось, что училище создается с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота [РК ВМФ]. Училищу присваиваются права высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам.

На начальном этапе с 1939 по 1940 годы в училище был всего один факультет - Факультет строительства военно-морских баз. В августе 1940 года в ВВМИСУ был переведён инженерный факультет из Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, который был преобразован в Факультет фортификации. В 1941 году эти два факультета были объединены в один - Факультет берегового строительства.

10 июня 1941 года ВВМИСУ реорганизовано в Высшее инженерно-техническое училище ВМФ СССР [ВИТУ ВМФ]. В этот же день в училище создаётся ещё один факультет - Электромеханический (впоследствии 27 июля 1983 года переименованный в Факультет энергетики).

За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени и становится Высшим инженерно-техническим Краснознамённым училищем ВМФ СССР [ВИТКУ ВМФ].

В сентябре 1960 года ВИТКУ ВМФ было переименовано в Высшее военное инженерно-техническое Краснознамённое училище [ВВИТКУ]. Училище стало готовить кадры в интересах строительства и инженерного обеспечения всех видов Вооружённых Сил СССР.

В январе 1974 года училищу было присвоено имя бывшего Заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерала армии А. Н. Комаровского. С этого времени оно стало именоваться Ленинградским высшим военным инженерно-строительным Краснознамённым училищем имени генерала армии А. Н. Комаровского [ЛВВИСКУ].

21 ноября 1991 года в связи с переименованием г. Ленинград в Санкт-Петербург училище получает наименование Санкт-Петербургское высшее военное инженерное строительное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского [С-Пб.ВВИСУ].

10 августа 1993 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 767 С-Пб.ВВИСУ переименовано в Военный инженерный строительный институт [ВИСИ].

18 июня 1997 года на базе двух высших военно-учебных заведений Минобороны России: Военного инженерного строительного института [ВИСИ] и Пушкинского высшего военного инженерного строительного училища [ПВВИСУ] Постановлением Правительства России № 745 был образован [ВИТУ], объединивший личный состав и материально-техническую базу обоих ВУЗов. Головное подразделение университета располагалось на месте бывшего ВИСИ в Санкт-Петербурге (ул. Захарьевская, 22), а вторая по величине учебная база (Учебная база № 2), включавшая в себя исторический Дворец княгини Ольги Палей - на месте бывшего ПВВИСУ в Пушкине.

В сентябре 1998 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 к университету присоединено Тольяттинское высшее военное командно-инженерное строительное училище [ТВВКИСУ], которое стало Тольяттинским филиалом ВИТУ, готовящим командный состав по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство» и «Пожарная безопасность».

12 ноября 2004 года на основании директивы Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Тольяттинский филиал ВИТУ отделён от университета и вновь преобразован в самостоятельное высшее военно-учебное заведение.

В 2009 году одновременно с организационно-штатными изменениями ВУЗ прекращает подготовку офицеров по специальности «Промышленное и гражданское строительство», перейдя к обучению курсантов по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений.

В современном юридическом виде бывший Военный инженерно-технический университет продолжает существовать как Военный институт, являясь обособленным структурным подразделением Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва [ВА МТО].

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный институт (инженерно-технический) продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем, что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный институт (инженерно-технический) является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт-Петербургского политехнического института, которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Фёдор Михайлович Достоевский, обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Институт является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов, русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИ (ИТ) с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Николаевского инженерного училища (бывшего Главного инженерного училища) и Николаевской инженерной академии. Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров, в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев, для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский, путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер. C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые: так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики; здесь работали выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» А. Р. Шуляченко. Преподаватель Александр Ильич Квист отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать свой предмет - фортификацию.

Одной из главных традиций института безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны. Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт «Красная Горка», построенный по проекту профессора К. И. Величко, преподававшего в Военно-технической академии РККА им. Ф. Э. Дзержинского до самой смерти в 1927 году. ВИТУ ВМФ реально участвовало в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда. Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года, обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Группу экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба,C. А. Шустиков, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. 24 июня 1945 года курсанты награждённого годом ранее орденом Красного Знамени училища приняли участие в Параде Победы, а всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда».

В советский период своего существования ВИ (ИТ) подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 заслуженных строителей и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Н. И. Котылев,Л. В. Шумилов и А. В. Соломатин.

