«Черный принц» – это корабль Британских морских сил. Он был направлен к берегам Черного моря во время Крымской войны. По словам историков, на его борту перевозилось большое количество золота, предназначавшегося для выплаты жалованья английским солдатам и на прочие нужды. В 1854 году после шторма, обрушившегося на Балаклавскую бухту (туда, где пришвартовалось и упомянутое судно), на ушло ушло с десяток кораблей, в том числе и «Черный принц».

Кстати говоря, название судна было просто «Принц». Прилагательное «черный» к нему добавили потом. Причин тому было несколько, каждая версия будет правильной. Это могли быть моряки Британии, которые так и не получили своих денег, могли быть и аквалангисты, ряды которых поредели из-за гибели части из них в ходе поисков богатств на дне Черного моря.

Желающих отыскать корабль-призрак было много. Организовывались целые экспедиции, спонсируемые разными странами, в том числе и Советским Союзом. С течением времени все отличительные знаки суден теряются под водой, поэтому точно ответить на вопрос, что за корабль был найден, ответить сложно. После длительныхисследовательских работ сведения об их результатах были засекречены службами КГБ. Поговаривают, всех участников экспедиции разослали по разным уголкам страны. Почему, никому не известно.

Окутанный тайнами пропавший более полутора веков назад корабль «Черный принц» манит к себе до сих пор как любителей, так и профессионалов. Возможно, Черное море не спешит расставаться со своими секретами?!

Никто не знает, где сокровища с корабля и почему их до сих пор не нашли. Фото: akwamir.uol.ua

Facebook

Twitter

Наш полуостров богат легендами, и одна из самых красивых – о сокровищах "Черного принца". На государственном учете в Украине 2500 затонувших в Черном море кораблей, и до прошлого года в реестре подводной археологии среди иных сокровищ и кладов официально числился ценный груз этого британского судна. Прошло уже больше 150 лет после его гибели, но и сегодня с мая по сентябрь почти каждый день от балаклавских причалов уходят водолазные боты, дайверы ищут в морских глубинах блеск желтого металла. И каждый из местных жителей на чем угодно поклянется, что золото "Черного принца" еще там и ждет своего открывателя.

Легенда "Черного принца"

В числе кораблей англо-французской эскадры, погибших в 1854 году во время балаклавской бури, был английский винтовой трехмачтовый пароход "Принц", который стал в этом шторме самой дорогостоящей потерей Англии. Корабль для середины XIX века был очень крупным судном водоизмещением 2710 тонн. Основные габариты фрегата – 300 футов в длину и 43 в ширину – это примерно три футбольных поля. Судно было достаточно быстроходным, скорость под парусами достигала 13–14 узлов. Экипаж – 150 человек, фрегат мог принять 200 пассажиров. Судно имело комфортабельные каюты первого и второго класса со спальными и ванными комнатами!

На самом деле знаменитый корабль назывался просто Prince ("Принц"), а определение "черный", с которым он вошел в историю, получил позднее стараниями журналистов и писателей.

Холодным ноябрем 1854 года загруженный "Принц" вошел в Черное море. В трюмах корабля везли боеприпасы, военное снаряжение, запас теплой одежды для армии, медикаменты для госпиталей в Балаклаве. На пароход также погрузили электрический телеграф и секретное подводное оружие для подрыва русских кораблей. И самое главное – на судне везли деньги золотом – жалованье для британской армии. Утром 8 ноября фрегат прибыл на внешний рейд Балаклавской бухты. Во время попытки стать на якорь (глубина стоянки 55 метров) один за другим ушли на дно вместе с цепями оба якоря. "Принц" привязали к корме судна Jason, которое стояло рядом. На следующий день фрегат таки стал на один запасной якорь.

Страшный шторм

14 ноября 1854 года в 07.30 перед южно-восточным ураганом на внешнем рейде около входа в Балаклавскую бухту находились 24 корабля. "Принц" стоял в очереди на подход к причалу. Сильный ветер начал сносить пароход к скалистому берегу. Корабли било друг о друга так, что некоторые из них едва не затонули от повреждений. Попытка капитана "Принца" удержать корабль на одном якоре, работая двигателем, не удалась. Потеряв якорь, судно дрейфовало носом в открытое море. Во время дрейфа фрегат столкнулся с другим кораблем и получил несколько повреждений. Видя неизбежную гибель судна, капитан отдал приказ команде спасаться. Первое столкновение со скалами корпус судна выдержал, но после 5–6 ударов фрегат разбился. По словам очевидцев, удары о скалы продолжались 10–15 минут, говорят, что судно раскололось пополам. Из команды спаслись шесть матросов и младший офицер.

