«Когда ты заведешь ребенка? Неужели ты не чувствуешь, что твой организм этого требует?» – после подобных вопросов ежегодных встреч с одноклассниками хочется избегать как шабаша ведьм. Начинает казаться, что общество жаждет видеть вас матерью гораздо сильнее, чем этого хотите вы сами. Не лучше обстоят дела и в том случае, когда вы уже испытали радость материнства, но по какой-то причине не собираетесь бросать работу и проводить с ребенком 24 часа в сутки, – вас сразу же стараются заподозрить в несусветном эгоизме или природной неполноценности…

Неужели существует какой-то механизм, который должен активировать вдруг страстное желание стать матерью, и именно у вас с ним технические неполадки? Расслабьтесь, подобного устройства пока не существует, но поговорить о таком «вымышленном изобретении», как материнский инстинкт, стоит подробно и отдельно.

A photo posted by Natalia Vodianova (@natasupernova) on Jun 4, 2014 at 12:47am PDT

Изучением материнского инстинкта как исторического феномена в 80-е годы занималась французская писательница Элизабет Бадинтер. Ей, к слову, принадлежит титул самой влиятельной интеллектуалки во Франции по итогам 2010 года и хлесткое изречение о том, что «материнство – новая форма рабства» в наше время. К такой радикальной позиции автор пришла не просто так: она сосредоточилась на изучении материнства в разные эпохи и обнаружила, что материнский инстинкт вовсе не вдохновленное природой качество, которое рано или поздно просыпается в каждой из нас, а культурный феномен, который менял свое значение в разные годы. Бадинтер, к примеру, нашла ссылки на так называемый материнский инстинкт в Библии и при этом подробно описала полное отсутствие этой идеи в XVII и XVIII веках. Доказательством последнего является то, что вскармливание и забота о детях в ту далекую эпоху считались привилегией слуг: матери намеренно избегали общения с младенцем, передавая его в руки няням. В эти времена дети не появлялись на картинах, потому что считались своеобразной несовершенной версией взрослых, а детская смертность была крайне высока из-за безразличия медицины к отпрыскам подрастающего поколения.

А теперь грех не вспомнить стандартное изречение любого увлеченного преподавателя экономики, который считает, что именно последняя – двигатель всех изменений в обществе. С приходом индустриальной революции и капитализма концепция материнства претерпела серьезные изменения. Во второй половине XVIII века воцарилась эпоха Просвещения с ее рационализмом и сосредоточением на личности индивидуума, а экономика начала развиваться семимильными шагами. В новой идеологии каждая человеческая жизнь обрела ценность, а процесс воспитания члена общества превратился в некий ритуал, который сопровождал и подпитывал «миф о материнской любви» – социальное изобретение общества, которое как никогда нуждалось в рабочей силе, а вовсе не унаследованная из природы характерно женская черта.

Самый известный французский социолог XX века Пьер Бурдье для объяснения общественных процессов выводил такие концепции как «социализация биологического» и «биологизация социального». В призме материнства под первым можно видеть асимметричное разделение ролей в браке по биологическому признаку пола (женщина – мать, мужчина – добытчик), а под вторым – попытку найти природные корни, приписать высшим силам такое социальное явление, как осознанное материнство. К сожалению, отцовство таким же ареалом прекрасного в нашем обществе не обрастает…

A photo posted by Gisele Bündchen (@gisele) on Dec 10, 2013 at 8:00am PST

Более поздние психологические исследования конца XX века подтверждают, что материнский инстинкт не врожденная, а приобретенная способность. Те чувства, которые мы испытываем после рождения ребенка, имеют исключительно социальные корни и являются следствием воспитательного процесса, а именно развитой эмпатии как типично «женского» свойства, которое с детства через куклы и пассивные игровые активности прививает нам сочувствие и сопереживание по отношению к другим. Нашим друзьям-мальчишкам запрещено плакать от обиды (это «немужественная» реакция), в то время как нам, напротив, позволительна эта слабость. При чем же здесь материнство? Много лет спустя мы начинаем воспроизводить воспитательные модели: услышав плач ребенка, первыми вскакиваем с места, чтобы его успокоить, принимая от общества миссию сочувствующего объекта и негласно передавая мужчине статус холодного и равнодушного субъекта. Иными словами, мы не рождаемся заботливыми матерями и женами, а всю жизнь по укоренившимся в обществе патриархальным установкам учимся ими быть, принимая материнский инстинкт как должное и, к сожалению, не проводя параллель между безучастным к воспитанию малышей мужем и подрастающим сыном, которому запрещены слезы, но разрешен бокс и машинки…

Когда мы видим очередную новость о том, что молодая женщина свела счёты с жизнью, забрав с собой на тот свет собственного ребёнка, или, что ещё страшнее, решилась на убийство малыша, хочется думать, что это - неправда, шокирующая утка, брошенная СМИ, но увы… Об этом страшно, больно говорить, но если молчать, делая вид, что проблемы нет - она может только усугубиться. Прежде всего, мы попытались разобраться, можно ли в данной ситуации говорить о некоей группе риска. Для этого мы обратились к эксперту.

