Основные обряды, которые характерны наиболее распространённым мировым религиям.

Основные обряды в Исламе

Обряды верующих в Исламе.

Чтение Корана

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеют в этом доме его читать или нет (лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран), считается весьма похвальным и понимается как хранение священной реликвии. Среди мусульман распространена клятва на Коране. В мусульманских странах все значительные общественные мероприятия, праздники, торжества открываются чтением Корана по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Намаз

Намаз (молитва). Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день - это одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая - утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т.е. поклонений, падений ниц; вторая - полуденная (салят асазухр) - из четырех рак-атов; третья - во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, - из четырех рак-атов; четвертая - при заходе солнца (салят аль-магриб) и пятая - в начале ночи (салят аль-иша состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва - тарауих-на-маз, совершаемая после проведенного днем поста. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы - мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Обрезание крайней плоти

Обрезание крайней плоти. Относится к числу ритуалов, предписанных сунной - мусульманским священным преданием. Совершается в младенческом возрасте. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые считают его целесообразной в гигиеническом отношении процедурой.

Милостыня

Милостыня. Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Хаджж (паломничество). Паломничество в Мекку и Медину (места, где протекала деятельность Мухаммеда) не является непременной обязанностью, но каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны. Разрешается посылать вместо себя и других лиц. Совершившие паломничество пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду, например зеленую чалму.

Основные обряды в Иудаизме

Религиозные обряды иудеев.

Молитва

Молитва. Является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин (филактерии) - два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес Яхве. Верующему предписано ежедневно благодарить Всевышего за то, что Бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит

Мезуза и цицит. Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. В день иудейского Нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов. Кошер н треф. Согласно иудейскому вероучению, нища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам ше-хиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа. Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве - специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

Основные обряды в Христианстве

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православие и католичество признают все семь таинств; лютеране - крещение и причащение; Англиканская церковь - крещение, причащение, брак.

Крещение

Крещение - таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание

Миропомазание - таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром.

Причащение

Причащение (евхаристия) - таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние

Покаяние (исповедь) - раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство

Священство - таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак

Брак - таинство, совершающееся при заключении церковного (Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение

Елеосвящение (соборование) - таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи.

Основные обряды в Индуизме

Индуизм оказывает существенное влияние на жизнь современной Индии. Через сложную систему религиозного ритуала, обрядов, поведенческих и бытовых предписаний, традиционных пищевых запретов он пронизывает всю жизнь ортодоксального индуса. Религия и связанные с нею обряды и сегодня являются активно действующими факторами, оказывающими глубокое влияние на мышление, поведение и ценностные ориентации большинства индуистского населения страны, несмотря на постепенно развивающийся процесс эрозии религии, вызванный изменениями в экономической и социальной структуре современной Индии.

Свод правил поведения, обязательных для каждого индуса, содержится в древнеиндийских трактатах - дхарма-шастрах.

Ни один ортодоксальный индус не может пренебречь выполнением важнейших обрядов, предписанных законами его касты. Необходимо отметить, что дхарма, т.е. обряды и ритуальный комплекс высших и средних каст, во многом отличается от дхармы низших каст (шудры) и неприкасаемых (хариджаны), так как у последних сохранилось больше черт родоплеменных культов доарийской эпохи. Обряды варьируются также в разных районах страны. При правильном жизненном пути члены высших "варн" (каст) должны были пройти через четыре стадии: 1) в отрочестве и юности учиться и соблюдать целомудрие (брахмачарья); 2) жениться и вести общественно-полезную жизнь (грихасташрам); 3) после появления внуков поселиться в лесу для духовного очищения и обуздания страстей (ванапрастха); 4) отречься от мирской суеты и вести жизнь странствующего аскета для спасения души (саньяс). Четвертая стадия была предписана главным образом брахманам.

Пуджа

Наиболее распространенный тип религиозного обряда - пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. В бедных жилищах пуджа проходит скромно. Мать семейства на рассвете читает молитвы и звонит в колокольчик перед базарными цветными картинками богов, развешанными в уголке ее комнаты. В домах богатых людей пуджа совершается с приношениями изысканных блюд и цветов, возжиганием курительных палочек в особой комнате, которая служит фамильным храмом, где никогда не гаснет священный огонь. В таких домах по особым случаям на пуджу приглашают семейного жреца, пурохиту. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти.

Основным современным храмовым обрядом, как и домашним, является пуджа, пришедшая на смену ведийско-брахманистской яджне. Ее стараются совершать правильно, то есть с соблюдением всех тонкостей, предписанных специальными текстами. Таких текстов множество: агамы, в которых описывается и разъясняется храмовый ритуал; краткие справочники храмовых обрядов, что-то вроде требников; справочники по астрологии с указанием точных дат для проведения ритуалов; сборники магических формул и заклинаний.Важнейшим источником знания ритуала была и остается устная традиция.

