Прославляя святых Божиих, Церковь воздает им в своих песнопениях различные величания, соответственно образу их жития на земле, званию, сану, различным подвигам и, наконец, роду их кончины, почему в богослужебных книгах и Православном календаре она и разделяет всех святых на сонмы или чины - святителей, мучеников, преподобных и прочих.

  • Под общим названием бесплотных сил Церковь разумеет весь духовный - ангельский - мир, который разделяется на девять чинов: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.
  • Праотцами называются святые мужи Ветхого Завета, которые были предками по плоти Господа Иисуса Христа. Память им празднуется в «неделю Праотцев», перед Рождеством Христовым.
  • Пророками называются святые Ветхого Завета, избранные Богом для приготовления людей к принятию Спасителя и обладавшие даром предвидения будущего. Святой Иоанн Предтеча был последним Ветхозаветным пророком.
  • Апостолы - то избранные ученики Господа Иисуса Христа; одни из них принадлежат к числу 12 ближайших, другие - к числу 70 его учеников.
  • Равноапостольными и просветителями называются святые, которые после времен апостольских своею проповедью привели к Христу целые страны и народы.
  • Отцами церкви («иже во святых отец наш») называются святые архиерейского сана: сюда относятся святые - патриархи, митрополиты и епископы разных городов Вселенской Православной Церкви. Епископы города Рима называются папами.
  • Мучениками или великомучениками называются святые, принявшие Мученическую смерть за веру во Христа. Те из них, которые были замучены в сане епископа или священника, называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.
  • Исповедники и страстотерпцы - святые, потерпевшие за веру во Христа гонение, заточение и мучения, но скончавшиеся в мире. Некоторым из них вовремя истязаний положены были особые клейма на лице. Поэтому они называются начертанными.
  • Преподобные (мужи и жены) -святые из иноческого (монашеского) чина. Некоторые из них, принимавшие на себя особые подвиги, носят еще и частные названия: пустынники - удалявшиеся в пустыни и там спасавшиеся в уединении, затворники - добровольно заключавшие себя на всю жизнь в отдельные пещеры или келии; столпники - подвизавшиеся на столпах или высоких башнях под открытым небом; безмолвники - принявшие на себя подвиг молчания.
  • Праведными называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
  • Бессребрениками называются святые, которые угодили Господу, живя в миру и не слагая с себя обязанностей семейных и общественных.
  • Христа ради юродивые, или блаженные,- святые, которые по слову Божию были безумными Христа ради и странниками, не имевшими постоянного жилища; за свое смиренномудрие они одарены были от Бога.

Дары, которыми Господь наделяет своих избранников, весьма многообразны, а поскольку святость - это прежде всего их проявление в людях, то и само это понятие включает в себя множество форм. Ввиду того что исторически христианство разделилось на несколько направлений, в каждом из них канонизация, то есть прославление того или иного угодника Божьего в имеет определённые особенности.

Понятие святости вошло в обиход ещё на самой заре христианства. Тогда к этой категории относили ветхозаветных праотцов, пророков, а также апостолов и мучеников, принявших страдания и смерть во имя Христа. В более поздний период, когда христианство стало государственной религией, в их число вошли благочестивые правители, цари, князья и многие другие.

Православная святость - это заимствованная из Византии и получившая на Руси дальнейшее развитие система, в соответствии с которой угодников Божьих, наиболее ярко отмеченных Его Дарами и своими деяниями заслуживших канонизации, подразделяют на несколько разрядов, или чинов. Такое деление носит весьма условный характер, поскольку во дни земной жизни святой мог прославиться самыми различными подвигами.

Ученики Христа, стяжавшие святость

Первенство в этом почётном ряду традиционно отводится апостолам - ближайшим ученикам и последователям Иисуса Христа, наделённым Им особыми дарами проповедования Слова Божьего, исцеления страждущих, изгнания бесов, и даже воскрешения мёртвых. Приняв на себя великую миссию распространения христианства, почти все они завершили жизнь мученической кончиной.

Из Евангелия мы узнаём, что на служение созданной Им Церкви, Иисус призвал двенадцать Своих ближайших учеников, но впоследствии к ним присоединились ещё семьдесят избранников, а также Все они канонизированы в чине святых апостолов. Святость апостолов носит особый характер, так как она была удостоверена Самим Иисусом Христом. Известно, что в середине III века, то есть ещё до победы христианства над язычеством, в их честь совершались богослужения, а в VI веке был установлен всеобщий праздник.