К сожалению, назвать подобные трагедии единичными нельзя. Это происходило всегда. В Челябинской области раз в три-четыре месяца мы узнаём о преступлениях в отношении младенцев. Матери бросают новорожденных, избивают, лишают жизни. Это осуждается обществом и влечёт уголовную ответственность, но мало что меняется, - говорит Ольга Плеханова, редактор-обозреватель Агентства новостей «Доступ», - Чаще всего такие случаи происходят в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, но бывает и такое, что матери впадают в неадекватное состояние из-за различных проблем - и реальных, и надуманных. Нередко у таких женщин выявляют какое-нибудь психическое расстройство. Каждый случай имеет свои особенности, поэтому обобщать я бы не хотела. Но, наверное, половину трагедий можно было бы предотвратить, если бы окружающие - родные и друзья - внимательней относились к таким семьям.

Таким образом, мы видим, что нет чёткого портрета женщины, которая способна на совершение преступления. Но зато существуют причины, которые могут спровоцировать молодых мам на страшные поступки. Зная эти причины, можно предотвратить возможную трагедию в семьях своих знакомых, друзей или родственников.

Почему это случается?

Первое и главное, что стоит отметить, - спусковым крючком к подобным действиям является состояние сильного, долгого стресса. Как правило, это не происходит просто так, резко и спонтанно. Но если женщина находится в депрессивном состоянии длительное время, она может решиться на подобный шаг. И всё-таки, существует несколько причин, ведущих к фатальным последствиям. Вместе с экспертом, психологом Яной Синявиной, рассмотрим каждую.

Женское одиночество

Женщина - существо коллективное, эмоциональное, ей очень важно иметь того, с кем можно поговорить, важно о ком-то заботиться. Если она не может реализоваться, она чувствует себя оторванной от общества, ненужной, начинает заниматься самобичеванием, искать причины, почему вокруг неё никого нет.

Травматизация

Вам можем показаться, что этот пункт напрямую не связан с родами и нахождением женщины в декрете, но на самом деле это не совсем так. Ведь травма - это не только сломанная нога, и она бывает не только физической, но и психической. Например, человек, переживший серьёзное потрясение - насилие или потерю близкого (по шкале стресса это 10 из 10), в 100 процентах случаев имеет эту психическую травму. И если в тот момент человек не получил поддержки, он может не знать, как дальше жить, и, чтобы не страдать, решается на такой шаг. Так что если женщина пережила тяжёлые роды, она - в группе риска.

Финансовые кризисы

Очень много женщин привыкли заботиться о себе самостоятельно, без помощи извне. И если женщина лишается заработка, не может найти новую работу, - она переживает из-за этого. Фатальному исходу дела сопутствует одиночество, особенно если у женщины есть дети. Она может принять решение уйти из жизни, чтобы снять ответственность (я ухожу, а о ребёнке кто-то позаботится), или может принять решение убить ребёнка, чтобы он не мешал зарабатывать больше денег. «Конечно, роковое событие в данном случае может быть следствием первых двух причин, - уточняет Яна Синявина, - адекватный человек на такое не пойдёт».

Неустойчивая психика

Ещё один фактор, который может спровоцировать женщину на совершение страшного поступка, - излишне подвижная психика.

Возможно, у человека даже не диагностируется какое-либо отклонение в психике, но он очень эмоциональный, вспыльчивый, инфантильный, не умеющий принимать решения, - от природы, - говорит Яна Синявина, - как, впрочем, неустойчивая психика может быть обусловлена психической травмой, которая в нужное время не была вылечена. Очень многие люди живут с такими серьёзными травмами, и кажется, что это было давно и на данную жизнь не оказывают какого-то влияния. Но на самом деле, если человек однажды был жертвой, и это не проработано, внутри него держится незавершённость. Было событие, не него нужно было отреагировать, но обидчика отпустили, не смогли себя защитить, реакции не произошло, а в теле, в психике всё это осталось, и это даёт повышенную нервозность. Если травма не пролечена, повышенная эмоциональность, дёрганность может выскочить в состояние аффекта.