Храмовая пуджа обычно начинается ранним утром. Жрец тщательно готовится к ней, очищает себя ритуальным омовением и молитвой. Потом он обращается к местному божеству - хранителю города или селения, в магическом ведении которого находится храм, и просит у него разрешения в этот храм войти. Отворив двери храма, "божьего дома", жрец вступает в спальню бога и будит его, распевая хвалебные гимны. В прежние времена для пробуждения богов использовали музыкантов и храмовых танцовщиц. Желая привлечь внимание божества, бьют в гонг, трубят в раковины, звонят в колокол. Центральная роль в ритуале принадлежит процедуре, называемой абхишек - окропление. Статую или иное изображение божества поливают водой или молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают золотыми монетами или драгоценными каменьями. Цель такого обряда - или выразить бесконечную и бескорыстную преданность божеству, или получить от него милость.

Тилак

Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы - белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой.

Упанаяна

Древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда Упанаяны было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд Упанаяны признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он знаменовал собою вступление мальчика в первую из четырех стадий жизни, обязательных для каждого арийца - стадию брахманского ученика (брахмачарин). Только пройдя эту стадию, ариец мог основать собственное хозяйство, вступив в брак.

Приглашенные для совершения обряда брахманы, между которыми был и будущий учитель мальчика, совершали жертвоприношение; мальчика одевали в новую одежду, опоясывали особым поясом, свитым из трех нитей священной травы (для кшатрия - из тетивы лука, для вайшьи - из овечьей шерсти) и давали ему посох, который он должен был постоянно носить.

Будущий учитель мальчика, поручив его различным божествам, дает ему краткое наставление: "Ты - брахмачарин: пей воду, делай дело (священное), не спи днем, воздерживайся от многословия, подкладывай дрова в огонь". После этого ученик подкладывал дрова в огонь и отправлялся за сбором милостыни для себя и своего учителя. После трехдневного поста, а иногда и в тот же день, ученику преподавался первый урок. Припав к коленям учителя, ученик просил преподать ему священную строфу савитри (стих в честь бога Савитара). Учитель и ученик садились друг против друга, около огня; первый произносил сначала по частям, потом целиком священную строфу, а мальчик повторял за ним. Остатки обряда Упанаяны, подробное описание которого мы находим в древнеиндийских правилах домашнего ритуала (грихья-сутрах), сохранились в Индии местами и до сих пор.

Шраддха

Для Шраддхи существуют установленные каноны: в ее проведении участвуют 4 пандита. Один из них проводит Пуджу для остальных Пандитов, которые являются олицетворением разных Природных сил. Перед проведением Церемонии трое Пандитов весь день на кануне и в день проведения Церемонии соблюдают пост, перед началом - совершают омовение, одевают новую одежду. Они являются олицетворением трех различных Божественных сил. Первый Пандит олицетворяет Питру - наших предков: дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Во время проведения Шраддхи он сидит лицом на юг, потому, что юг это направление Ямы - Бога смерти, дух усопших предков приходит с этого направления. Второй Пандит олицетворяет Вишва Дэвас - они считаются телохранителями усопших душ. Вишва Дэвас всегда сопровождают усопшие души Питра, чтобы их охранять. Для Вишва Дэвас также должно проводиться подношение.Третий Пандит является олицетворением Вишну, он является главным божеством при проведении Шраддхи.Далее проводится оживление этих энергий путем произнесения Мантр, проведения определенных ритуалов.

Затем следует угощение. Во время угощения Пандитам предлагается две - три разновидности сладостей, и несколько других блюд, приготовленных в масле, две либо три разновидности овощей, а также рис и другие блюда. После угощения Пандитам предлагается новая одежда.После этого главный Пандит готовит Пинда.

Для приготовления используется рис, простокваша, и специальные черные семена, которые олицетворяют энергию Сатурна. Из всего этого делаются шарики, 3-6 штук. Считается, что такая пища, приготовление которой сопровождается пением Мантр, наполняется силой и энергией. После она предлагается душам предков.

Обычно, проведение Церемонии Шраддха является ответственностью старшего члена семьи, но любой член семьи также может провести эту церемонию. После проведения церемонии шарики из риса оставляют на корм воронам, размещая их таким образом, чтобы никакие другие животные не могли их достать. Считается, что вороны олицетворяют души умерших.

Это древняя традиция, которая соблюдается тысячелетия. Все эти церемонии описаны в Ведах.Другой вид церемонии это Питру Пуджа. Для проведения этого вида церемонии приглашается два Пандита. При проведении церемонии главный Пандит читает Мантры, проводит ритуалы, а потом предлагает одежду и продукты, такие как рис, дал, овощи, соль и т.д. Пандитам предлагается неприготовленная пища потому, что они могут есть только те блюда, которые они готовят сами, либо, то, что готовят члены их семьи.

Во время проведения этой церемонии, тот, кто проводит ее, должен вспомнить о предках, пожелать им всего хорошего, сказать, что им приносится подношение, и взамен он получит благословение своих предков.Если человек, проводящий церемонию, четко знает имена всех его предков в трех поколениях, тогда проводится Шраддха. Для них готовится шесть шариков из риса, для отца, деда, прадеда, матери бабушки и прабабушки. Если он не точно знает имена своих предков, тогда проводится Питру пуджа.

.