История христианства знает также имена целого ряда подвижников, стяжавших славу распространением христианства среди племён, погрязших в язычестве. Поскольку в своём служении они во многом уподобились апостолам, то были прославлены Церковью в чине равноапостольных и составили, таким образом, отдельный разряд. Их святость - это подвиг просвещения народов светом Христовой истины.

Святые дохристианской эпохи

Две последующие категории святых - пророки и праотцы, о которых уже говорилось в этой статье, пришли к нам из ветхозаветных времён. К первым относятся избранники, на которых Господь возложил особую миссию открывать людям Свою волю, или, иными словами, пророчествовать. В установлен определённый порядок их почитания, и несколько дней в году (главным образом в декабре) посвящаются памяти каждого из них.

Ветхий Завет включает в себя несколько книг пророков, особая ценность которых состоит в том, что в них содержится предсказание о неизбежном явлении в мир Мессии, посланного для избавления людей от проклятия первородного греха. Значение этих святых столь велико, что одного из них - пророка Исайю, жившего в VIII веке до Рождества Христова, принято даже именовать «пятым евангелистом».

К праотцам относятся жившие в ветхозаветные времена благочестивые патриархи, а также именуемые богоотцами родители Пресвятой Девы Марии - праведные Иоаким и Анна. Их святость - это результат деяний, способствовавших приходу в мир Мессии, принесшего людям спасение от вечной смерти.

Святые преемники апостолов

Явление на земле Сына Божьего дало толчок появлению многочисленного сонма святых, ставших преемниками апостолов и возглавивших христианские общины. Тех архиереев, кто, находясь на высших ступенях пастырского служения, явил пример высокого благочестия и самоотвержения, церковь уже на протяжении двух тысячелетий прославляет в чине святителей.

В их число вошло большое количество епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, способствовавших укреплению веры и неуклонно противостоявших расколам и ереси. Наиболее ярким примером таких церковных иерархов являются святители Николай Чудотворец, Григорий Богослов и ряд других.

Известно, что праведность и благочестие, явленные служителями Божьими, нередко бывают вознаграждены ниспосланными свыше дарами, одним из которых является способность к чудотворению. Именно поэтому, читая житии многих святителей, можно встретить описания сотворённых ими чудес. Как правило, это исцеления недужных, воскрешение умерших, предсказание будущего и усмирение природных стихий.

Добропобедные мученики Христовы

Особую категорию составляют чины святости, связанные со страданием за Христа. К ним причислены те, кто своей готовностью принять мучения и смерть засвидетельствовал веру в победу Сына Божьего над вечной смертью. Святые, относящиеся к этой весьма многочисленной группе, подразделяются на несколько категорий.

Тех, кто сподобился претерпеть наиболее тяжкие и продолжительные мучения, принято называть великомучениками (святые - Пантелеймон, Георгий Победоносец, Если таким добровольным страдальцем оказался епископ или священник, то его именуют священномучеником (Гермоген, Игнатий Богоносец). Монах, принявший за веру Христову мучения и смерть, прославляется в чине преподобномучеников (великая княгиня Елизавета Фёдоровна). Существует также категория страстотерпцев. К ней относятся те, кто принял смерть и мучения от рук своих же братьев по вере (святые князья Борис и Глеб).

Святость, рождённая в бурях XX века

Сонм православных мучеников значительно пополнился в XX веке, большая часть которого стала периодом гонений на церковь, превосходящих по своей жестокости то, что ей пришлось пережить в первые века христианства. Этот период явил миру целую плеяду новомучеников и исповедников, пострадавших в результате массовых репрессий, но не отрекшихся от веры.

К исповедникам причислены те, кто продолжал открыто провозглашать (исповедовать) веру, невзирая на угрозу тюрьмы и даже смерти. В отличие от мучеников, эти люди умерли не насильственной смертью, но тем не менее претерпели тяжкие гонения. Их святость - это проявление готовности к самопожертвованию.

Примерами таких подвигов наполнены практически все десятилетия богоборческого режима в России. Вышеперечисленные категории можно также охарактеризовать как чины святости, напрямую связанные со страданием Христа, поскольку прославленные в них святые, претерпевая страдания, уподоблялись Спасителю.

Святые, при жизни уподобившиеся ангелам

Это высокое звание является свидетельством того, что, отрешившись от суетного мира и поборов в себе движение страстей, они ещё при жизни уподобились, то есть стали подобны ангелам Божьим. Их сонм украшают имена святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феофана Затворника и многих других.