Стоимость только самого парохода оценили во многие тысячи фунтов стерлингов. Колоссальный ущерб понесла английская армия, лишившись теплых вещей. Болезни и смерть от холода после бури 14 ноября стали обыденностью в лагере британцев. Английские медики остались без лекарств, которые ушли на дно Черного моря вместе с "Принцем".

Гибель корабля видело много народа. Очевидцами-художниками написано даже несколько полотен. На холмы в район генуэзской крепости сбежались сотни моряков из экипажей судов, которым повезло больше, солдат гарнизона и просто гражданских лиц, чтобы хоть как-то помочь тонущим. И… ни одного документа, где было бы зафиксировано хоть приблизительное место гибели "Принца". Безусловно, фрагменты корпуса могли затонуть не сразу и быть отнесенными на большое расстояние от места катастрофы. Так рождалась легенда. Легенда о недоступном золоте.

И началась золотая лихорадка

Еще не закончилась война, а по всему миру расползлись слухи, будто у берегов Крыма погиб английский фрегат с грузом золота, предназначавшийся для выплаты жалованья войскам. Почти сразу же после заключения мира начались поиски остатков "Принца". Золото искали итальянские, французские, японские, норвежские водолазы. Но водолазные работы в то время были на низком уровне. Изобрели специальный колокол, в котором спускали водолаза-наблюдателя, но нормально работать в нем было невозможно. После появления первого скафандра поиски усилились. Во Франции в 1875 году учредили акционерное общество со значительным капиталом по подъему сокровищ "Принца". Французы отыскали около 10 разбитых кораблей, но золота затонувшего фрегата не нашли.

В 1901 году уже итальянская экспедиция под руководством инженера Джузеппе Рестуччи, изобретателя подводного аппарата, прибыла в Балаклаву. Точно известно, что итальянцы нашли тяжеленный запаянный ящик, подзорную трубу, разломанную винтовку, куски железа. В ящике, который с большим трепетом и трудом открыли, оказались свинцовые пули. Подводный аппарат был крайне неудобен, передвигаться в нем было нельзя: водолаза при помощи тросов по его сигналам передвигали по дну. Причем вся подводная работа производилась лежа на животе. Подъем и спуск "дьявольского снаряда" продолжались полтора часа. На поверхность поднимали еле живого, изможденного человека. Не удивительно, что поиски сокровищ опять не дали результатов. После отъезда итальянцев началась настоящая золотая лихорадка. Мысль о том, что бочонки с золотом лежат где-то недалеко, не давала покоя авантюристам и изобретателям.

Разрешение на подъем сокровищ получил иностранец Герман Молво, он три года исследовал Балаклавскую бухту, после его смерти поиски продолжил его сын Фридрих. В Министерство торговли и промышленности России поступало еще множество заявлений от российских и зарубежных граждан и организаций с просьбой дать разрешение на подъем сокровищ "Принца". Но дело тянулось, а тайна затонувшего золота так и не была разгадана.

