В Великую среду по благословению Святейшего Патриарха начнется паломническая поездка в Москву почти двухсот молодых людей из общины Тезе. Они будут присутствовать на богослужениях в московских приходах, в Великую Пятницу поедут на Бутовский полигон, в пасхальную ночь разделят радость с православными - и только затем пойдут кто в католический, кто в протестантский храм. Кто они такие и почему решили «изучать» православие настолько близко?

Тэзе — монашеская община во Франции, основанная в 1940 году братом Роже (Роже Шютц). Сейчас в ней более 100 братьев из 25 разных стран - католиков и протестантов. Братья приглашают молодых людей со всего мира на встречи в Тэзе и других местах. В Россию на Страстной неделе 2011 года приедут несколько братьев-монахов и около двухсот молодых людей, посещающих общину периодически.

Связь между Тэзе и Россией длится уже многие годы. Уже в 1960-х годах представители Русской Православной Церкви могли посетить общину. В 1970-80-х годах брат Роже и другие братья были приглашены в Россию. Встречи с иерархами Русской Православной Церкви стали знаком солидарности с русскими верующими тогда, когда выезды из страны были невозможны.

В 1988 году, после приглашения на празднование тысячелетия крещения Руси, брат Роже решил напечатать в общине миллион экземпляров Нового Завета в Синодальном Переводе чтобы переслать их в Москву, Санкт-Петербург, Киев и Минск. Это было время, когда Писание трудно было найти. В начале 1990-х годов, когда границы открылись, молодежь из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов стала приезжать большими группами на встречи в Тэзе и Европейские встречи молодежи в конце года.

Брат Роже, основавший общину, полюбил Православие еще в детстве. «Во время Первой Мировой войны некоторым русским пришлось покинуть свою страну. Они были православными. Моя мама приняла некоторых из них, и я слышал, как они говорили между собой. Мама рассказала мне об испытаниях, которые они перенесли. Позже, в юности, мы жили неподалеку от Русской православной церкви. Мы имели обыкновение приходить туда и участвовали в службе, прислушивались к красоте песнопений, и я вглядывался в страдание на лицах этих христиан, приехавших из России», - вспоминал брат Роже.


В феврале 1962 года брат Роже посетил патриарха Афинагора в Константинополе, Патриарха Кирилла в Софии и Патриарха Германа в Белграде. «Патриарх Афинагор пригласил нас совершить с ним паломничество в Стамбул. Всякий раз, когда наш автомобиль проезжал то место, где был убит один из христианских мучеников, он тормозил, почти останавливая машину. Мы совершали крестное знамение и только потом продолжали двигаться».

При торжественном открытии Церкви Согласия, где проходят службы общины, 5 и 6 августа 1962 года присутствовали представители Православной Церкви - в том числе протоиерей Всеволод Шпиллер и протоиерей Владимир Котляров от Московского Патриархата.

Во время визита в Стамбул в феврале 1962 года Патриарх Афинагор высказал идею организации места, подобного Тезе, для православных, куда люди разного происхождения, окружения, с разными жизненными обстоятельствами могли бы приезжать для совместной молитвы и духовного поиска. По первоначальному замыслу, это хотели сделать на острове Патмос, но брат Роже предложил, чтобы это происходило в самой деревне Тезе. В декабре того же года он письменно благословил патриаршую «метохию» в Тезе.

В конце декабря 1962 года митрополит Никодим (Ротов) из Московского Патриархата провел два дня в Тезе. В это время он освятил икону Владимирской Божией Матери, которая находилась в храме общины. Это было время братской встречи, и позже митрополит Никодим писал брату Роже о своей благодарности и призывал на общину Божие благословение.

В Светлый понедельник 1963 года был заложен первый камень в основание Православного центра в Тезе. Это было сделано в присутствии представителей Константинопольского Патриархата, епископа Антония (Блюма) из Лондона и епископа Владимира (Котлярова, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) от Московского Патриархата. Позже приезжали отец Всеволод Шпиллер и Павел Евдокимов, богослов «парижской» школы русской эмиграции. Через два года была освящена православная часовня; на ее торжественном открытии присутствовали епископ Антоний (Блюм) из Лондона и епископ Василий из Брюсселя, представлявшие Москву.

Среди живших в православном центре - «метохии» - в Тезе были отец Дамаскин (Папандреу), ставший затем митрополитом Константинопольского Патриархата в Швейцарии, и отец Дометиан (Топузлиев), ныне митрополит Видинский в Болгарии. Последний писал: «Патриарх Афинагор отправил меня в Тезе в 1965 году, и я жил там до 1969 года. В это время я встречался с братом Роже, личность которого очень повлияла на христиан. Он был для меня как брат, и встреча с ним отпечаталась на всей моей жизни. Его открытость и братское отношение, с которым я встретился в Тезе, остались со мной на всю жизнь».

