«Хотела бы остановиться на 64-й статье закона об образовании , так как это единственная статья, которая полностью посвящена дошкольному образованию. В ней 3 части: 1) собственно содержание дошкольного образования; 2) освоение образовательных программ дошкольного образования; 3) инклюзивное образование. Это вещь не дешёвая, требует финансирования, требует создания специальных условий, повышения квалификации педагогических работников, также нет методических программ, литературы. Поэтому начинать будем с детей с ОВЗ.

Мы никогда не работали по адаптированным программам, были коррекционные. Есть адаптированная программа, которую используют в образовательном процессе, если вся группа детского сада мономорфная по категории, например, это дети с нарушением зрения. Если группа комбинированной направленности, и в ней сидит один-два человека, тогда мы работаем по адаптированной программе, которую для этих детей прописываем исходя из той основной, по которой Вы работаете. Адаптация идёт под каждого, кто пришел в Вашу группу, закон этого требует, а педагоги адаптировать не умеют. Пути решения мы ещё ищем.

79-я статья закона (организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) говорит, что эти дети проходят ситуацию образования и всё, что они делают в ситуации образования, и весь их образовательный маршрут, и все методы и приёмы, которые Вы используете, подчинены адаптированной образовательной программе.

12 пункт 79-й статьи — государство в лице органа государственной власти субъекта, т.е. ваш губернатор обеспечивает подготовку педработников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Переходим к ФГОС ДО . <...> К основным задачам относится обеспечение преемственности. Это проблема не новая, мы занимаемся ей лет 40. Преемственность, когда говорим о документах в системе образования, есть преемственность на уровне стандартов, преемственность на уровне примерных программ, преемственность на уровне основных образовательных программ. Она должна быть между уровнями — дошкольным и начальным общим образованием.

Когда в 2013 г. писался дошкольный стандарт, школьный стандарт был один. Поэтому дошкольный стандарт писался в рамках преемственности к школьному стандарту. Но прошло время, и в конце 2014 г. вышло ещё два стандарта — организация обучения детей с ОВЗ в начальной школе и организация обучения детей умственно отсталых, с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день получается, что школьных стандартов три, а дошкольный — один. Мы ещё не понимаем, во что это выльется на практике. Если у Вас есть дети с ОВЗ, Вы не знаете, куда он пойдёт после подготовительной группы — в общеобразовательный класс, в инклюзивный класс, в коррекционную школу... Эти школы не равноположены, так как есть школы, дающие цензовое образование, и школы, дающие нецензовое образование. В этом смысле есть понимание, что преемственности не будет и дети будут идти в разные системы образования. Суть проблемы очевидна».

Расшифровано со слов Татьяны Владимировны Волосовец

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Все возрастающая инклюзия

В новом 2016 году российские школы ожидают появление новых стандартов для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах обучается около 160 тысяч детей. Потребности значительно превышают существующие возможности в таком виде образования. В России примерно 0,5 млн. детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые, не имея инвалидности, тем не менее нуждаются в спецусловиях обучения. При этом, как подчеркивает сам стандарт инклюзивного образования, обучение должно проводиться в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.

В Минобрнауки говорят, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ в принципе не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений...), так - и это главное - и в наличии специалистов и качественных методик обучения.

Такие разные "особые" дети

Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тысячи различий скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья". Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать - решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.

Для ребенка-аутиста в обычной школе нужно организовать особое рабочее место. Желательно около стены, за индивидуальной партой; может быть предусмотрена ширма. В начальных классах для такого ребенка может быть сделан игрушечный домик или палатка. Правила не запрещают таким детям приносить из дома игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Безусловно, среди аутистов есть одаренные дети (около 5%), но большинство не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов это жизненная рабочая практика, но для среднестатистического учителя многое в таком коррекционном компоненте непривычно. Понятно, что у таких детей большие сложности с общением, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов.

Вряд ли 2016 год сможет кардинально улучшить ситуацию. Главное, что нет ясности в том, по правильному ли пути двинулось российское образование в плане широкого внедрения инклюзивных практик. Хватит ли денег решать тысячи возникающих проблем?

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Минобрнауки РФ издан приказ от 19.12.2014 г. №1598, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт). Стандарт начнет действовать с 1 сентября 2016 года. При этом обучение детей с ОВЗ, зачисленных до 1 сентября 2016 г., осуществляется по адаптированным программам до завершения обучения по ним. Стандарт может использоваться и при получении образования в форме семейного образования, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. Возможно использование сетевой формы.

В настоящее время Стандарт проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок.

Согласно Стандарту реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее — АООП НОО) может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО возможны переходы с одного варианта на другой с учетом мнения родителей.

В связи с утверждением Стандарта возникает ряд вопросов по инклюзивному образованию, на некоторые из которых ответил заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов в ходе беседы с корреспондентом РИА Новости накануне Московского международного салона образования. В частности он сказал:

Об инклюзии

Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

О Стандарте

Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается.

— Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников.

Сохранятся ли коррекционные школы

— Стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе.

— По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

— Мы за сохранение этих школ, но в них тоже нужно обновлять содержание, показывать более высокий результат обучения.

Не навреди

— Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

О работе в переходный период

— Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов Федерации.

— Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

О наполняемости классов

— Наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

— Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса.