В первые годы советской власти для поиска и подъема этого сокровища по инициативе Дзержинского была сформирована знаменитая Экспедиция подводных работ особого назначения - ЭПРОН. Специально для этой экспедиции инженер Даниленко создал проект глубоководного снаряда, который можно было опускать на глубину до 160 метров. Воздух по шлангу должен был подаваться в колокол, в котором могли находиться три водолаза, другой шланг служил для вентиляции. Внутри снаряда предусматривалось электрическое освещение и телефон. Аппарат имел выдвигающиеся "руки" с двумя "пальцами". Пока строился аппарат, экспедиция вела подготовительные работы в Балаклаве. Было обнаружено великое множество остатков деревянных и металлических суден, чугунный паровой котел, пароходная дымовая труба, два иллюминатора, ручная граната, медицинская ступка, несколько бомб, рукомойник из офицерской каюты, свинцовые пули, пачка госпитальных тапочек и много якорей британского типа. На декабрь 1924 года общая сумма расходов советской экспедиции по поиску "Принца" составила 100 000 рублей, и работы были приостановлены в связи с отсутствием архивной информации, что на борту фрегата действительно были ценности. Тем не менее для страны экспедиция имела огромное значение. На дне моря лежало много интересного помимо сокровищ "Принца", и экспедиция переключилась на подъем этих ценностей со дна Балаклавской и севастопольской бухт. ЭПРОН приобрел богатый опыт в водолазных работах. Перед экспедицией поставили новую задачу по подъему больших судов и подводных лодок, затопленных в 1920 г. И, на радость ученых, открыли первые страницы подводно-археологических исследований Черного моря.

Что касается поисков "Принца", то было принято решение передать эту работу знаменитой японской фирме "Синкай Когиоссио Лимитед". В 1927 году эта компания дала мастер-класс – провела показательные работы в Севастополе. Японские водолазы поразили всех своим мастерством. Они работали на глубине более ста метров только в стеклянных масках, закрывающих глаза и нос ныряльщика, без специальных костюмов и аппаратов. Воздух закачивали через шланг, водолаз вдыхал носом и, не разжимая губ, выдыхал в воду через рот. Ныряльщик мог находиться на большой глубине до 10 минут без вреда для себя. Подъем и спуск происходили без всяких замедлений, и благодаря особому дыханию кессонная болезнь не возникала. Когда японская экспедиция приступила к работам, предполагалось, что место погребения "Принца" найдено. Остатки корабля были завалены обвалившимся грунтом. Необходимо было расчистить фрагменты судна от многих тонн пород. Наступило 12 сентября 1927 года. Около 4 часов дня море было спокойным. Двух водолазов опустили на дно, но не прошло и десяти минут, как от них поступил сигнал о том, чтобы их подняли на поверхность. Водолазы объяснили, что на дне происходило что-то невообразимое: грунт колебался под ногами. Это было началом знаменитого крымского землетрясения, которое произошло ночью с 12 на 13 сентября. В час ночи был первый толчок. Но оказывается, еще за 10 часов до этого водолазы на дне почувствовали колебания, свернули работы и вернулись на берег. Землетрясение в Балаклаве было незначительным, но японцы посчитали его дурным знаком. Они отнеслись к нему как к предупреждению свыше. Последней мерой, принятой японской фирмой, была установка на месте поисков землесоса. Он отбрасывал песок, а камни и все, что попадалось, водолазы поднимали в мешках наверх. Но и это не дало результатов. Японская экспедиция свернула работы, дав заключение: "Золота на дне нет".

И целых 83 года "Принца" не искали. До 2010 года существовали три официальные версии, объясняющие неудачные поиски фрегата и его ценного груза:

1. Не там искали. Ошибка поисковых экспедиций в определении главных ориентиров идентификации "Принца". Архивные фотографии доказали, что кроме Prince, металлический корпус имели пароходы Jason, Houp, Resolute. По информации британских архивных фондов, Jason спустя восемь лет затонул в водах Индии. Но в бухте лежали еще Houp и Resolute.

2. Отсутствие на борту фрегата ценностей на момент его гибели. Архивные исследования доказали, что амуниция, продовольственные запасы и особенно финансовые средства доставлялись на места сражений в Крым, не напрямую из Великобритании, а из Стамбула, где в то время был штаб суперинтенданта британских экспедиционных сил. Вероятна версия, что ценный груз был снят с борта "Принца" в порту Стамбула, поэтому в Балаклаву была доставлена только амуниция. Отсутствие легендарных ценностей на затонувшем судне подтверждает тот факт, что наряду с целым списком государств, которые участвовали в поисках сокровищ, со стороны Великобритании не зафиксировано ни одной попытки получить лицензию на проведение подводных работ на собственном корабле.