Институт после 2000 года

В начале 2009 года, в ходе I этапа реформы ВС РФ, начатой в 2008 году по инициативе Министра обороны Российской Федерации А. Э. Сердюкова, включавшего в себя мероприятия по объединению военных ВУЗов, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р ВИТУ вместе с ещё пятью военными ВУЗами: ВТУ ЖДВ и ВОСО (Петродворец), ВВВУТ, УВВТУ, ВВИ (Москва) и ТВТИ - были ликвидированы как самостоятельные учреждения и присоединены к Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВАТТ] в форме университетов и институтов, входящих в её состав, с целью последующего образования на их основе обособленных структурных подразделений академии. В этот переходный период ВУЗ именуется Военный инженерно-технический университет Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТУ ВАТТ]. Примечательно, что 2 из вышеперечисленных ВУЗов: Вольское высшее военное училище тыла имени Ленинского комсомола [ВВВУТ] и Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого [УВВТУ] ранее уже подвергались реорганизации в филиалы ВАТТ - в те же годы когда Тольяттинский военный технический институт [ТВТИ] реорганизовывался в филиал ВИТУ.

Примерно через год, в декабре 2009 года, на основании Распоряжения Правительства России от 11 ноября 2009 года № 1695-р ВИТУ ВАТТ и 4 других ВУЗа из числа включённых в академию - преобразовываются в её филиалы. Кроме того университет меняет своё наименование на «институт», после чего начинает именоваться Военный инженерно-технический институт (филиал) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТИ ВАТТ]. В дальнейшем 3 из вновь вошедших в состав ВАТТ военно-учебных заведений: Военно-ветеринарный институт [ВВИ], а также УВВТУ и ТВТИ - в 2010-2011 годах были расформированы, в 2012 году вместо них в качестве филиалов ВАТТ включены бывшие Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого и Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова.

Учебная база № 2 ВИТУ в Пушкине (2010 год)

В связи с организационно-штатными изменениями в 2010-2011 годах, количество кафедр ВИТИ ВАТТ сокращено до 11. Ликвидируется его Учебная база № 2 в Пушкине (бывшее ПВВИСУ). Комплекс её зданий, включая Дворец Ольги Палей, формально являясь собственностью Минобороны России, несколько лет стоял бесхозным. Затем в 2013 году был передан на правах оперативного управления Научно-исследовательскому детскому ортопедическому институту имени Г. И. Турнера, который подверг территорию бывшего ПВВИСУ кардинальной реконструкции, не оставив практически ничего от вышеупомянутого строительного училища (за исключением зданий, числившихся памятниками архитектуры).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» Военный инженерно-технический институт (филиал) ВАТТ получает статус института в составе академии и новое наименование: Военный институт (инженерно-технический) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВАТТ], а после смены 21 июня 2012 года названия своего головного ВУЗа (ВАТТ на ВА МТО), ВИ (ИТ) стал носить текущее наименование - Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО].

Определять свою судьбу каждый выпускник должен сам, и никто посторонний не должен влиять на его задумку. Это очень важное решение, и оно должно быть четко и правильно обдуманно. Необходимо взвесить все «за» и «против» и уже тогда сделать свой окончательный выбор в пользу того или иного военного или другого учреждения. Особенно важны мелкие детали и ранее представленная информация, особенно когда решаешь стать офицером или военнослужащим.

Военные высшие учебные заведения России

В офицерской службе есть много положительных сторон. Чего только стоит шикарная и красивая форма служащих. Также это хороший способ стать взрослым и самодостаточным человеком, например, который ушел в одиночное плаванье и решил стать важной и крепкой личностью. А сколько в работе приключений, азарта и романтики? Вот именно поэтому очень много молодых людей стремится пойти учиться в суворовские и высшие военные училища. Но, кроме таких красочных описаний, существует и темная сторона, которая влечет за собой опасности и серьезные жизненные изменения.

Выбор за вами

Список военных училищ России достаточно большой, и выбрать одно из них трудно. Что вы предпочтете? Статус должности высокий, когда работаешь в службе ВДВ, войсках спецназа или морской пехоте. Приключения на водном пространстве или воздухе сильно влекут азартных и уверенных парней и девушек. Неплохая поможет поднять свое положение и стать самостоятельно на ноги, тем более что высшее образование в нашей стране бесплатное и "безболезненное".