Другие силы природы также являются духами. Не вся природа обожествлена у шошонов, но определенные природные феномены, такие, как горы и озера, связываются с конкретными духами. Мать-Земля - один из наиболее важных духов, которому совершаются приношения во время «пляски солнца» и других религиозных обрядов. Как мы увидим далее, воздвижение жилища во время церемонии «пляски солнца» символизирует воссоздание мира, макрокосма.

Места обитания духов священны, а некоторые из них так населены злыми духами, что посещать их опасно для человека: к священным или опасным местам приближаются, предприняв меры предосторожности, или вовсе избегают их. Некоторые из них особенно священны или опасны, но, как правило, кочевая традиция шошонов предполагает, что такие места встречаются по всей территории; не носят священного характера дом или постоянное место обитания индейцев, например деревня. Сверхъестественные существа могут появляться в любое время и в любом месте, и человек всегда должен быть готов распознать их и оказать им знак уважения. В любом случае шошоны должны жить в гармонии с этими духами, уважая их и обращаясь к ним в своих молитвах и заклинаниях, почитая священные места и избегая опасные.

Рис. 3. Религиозный путь шошонов

Существуют специальные правила, такие, как запрет произносить настоящее имя Тетонских пиков или указывать на них пальцем. Почитание духов и священных мест приносит удачу в жизни; пренебрежение к ним навлекает несчастья.

Эти духи и священные места важны, но стержнем религии шошонов является понятие пуха или сверхъестественной силы духа покровителя, которую индеец может получить через ритуал поиска видения или во сне. Как постоянно подчеркивалось, гибкость религии шошонов проистекает в основном вследствие акцента на приспособление ритуалов и верований к новым откровениям, полученным при общении с духами в видениях или снах. В старые времена каждый мужчина должен был выполнять ритуал поиска общения с духом-покровителем, подвергая себя продолжительным и трудным испытаниям; позднее на первый план, как средство получения сверхъестественной силы, вышли естественные сновидения. Религиозные лидеры шошонов являются «обладателями силы» - это знахари, визионарии и шаманы, получившие свои сверхъестественные способности обычно после тяжелого испытания в ритуале поиска видения или в «пляске солнца». Эти религиозные фигуры обладают способностью лечить людей, принимают лидерство в важнейших ритуальных церемониях, таких, как «пляска солнца», и освящают начало охоты. Сущность шошонской религии состоит в оказании почета и уважения духам и священным местам с одновременными поисками сверхъестественной силы в видениях и снах. Следует отметить, что, хотя эти поиски носят индивидуальный характер, полученная сила обычно обращается на пользу всему сообществу, как это видно в коллективном благословении в «пляске солнца» или помощи знахаря-«антилоповеда» при совместной охоте.

Как мы уже упоминали, религии американских индейцев представляют острый контраст в сравнении с мировыми религиями, потому что они не основаны на заветах определенного основателя и не организованы в соответствии с письменными традициями и теологическими догмами. Американские религии строятся на базе устных традиций и открытости для новых откровений и видений. Шошонская традиция является хорошим примером этой тенденции к большей гибкости и подвижности религиозной жизни. Однако тот факт, что религия шошонов не имеет конкретного основателя или письменно зафиксированной доктрины или кредо, не должен приводить нас к заключению, что эта религия непоследовательна или бессвязна. Шошонская религия, как и другие американские индейские религии, имеет логическую систему, строго уложенную в специфическую структуру верований и практики.

Религиозная структура шошонов может быть проиллюстрирована рис. 3. В верхней ее точке находятся высшие мировые силы, возглавляемые Там Ало. Ниже Там Апо располагаются различные духи и конкретные силы, а также сама сверхъестественная сила (пуха); еще ниже - люди и их жизнь. Центр схемы - сосредоточение всех божественных сил, слева - их уменьшение, а справа - увеличение. Слева от центра, начиная сверху, мы находим койота (героя мифов) и враждебных духов, а также такие условия, как ритуальная нечистота, которые ведут к недостатку или потере силы и к неудачам на охоте, болезням или наказаниям. Справа от центра мы находим добрых духов и духов-покровителей, а также ритуалы, такие, как «пляска солнца», и средства, такие, как сны и видения, для достижения общей или индивидуальной сверхъестественной силы (и возможности стать удачливым охотником или знахарем). В общем говоря, схема основана на двух главных акцентах мира шошонов максимального усиления божественной силы и минимального ее снижения. Эта диаграмма станет яснее, если ее проиллюстрировать конкретным примером шошонской религиозной жизни, как это будет сделано в следующей главе; структура религии шошонов может также интерпретироваться как общий образ жизни.

Мировоззрение шошонов основано на том понятии, что люди живут в этом мире и должны бережно использовать его, выполняя свои роли мужа и жены и членов племени. Успех их жизни зависит от отношения к верховному существу (Там Апо, «Отцу Нашему»), благословения духами и воздержания от ритуальной нечистоты. Высшая фигура в шошонской картине мира - верховное существо, Там Апо, управляющий миром и обновляющий его каждый год В центре этой картины лежит пуха, или сила. Многие духи атмосферы и природы владеют этой силой, но они менее могущественны, чем верховное существо. Некоторые из этих духов, такие, как духи воды, враждебно настроены и опасны, другие могут покровительствовать. Божества-покровители полезны, потому что они могут дарить сверхъестественную силу непосредственно человеку.