3. Ценности были подняты англичанами еще в Крымскую войну. Специалисты японской водолазной фирмы "Синкай Когиоссио Лимитед" по завершении работ сделали официальное заявление о том, что судно, на котором они проводили работы, является фрегатом "Принц". Однако во время поисков им не удалось найти среднюю часть судна. На корме и носу корпуса были сильные повреждения, нанесенные уже после гибели корабля. Вывод "Синкай Когиоссио Лимитед": британские войска, которые оставались в Балаклаве еще на протяжении 8 месяцев после гибели судна, подняли ценный груз еще до окончания Крымской кампании.

В предполагаемом месте гибели " Принца" было обнаружено большое количество ядер, медицинского стекла, обувь, несколько пушек крупного калибра, а также большое количество тарелок. На двух из них во время зимней лабораторной обработки были обнаружены четко читаемые клейма, говорящие о судоходной компании, к которой принадлежал "Принц". В ту ноябрьскую ночь 1854 года на внешнем рейде Балаклавы находились два судна той судоходной компании - "Принц" и "Язон". Как известно, "Язон" сумел пережить этот шторм. Значит, эти две тарелки могли принадлежать только "Принцу". Так, через 156 лет, на карту было нанесено реальное место гибели "Черного принца".

23 марта прошлого года в киевском посольстве Великобритании состоялась официальная встреча руководства департамента подводного наследия с военным атташе посольства. Департамент нашей страны был официально информирован, что ценностей на борту Prince на момент его гибели не было. Главным свидетельством стала расписка полномочного представителя Великобритании в Турции, помощника главного индента Джона Уильяма Смита о том, что деньги были сняты с корабля в Константинополе. Это расписка хранится в банке Англии. Впервые за 156 лет Великобритания официально признала факт отсутствия на борту "Принца" каких-либо сокровищ. Так, достаточно скучно, закончилась эпопея поисков таинственных сокровищ Черного моря. Из реестра подводного наследия Украины исключен самый интересный клад, существовавший полтора века. Но, думаю, никакими открытиями не исключить эти сокровища из сердец и мечтаний романтиков.

Поиски сокровищ, которые затонули вместе с легендарным фрегатом в Балаклавской бухте, начались еще в XIX веке – и продолжаются до сих пор

Эта история за полтора века обросла множеством легенд и домыслов. А начиналось все прозаично. Шел 1854 год - разгар Крымской войны. Англичане подготовились к этой войне со всей свойственной им тщательностью. 14 сентября из Лондона в Крым вышел транспортный фрегат HMS Prince (корабль Ее Величества, вошедший в историю также как «Черный принц») он вез теплые вещи для солдат и офицеров. Заботливое английское правительство набило трюмы парусно-винтового судна шерстяными носками и рубахами, тулупами и спальными мешками, кальсонами и меховыми сапогами.

Но главное - «Принц» должен был доставить к берегам Балаклавы денежное довольствие для английских воинов. Судно прибыло к месту назначения спустя два месяца после отплытия - к середине ноября. Неожиданно налетел мощный ураган, потопивший у прибрежных скал три десятка кораблей. Не избежал этой участи и «Принц».

«На морской простор, роняя золотые сундуки...»

Участники английской военной экспедиции, с нетерпением ждавшие теплого обмундирования, восприняли весть о гибели «Принца» с ужасом: пришли настоящие холода, солдаты и офицеры страдали от обморожений.

Но шумиха в прессе поднялась даже не из-за теплых одеял и кальсон: журналисты вовсю трубили о том, что у крымских берегов затонули бочонки с золотыми и серебряными монетами. Сначала называлась сумма 200 000 фунтов стерлингов. Потом стали поговаривать о миллионе, затем сумма лежащих на дне сокровищ увеличилась до 60 миллионов, - видимо, сработала фантазия журналистов и обывателей.

Корабль вскоре стали называть «Черным принцем» - это звучало более романтично и намекало на незавидную судьбу полутора сотен утонувших моряков. В газетных сообщениях постоянно повторялись сведения о лежащих на дне Черного моря бочонках с несметными сокровищами.

После окончания Крымской войны в Балаклавскую бухту бросились кладоискатели. Они приезжали из Германии, Италии, Норвегии и даже Америки: всем хотелось отыскать клад, ведь, если судно разбилось о прибрежные скалы, значит, сокровища должны находиться, по логике, не так уж далеко от берега, на сравнительно небольшой глубине. Однако оборудование в 1860-1870-х годах было слишком примитивным: с его помощью невозможно было достичь дна.