Сонм благоверных правителей

Православная Церковь чтит также память тех своих чад, кто, находясь на вершине власти, употреблял её на укрепление веры и дела милосердия. По завершении своего жизненного пути они причисляются к лику благоверных. К этой категории относятся цари, царицы, князья и княгини.

Такая традиция пришла на Русь из Византии, где императоры вели активное участие в жизни церкви и имели широкие полномочия в решении наиболее важных религиозных вопросов. В наши дни многим знакомы иконы с изображением благоверных князей Дмитрия Донского, Александра Невского и Даниила Московского, чело которых украшает нимб - символ святости.

Праведники и бессребреники, воссиявшие в ангельском чине

Праведность является неотъемлемой стороной жизни каждого святого, но даже среди них есть те, кто особенно преуспел в этой добродетели и явил собой пример в назидание потомкам. Они включены в отдельный чин и прославлены в лике праведных. Таких имён российская церковь знает немало - это праведные Иоанн Кронштадтский, Стефан Омский и Алексий (Мечев). К ним же могут принадлежать и миряне, например адмирал Ушаков и Симеон Верхотурский.

Одним из следствий праведности является потребность в бескорыстном служении людям. Святые, украсившие свою жизнь этим подвигом, именуются бессребрениками и также составляют самостоятельную группу. В их число входят главным образом врачи, исповедовавшие принцип «каждый талант даётся Богом, и должен быть использован в Его прославление».

Их сонм неисчислим, и едва ли найдётся человек, не слышавший имён таких святых, как бессребреники Пантелеймон или Косма и Демьян. Они же канонизированы и в чине великомучеников, что является довольно частым явлением, когда один и тот же святой прославляет Бога различными подвигами.

Презираемые и побиваемые носители правды Божьей

И наконец, ещё один чин, на протяжении многих веков пользовавшийся особым почётом в России, - блаженные. Эта форма святости весьма необычна и во многом парадоксальна. Блаженными, или, иначе говоря, юродивыми, на Руси издревле называли тех, кто, прикрываясь внешним безумием, попирал все общепринятые мирские ценности, в том числе и показное внешнее благочестие.

Нередко их поведение было столь провокационным, что со стороны окружающих они подвергались не только оскорблениям и унижениям, но и побоям. Однако в итоге такое самоуничижение и добровольные страдания рассматривались как следование примеру Христа. Среди российских святых в лике блаженных прославлено более двадцати человек, наиболее известными из которых являются Ксения Петербургская и Андрей Константинопольский.

Само слово «святость», кроме сугубо религиозного значения, в мирской жизни часто используется для обозначения предметов и понятий, требующих к себе особо почтительного и даже благоговейного отношения. Едва ли, например, кто-то станет оспаривать справедливость таких выражений, как «святость материнства» или «святая память павших героев». В этих примерах нет религиозного подтекста, но тем не менее упоминание святости всегда ассоциируется у нас с проявлениями духовного величия и чистоты.

Православная Церковь устанавливает каждому прославленному ею святому день памяти. Чаще всего это день блаженной кончины. Этот день отмечается как рождение святого в вечность и день, когда он в небесных обителях начинает молиться за Церковь, предстоя Престолу Божиему. Иногда празднование устанавливается в память обретения или перенесения честных мощей святого или в день его общецерковного прославления.

Святые, согласно подвигу, которым они просияли перед Богом, распределяются по чинам святости:

Пророки . В этом чине прославляются не только древние ветхозаветные пророки, но и, прежде всего, Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн .

Апостолы . Собор, то есть общая память, двенадцати апостолов совершается на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (30 июня/13 июля). Каждому апостолу устанавливается свой день памяти. Кроме двенадцати апостолов совершается память семидесяти апостолов, избранных Христом для проповеди Евангелия. Церковь прославляет также людей — мужчин и женщин, — понесших труды, подобные трудам апостолов Христовых. Их называют равноапостольными .

Святители — епископы и иерархи Церкви, послужившие Богу и людям своими пастырскими трудами и достигшие святости.

Мученики . Мученик по-гречески обозначается словом мартис , что значит свидетель. Мученик — это человек, который своей смертью засвидетельствовал веру в Бога, в спасение, в бессмертие души и в воскресение . Людей, мужественно и стойко претерпевших страдания за Христа, но по тем или иным причинам оставшихся в живых и умерших позднее, принято называть исповедниками (исповедником был, например, святитель Тихон, патриарх Московский).