Характер жизни человека зависит от того, как он относится к различным силам мира. Если люди правильно построили свое общение с верховным существом и другими силами Вселенной, то их благополучие более устойчиво; ритуалы, такие, как «пляска солнца», и общая ритуальная чистота дают возможность индивидам, обществу и миру войти в контакт с этими силами и испытать омоложение или обновление сущности. Отдельные люди могут быть одарены сверхъестественной силой в сновидениях или через поиски видения (получение силы пуха). Люди, получившие такую силу, называются знахарями (пухаганами). Они становятся удачливыми охотниками и врачевателями.

С другой стороны, связь людей с различными духами и силами мира может быть негативной вследствие неправильного поведения и нарушения норм жизни племени. Иначе говоря, неучастие в ритуале «пляски солнца» и других церемониях означает, что человек теряет возможность укрепить здоровье, благополучие и личную силу Если человек пытается вступить в контакт с духами нечистым (особенно в связи с менструацией или смертью), он может быть наказан ими. Некоторые духи, такие, как духи воды, часто недоброжелательны, их следует избегать, потому что они могут причинить вред. Когда духи атмосферы и природы не встречают почтительного отношения к себе, они могут напасть на человека. Некоторые места особенно священны или опасны, к ним следует приближаться с почтением или избегать их, потому что они могут таить в себе угрозу благополучию и жизни человека. Все эти примеры негативного поведения, выраженные либо отказом участвовать в ритуале, либо совершением неблаговидных поступков, приводят к ослаблению или потере силы. У шошонов это означает быть плохим охотником, больным или ущербным в каком-нибудь другом отношении человеком.

Динамика религии шошонов: ритуалы изменения человека, «пляска солнца», врачевание

многие идеи и понятия сверхъестественного не являются для шошонов просто философскими категориями - инструментами мышления для объяснения окружающего мира, хотя они, конечно, отдают дань этой интеллектуальной традиции. Эти идеи «проживаются», пропускаются ими через себя в повседневном опыте, «создаются танцем», как выразился великий европейский ученый Р. Р. Маретт в начале этого столетия. Понятия сверхъестественного связаны с повседневной жизнью, обрядами и наблюдениями.

Здесь, однако, следует быть осторожным, чтобы не прийти к поспешным заключениям. Верования трансформируются в ритуальную жизнь, но мифы - нет. Мы видели, как мифология расходится с религиозными убеждениями и верой, иногда даже противоречит им. Мифология представляет более старое мировоззрение и, таким образом, не отражает, за некоторым исключением, повседневную религиозную реальность. Например, ритуал «пляски солнца» имеет в основе своего происхождения легенду - встречу сверхъестественного с простыми смертными в исторические, как это описывается, времена. Однако нет никакого мифа или повествования о божественных решениях в отдаленные мифические времена. «Пляска солнца» представляет собой творение религии племен прерий и не имеет ничего общего с мифологией, созданной в те времена, когда шошоны были частью культуры Большого бассейна.

В этой связи мы должны отметить, что у шошонов относительно немного ритуалов, в сравнении, скажем, с зуни. Как индейцы-охотники, они сконцентрировались на ритуалах изменения человека, излечения и благодарения. Первоначальный ритуал благодарения трансформировался в «пляску солнца» индейцев прерий, которая, по сути, является церемонией той же направленности, но только более усложненной.

Мы можем поинтересоваться, что же стало с анималистическим ритуализмом, столь характерным для охотничьих племен севера континента. Ответ в том, что он все еще существует у шошонов, но в рудиментарном состоянии. Мифология дает многочисленные примеры воскрешения убитых зверей из сохраненных и сложенных упорядоченным образом костей; иногда требуется, чтобы кости были брошены в воду. Есть также легенда о знахаре со сверхъестественной силой, полученной от бизона, который выстроил на земле круг из бизоньих черепов, спел им песню и попросил их подняться. Тогда бизоны воскресли, и было их в десять раз больше, чем до этого.

Этот миф в действительности отражает то, что произошло с анималистическим ритуализмом: он был видоизменен так, чтобы соответствовать доминирующей религиозной структуре, визионарному комплексу. Визионарий, знахарь, пухаган взяли на себя роль, прежде исполняемую «хозяином-покровителем» вида, и ввели в действие таинственный механизм, который мы иногда называем магией. Визионарный комплекс, то есть общение с духами через видения и сны, развился столь сильно, что практически вытеснил ритуализм с животными и веру в сверхъестественных покровителей видов живот-ных16. Даже культ медведя оказался в забвении. Остались лишь рассказы о таинственных способностях медведя, его сильной пуха, которая может превратить человека со сверхъестественной силой, полученной от медведя, в самого этого зверя, и даруемой им знахарской силе.

Ритуалы, сохранившиеся в шошонской религии, очень просты, за исключением «пляски солнца», которая, конечно, не шошонского происхождения (хотя сами шошоны утверждают обратное). Этот ритуал отражает богатый ритуализм индейцев прерий, хотя и модифицированный так, чтобы удовлетворять вкусу шошонов.