Даже самые совершенные на тот момент скафандры - французские - давали водолазам возможность оставаться под водой не более нескольких минут. Все, что удалось найти, - остатки деревянных судов, а «Принц» имел металлический корпус.

Русские поисковики подключились позже всех - в 1896 году, но и им не удалось ничего обнаружить. Через некоторое время русское правительство запретило продолжать поисковые работы в Балаклавской бухте, мотивируя запрет тем, что водолазы мешают проводить морские маневры.

После Гражданской войны, в 20-х годах ХХ века, поиски продолжились.


Фото pxhere.com

Шел 1923 год. Советская Россия жестоко страдала от голода. Чтобы спасти людей - а в то время погибали от голода целые деревни, хуже всего приходилось детям, - необходимы были продукты и деньги, много денег. Тогда-то и возникла вновь надежда на сокровища, затонувшие у берегов Балаклавы.

В ГПУ пришел судовой инженер, севастополец Владимир Языков . Он заявил, что изобрел способ, с помощью которого можно поднять золото и спасти страну. Немедленно была организована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Ее участникам было поручено искать не только золото «Черного принца» - в 1918 году у берегов Новороссийска были затоплены русские корабли, на эту меру моряки пошли ради того, чтобы не отдавать их в руки неприятеля. Сконструировали остроумный глубоководный аппарат, посредством которого надеялись обследовать дно.

Поиски, казалось, находились на верном пути - был найден металлический фрагмент корпуса. Решили, что это - часть «Принца», ведь, как были уверены эпроновцы, «Принц» был единственным металлическим кораблем среди множества деревянных. Но экспедицию ожидало разочарование - выяснилось, что из металла были изготовлены и корпуса других кораблей, так что найденный фрагмент мог принадлежать любому судну.

Впрочем, поговаривают, что гэпэушники все-таки стали обладателями сокровищ, только ход операции был строго засекречен, все бумаги касательно ЭПРОНа - уничтожены, а участники поисковых работ - разведены по разным проектам с таким расчетом, чтобы они больше никогда не пересекались друг с другом.

А может быть, англичане?


Чтобы граждане выбросили из головы мечты разжиться затонувшими сокровищами, в Советском Союзе принялись настойчиво распространять версию о том, что золото и серебро «Принца» давно осело в карманах английской интендантской службы: мол, драгоценный груз разделили между собой чиновники-коррупционеры, и он попросту не дошел до Балаклавской бухты. Такое развитие событий преподносилось как единственно верное, об этом писали в научно-популярных журналах и рассказывали в радиопередачах.

В конце 1990-х была предпринята очередная экспедиция по поиску золотого запаса «Черного принца». Как рассказывал руководивший ею капитан 1 ранга Виктор Коржов , никакого золота обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что у корабля была буквально вырезана середина. Это стало косвенным подтверждением версии, выдвинутой ранее японцами (они предприняли глобальную экспедицию в 1927 году): эпроновцы нашли бочонки с золотом – и, чтобы поднять их на поверхность, вырезали часть корабля. Деньги потратили на нужды Страны Советов. Но точных доказательств, что золото оказалось именно в руках у чекистов, так и не нашли.

Загадка бочонков с золотом до сих пор не разгадана. Возможно, никаких сокровищ на дне Балаклавской бухты давно нет, а может быть - никогда и не было, если верить версии с жуликоватыми английскими интендантами. Впрочем, некоторые любители до сих пор не оставляют попыток достать клад со дна морского.

В ноябре 1854 года корабли союзников под командованием адмирала Лайонса стояли у входа в Балаклавскую бухту . Среди них был и винтовой пароход «Принц».На нем из Англии привезли более сорока тысяч комплектов теплой одежды, медикаменты, продукты, боеприпасы и оборудование для подрыва затопленных кораблей на севастопольском рейде. Места в гавани не нашлось, и его оставили стоять на якоре на внешнем рейде- крайне опасном, когда ветер дует с моря.

К тому времени под Балаклавой стояло пять боевых кораблей, четыре военных парохода и множество транспортных судов. Около 30 кораблей находились в гавани.