Священнослужители, принявшие мученическую кончину, называются священномучениками , а монахи — преподобномучениками .

Преподобные — монахи и монахини, своими иноческими трудами угодившие Богу. Немало преподобных вошло в святцы (списки святых) под прозваниями, раскрывающими суть их подвига: Затворник (монах, добровольно укрывшийся от мирской суеты и человеческой славы), Постник, Молчальник, Столпник (монах, совершающий свой подвиг на особой башне — столпе).

Праведные — мужчины и женщины, не бравшие на себя монашеских обетов и не сподобившиеся мученического венца, но послужившие Богу своей христианской жизнью . Среди праведных есть те, кто прославился подвигом юродства — мнимого безумия. Юродивых святых мы называем блаженными. Подвигом юродства блаженные навлекали на себя поношения и воспитывали в себе смирение, под юродством скрывали добродетели. Кроме того, с помощью юродства подвижники порой обличали безумие мирских ценностей и устремлений. Такой юродивой была, например, блаженная Ксения Петербургская.

В чине праведных Церковь прославляет и священников (не монашествующих), угодивших Богу своей святой жизнью. Например, праведный Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и праведный Алексий Мечёв.

Согласно христианскому вероучению, «един Бог без греха», все люди, даже самые большие праведники, совершают грехи. Тем не менее, церковь выделяет людей, которые молитвой, добрыми делами удостоились перед Богом особой чести, стяжали святость.

Канонизация святых – возведение в чин святых. Условия канонизации – должен сложиться культ почитания святого, чудеса от мощей, предметов, нетленность мощей, мироточение освященных икон в церкви, доказательства святости жизни.

    Пресвятость («святее всех святых») – только одна Богородица, Дева Мария.

    Апостолы – это особый чин святости. К апостолам примыкают равноапостольные – они, подобно апостолам, принесли христианство целым народам (РПЦ почитает как Равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира).

    Пророки – ветхозаветные пророки Моисей, Илья Пророк и т.д.

    Праведные – канонизированные миряне (Авраам, праведная Иулиания и т.д.).

    Преподобные – канонизированные монахи (Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский).

    Святители – канонизированные высшие церковные иерархи (патриархи, митрополиты) – митрополит Петр (ХIVв.), патриарх Тихон (ум. в 1925 г.).

    Мученики – умершие за веру, самый массовый чин святости (Великомученица Татьяна, Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья –IIв., сейчас канонизированы новомученики ленинско-сталинского времени)

    Благоверные – канонизированные правители (цари, князья) – Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской.

    Страстотерпцы – «претерпевшие страсти», умершие глубоко по-христиански, но не за веру – как царственные страстотерпцы, канонизированы НиколайIIи царская семья.

    Блаженные – канонизированные юродивые, на Руси их было особенно много, это своеобразный вклад русского православия во Вселенское православие («юродь» - божья болезнь, юродивые во Христе ходили голыми, делали вид, что они страшные грешники, но на самом деле не грешили даже в женских банях). Василий Блаженный. На Руси было немало обманщиков, которые только играли роль юродивых, но на самом деле юродивыми во Христе не были – они, естественно, не канонизировались (пример: Гришка Распутин)

До 1054 г. церковь была единой и православной и на Западе и на Востоке (папы Римские иногда даже спасали православие, т.к. на Востоке, в Византии часто развивались ереси).

1054 г. – Великая схизма (раскол) церквей – восточная часть осталась православной, западная сталакатолической .

ХVIв. –Реформация - раскол в западной церкви на католиков ипротестантов . Т.о, сложились три христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

Основные отличия католицизма от православия

    Отличия в таинствах :

Крещение – у православных полное погружение крещаемого (так же, как крестили первые христиане), у католиков – окропление.

Причастие – у православных – как в первые века существования христианства - полное причастие для всех (и священникам, и мирянам дают и хлеб и вино), у католиков – мирянам только хлеб, с 1965 г. католики-миряне могут требовать для себя полного причастия; освященный хлеб тоже разный – у православных квасный хлеб, у католиков - опресноки

Миропомазание – у православных сразу после крещения, у католиков – миропомазание только при совершении церковного совершеннолетия (не раньше 12-14 лет)

    покаяние – у православных видят исповедующегося, у католиков – в кабинках.

2. В управлении церквами – у католиков единоличный глава всей католической церкви во всем мире (папа Римский), у православных принцип автокефалии – самоуправления поместных церквей (греческой, болгарской, русской и т.д.).