Ритуалы изменения человека: полового созревания, рождения и смерти

Ритуалы изменения человека - обряды, обозначающие критические вехи его развития, - были названы Арнольдом ван Геннепом ритуалами перехода. Согласно Геннепу, основными фазами каждого ритуала перехода являются сначала разделение, затем переход, потом включение или присоединение, и эти фазы отмечают переход индивидуума из одного состояния существования (или ранга, или престижа) в другое17. Таким образом, у шошонов Винд Ривер половое созревание, рождение ребенка и смерть сопровождаются обрядами перехода. В этом контексте можно упомянуть ритуалы болезни, но они заслуживают внимания в первую очередь в связи со знахарями, поэтому здесь мы их опустим.

Обряды полового созревания для девочек и для мальчиков различаются или различались, но оба типа предназначались для того, чтобы подготовить их к переходу к взрослой жизни с ее испытаниями и ответственностью. Мальчики не занимаются поисками видений (как это есть в индейских культурах севера и востока Северной Америки), но участвуют в «пляске солнца», обычно по собственной инициативе. Однако сегодня мотивы их участия приняли в основном социальный характер: показать другим мальчикам свою силу и выносливость и, конечно, произвести впечатление на девочек. В некотором смысле их участие в «пляске солнца» заменяет ритуал поиска видения - знака достижения совершеннолетия.

Для девочек половая зрелость официально начиналась с приходом менструаций18, что рассматривалось как состояние нечистоты, очень опасное для мужчин. Менструирующую девочку помещают в вигвам из ветвей или (в более поздние времена) в деревянный сарай, находящийся на расстоянии броска камня от поселка. Она воздерживается от употребления в пищу мяса, но может есть корешки и пить воду. Спустя несколько дней девушка вновь появляется в деревне, одетая в новую одежду и раскрашенная. Один индеец пожаловался мне, что этот обычай сейчас не соблюдается строго, и, как следствие, люди не испытывают чистых видений и снов и не получают духовную силу.

Приведут в соответствие с Конституцией РФ . Министерство юстиции РФ уточнило места, где можно проводить религиозные обряды. Ведомство подготовило проект соответствующего закона. Документ устанавливает, какие действия относятся к религиозным обрядам и где они могут проходить без согласования с властями.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ . В соответствии с поправками пункт 1 предлагается изложить в следующей редакции:

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Кроме того, в пункте 2 детально прописано, где можно проводить церемонии:

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях

При этом в законопроекте уточняется, что публичные религиозные обряды и церемонии в других местах проводятся исключительно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ или с органами МСУ.

Поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» вносятся в соответствии с постановлением Конституционного суда . Судебная инстанция признала положения документа не соответствующими Основному закону . Жалоба поступила от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Религия не только дарует человеку надежду на помощь высших сил, на загробную жизнь и служит одной из форм общественного сознания. Религия создает определенные моральные устои общества, определяет грани добра и зла, учит нравственности и уважению к ближним. Кроме того, каждый тип вероисповедания накладывает на своих последователей определенные обязательства, требует соблюдения канонов, выполнения ритуалов, и обрядов, соответствующих тому или иному событию в жизни человека.

Типы религий и характерные для них ритуалы, обряды и обычаи

Самой древней из всех форм религий является иудаизм, который возник в древней Палестине. Для иудаизма характерно неукоснительно соблюдение обычаев, нарушать запреты нельзя ни в коем случае, при достижении определенного возраста всем мальчикам обязательно должно быть сделано обрезание. Один из главных запретов касается пищи – евреям категорически запрещено есть мясные продукты кошерного происхождения, то есть мясо животных, конечности которых оканчиваются раздвоенным копытом. Необычайно красивы свадебные ритуалы иудеев, а погребальные обряды тронут за душу даже тех, кто не имеет никакого понятия об этом типе вероисповедания.

А вот ислам считается самой молодой мировой религией, дата его первого упоминания в исторических летописях – это VII век нашей эры. Приверженцы ислама свято почитают пророка Мухаммеда, ежедневно совершают так называемый намаз, то есть произносят молитву пять раз в день, считают своим долгом оказывать помощь бедным. Особенности этого вероисповедания в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жен, причем даже другой веры, а вот женщина-исламка обязана выходить замуж только за . Истиные почитатели ислама никогда не пьют спиртного, один раз в год соблюдают строжайший пост, так называемый рамадан, и совершают хадж – паломничество в Мекку.

Христианство – этого вероисповедания придерживается большинство людей. Христианская вера делится на католическую и православную и каждая из них имеет свои обычаи и ритуалы, некоторые из них схожи, а некоторые абсолютно противоположны. На фоне этих разногласий не один раз возникали войны, в ходе которых брат убивал брата, а сын – отца. Но для обоих направлений характерно соблюдение таких обрядов, как обряд крещения, причастия, венчания, регулярное покаяние в грехах своих. Все ритуалы проводятся священнослужителями и обязательно закрепляются омовением или орошением святой водой.

Самые необычные религиозные ритуалы

Но на особенности проведения ритуальных обрядов большое значение накладывают и обычаи, характерные для того или иного этноса, народности.