Стоит отметить, что многие не верят в существование такого понятия, как состояние аффекта, хотя оно имеет место быть. И в некоторых случаях реально оправдывает поступки человека. Когда мы испытываем чувство ярости и гнева, часть мозга, отвечающая за рациональность, отключается, и мы превращаемся в первобытных существ, верх берут инстинкты, и мы не понимаем, что он делаем. Молодая мама, ухаживающая за ребёнком без поддержки, не выспавшись, измотавшись бытовыми проблемами, находясь в состоянии психического истощения, уже не понимает, где реальность, а где - нет. И невозможность что-то изменить затмевает разум. В этом случае неумолкающий крик ребёнка может спровоцировать состояние аффекта, который будет длиться считанные секунды и тут же прекратится, когда наступит тишина. И только тогда женщина поймёт, что она только что совершила преступление.

По сети гуляет много историй успешных мамочек, которые всё успевают, при этом у них пять детей, и все красиво одеты-обуты, и все счастливы. Когда мы смотрим на это, со стороны кажется, что всё легко и здорово, но в реальности редко кто может воплотить это в жизнь. «Мамы очень часто не соответствуют идеалам, которые показывают по телевизору, - говорит Яна Синявина, - и в этот момент начинается внутренний конфликт между тем, какой мама хочет быть, и тем, как всё происходит на самом деле. Мамы закапываются в своих эмоциях, начинают гнобить себя».

Кроме этого, в СМИ - много насилия, жестокости, криминальных новостей, в атмосфере коллективного бессознательного лежат такие эмоции, как горе, страх, агрессия, злость, ярость - в этих эмоциях мы живём, с утра до вечера. Мы пропитаны этими эмоциями и начинаем сами это излучать и демонстрировать.

Как противостоять?

Можно говорить о том, какую поддержку должно оказывать государство, но всё это будет пустыми словами, потому что решать проблему на законодательном уровне - дело не одного месяца. А проблема уже существует и может постучаться в двери. Именно поэтому сейчас профилактика подобных ситуаций должна проводиться в семье.

Очень важно быть ближе друг к другу, оказывать помощь, поддержку. Если женщина живёт одна с ребёнком, может быть ей периодически предлагать посидеть с ним, чтобы она могла заняться своими делами. Важно также присматриваться к состоянию любой молодой мамы. Потому что можно по каким-то «звоночкам» определить, что у неё не всё хорошо, что она подавлена, - говорит Яна Синявина. - Может, она говорит странные фразы, пишет завещание, объезжает всех родственников и подруг. Иногда бывает уход в себя - можно заметить, что поведение изменилось и не характерно для женщины: она замкнулась, не идёт на контакт, ограничивает встречи, и у неё бывают эмоциональные вспышки - это говорит о депрессии.

Кроме этого, если родные знают, что женщина пережила психическую травму, и у неё было серьёзное потрясение, нужно обратить на это внимание, потому что после родов это может обостриться.

Женщина может помочь себе сама

В решении любой сложной жизненной задачи существует самопомощь. В таком случае, если нагрянула проблема, человеку нужно понимать, что он не одинок - вокруг люди, общественные организации, церкви, социальные работники, готовые помочь. Нужно просить помощь у окружающих.

Очень важно заниматься профилактикой стресса - если человек не может справиться сам, он должен пойти к специалисту.

Кроме этого, все проблемы пережить легче, если есть вера в высшие силы. В то, что человек не одинок, что есть ангелы-хранители, судьба - не важно, что конкретно. Важно то, что нужно верить в присутствие какого-либо невидимого помощника.

Ну и, напоследок, хочется сказать, что люди, которые занимаются самосовершенствованием, имеют внутренний стержень, который не позволит безответственно поступить со своей жизнью и жизнью ребёнка.

Сегодня мы поговорим о материнском инстинкте. В мире, пожалуй, не найдется ни одного ученого, который смог бы четко сформулировать определение материнского инстинкта, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено. Представленный в этой статье материал является попыткой перевести с научного языка на «общечеловеческий» выводы исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. А поскольку понятие «материнский инстинкт» распространено в нашем обществе и окружено большим количеством мифов, надеюсь, изложенные ниже материалы, помогут читателям глубже понять природу материнства.


Представления о материнстве, принятые в современном обществе существенно отличаются от образов матерей, присущих предыдущим эпохам. Так, Ллойд де Моз описывает типичный случай для колониального Бостона: «После ужина мать уложила детей в комнате, где они спали одни, и родители отправились в гости к соседу. По возвращении <...> мать подошла к постели и не нашла младшего ребенка (девочку около пяти лет). После долгих поисков, ее нашли упавшей в колодец в их подвале <...>, родители сочли смерть ребенка «наказанием» за работу в праздник». Как видно, смерть ребенка не была оценена ни матерью, ни отцом как результат их халатности, а лишь как «божья кара» за нарушение религиозных правил, не имеющих прямого отношения к родительству.