Хорошее воспитание, дисциплина, толерантность и коллегиальность воспитываются уже с первых теоретических занятий. Самым основным критерием всей учебы являются знания. Каждый студент, а особенно курсант, должен хорошо учиться и усваивать знания различных дисциплин.

Основные преимущества военного образования

Кроме всех выше перечисленных достоинств, в таком образовании есть и другие положительные моменты:

  • Достаточно высокая стипендия (размер составляет примерно 16 тысяч рублей). Неплохие деньги, если учесть тот факт, что тебя при этом учат, кормят и дают ночлег;
  • Калорийное питание с полноценным рационом белков, жиров и углеводов, полотенце каждому курсанту бесплатно;
  • В будущем приличная заработная плата по месту направления.

На сегодня есть достаточно большой список военных училищ России. Среди доступных предложений можно найти тот вариант, который будет подходить молодому человеку по всем параметрам идеально.

Училища, на которые нужно обратить внимание

На территории России много военных училищ. Они располагаются в больших городах. Самыми престижными и популярными являются:

  1. Казанское суворовское кадетское училище (город Казань).
  2. Нижегородское училище военно-инженерного командования.
  3. Новосибирское высшее военное кадетское училище.
  4. Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе
  5. Инженерное училище военной связи им Г.К. Оржоникидзе (Ульяновск)
  6. Ракетное училище имени Героя генерал-майора Лизюкова (Саратов).
  7. Училище химзащиты имени Подвойского (Тамбов).

Это неполный перечень всех заведений, в которых можно обрести определенные военные знания. Окончив военные училища России, список сильных качеств в человеке заметно увеличивается. К тому же и опыта, и практики становится гораздо больше. Любая ситуация не помеха, если у тебя в багаже есть знания, полученные в военном училище. Вот и весь список военных училищ России, на которые нужно сразу обратить внимание.

Некоторые нюансы для поступления

Для поступления на военную службу необходимо иметь большое желание учиться и достигнуть желаемого результата. Сперва собираются необходимые документы по определенному списку. Нужно записать даты прохождения экзаменов, достигнуть и уже потом ждать результата о поступлении.

Также при необходимо определиться со сферой в военной службе. От этого будет напрямую зависеть ваша судьба. Воздушные войска, морская пехота, связь, спецназ - и это далеко не полный список военных училищ России с различными направлениями по специальностям и обучению. По своей физической и моральной подготовке, каждый поступающий курсант решает, куда лучше всего податься, чтобы в будущем стать человеком с большой буквы. Именно такими людьми гордиться Российская Федерация, и они непосредственно участвуют в политической жизни страны. Не бойтесь отдать долг родине, и она вознаградит вас.

Куда пойти?

Если есть желание и возможность достичь самой вершины военного обучения, можно направиться в военные высшие учебные заведения России. В таких вузах у вас будет наилучшая подготовка, практичные навыки и теоретические знания. Сам процесс образования станет незабываемым, так как наполнен приключениями и различными приятными ситуациями. Девочки будут в восторге от молодого курсанта в красивой и эффектной форме. Получить такие привилегии и огромный багаж знаний можно в специальных вузах, академиях, высших военных училищах и институтах.

Престижные вузы

Самыми популярными и востребованными высшими учебными учреждениями считаются:

  • Московский университет МВД РФ.
  • Институт ФСБ РФ (г. Новосибирск).
  • Санкт-Петербургский УМВД РФ.
  • институт).
  • филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

В каждом учебном заведении есть по несколько кафедр со специальностями. В зависимости от класса обучения и возможностей, их количество может колебаться от 1 до 10. Но абсолютно в каждом можно получить самый высокий уровень знаний и опыта, которые станут незаменимыми в будущей работе. Работая на такие государственные учреждения как МВД или ФСБ, нужно не только обладать большим багажом знаний, но и иметь желание познавать новое. Поскольку законы постоянно изменяются, за ними нужно пристально следить и изучать. Многие аспекты работы требуют крепких нервов и стального терпения. Так что нужно учитывать эти детали в будущем, а еще лучше при поступлении. Высшие военные училища, - все они выпускают отличных служащих.

Лучшие училища

В нашей стране имеется большой выбор учреждений. Ниже представлен список военных училищ России:

  • Московское военно-воздушное училище.
  • Санкт-Петербургское военное управление по разработке преступных организаций.
  • Московское военное управление по разработке преступных организаций.
  • Новосибирское командное училище.