14 ноября 1854 года началась сильнейшая буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Лагерь англичан буквально сдувало ветром. В воздухе кружились одеяла, фуражки, шинели, сюртуки и даже столы и стулья. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина летели по долине по направлению к Севастополю.

Бочки с ромом неслись по лагерю, подпрыгивая на камнях. Люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крыша с дома английского главнокомандующего Реглана была сорвана и распластана на земле...

Командующий союзным флотом приказал всем линейным кораблям выйти в море.

Капитан «Принца» Гудель напрасно понадеялся на мощность паровой машины. Если бы пароход ушел в открытое море, то у него был бы шанс спастись, а у самого берега он был обречен. Судно сорвало с якоря и понесло на скалы. Капитан приказал рубить мачты. Срубленная бизань-мачта упала за борт, такелаж намотало на винты. Мичман и шестеро матросов бросились в бушующее море, и им чудом удалось спастись. «Принц» кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.

Всего в этот день союзники потеряли 60 кораблей, 11 из них в районе Балаклавы.

Стоимость «Принца» оценивали не менее чем в 600-700 тысяч фунтов стерлингов, или около 13 милионов рублей серебром. Людская молва переименовала пароход и дала ему название «Черный принц».

После его гибели появились слухи, что на его борту находилось золото- жалование английских военных. Называли и «точные данные» - тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму в два миллиона рублей, затем в пять миллионов и даже в десять. А.И.Куприн в «Листригонах» утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!»

Блеск золота не давал покоя. Старожилы Балаклавы предполагали, что он затонул слева от входа в бухту, метрах в 50-ти от белых скал, на глубине около 100 метров.

Первыми в 1905 году на поиски золота взялась итальянская компания «Рестуччи». Но они не нашли не только золота, но даже корабля.

Осенью 1923 года энтузиаст подводного дела В.С.Языков, с 1908г. занимавшийся поисками золота явился к Ф.Э.Дзержинскому с предложением, от которого трудно было отказаться. 17 декабря 1923 года приказом по ОГПУ № 528 была сформирована Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Летом 1925 года удалось обнаружить ряд предметов с легендарного парохода. Стало очевидно, что пароход раздавлен глыбами скал, обрушенных морем. Добраться до него было крайне сложно. К этому времени дополнительное изучение документов не подтвердило наличие на нем золота.

Последней, кто сделал попытку поднять пароход, оказалась японская фирма «Синкай Когисеио Лтд». Японцы обязались возместить государству средства, потраченные ранее на поиски «Принца» (около 70 000 рублей золотом), поделить пополам добытое золото, оставить ЭПРОНу оборудование, используемое при работах, и глубоководную водолазную маску, самую совершенную в то время. Однако их работы не увенчались успехом. Потратив 300 000 рублей, фирма прекратила работу. Всего было найдено «…семь золотых монет».

На этом поиск сокровищ «Черного принца» прекратился. Но осталась созданная Дзержинским организация – ЭПРОН – на тот момент крупнейший в стране центр морской поисково-спасательной службы. В 1931 году ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную службу. Главной работой водолазов был подъем судов.

На Черном море эпроновцы подняли девять подводных лодок, затопленных в 1919году во время интервенции. С 1925 по1940 годы были подняты эсминцы «Калиакрия», »Сметливый», «Стремительный», «Лейтенант Шестаков», «Гаджибей», а также четыре башни линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году в Севастопольской бухте (вес каждой из них 850 тонн). Во время войны водолазы доставали со дна новейшие немецкие морские мины с несколькими степенями защиты. В послевоенные годы сотрудники занимаются спасательными операциями: в 1955 они спасали моряков флагмана Черноморского флота-линкора «Новороссийск», подорванного на том же месте,где в 1916 затонул линкор «Императрица Мария; в августе 1957 года водолазы трое суток боролись за жизнь экипажа подводной лодки м-351, затонувшей на рейде Балаклавы и вышли победителями.

31 августа1986года вблизи Новороссийска столкнулся и затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Специалисты аварийно-спасательной службы несколько дней спасали жизни его пассажиров…

Таким образом, можно смело утверждать, что Балаклава является «колыбелью» водолазного дела страны Советов.