Этот пример – лишь малое свидетельство того, как относились к детям, к материнству и родительству вплоть до конца XVIII века. Здесь, как нельзя лучше, подходит поговорка: «Бог дал, бог взял». В бедных пролетарских и крестьянских семьях (а именно такие семьи составляли большую часть населения как России, так и Европы), очередная беременность не воспринималась как радость, ибо в семье появлялся «лишний рот», а женщина на некоторое время теряла былую работоспособность. И, напротив, смерть детей зачастую воспринималась положительно, так как семья избавлялась от «лишнего рта». Женщины же из знатных семей считали зазорным грудное вскармливание и нанимали для своих младенцев кормилиц (женщин бедных сословий, чьи дети умерли вскоре после рождения).

Материнская любовь, в том виде, в котором мы говорим о ней сегодня, как норма стала формироваться только к концу XVIII века. «Новая мать» в конце XVIII – начале XIX века начинает иначе заботиться о ребенке: становится немодным отдавать ребенка в интернаты, модным – общаться с ребенком, приемлемым становится также грудное вскармливание, на которое решаются матери-дворянки (в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Не любить детей стало стыдно.

Если задаться вопросом, что такое материнский инстинкт в представлениях большинства людей, то получим примерно такой ответ: «Это любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его от невзгод, готовность отдать свою жизнь за него» и т.п. Но всем нам известны случаи, когда женщины убивают своих детей, собственноручно или в результате халатности. О таких случаях нам рассказывают многочисленные СМИ, и, к сожалению, довольно часто... Выходит, если существует материнский инстинкт, то он как биологически данный нам, женщинам, феномен должен быть присущ каждой из нас? А что сказать о женщинах, оставляющих своих детей в роддомах, сдающих их в приюты и интернаты? А женщины, ведущие асоциальный образ жизни, и просто-напросто забывающие кормить своих детей? Где их материнский инстинкт?

В то же время, нам известны случаи, когда матери жертвуют собственными жизнями, ради сохранения жизни ребенка (помните рассказы о войне, когда женщины накрывали детей собственным телом, подставляясь под пули, но сохраняя жизнь детям?), годами (а иногда десятилетиями) переживают горе, связанное со смертью рожденных или так и не успевших родиться детей, самоотверженно выхаживают тяжелобольных малышей, отказываясь от любых благ и комфорта...

Даже если не говорить о случаях экстремальных, из ряда вон выходящих, то почти каждая благополучная (примем это условное понятия для описания здоровых матерей здоровых младенцев) мать преданно заботится о своем чаде, жертвует сном и отдыхом, а иногда и отношениями с мужем, отказывается от многих благ и удовольствий, отдавая всю себя младенцу. Иногда ее одолевает усталость, и она плачет от бессилия, но все равно продолжает исполнять свой материнский долг, чувствует физическую связь с младенцем, плохо переносит, даже кратковременную, разлуку с ним.

Исследования ученых достоверно подтвердили, что на формирование материнского поведения значительное влияние оказывает социальное окружение (ожидания окружающих от женщины, угроза социальному статусу, отношение к внебрачной беременности, карьерные интересы и т.п.), а так же традиции материнства, принятые в обществе в каждый исторический период.

Так, в тех случаях, когда рождение ребенка не приветствуется или даже осуждается социальным окружением, женщины используют различные, в том числе весьма жесткие способы, чтобы избавиться от ребенка. И это уже касается не только прошлых времен, но и настоящего. Так, до сих пор в деревнях встречаются случаи, когда внебрачный ребенок одинокой женщины (молодой и не очень) либо оказывается убит собственной матерью, либо подкинут чужим людям, либо оставлен в роддоме. Непутевая мамаша скрывает факт своей беременности и родов (зачастую ей это успешно удается) и надеется на то, что жизнь потечет своим чередом, как раньше.

Кроме того, на формирование материнских качеств и того, что мы называем материнским инстинктом, существенное влияние оказывает опыт женщины во взаимоотношениях с собственной матерью. Материнство зарождается в женщине не тогда, когда она родила, а тогда, когда она родилась сама. Именно самый ранний опыт взаимоотношений девочки с мамой закладывает в ней необходимые для осуществления материнства способности, такие как: чувственность и чуткость, доверие и способность к самоотдаче, искренность и нежность, а также безусловную любовь к детям.