Военные училища России: список

Также имеет на своем счету несколько высших учебных заведений по обучению и тренировке военных. Если быть точными, то их количество равно тринадцати. Военные училища ФСБ России, список которых приведен ниже, считаются одними из лучших:

  • Академия ФСБ России.
  • Курганский пограничный институт ФСБ РФ.
  • Институт ФСБ РФ (Екатеринбург).
  • Институт федеральной безопасности (г. Новосибирск).
  • Московский институт информационных технологий.
  • Московская Академия.
  • Институт ФСБ (Новгород).
  • Институт ФСБ (Новосибирск).
  • Московский пограничный институт (ПИ).
  • Голицынский ПИ.
  • Калининградский ПИ.
  • Хабаровский ПИ.

Высшие военные училища России, список которых предоставлен выше, специализируются на высоком уровне преподавания и стараются выпустить как можно больше достойных кандидатов.

Обучение полетам

Есть хорошая возможность пройти летное военное обучение, полный курс на стационаре. Есть определенные военные летные училища России, список которых можно найти в военной прессе или непосредственно в самих вузах. В таких учреждениях можно получить звание лейтенанта военной авиации России, а при желании пойти дальше по карьере и достичь более высоких званий. Военные летные училища России, список:

  1. Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации.
  2. Челябинский филиал московской академии.

Суворовцы - отличное начало для карьеры

Самыми компетентными и достигающими цели являются выпускники суворовских училищ. Здесь самое тщательное воспитание, которое дает возможность добиться должности генерала. Толерантные военные с культурным воспитанием будут тщательно проделывать всю свою работу в будущем. Суворовские военные училища России, список довольно большой, но следует отметить несколько:

  1. Московское училище.
  2. Санкт-Петербургское училище.
  3. Тверское училище.

В военное училище после 11 классов

Есть возможность поступить в военные училища России после 11 класса:

  • Академия артиллерийских войск (г. Санкт-Петербург)
  • Московский Военный Институт (общевойсковой).
  • Командно-инженерное военное училище (Тюмень).
  • Краснодарское военное училище.

На самом деле, таких государственных заведений очень много. Их список составляет не одну страницу.

Куда бы вы ни пошли учиться и получать знания в военной сфере - список военных училищ России поможет сделать вам правильный выбор. Данная профессия очень востребована в стране в будущем для обороны и защиты ее владений. Ни для кого не секрет, что именно военные люди способны сотворить невозможное. Тем более что есть куда развернуться. Недосягаемые водные пространства, широкая воздушная атмосфера, разнообразные наземные подразделения и многое другое нуждаются в постоянном пополнении персонала и ценных рабочих. Получить необходимые знания помогут высшие учебные училища, институты с разным профилем, а также академии.

Преимущества и недостатки

Каждый состоявшийся военный деятель будет гордиться своим дипломом и знаниями, полученными в таких учреждениях. Карьерная лестница не будет стоять на месте. Благодаря всем навыкам и теории, любое задание не принесет труда.

Многие молодые люди идут на службу в разные учреждения, руководствуясь мыслями о государственной службе и приличном заработке. Но стоит также заметить, что не у всех поступивших появляется желание отдавать долг родине. Не забывайте, что любые проступки со стороны служащих караются намного строже, чем гражданских. Поэтому следует держать себя в руках и не поддаваться импульсам и нервным срывам. Многие военные подвержены постоянному напряжению и быстро теряют уверенность в себе. Стабильность нервной системы и знание законодательной базы - это неотъемлемая часть любого служащего.

В наше неспокойное время родители боятся отдавать своих детей на службу или учебу в военные академии. Выбирают другие более спокойные профессии, например, механик или бухгалтер. Но стоит ли так бояться за своих детей, возможно, их призвание в жизни служить родине и отдаваться ей полностью. Всегда учитывайте желание своих домочадцев, ведь они - часть вашей семьи. Не бойтесь отдать своего ребенка на службу, ведь именно на ней он обретет те качества, которые должны быть присущи всем мужчинам.

Военные, полицейские и другие работники государственных служб всегда подвергаются давлению и порой не могут правильно оценивать ситуацию. Именно в таких случаях помогает тщательно изученный устав, поэтому, поступив в академию или институт, не ленитесь и учите всю предоставляемую информацию. Она поможет вам в трудной ситуации, и высможете отличиться на курсе своими знаниями.


Close