К затяжной войне на Крымском полуострове англичане готовились основательно. Хотя высадка десанта состоялась только 14 сентября, еще в июле из Лондона к Черному морю вышел тяжело груженый транспорт «HMS Prince». Его просторные трюмы были набиты теплыми вещами. По сообщению «Illustrated London News» от 16 декабря 1854 года, среди грузов, принятых «Принцем», находились 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 150 000 спальных мешков, 100 000 нательных шерстяных рубашек, 90 000 фланелевых кальсон, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог. До Крыма парусно-винтовой транспорт добрался только к ноябрю. Британские солдаты ждали его с нетерпением, и не только потому, что мерзли без фланелевых кальсон и шерстяных носков. «HMS Prince» вёз денежное довольствие для всего английского экспедиционного корпуса.

Транспорт благополучно доплыл до Балаклавы, а вот дальше дела пошли неважно. При попытке встать на рейд были утеряны два кормовых якоря. С трудом зацепились за дно последним оставшимся. Как выяснилось, ненадолго и ненадежно. 14 ноября 1854 года страшный ураган, пронесшийся над Крымским полуостровом, выбросил на скалы и потопил три десятка кораблей, в том числе «Принца». Из его экипажа в 150 человек выбрались на берег всего шестеро матросов. Не спаслись командир Бэйнтон и все офицеры. После гибели транспорта заметно увеличились потери от обморожений в английской армии, так и не получившей теплых вещей.

Балаклавская бухта, конец XIX века. (krimoved-library.ru)

Сразу после гибели «Принца» последовал шквал публикаций в европейской прессе о его затонувшем грузе. Рубахи и одеяла журналистов не интересовали. Они писали только о «значительном количестве серебряной монеты и 200 000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму». Со временем суммы, в которые оценивался драгоценный груз росли — 200 тысяч, 500 тысяч франков, 1 миллион фунтов стерлингов, 60 миллионов франков, миллионы рублей золотом. Но во всех публикациях утверждалось, что золото и серебро были надежно упакованы в бочки, и находятся на дне в полной сохранности. В 1860-х газетчики переименовали транспорт в «Черного Принца». Мрачный эпитет был добавлен явно для большей романтичности.

Почти сразу после заключения мира начались попытки найти затонувший корабль. Его искали на дне Балаклавской бухты немцы, американцы, итальянцы и норвежцы. Поиски были безуспешны. Тогдашнее примитивное оборудование не позволяло опускаться хоть сколько-нибудь глубоко. В 1875-м во Франции для поисков «Принца» создали солидное акционерное общество, которое закупило наисовременнейшие на тот момент скафандры. Но и они позволяли водолазам находиться на дне всего несколько минут. Тем не менее дно бухты было обследовано, и нашлись останки примерно десяти затонувших судов. Все они были деревянными. Металлического корпуса «Принца» среди них не было.


Крушение «Черного принца», картина Ивана Айвазовского. (wikipedia.org)

Русские поисковики подключились только в 1896 году, но изобретатель Пластунов тоже остался ни с чем. Удачливей оказались итальянцы. За несколько экспедиций в начале XX века они нашли остатки двух металлических кораблей, но не смогли опознать в них «Принца». Золота тоже не нашли. В конце концов, русское правительство, уставшее от прожектов по поиску сокровищ, запретило водолазные работы на Балаклавском рейде — они мешали маневрам военного флота.

О золоте «Принца» вспомнили большевики уже после Гражданской войны. В 1922 году ныряльщик-любитель случайно обнаружил на небольшой глубине несколько золотых монет. Сокровищем заинтересовалось ГПУ. Нашли и допросили очевидцев разразившегося 70 лет назад урагана. Дряхлые старики бурю вспоминали с трудом, а о каком-то «Принце» и не слыхивали. Тем не менее все они на допросах показали, где затонул английский транспорт, правда, все эти места оказались на значительном удалении друг от друга.

Тем временем морской инженер Владимир Языков заинтересовал поисками золота «Принца» самого главу ГПУ Генриха Ягоду. При органах безопасности была учреждена экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), во главе которой поставили Языкова. В сентябре 1923-го специально разработанный подводный аппарат стал обшаривать окрестности Балаклавской бухты. Годовые поиски ничего нового не дали. 17 октября 1924 года один из молодых ныряльщиков обнаружил на 17-метровой глубине остатки парового котла. Языков возликовал: по его концепции «Принц» был единственным кораблем на паровой тяге, затонувшим у берегов Крыма. Все силы ЭПРОНа бросили на место обнаружения котла, но ничего ценного не нашли.