Женщины, имевшие трудности во взаимоотношениях с матерями, испытывавшие недостаток материнской любви и ласки испытывают серьезные трудности в собственном материнстве. Как крайний вариант, они отказываются от материнства вообще, отдавая предпочтение карьерным интересам, либо перекладывают заботы о ребенке на плечи государства (помещая ребенка в социальные учреждения), в более легких случаях – заботы о ребенке перекладываются на плечи родственников (бабушек и тетушек), наемных помощниц (нянь). При этом, если женщина-мать принадлежит к социально благополучным слоям населения, то передача материнских функций третьи лицам всегда происходит под благовидным предлогом (нельзя прервать учебу в вузе, нельзя потерять престижное место работы, необходимо срочно защитить диссертацию, и пр.), который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным (всегда можно взять академический отпуск, карьеру можно сделать и после отпуска по уходу за ребенком, как и диссертацию).

Женщины из более низких социальных слоев оправдания находят менее «возвышенные» – нет денег, негде жить, и совершенно потрясающий довод: «Нужно устраивать личную жизнь». Любая успешная и любящая мать подтвердит: все представленные доводы гроша ломаного не стоят. Но даже если женщина, недолюбленная собственной матерью в детстве, воспитывает своего ребенка сама, она чаще, чем прочие матери, раздражается на него, быстрее и чаще устает от него, острее переживает вынужденную социальную изоляцию, связанную с уходом за младенцем. Само собой разумеется, что дети таких матерей имеют более высокий риск по формированию эмоциональных и поведенческих расстройств, чаще болеют.

Исследователи, предпочитающие социоцентристскую позицию, убеждены, что материнский инстинкт – это миф. По их мнению, материнская любовь – это понятие, которое не просто эволюционирует, но и наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Рассматриваются три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины, – и в разные эпохи главенствуют разные женские роли: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». В таком случае, материнство – это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на материнство.

Не стоит объяснять, что человек, невзирая на разум и духовность, еще и существо биологическое, и многое, что присуще животным, присуще нам. Так же, как все млекопитающие, женщины вскармливают детей грудным молоком, да и процесс зачатия и вынашивания плода не так сильно отличается от того, как это происходит у животных отряда млекопитающих. В связи с этим ученые-этологи, проводили и проводят исследования, касающиеся заботы о потомстве, наблюдая за представителями животного мира и находя признаки сходства с тем, как это происходит у людей. Одним из виднейших представителей этологии, Боулби, разработана концепция о формировании привязанности, которая является важнейшим условием не только для нормального развития ребенка, но и его выживания.

Феномен привязанности был изначально описан у животных и птиц, в качестве примера можно привести гусыню и ее выводок, который неотступно следует за ней. Оказывается, для человека так же важно формирование привязанности между матерью и младенцем. Формируется она постепенно, еще с момента зачатия и достигает своего пика через семь-восемь месяцев после рождения ребенка. Формирование привязанности матери к младенцу – процесс, скорее, биологический, чем социальный или психологический, и происходит он под воздействием как инстинктивных реакций (на улыбку и «воркование» ребенка, его выражение лица и зависимость от матери), так и гормональных изменений, происходящих в организме матери и во время беременности, и в период родов, и в период грудного вскармливания. Так, некоторые запахи, связанные с жизнедеятельностью младенца воспринимаются матерями как приятные, тогда как все окружающие морщат носы.

В целом, развитие привязанности матери к ребенку после родов, с точки зрения физиологии, содержит три важных компонента:

    Присутствие ребенка изменяет уровень гормонов в крови матери (эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина), которые стимулируют в женщине материнское поведение. При разлучении матери и новорожденного уровень соответствующих гормонов меняется, формируется стрессовая гормональная картина.

    Телесный и эмоциональный контакт между матерью и ребенком в первые 36 часов после родов обеспечивает адекватный гормональный ответ в организме матери и способствует формированию привязанности между ними на период новорожденности.

    Грудное вскармливание, обеспечиваемое гормоном пролактином, стимулирует выработку эндорфинов, что дает физиологическую поддержку развития привязанности.

Итак, материнское поведение формируется под влиянием трех основных факторов:

    Биологические (генетически заложенные формы поведения и реакции, гормональные изменения);

    Социальные (традиции материнства, принятые в обществе, влияние ближайшего социального окружения);

    Психологические (личная история женщины, опыт взаимоотношений с собственной матерью).

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» (М. Мид).

Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств.

Что такое материнский инстинкт, не может точно объяснить никто, но изучая заданный в теме статьи вопрос, мы получили возможность узнать, насколько сложен и тонок путь в успешное материнство, и знание это лишь увеличивает его ценность.

Мама жизнь подарила…

…и тут же ее забрала, настояв на аборте как можно скорее.

…и, находясь в отпуске по уходу за ребенком, до смерти забила палкой старшую, 4-летнюю, дочь.

…и в лютый мороз выставляла коляску с 3-месячной крохой на продуваемый всеми ветрами балкон, чтобы малышка спала и не доставляла лишних хлопот непрерывным плачем. Однажды после 10-часового (!) сна на балконе малышка уже не проснулась. Замерзла.