3. Главный праздник – у православных Пасха, у католиков Пасху затмило Рождество.

4. Дни поста – у православных традиция раннего христианства – среда и пятница, у католиков – суббота. Один из Вселенских Соборов отметил это нарушение апостольского обычая в западной церкви.

5. Литургия (служба с причастием) у католиков – только на латыни, у православных – на национальных языках (с 1965 г. католики разрешили службу на национальных языках, но латинский язык остается главным). «Вульгата» - латинский перевод Библии - признана боговдухновенной.

6. Целибат (безбрачие) – в православии только для монахов, у католиков – и для священников (в православии попы брачные).

7. В обрядах и символах – православные крестятся тремя пальцами справа налево, католики – пятью пальцами слева направо, основной крест - у католиков четырехконечный, у православных - восьмиконечный.

8. Католики ввели новые догматы , которых нет в православии:

О непогрешимости папы Римского (в православии непогрешим только Вселенский Собор).

О чистилище (в православии только рай и ад).

О непорочном зачатии Девы Марии (согласно православной доктрине, она была зачата обычным образом и была подвержена первородному греху).

О сверхдолжных заслугах святых (отсюда вековая практика индульгенций)

О филиокве (вставка «и от Сына» в Символ веры – о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, как считают православные, но и от Бога-Сына). Отсюда – особая техника католической молитвы – вживание в роль распятого Христа. Искусственность в богослужении – орган, скульптуры в костелах. В православии – «умная» (сердечная) молитва, вживание в роль Христа соседствует с гордостью, нет органа и скульптур, есть только иконы и духовное хоровое пение.

Все эти отличия существуют при очень большом сходстве двух конфессий . Очень важно, что католики и православные взаимопризнают благодатность священников, каноничность их рукоположений, реальность таинств друг друга (если католический священник переходит в православие или наоборот – его не рукополагают заново, а сразу ставят священником – считается, что он уже рукоположен).

География христианских конфессий :

Православные страны – Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Греция, Болгария, Румыния, Сербия (Армения близка к православию, но есть и определенные отличия).

Католические страны – Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Польша, Чехия, Филиппины, вся Латинская Америка, Литва.

Протестантские страны – Англия, США, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Канада, Австралия, Эстония.

Больше всего в мире католиков, меньше всего– православных (так сложилось исторически)

Святые угодники Божии имеют особое значение в учении Православной Церкви. Они были созданы, как и другие люди, по образу и подобию Божию, но только они во всем стремились достичь истинной подобия Бога. Прославление и почитание святых – важная часть духовной жизни Церкви. Православные христиане верят, что святые находятся в Царстве Небесном и ходатайствуют перед Господом за нас. Святые – носители блаженства.

О них в книге премудрости Соломона сказано так: “Праведники живут во веки, награда их в Господе и заботу о них Вышнего. Поэтому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет правой и защитит их мышцею” (5, 15-16).” И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенного” ​​(3 , 5-6) .

Особое значение для православных имеет почитание Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной. В народе ее называют Заступницей и говорят: ” Кто не знает Пресвятой Девы Марии, тот не знает и Иисуса ” .

Церковь признает, что Своей святостью Она и Иоанн Предтеча превосходят даже ангелов. В молитвенном стоянии перед Господом они представляют все человечество. Поэтому и в иконостасе принято размещать в центре икону Христа, рядом – иконы Божьей Матери и Иоанна Крестителя, затем – ангелов и святых.

Почитание святых началось с поклонения мощам мучеников к ним обращались с молитвой первые христиане. Они приходили на могилы мучеников в годовщину их. Смерти, служили там литургию, молились о заступничестве и, бывало, становились свидетелями чудес.

Через эти чудеса открывалась христианам Божественная благодать святых мощей. В дальнейшем появилась традиция разделять и переносить святые останки, и вступления их стало восприниматься как получение посланного Богом покровительства. Позже, чем почитание мощей, появилось почитание праведных, святителей и учителей Церкви. Сейчас общее количество причисленных к лику святых насчитывает несколько тысяч человек.

В Православной Церкви нет строгих регламентаций, обязывающие верующих прославлять того или иного святого. Каждый может молитвенно почитать любого из святых и даже усопших праведников, Церковью прославленных. Однако есть святые, к которым обращаются в особых ситуациях. Так, при болезнях молятся об исцелении , который был врачом- бессеребреником, а Иоанна Крестителя просят об исцелении от головной боли.