С 17 по 21 мая 1967 года митрополит Таллиннский Алексий, будущий Патриарх Алексий Второй, принимал участие в «Христианской мирной конференции», состоявшейся в Тезе. В 1969 году отец Дамаскин (Папандреу) был назначен руководителем Православного центра в Шамбези в Швейцарии, затем в 1970 году - епископом, в 1982 году - митрополитом Швейцарским, а в 2003 году - митрополитом Адрианопольским. В 1970 году брат Роже еще раз посетил Патриарха Афинагора, который подарил ему образ Божией Матери, остававшийся в его комнате до самой смерти брата Роже.

В 1972 году несколько братьев из общины впервые посетили Советский Союз, приехав через Финляндию. Они останавливались в Ленинграде, Новгороде, Москве, Смоленске и Минске, а затем выехали через Польшу.

В июне 1978 года брат Роже посетил Москву, Загорск и Ленинград и встретился с митрополитом Никодимом (Ротовым). В том же году позже брат Роже был в Риме в тот момент, когда митрополит Никодим умирал. Через двадцать лет после его смерти брат Роже пиал Патриарху Алексию Второму: «Двадцать лет назад возлюбленный митрополит Никодим перешел в вечную жизнь. Впервые мы встретились с ним, когда он посетил Тезе в декабре 1962 года. Он освятил икону Божией Матери в нашем храме. Я видел его год спустя, во время празднования тысячелетия основания афонского монашества. Как бы мы могли забыть его прекрасный голос, когда он воспевал хвалу Богу в Русском монастыре? Я приезжал к нему на несколько дней в июне 1978 года на его русский приход. Он рукополагал новых священников. Владыка Никодим пригласил нас на трапезу и на встречу с семинаристами. Митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх Кирилл) был тогда ректором семинарии. Мы вспоминаем его сегодня вместе с молодыми людьми из России, которые приехали в Тезе».


В ноябре 1979 года Тезе посетила православная делегация, в которой участвовал будущий Патриарх Кирилл.

В 1988 году брат Роже провел в России три недели, будучи приглашен на празднование тысячелетия Крещения Руси. Он посетил Москву, Киев и Ярославль, а также присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске. Пять тысяч Библий в Синодальном переводе были напечатаны к празднованию. Брат Роже рассказал одному из епископов, как в прошлом община отправила миллион Новых Заветов в Латинскую Америку по просьбе местной Церкви. В ответ русские епископы сказали, что в России нужен не миллион, а двадцать миллионов Новых Заветов. Вернувшись в Тезе, брат Роже решил, что будет возможно послать в Россию для Православной Церкви миллион экземпляров Нового Завета в Синодальном переводе, отпечатав их во Франции. Это были времена Советского союза, но девять товарных вагонов с Новым Заветом прибыли по месту назначения - в Москву, Ленинград, Минск и Киев - и Священное Писание распространялось.

В конце августа 1989 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет, глава отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, посетил Тезе. А спустя год, 31 марта и 1 апреля 1990 года, Тезе посетил митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, новый глава Отдела внешних церковных сношений и будущий Патриарх Кирилл.

В апреле 1997 года брат Роже получил премию «Международное служение гуманизму» Университета Нотр-Дам (Индиана, США). Он передал 10 тысяч долларов, присуждавшиеся вместе с премией, Патриарху Алексию Второму на дела благотворительности.

По благословению Патриарха Алексия Второго, Парижский архиепископ Московского Патриархата передал в Тезе антиминс, так что русские священники смогли отслужить литургию в храме в Тезе 13 февраля 1998 года.

Затем брат Алоис, ставший после смерти брата Роже приором Тезе, посещал Константинополь и встречался с Патриархом Варфоломеем.

28 мая - 3 июня 2006 года брат Алоис посещал Москву и встречался с Патриархом Алексием Вторым. Он также присутствовал на похоронах Патриарха Алексия II в декабре 2008 года и на интронизации Патриарха Кирилла в январе 2009 года. Новый Патриарх удостоил брата Алоиса персонального приема.

Каждый год Московский и Константинопольский Патриархи направляют приветственные послания на ежегодные европейские встречи, проводимые общиной тэзе, и благословляют их участников. Послания также были получены в день празднования 70-летия основания общины Тезе 16 августа 2010 года.

Когда открылись границы, контакты расширились. Не только братья посещали православных, но и многие молодые православные приняли участие во встречах, проводимых Тезе. Тезе всегда просит о том, чтобы группы паломников получали благословение правящего архиерея, если они хотят посетить общину, и чтобы, если возможно, их сопровождал бы священник. Православная литургия служится в храме в Тезе два или три раза в неделю в летние месяцы.