…и, завернув новорожденного в лохмотья, бросила в выгребную яму.

…и уже через пару часов написала на ребенка отказную, даже не пожелав на него взглянуть.

…но так и не смогла полюбить свою кровиночку. Потому что наследника ждали все: муж, дедушки-бабушки, тетки-дядьки. А она… Она всего лишь сломилась под бременем общественного мнения, что семья без ребенка - только половина семьи.

Гормоны не взыграли?

Что такое материнский инстинкт? Когда и как он должен проявиться? В его основе лежит генетика или это приобретенное качество? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Хотя ответ, казалось бы, лежит на поверхности, в самом термине. Инстинкт - биологически обусловленное и генетически наследуемое побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. Справедливости ради стоит отметить, что сторонников теории "врожденности" чувства материнства значительно больше. Американские ученые, проведя многочисленные исследования, пришли к выводу, что выраженность материнского инстинкта напрямую зависит от гормонального статуса женского организма. Точнее, от содержания в крови так называемого адренокортикотропин-рилизинг фактора, гормона, участвующего в регуляции функций поджелудочной железы. Чем больше вырабатывается гормона, тем лучше мама и наоборот…

Может быть, поэтому количество детей, брошенных родителями на произвол судьбы, во всем мире только растет, а в абортариях никогда не бывает пусто? Может, из-за того, что организм не вырабатывает некоего гормона, криминальные сводки то и дело шокируют кровавыми подробностями расправы над беззащитными крошками? Слишком простое объяснение павловского "сложного безусловного рефлекса". Слишком легкое оправдание родительской жестокости. Чересчур очевидное решение частных "родительско-детских" отношений и глобальных социально-демографических проблем: вколол гормон и… рожай - опекай - воспитывай.

Социальная подоплека

Материнский инстинкт, и это мое сугубо личное мнение, не более чем миф, - считает психолог Марина Гернович. - Для женщины естественно быть матерью. Ее организм устроен таким образом, чтобы она могла зачать, выносить, родить ребенка, кормить его грудью. Но вот социальные установки вполне способны полностью подавить материнский инстинкт. Нет, человечество не вымрет. Стремление к продолжению человеческого рода заложено самой природой. Но ничего общего с родительским (возьмем это понятие шире) инстинктом оно не имеет. Обратимся к истории. В японских селах, например, вплоть до начала ХХ века не считалось предосудительным убить новорожденного мальчика. Его нельзя было выгодно продать в город или женить. Собственно, это и было оправданием многочисленных убийств. Бедуины, наоборот, избавлялись от девочек, потому что считали, что мужчин в роду должно быть больше. А борьба с перенаселением в Китае, когда в семье должно быть не больше одного ребенка? Вообще, чем глубже в историю, тем меньше заботы о детях, тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым…

Материнство так или иначе подразумевает полную отдачу - моральную, материальную, психологическую, эмоциональную. Применительно к теперешнему времени требовать ее немыслимо. "У современных женщин, белоруски не исключение, мотивация личностного развития в последние десятилетия только повышается, - рассуждает Марина Гернович. - Едва ли не каждая вторая потенциальная мама свою жизненную модель выстраивает по принципу: сначала - карьера, потом - материальное благополучие и только после этого можно о детях подумать. Кто возьмется ее осудить? Мы живем в обществе потребления, когда принято в первую очередь думать о себе и жить для себя. Неизвестно, почему женщины стали сегодня больше рожать: потому ли, что жизнь стала лучше (а этого нельзя отрицать - в Беларуси государственная политика рассматривает семью в качестве приоритета); или потому, что пришло время обзаводиться детьми поколению 80-х, когда тоже наблюдался беби-бум. Но ни в том ни в другом случае о материнском инстинкте говорить не приходится. Скорее уж это является показателем того, что врожденный рефлекс (если допустить-таки его существование) редуцирует: девушки и женщины в большинстве своем рожают, потому что "в семье должен быть ребенок", "потом будет поздно", "на старости лет некому будет воды подать", "государство матерям здорово помогает"… Из них лишь малая толика рожают, так сказать, по призванию".

Не рожу, потому что люблю

Если принять точку зрения Марины Гернович, что материнского инстинкта не существует, а есть социальные условия и личностная мотивация женщины к деторождению, можно легко оправдать и понять женщин, делающих аборты или сознательно отказывающихся беременеть и рожать (так называемых чайлдфри). Уважения достойна мама по призванию. Но не меньшего уважения достойна и та, которая понимает, что не сможет быть хорошей матерью, не обеспечит своего ребенка, не даст ему хотя бы необходимого, поэтому не рожает. Достойна, потому что не обманывается на "рожу - все само придет", а четко осознает, что "все", увы, может и не прийти. В каком-то смысле это тоже проявление любви.