О финансировании

Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

Об отношении к инклюзии

— Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ними надо дружить, работать вместе. Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

— Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время.

Справка .Распоряжением Правительства РФ в 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации выделяются субсидии в размере 216,315 млн руб. на финансирование мероприятий в целях поддержки:

— сети созданных в 2011–2013 годах стажировочных площадок, на которых в том числе повышают квалификацию педагогические и руководящие работники системы образования;

— региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (приобретение приспособительных устройств, оборудования для занятий адаптивной физической культурой, специализированного дидактического материала для общеобразовательных организаций в целях создания условий, необходимых для апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Цитаты по материалам статьи «Каганов об инклюзии: школа должна уметь обучать всех».

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе - путем организации для них инклюзивного образования.

Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:

  1. У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
  2. Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.

Образовательные стандарты

В статье 11 Закона № 273-ФЗ идет речь о федеральных государственных образовательных стандартах, и в частности, пункт 6 статьи 11 требует создания для учащихся с ограниченными возможностями отдельных образовательных стандартов либо добавления специальных требований в уже имеющиеся. Так, с 1 сентября 2016 года применяются «Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, и «Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует основные принципы организации инклюзивного образования в России. Прежде всего указано, что в основу такого образования положена адаптированная образовательная программа, разработанная специально для обучающегося. Если же речь идет об инвалиде, то для него содержание и условия получения образования определяются его индивидуальной программой реабилитации.

Организация специальных условий для инклюзивного обучения

В образовательном учреждении, где ведется адаптированное образование, должны быть обустроены специальные условия для его получения. В структуре этих условий можно выделить три элемента:

  1. Материально-техническую составляющую - важную, но не единственно главную. Сюда относятся обеспечение доступа в здание, технические средства для перемещения по этажам, соответствующее специальное оснащение аудиторий, услуги ассистента-помощника и т.д., смотря по потребностям конкретных учеников.
  2. Методический элемент: адаптированные программы и методы образования и воспитания, возможность выбрать форму обучения, специальные учебники и пособия и др.
  3. Коммуникационно-организационный элемент: общение и взаимодействие между учениками и преподавателями, а также внутри ученического коллектива, построенное на толерантности и предупредительности.

На практике создание такого комплекса условий часто доставляет столько хлопот, что обычные школы предпочитают отказывать родителям ребенка-инвалида, которые хотят обучать его инклюзивно. Либо же, наоборот, такого ребенка стремятся социализировать во что бы то ни стало и отдают его в обычную школу, не обращая внимания на отсутствие условий обучения конкретно для него.

В РФ наряду с развитием инклюзивного - то есть с интеграцией в социальную среду - образования сохраняется и система коррекционного образования в специализированных учреждениях. Минобрнауки считает, что две эти системы не мешают друг другу. Статья 79, помимо прочего, предоставляет выбор организации образования: вместе с другими учениками или же в отдельных классах, группах или учреждениях, то есть инклюзивно либо специализированно. Нормы международного права предусматривают создание спецшкол только тогда, когда инклюзивность почему-либо невозможна, однако в отечественных реалиях такие формулировки пока неактуальны.

Учащимся с ограниченными возможностями полагается бесплатное двухразовое питание, а если они живут в своем образовательном учреждении - то и полное государственное обеспечение. Специальная учебная литература и услуги сурдопереводчиков также предоставляются безвозмездно.

Принципы инклюзивности в профессиональном и высшем образовании

Важным фактором для адаптации в обществе и нормальной жизни людей с инвалидностью становится владение профессией. Статья 79 Закона № 273-ФЗ уделяет целых три абзаца организации профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто остался без общего образования. Законом для таких студентов предназначены специальные условия и адаптированные программы, однако принципы инклюзивности в деле получения профессионального образования сложно переоценить. Сноровка в профессии, как известно, нарабатывается в процессе практики и общения с другими мастерами, для чего необходимы навыки коммуникации и умение получать и обрабатывать информацию без помех со стороны своих ограниченных возможностей.

Как в законодательстве, так и в статьях экспертов-аналитиков подчеркивается также немаловажность доступности инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как замечает в своей статье А.Ю. Верховцев, для этой категории людей выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для них «именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями».

Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%.

Проблемы подготовки кадров

В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов. Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования. Министерство образования РФ ввело в педвузах курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями», однако качественная подготовка преподавателя-«инклюзивщика» не ограничивается профессиональными навыками, которые можно получить в вузе уже готовыми. Модель инклюзивного образования для России совершенно новая, отличная от привычной коррекционной модели, и методики такого обучения приходится совершенствовать и развивать прямо в процессе работы. Как отмечает Н.З. Солодилова в статье «Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов», «для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей».

Отражение в законодательстве субъектов РФ

Положения Закона № 273-ФЗ в части образования лиц с ограниченными возможностями находят развитие на уровне субъектов федерации. В законах об образовании многих субъектов РФ отражены общие нормы федерального законодательства об инклюзивности, а в ряде субъектов приняты отдельные нормативно-правовые акты на эту тему или целые концепции развития инклюзивного образования, например:

  • Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, утвержденная 5 мая 2012 г.
  • Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы, утвержденная 17 сентября 2015 г.
  • Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы, утвержденная 24 ноября 2015 г.
  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, утверждена 28 мая 2013 г.

Close