А теперь, на Пасху 2011 года, брат Алоис и ещё несколько братьев общины проведут несколько дней в паломничестве в Москву со среды 20 апреля по понедельник 25 апреля. С ними приедут молодые люди из разных стран, чтобы открыть для себя глубину православного богослужения и русскую духовность. Православные семьи - прихожане нескольких московских храмов - примут паломников у себя. В том числе двадцать молодых людей будут жить в семьях прихожан храма святой Татьяны при МГУ. Молодые люди будут присутствовать на богослужениях в принимающих приходах, в Великую Пятницу посетят Бутовский Полигон и храм Новомучеников и исповедников Российских, в Великую Субботу для них будет организована экскурсия по московским приходам. Члены общины Тезе готовились к этой поездке, изучали православное богослужение; Отдел внешних церковных связей подготовил параллельные последования служб Страстной Седмицы и Пасхи на церковнославянском и родных для паломников языках. Волонтеры будут комментировать происходящее и помогать гостям сориентироваться в Москве и в православных храмах. Мы надеемся на радостное общение в предпасхальные и пасхальные дни.

Английский текст: Br Matthew from Taize

Перевод с английского и адаптация текста: Александра Сопова

Деревня Тэзе расположена на юге Бургундии, неподалеку от Лиона (юго-восточная Франция). Сюда в 1940 г. переехал из Швейцарии двадцатипятилетний Роже Шютце (француз по матери). Несколько лет он страдал тяжелой формой туберкулеза и за это время постепенно подошел к решению создать общину, которая могла бы жить «основными реальностями Евангелия — простотой и добротой сердца». В годы второй мировой войны он принялся активно помогать беженцам и скрывавшимся евреям, чему способствовало само расположение Тэзе — поблизости от демаркационной линии между оккупированной частью страны и «свободной территорией» режима Виши. Брат Роже купил заброшенный дом с пристройками и организовал там «перевалочный пункт». Осенью 1942 года подпольный центр был обнаружен — брату Роже пришлось временно бежать. Возможность вернуться появилась только в 1944-м, за это время к монаху успели присоединиться еще несколько братьев. Они стали жить вместе. В 1945-м живший неподалеку от Тэзе молодой человек создал ассоциацию, опекавшую осиротевших в годы войны мальчиков. Он предложил братьям приютить несколько детей и подростков в Тэзе, что и было сделано. По воскресеньям братья также принимали у себя немецких военнопленных из находившегося поблизости лагеря. Постепенно к общине присоединялись новые молодые люди, и на Пасху 1949 года первые «братья Тэзе» принесли обеты безбрачия, общности материальных и духовных благ и максимальной простоты жизни. Сегодня община Тэзе насчитывает более ста братьев — католиков и членов различных протестантских церквей, представителей двадцати пяти национальностей. Каждый год, с ранней весны до поздней осени в Тэзе приезжают молодые люди с разных континентов, дабы, по словам идеологов движения, «совершить внутреннее паломничество к источникам веры в Бога, и в не обрести отвагу для того, чтобы строить между людьми отношения, основанные на доверии».
В некоторые летние недели в деревне одновременно собираются более 5 000 молодых людей приблизительно из 75 стран. Они ведут самый вольный образ жизни, их формально никто ни к чему не обязывает. Предлагается только три раза в день всем — братьям, сестрам, гостям — собираться вместе для молитвы, совместной хвалы Богу в песнях (в радикально протестантском духе) и «молчании». Братья живут плодами собственного труда, они не принимают ни даров, ни пожертвований для собственного пользования. Когда один из братьев получает наследство, община передает его бедным. Уже в 1950-х годах некоторые братья стали селиться в неблагополучных регионах, «чтобы быть вместе с теми, кто страдает от бедности и разделений». Сегодня небольшие общины Тэзе созданы в Азии, Африке и Южной Америке. Братья стараются, по собственному признанию, жить, насколько возможно, так же, как и их соседи, и «быть знаком любви среди самых бедных, беспризорных детей, заключенных, умирающих, тех, чьи сердца ранены оставленностью, разбитыми отношениями». Тэзе посещали представителей священноначалия многих христианских деноминаций. Община принимала папу Иоанна Павла II, трех архиепископов Кентерберийских, православных иерархов, четырнадцать лютеранских епископов Швеции и сотни священников со всего мира. Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно следующей тематической специализации: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой. С конца 1950-х годов в Тэзе приезжают на экуменические христианские молитвенные встречи — зачастую удивляющие своим нарочито «неформальным» характером» — тысячи молодых людей со всего мира, по преимуществу в возрасте от 17 до 30 лет. В 1966-м в соседней деревне поселились сестры святого апостола Андрея, международной католической общины, основанной в XIII веке, и взяли на себя часть работы по приёму паломников. Позднее к ним присоединилась небольшая группа сестёр-урсулинок из Польши. С 1962 года братья Тэзе и «молодые друзья» общины постоянно под разными предлогами посещали страны Восточной Европы. После падения «железного занавеса» активизировалась работа по привлечению на экуменические мероприятия во Францию невоцерковленных молодых людей из государств бывшего соцлагеря, а также представителей наиболее «либеральных» православных общин стран СНГ (московского храма Космы и Дамиана в Шубине и т. п.). Брат Роже Шютце также — известный католический писатель социально-экуменической направленности. Три книги написаны организатором Тэзе в соавторстве с монахиней Терезой Калькуттской (сочинение «Мария — Мать примирения» переведено на русский — Ateliers et Presses de Taize, 1988).