Например, в одном из индийских штатов исламисты сбрасывают новорожденных с довольно храма на растянутое внизу тряпичное полотнище и свято верят в то, что это ребенку здоровья.

В Шотландии католическую невесту в ночь перед бракосочетанием обязательно тухлыми яйцами, патокой и мукой – этот ритуал служит залогом счастья и благополучия будущей семьи.

У некоторых народов христианской веры до сей поры принято использовать во время причастия настоящую кровь, а у некоторых африканских народов женщина, согласно религиозному обычаю, за каждый год семейной жизни получает металлическое кольцо на шею. Но вот в случае ее измены мужу все кольца снимают, и шея женщины просто ломается.

Роль национально-религиозных обрядов и их упорядочения в формировании религиозного сознания таджиков

ислам таджикистан религия

Сегодня ислам в Таджикистане представляет собой сложное и разнообразное явление, включающее в себя самые различные, и порой, противоречащие друг другу концепции, учения и практики. Она признается неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Ислам не только религия, но и культура и образ жизни. В рамках исламской цивилизации сложилась одна из передовых систем духовно-нравственных и политико-правовых ценностей. Можно с уверенностью сказать, что накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Роль ислама как одной из развитых монотеистических религий и как передовой формы культуры в духовном прогрессе человечества, в истории мировой цивилизации никто не может оспаривать.

Чтобы позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью национальной культуры и вносили созидательный вклад в духовное обновление без реформы религиозного мышления в силу того, что оно остается и, видимо, в ближайшие несколько десятилетий будет оставаться основным и массовым сознанием таджикистанского населения, формирование религиозного сознания кажется невозможным. Одновременно упорядочение и урегулирование религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания. Одной из основных причин неорганизованности и излишней расточительности наших религиозных и народных обрядов и церемоний является низкий уровень религиозной образованности населения и сохранение суеверных наслоений в его сознании. Уровень религиозной просвещенности имеет серьезное значение в формировании национальных и религиозных традиций и образа жизни народа республики. Необходима модернизация религиозного мышления как необходимый шаг на пути оптимизации религиозного фактора, во многом зависит от усовершенствования религиозной образовательной системы.

Одной из важнейших форм общественного сознания для каждой нации и общества являются обычаи, обряды, традиции и ритуалы. Таджикский народ в зависимости от исторических условий и своего социально-экономического положения уже в очень древние времена создавал позитивные и поучительные обряды и обычаи, которые развивались и совершенствовались на протяжении тысячелетий и сегодня стали частью его национальной культуры.

Религиозные традиции давно воспринимаются как неотъемлемая часть национальной культуры, национальных обычаев и соблюдаются именно как традиция даже теми, кто не относит себя к верующим; в то же время верующие национальные традиции отождествляют с религиозными обрядами, которые пронизывают всю обыденную жизнь людей. Да и сами религиозные традиции впитали в себя многие народные обряды и традиции, зародившиеся еще в домусульманский период истории народа. Народные и национальные традиции и обычаи, смешиваясь с религиозными ценностями, приобретают сакральность и легитимность. Таким образом, они выступают в роли регулятора в процессе всей жизни людей, в роли неписанного нравственного закона и способа передачи социального опыта и традиций последующим поколениям.

Традиции, обычаи и обряды нашего народа формировались и совершенствовались в основном в рамках двух исторических цивилизаций - арийской и исламской. Значительная часть этих традиций, обычаев, обрядов, праздников и ритуалов, соблюдаемых сегодня нашим народом, являются продуктом исламского периода. Их становление, формирование и трансформация связаны с социальными функциями религии, которые она выполняет в обществе.

В современном таджикском обществе и сегодня остаются регулятивно-обрядовая и связанная с этой коммуникативная функции религии. Хотя значение религии как комплекса представлений, верований, моральных норм, форм поведения, правовых и общественных институтов значительно шире, чем богословские концепции и сумма ритуалов. Дело в том, что любая религия включает в свой состав значительные элементы традиционной культуры и сложившиеся бытовые (гражданские) обряды, взаимодействует с ними, подвергая их при этом определенной трансформации в соответствии со своими мировоззренческими доктринами. И когда мы говорим о регулятивно-обрядовой функции религии в нашем обществе, имеется в виду не только культовая сторона религии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа, неотделимая от религии. Обряды в религии как важный компонент религиозного культа выполняют не только чисто религиозную функцию (то есть почитание Бога), также они, интегрировавшись с гражданскими обрядами, несут с собой еще важные социально-нравственные и консолидирующие функции.

Ислам (точнее, так называемый народный ислам) среди мусульман Центральной Азии и особенно Таджикистана в советский и постсоветский периоды имел и имеет больше церемониально-обрядовый характер, чем мировоззренческий. Этот характер ислама ограничивается именно рамками гражданско-религиозных обрядов, таких как брак, обрезание, похороны и послепохоронные обряды.