Генрих Ягода. (yarwiki.ru)

К этому времени стоимость поисков превысила 100 тысяч рублей. Ягода нервничал. Через полпредство в Лондоне сделали запрос в английское Адмиралтейство с просьбой уточнить данные о гибели «Принца», но тамошние лорды отказались, сославшись на давность событий. Рискованную для Языкова ситуацию спасли японцы. Корпорация «Синкай Когиоссио лимитед» считалась одним из лидеров подводных работ. Она предложила советскому правительству крайне выгодные условия: все расходы японцы брали на себя, в ходе поисков обучали эпроновцев водолазным секретам, 60% найденных сокровищ обещали отдать СССР, а потом еще и подарить ЭПРОНу часть использовавшегося оборудования. С июня по ноябрь 1927 года японские водолазы перебирали останки найденного парохода. Улов оказался невелик. Среди найденных лошадиных костей, пуль и лопаток для пирожных оказались всего пять золотых монет. Скорее всего они выпали из карманов утонувших офицеров. Чтобы сохранить самурайскую честь, потерпевшие фиаско японцы заявили, что найденный ими пароход был «Принцем», но англичане, восемь месяцев после катастрофы остававшиеся в Балаклаве, наверняка сами подняли золото еще в 1855 году.

Кладоискатели всего мира приуныли, но тут кто-то пытливый залез в британские архивы и выяснил, что версия Языкова изначально строилась на ошибочном предположении. «Принц» был далеко не единственным металлическим транспортом, погибшим у крымского побережья. Всего их там затонуло около десятка, среди них «HMS Jason» — брат-близнец «Принца», построенный на той же верфи. Так как никаких фрагментов с названием корабля ни ЭПРОН, ни японцы не нашли, так и не известно, останки какого именно транспорта они тщательно перебирали.

В 1928 году поиски золота «Черного Принца» свернули. ЭПРОН переключили на более перспективные работы по подъему кораблей, затонувших во время Первой Мировой и Гражданской войн. Кстати, экономический эффект от этих работ намного превзошел предполагаемую стоимость затонувших британских сокровищ. Владимир Языков был расстрелян в 1937 году. Среди прочих стандартных для того времени обвинений в его деле фигурировали связь с разоблаченным врагом народа Ягодой, а также сотрудничество с английской и японской разведками.


Погружение ЭПРОНовцев. (neganews.ru)

В СССР появилась устраивающая всех и идеологически правильная версия: никакого золота на борту «Черного Принца» при его гибели 14 ноября 1854 года не было. Драгоценный груз сняли с транспорта еще в Константинополе, где находилась интендантская служба английского экспедиционного корпуса. Там коррумпированные военные чиновники золото и серебро списали на уже погибших под Севастополем британских солдат. А на самом деле разделили все 200 тысяч фунтов между собой. Единственным подтверждением этой версии был тот факт, что в поисках золота «Принца» у Балаклавы ныряли кто угодно, только не англичане. «Правильная» версия публиковалась на страницах научно-популярных журналов и даже вдалбливалась в головы юных слушателей радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов».

Вновь о «Черном Принце» вспомнили только в 2010 году, когда появились сообщения, что группа археологов из Национальной академии наук Украины под руководством Сергея Воронова обнаружила «Черного Принца». Среди поднятых ими с найденного у балаклавских скал металлического корабля вещей оказались предметы из капитанского столового сервиза. На них стояло слово «Prince». Про золото ничего не сообщалось, зато подчеркивалось, что Воронов и его коллеги ищут зарубежных спонсоров для обследования большого участка дна в районе найденного корабля. Новой «золотой лихорадки» эта информация не вызвала, а спустя четыре года ситуация в Крыму и вокруг него сильно изменилась.

Тайну «Черного Принца» по-прежнему хранят волны Черного моря. Впрочем, есть ли в их глубине эта самая тайна, так никто достоверно и не знает.


Close