В июле 2012 года молодые прихожане Спасо-Преображенского храма г.п. Раков (Воложинский район Минской области) во главе с настоятелем протоиереем Сергием Лепиным посетили Общину Тэзе (Франция).

В группу вошли представители молодежного братства апостола Иоанна Богослова при миссионерском (!) отделе Минской епархии.

Спасо-Преображенский приход организует поездку в Тезе второй раз. Ранее Община принимала также делегацию минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую возглавлял протодиакон Ярослав Близнюк.

Сегодня община насчитывает около ста «братьев» — католиков и членов различных протестантских деноминаций, более двадцати пяти национальностей. Община Тезе является одним из крупнейших центров духовного развращения молодежи, из более чем 25 стран мира.

Нынешний настоятель общины — «брат» Алоис, немец-католик 1954 года рождения, — придает большое значение контактам с мировым Православием. В частности, осенью 2011 года он приезжал в Минск для участия в международном форуме «Православно-католический диалог», проходившем по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета.

Лидер группы протоиерей Сергий Лепин совершил в Тезе Литургию. Такую возможность экуменическая община участливо предоставляет православным гостям.

За 2 недели группа посетила более десятка городов на территории Франции, Германии, Италии, Бельгии, Венгрии и Чехии.
Молодые люди из Беларуси побывали также в Клюнийском аббатстве — центре движения за реформу католического «монашества» в X-XI веках.

Тезе

Тезе , иначе Тэзе , Communaute de Taize, Taize Community - псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление массовой религии (разновидность массовой культуры). Идеологией Т. является безыдейный идеализм и глобалистская “евродуховность”.

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. “приором” общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 “братьев”.

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти “приора”. “Братья” носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый “Собор молодежи”.

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское “Паломничество доверия на земле”. “Брат” Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках “Паломничества доверия”.

С 1978 г. Т. организует “Рождественские встречи”, которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с “братьями” для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением масс-культуры с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.

Миссионерский отдел Минской епархии приобщает православную молодежь к душепагубному . Приходские молодежные братства при содействии этого епархиального органа уже не в первый раз совершают «паломнические» поездки в страны развращенного запада под эгидой европейской встречи от общины Тэзе.

Последняя такая «просветительская» поездка состоялась в июле 2012 г., в ней участвовали молодые прихожане Спасо-Преображенского храма г.п. Раков (Воложинский район Минской области) во главе с настоятелем прот. Сергием Лепиным. Ранее «гостеприимная» община принимала делегацию минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую возглавлял протодьякон Ярослав Близнюк. За пару недель наши соотечественники приобщились к культуре и «духовности» таких , как: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Венгрия, Чехия.

Дополним также, что «традиционным» гостем на европейских «Днях доверия», организуемых Тэзе, является и украинская делегация молодежи. Под новый 2012 год опять же наши соотечественники в Германии по приглашению католиков и протестантов провели с ними 5 дней в общих молитвах (!) и дискуссиях по духовным, социальным, экономическим и культурным вопросам. В плане мероприятий «Дней доверия» также значились встречи с представителями общины Берлина и посещение Большой мечети…

Из словаря антимодернизма о Тэзе.

Тезе, иначе Тэзе, Communaute de Taize, Taize Community - псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление массовой религии (разновидность массовой культуры). Идеологией Т. является безыдейный идеализм и «евродуховность».

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. «приором» общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 «братьев».

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти «приора». «Братья» носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый «Собор молодежи».

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское «Паломничество доверия на земле». «Брат» Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках «Паломничества доверия».

С 1978 г. Т. организует «Рождественские встречи», которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с «братьями» для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением масс-культуры с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.



Close