Если вдуматься, не так уж и важно, есть ли материнский инстинкт или его нет, и что двигало матерью из притчи о царе Соломоне, которая согласилась отдать своего ребенка чужой женщине, лишь бы сохранить ему жизнь: всеобъемлющая любовь или "боязнь взять грех на душу". Главное, чтобы отношения родителей и детей были гармоничными и никто не страдал от того, что "мама меня не любит" или "этот ребенок для меня - обуза". Как по мне, так уж лучше не родить вообще, чем, родив, причинить малышу вред. В любом смысле.

Вражда с собой

Не так давно по всем телевизионным каналам показали сюжет о юной мамаше, которая задушила подушкой годовалого сына. Он плакал и мешал ей собираться на дискотеку. Позже в одном из роддомов мамочка случайно уронила новорожденную крошку из окна 4-го этажа. Еще одна многодетная мать, выписавшись из родильного дома, повесилась у себя во дворе. Сиротами остались четверо малышей, младшему из которых всего неделя от роду…

Казалось бы, какая связь между этими драматическими случаями? Ни тот, ни другой, ни третий хоть и не единичны, но и не являются нормой, как и не является нормальным поведение мам. При всей труднообъяснимости природы материнского инстинкта для женщины естественно утешить ребенка, когда он плачет; прижать к себе крепче, если ему грозит опасность; в первую очередь думать о будущем малыша, нежели о своем собственном. В противном случае можно смело говорить об отклонениях.

Послеродовая депрессия - довольно распространенное психическое расстройство. Если верить статистике, в той или иной степени ей подвержены от 40 до 60 процентов родивших женщин. Раздражение, усталость, слезливость, чувство угнетенности, неверие в себя и собственные силы, чтобы справиться с хлопотами и заботами о ребенке, - главные из признаков депрессивного состояния. Но мало кто относит их к расстройству психики, списывая на "естественную усталость после беременности, родов и первых - самых трудных - месяцев ухода за малышом".

Практически каждая женщина переживает так называемые родовые блюзы - кратковременное нервное расстройство, - объясняет заведующая 4-м женским психиатрическим отделением Республиканской клинической психиатрической больницы Нина Власова. - Основная причина блюзов - гормональная перестройка организма. Как правило, блюзы появляются и проходят в течение недели и не требуют лечения. Женщина может попросту не обратить на них внимания. Другое дело - расстройство, возникающее позже, спустя 1 - 2 месяца после выписки из родильного дома. Послеродовая депрессия легкой степени, в принципе, жизни и уходу за малышом не мешает, может пройти сама - достаточно лишь внимательного отношения к женщине со стороны мужа и родственников, помощи в выполнении свалившихся на нее новых обязанностей. Тяжелая степень чревата самыми неожиданными и тяжелыми последствиями (тем более если кто-либо из родственников молодой мамы страдал нервными расстройствами): она может совершить суицид; может избивать ребенка или полностью его игнорировать и не давать ему даже самого необходимого (не кормить, не купать, не переодевать). В конце концов, она может лишить его жизни. Будучи больным человеком, которому требуется квалифицированная помощь врача-специалиста, женщина не в состоянии нести ответственность за свои поступки. Но будет очень о них сожалеть, когда "придет в норму". Только потом-то уже может быть поздно.

Проблема в том, что, если заболит зуб, каждый пойдет к стоматологу. Если вдруг свалятся усталость, раздражительность и даже несвойственная раньше слезливость, о психотерапевте вспомнят единицы. Чтобы получить водительские права, нужно оформить у психиатра справку, что ты "в адеквате". Чтобы родить ребенка и нести за него ответственность, этого не требуется. Ни до ни после роддома никто не рекомендует маме посетить психотерапевта, чтобы он оценил ее эмоциональное состояние и способность справляться с жизненными трудностями. Более того, такого специалиста нет ни в одном родильном отделении страны!

Списывать на отсутствие материнского инстинкта (о существовании и точном определении которого не могут договориться даже ученые) агрессию, жестокость или равнодушие женщины по отношению к собственному ребенку - пустая трата времени. Другое дело - точно знать о наличии психических и нервных расстройств, проявление которых провоцирует, как ни парадоксально, рождение нового человека, и пускать все на самотек. Ставя тем самым под угрозу жизнь и здоровье двоих: матери и ребенка.

Важно знать

Первые признаки послеродовой депрессии:

Пассивность, медлительность, молчаливость (если раньше женщина была активна и разговорчива); - усталость, постоянное желание прилечь, отдохнуть; - колебания в настроении (несвойственные ранее); - заниженная самооценка ("я не справлюсь, не смогу, не сумею…"); - нарушение сна; - повышенная немотивированная тревога, раздражительность, слезливость.