Если классифицировать традиционные так называемые исламские обряды, их можно разделить минимум на три группы:

  • 1) обряды богослужения (богопочитания), такие как молитва (намаз или салот); пост (руза, савм) в месяцы рамазан, раджаб и в других случаях; паломничества; жертвоприношения; разного рода восхваления и просьбы у Бога (ду"о, зикр, муноджот) и т.д.;
  • 2) религиозно-гражданские обряды, такие как обрезание (хатна), бракосочетание (никох), отпевание покойного (джаноза), похоронная милостыня (искот, хайрот), поминовения (худои);
  • 3) обряды магически-лечебного характера, такие как сорокоразовое чтение суры «Я-Син» Корана (чильёсин), изготовление талисманов (туморов, бозубандов), освящение воды (таштоб) и т.д.
  • 4. Так называемые женские ритуалы- мушкулкушо, бибисешанбе, мавлуд и т.п. (Там, где официальная идеология или религия не отвечает адекватным образом на нужды женщин, не инкорпорирует (не включает) их как полноправных членов в свою ритуальную деятельность, а также не обеспечивает хороших ролевых моделей для них, женщины, так или иначе, создают свою собственную систему религиозных верований и ритуалов. Эта система, сложным образом переплетаясь с культурой, играет большую, если не ведущую, роль в духовной жизни женщин).

Все эти обряды относятся к сфере жизнедеятельности общества, и ни один из членов общества, даже если он неверующий, не может не соблюдать ряд общепринятых национально-религиозных традиций. Особенно это касается похоронного и послепохоронных обрядов.

Следует отметить, что почитание памяти предков - один из древнейших обрядов у верующих не перестал быть необходимой основой религиозности и важным элементом религиозных представлений до сегодняшнего дня. Религиозные элементы похоронного обряда соблюдали всегда, даже при жестком преследовании со стороны органов коммунистического режима при Советском Союзе, и даже в отношении коммунистов, невзирая на его или ее убеждения при жизни.

В похоронном обряде совмещены и другие, социально-эмоциональные функции религии. Это компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегративная и нравственно-психологическая функции. При похоронном обряде человек, потерявший своих близких и родных, имеет очень повышенное чувствительно-эмоциональное состояние, подавленность горем и готов соблюдать все необходимые традиционные предписания, дабы не обидеть дух и память покойного и, более того, не стать мишенью насмешек и порицания окружающих и соседей.

С другой стороны, широкое участие людей: родных, близких, друзей, родственников, знакомых, коллег, в такомине отделимая т религии.а.а релинии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа.стви уры и сложившиеся бытовые онцепции и Сум обряде само по себе свидетельствует о его интегративной функции. Оно как бы является показателем культурно-религиозной общности и социальной сплоченности общества. После распада Советского союза и в период гражданской войны культурно-религиозные общности оказывались более жизнеспособными и накладывали глубокий и длительный отпечаток на различные стороны общественной жизни. Это помогло нам сохранить коллективистское сознание.

Названные обряды сами по себе стихийно служат в деле воспроизводства религии. Все обряды и ритуалы (от похорон до поминок и годовщины, брак и т.п.) проходят с участием духовного лица и их активного наставления и пропаганды основ религии. Эти обряды имеют исключительное значение в деле воспроизводства и сохранения высокого уровня религиозности среди населения страны.

Функции религии сохранялись даже при коммунистическом режиме и, конечно, становятся более открытыми и активными в современных реалиях. Соблюдение таких обязательных положений религии, как ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, паломничество и других, с каждым годом становится более массовым. Хотя по сравнению с другими мусульманскими странами совершение пятикратного намаза не носит массового характера, но соблюдение поста в месяце рамазан год за годом приобретает все более массовый характер, и данный месяц становится религиозно-насыщенным временем года. Число молящихся, пожертвования и другие религиозные ритуалы в этом месяце гораздо больше, чем в какое-либо другое время года. Празднование Рамазана - завершения поста - наряду с другими мусульманскими праздниками, такими как праздник Азха, известный у нашего народа как Иди Курбон, а у тюркоязычных народов как Курбан-байрам, Мавлуди Наби - День рождения пророка Мухаммеда, также приобретают более массовый характер.

Исследование влияния обрядов и ритуалов имеет более научно-практическое значение в связи с необходимостью реформы религиозного мышления населения и в связи с тем, что в нынешних условиях нашего общества одной из основных сфер противостояния исламских консерваторов и возрожденцев является именно проблема ритуалов и обрядов.

Уважение к человеку, почитание памяти предков и укрепление семейных уз должны составлять суть и основу этих обрядов и традиций. Ведь логика и смысл проведения таких церемоний заключается в том, что родные и близкие находятся рядом друг с другом в моменты радости и веселья, печали и горя. Этот смысл одновременно выполняет и цель проведения таких мероприятий. В этом случае при соблюдении определенного порядка меры данные обычаи и обряды могут на практике послужить в качестве серьезного элемента духовного воспитания народа и повышения его образованности и таким образом сыграть неоценимую роль в сплочении общества и развитии государства. Хотя появляются такие течения, которые выступают против такого рода традиций и обычай. То имеет разные причины.

Но в последнее время, к сожалению, в связи с низким уровнем религиозной образованности населения многие национальные обычаи и обряды, в том числе и религиозные ритуалы, которые должны были проводиться в кругу семьи и среди близких, превратились в помпезные и дорогостоящие мероприятия. Потому в нашей республике был принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 26 мая 2007 года.