В Церкви существуют такие чины святых:

Предки – предки Иисуса Христа во плоти, первые исполнители воли Господа на земле. К праотцам зачислен и праведный Иосиф, супруг Пресвятой Богородицы.

Апостолы – ученики Иисуса Христа, они были посланы провозглашать христианскую веру. Из двенадцати апостолов одиннадцать приняли мученическую смерть, только Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и умер своей смертью.

Равноапостольные – святые, которые потрудились особенно в проповеди Евангелия и обращения народов в христианскую веру (Мария Магдалина, князь Владимир, который крестил Киевскую Русь, святой Константин, ) .

Евангелисты – четыре святых мужа, написавшие Евангелия, вдохновленные Святым Духом.

Пророки – они были вдохновлены изрекать Слово Божие. Библия содержит книги, написанные шестнадцатью пророками. Наиболее уважаемые народом пророки поминаются в особые дни: Илья (20 июля / 2 августа) , Иеремия (1/14 мая) , Иоанн Предтеча (24 июня / 7 июля; 29 августа / и 1 сентября).

Мученики – те, кто умерли за Христа и веру. Это самая многочисленная категория, поскольку в течение длительной истории христианства верующие неоднократно подвергались гонениям. Особенно почитаются и прославляются великомученики, которые претерпели очень жестокие муки с небывалой стойкостью духа: Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель и многие другие.

Исповедники – те, кто пострадал за веру, открыто ее исповедуя во времена гонений, но избежал мученической смерти.

Преподобные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Монашеское призвание рассматривается как особый Божий дар. Жизнь монахов посвящена служению Господу, они стараются в посте и молитве, находят христианскую добродетель любви из-за бедности, смирение, послушание, чистоту. В месяцеслове православной церкви более двух третей святых – преподобные.

Святители – святые, прославившиеся в епископском сане, выдающиеся церковные деятели. Особенно почитаются в народе святители Николай, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.

Столпники – святые, прославившиеся в подвиге стояния на столбе в постоянной молитве. Образцом этого чина стал святой Симеон Столпник.

Благоверные князья и цари – правители, которые использовали полученные от Бога власть и богатство милосердия и для укрепления веры.

Бессребреники – святые, прославившиеся своим бескорыстием.

Юродивые Христа ради, которые пренебрегают всеми жизненными благами – одеждой, едой, жильем; цель их жизни – исповедание веры Христовой. Юродивые, как правило, берут на себя личину безумия, они совершают поступки, которые кажутся странными. Часто под маской безумия скрывается дар прорицания и острый ум. Юродивые обличали людские пороки и брали на себя смелость вразумлять чиновников. Наиболее уважаемые в народе – Василий Блаженный Московский, Прокопий Устюжский, Ксения Петербургская.

Страстотерпцы – погибших не от гонителей христианства, а от единоверцев – политических противников. Их подвиг – непротивление врагам и незлобливость. Страстотерпцами считаются святые Борис и Глеб, убиенний в Угличе благоверный царевич Димитрий и другие.

Праведники – святые, которые не подпадают ни под одно из вышеуказанных понятий (например, Иоанн Кронштадтский, Захария и Елисавета – родители Иоанна Предтечи и др.)

Чудотворцы – святые, прославившиеся совершением чудес. Это не особый чин святости, потому что очень много святых получили этот дар от Бога. Среди них особенно почитаются преподобный Серафим Саровский, святитель Николай, преподобный Антоний Римлянин.

Блаженніший Митрополит Мефодій, Предстоятель Української Автокефальної Православної Церкви

"Владика Мефодій був ієрархом старої формації. Блискучий проповідник, він володів даром сказати незрозумілі сучасній людині теплі, правдиві слова, проникаючі в саму глибину зраненого серця вірянина. Перше враження при знайомстві складалося: скромність, помножена на зосереджену увагу до співрозмовника. Простота, людяність; навіть в мирському одязі в ньому відчувалась дуже вольова, мужня та духовна людина.

Богослужіння Митрополита були по-давньому урочисті, відчувалося, що це – дійсно архієрейське богослужіння. Владика не любив, коли богослужіння втрачало свій зв’язок з візантійською традицією, на богослужінні йому була притаманна статечність та зосередженість. Разом з тим – ніякого зволікання, адже весь час відведено дуже точно. Ця його власна зібраність віддзеркалювалась у всьому, що відбувалось під час служби...".


Close