Немедленно нужно обратиться к врачу, если мама:

Не испытывает к ребенку никаких добрых чувств, а ему уже больше месяца; - не может есть; - не может выходить без сопровождения на улицу; - плачет все время, пока бодрствует; - начинает просить прощения за проступки, совершенные в разные периоды жизни; - много и часто говорит о смерти; - дает указания, как и кто будет заботиться о ребенке, если ее "вдруг не станет"; - если состояние матери угрожает ее жизни; - если состояние матери угрожает жизни ее малыша.

Валентина МОХОР

Психологи считают, что все инстинкты в целом у нас сглажены, затушёваны влиянием среды. Всё-таки мы не звери, и не только наша физиологическая сущность управляет нашими решениями и поступками.

Материнская привязанность у нас тоже не чисто животная, а освящённая духовными, нравственными, моральными, этическими нормами общества, в котором мы живём. Общество может поднимать материнскую привязанность к детям на щит, приветствовать беби-бум, осуждать матерей, которые холодно относятся к своим детям, вследствие чего все мамы становятся супермамочками. А может, наоборот, равнодушно взирать на своё потомство и находить тысячу оправданий тем женщинам, которые не интересуются своими детьми. И всё это – часть общего целого мироздания, которое влияет на то, как проявляется материнский инстинкт у каждого индивида.

К примеру, были в жизни общества периоды, когда плодовитые женщины простых сословий говорили: «Бог дал, Бог взял», – и не очень-то переживали из-за потери одного ребёнка из многих своих детей. А дамы высшего света вообще не растили их – отправляли в деревню к кормилицам и не испытывали по этому поводу никаких угрызений совести.

Но в XVIII веке идеи гуманизма покорили цивилизованный мир, Жан-Жак Руссо провозгласил, что ребёнок тоже человек, воспел материнство, и быть хорошей мамой стало модно. Наступил другой период: женщины высшего света, покинув светские салоны, обосновались в детских комнатах. Начали сами кормить своих детей. Общественные настроения усилили, высвободили их материнский инстинкт.

Но среда может как вознести, так и притупить инстинкты женщины. Все современные исследования, проводимые в роддомах, целью которых становятся матери, которые отказываются от своих детей, доказывают, что в основном это женщины, социально не защищённые обществом: без постоянной работы, без постоянного жилья, без мужа, без образования, приехавшие в большой город из патриархальной глубинки за счастьем, но не получившие даже его маленького кусочка.

Так вот, оказалось, что среди этих бедолаг было много таких, которые, уже будучи беременными, не осознавали свою беременность до самых поздних сроков. Они не чувствовали, что ребёнок уже шевелится у них в животе! Они не замечали токсикоза, не обращали внимания на свою полноту, не оберегали себя от физических нагрузок...

Психологи объясняют этот феномен грубой психологической защитой: социальные условия этих женщин были таковы, что им некуда было деть детей, вот инстинкт материнства и замер в них до такой степени, что они даже не видели явных физиологических изменений в себе. А сложись обстоятельства по-другому, вполне возможно, что эти женщины по-иному отнеслись бы к своим детям.

Когда девушка, которая ещё совсем недавно была занята лишь учёбой, романтическими мечтаниями, поиском интересной работы, вдруг в один прекрасный день осознаёт, что она хочет ребёнка, и начинает с умилением заглядывать во все проезжающие мимо детские колясочки, психологи не могут с уверенностью сказать, что это в ней проснулся инстинкт материнства. Может, и инстинкт, а может, и подспудное, неосознанное влияние общества: мнение мамы, которая вскользь обронила, что они с папой ждут не дождутся внуков, или пример подружек, которые уже завели малышей, или разъяснения медиков, что рождение здорового ребёнка не стоит откладывать до 40 лет – репродуктивный век женщины недолог...

Если можно притупить материнский инстинкт, то можно его и усилить, настроить. Старые акушеры говорят, что сегодня наши женщины меньше привязаны к только что рождённым детям, чем поколение их матерей. Вряд ли можно сказать, что это не отражается негативным образом на потомстве.

Сегодня у женщин среди приоритетов значатся карьера, образованность, установка на личный успех. Чаша весов качнулась в другую сторону. Интерес к материнству не проснётся в обществе до тех пор, пока не возникнет реальная угроза исчезновения нации или пока новый повелитель умов не провозгласит его первостепенной ценностью. И тогда опять случится бэби-бум, и опять женщины променяют офисы на детские. Развитие идёт циклично.

Было бы просто замечательно, если бы материнство вошло в моду навсегда! Но это решает общество в целом, а не частное желание автора статьи.


Close