Слепое следование народным и религиозным традициям, обычаям и обрядам и излишнее расточительство стали создавать серьезные препятствия на пути повышения уровня жизни населения. Для проведения таких церемоний люди с ограниченными финансовыми возможностями влезали в огромные долги и потом в течение многих лет работали на то, чтобы вернуть их. Это положение заставило руководство страны принять серьезные меры в направлении урегулирования данных мероприятий и привело к принятию названного закона об упорядочении народных и религиозных традиций и обрядов. Необходимо подчеркнуть, что то состояние, которое было в области проведения религиозных и народных церемоний, особенно в проведении похоронных и послепохоронных ритуалов, до принятия закона об их упорядочении волновало не только представителей власти, но и представителей духовенства страны.

На пути урегулирования этих обрядов и ритуалов имеются многочисленные социальные и психологические барьеры, для устранения которых требуется определенное время. Например, большинством людей исполнение этих обрядов расценивается как показатель того, что они являются мусульманами. Другими словами, как мы уже отметили, в настоящее время принадлежность к исламу для нашего народа носит больше ритуально-бытовой характер, тогда как религиозные и культовые ценности отошли на второй план. Часть людей не соблюдает религиозных предписаний, однако никто не считает их немусульманами. Однако несоблюдение новоявленных обычаев и обрядов, распространившихся в нашем обществе, считается признаком отчуждения от ислама, неуважения традиций предков, рассматривается даже как немусульманское, не соответствующее шариату поведение. Но последние попытки и успехи в направлении урегулирования народных и религиозных обрядов и традиций в нашей республике доказывает, что их реформирование и упорядочение возможно, и это вопрос времени.

Необходимо здесь так же отметить, что ритуалы и обычаи иногда обозначены неофициальным исламом у нас, так называемый неофициальный ислам, или бытовой, ислам в лице своих представителей имеет также чётко обозначенную мусульманскую идентичность: как служители, так и аудитория неофициального ислама считают себя мусульманами, и не усматривают в своих практиках ничего анти-религиозного.

Главную аудиторию неофициального ислама составляют женщины, но мужчины также широко пользуются услугами и продуктами неофициального ислама, хотя предпочитают это скрывать.

Практика биётун, бибихалифа, отун (женские религиозные специалисты) в северной части страны имеет широкое распространение и большую популярность среди женщин самого различного социального, профессионального и образовательного уровней. Они выполняют множество функций, а именно, проповедническую, воспитательную, психологическую и другие. Она является самым дорогим гостем на почти всех мероприятиях жизненного цикла и на мероприятиях, сопровождающих свадьбы, похороны, и т.д. Она фактически выполняет роль неформального духовного лидера среди женщин общины.

Система религиозных верований, ритуалов и обрядов, разработанная женщинами, переплетается с культурой, и играет ведущую роль в духовной жизни женщин Таджикистана.

Таким образом, система религиозных верований, убеждений, и практик, разработанная таджикскими женщинами на протяжении веков, является неотъемлемой частью таджикской культуры, вплетаясь в её рисунок и придавая ей особую поэтичность, гармонию, эмоциональность, и красоту.

Таким образом, анализируя место народных и религиозных обрядов и обычаев в общественной жизни нашей республики, можно прийти к такому заключению, что они занимают важное место в национальной культуре и образе жизни нашего народа. Большинство этих ритуалов с течением времени и под воздействием различных факторов видоизменялись и в определенной мере утратили свои изначальные цели. Упорядочение религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания народа.

Чтобы сохраняя позитивные моменты ритуалов и обрядов и в деле их регулирования необходим помнить и о определяющей роли религиозного образования в формировании религиозного сознания. Улучшение качества и повышение уровня религиозного сознания в Таджикистане возможно только путём модернизации и усовершенствования религиозного образования.

Традиции и обычаи, поддерживаемые силой общественного мнения и закрепленные в стереотипах поведения, присутствуют в жизни каждого поколения, и они играют огромную роль в возникновении, становлении и закреплении не только религиозного но и этнического самосознания. Каждое новое поколение застает уже определенные сложившиеся традиции и обычаи. Являясь концентрированным выражением опыта предыдущих поколений, они легко усваиваются, воспроизводятся и закрепляются в сознании людей.

Таким образом вышеотмеченные тенденции национально-религиозных обрядов в формировании религиозного сознания таджиков необходимо так направить, чтобы они способствовали формировании толерантности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи. При разработке стратегии деятельности формирования религиозного сознания важно разобраться в содержании базовых понятий, которые могли бы стать ценностными основаниями. Это явление связано с тем, что ценности, в нашем случае национальные, представляют собой не только результат духовного производства, но и саму суть человеческого осознания мира, основу сопереживания, содействия, сформированные через определенные ориентиры и установки. При этом национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором отражены социальные требования к поведению личности. Национальные ценности и универсальные общечеловеческие ценности национального духа являются внутренним стержнем таджикской нации, ее культуры, непосредственно формируется в их лоне, и одновременно остается носителем этих ценностей. Национально - религиозные обряды оставаясь стержнем ценностей формируют религиозное сознание и их упорядочение в современном Таджикистане имеет большое социальное, политическое, культурное и экономическое значение.


Close