Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу...» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву - четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

"Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения "ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а» , что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука» ). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» .

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Алла hу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву . А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

У молитвы, которая совершается по случаю Праздника разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам) и Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам), есть две основные формы. Мы здесь рассмотрим подробнее ту из них, которую чаще всего встречают русскоязычные мусульмане, приходя в мечеть для этой молитвы — праздничный намаз согласно Корану, сунне и другим видам доводов в понимании ученых имама .

Кто знает, что собирается делать имам, тот не подобен тому, кто не знает. И, может быть, этот материал пригодится тому, кто сам станет имамом в молитве. К тому же, дело не ограничивается только самой молитвой: перед ней и после нее есть и другие рекомендуемые действия, о которых полезно знать, и которые стоит постараться исполнить.

1. Правовое положение (хукм) двух праздничных молитв.

Принимать участие в праздничной молитве обязательно () для тех, в ком собралось семь условий:

  1. Мужской пол. Т.е. на женщин эта обязанность не распространяется.
  2. Свобода. Т.е. на рабов эта обязанность не распространяется.
  3. Проживание в населенном пункте, в котором проводится эта молитва. Т.е. на путников эта обязанность не распространяется.
  4. Отсутствие опасности со стороны преступников. Т.е. на того, кто опасается преследования несправедливой стороны, эта обязанность не распространяется.
  5. Здоровье. Т.е. на больного и пожилого, который подобен своим положением больному, эта обязанность не распространяется.
  6. Дееспособность ног. Т.е. на утратившего способность ходить эта обязанность не распространяется.
  7. Зрение. Т.е. на слепого эта обязанность не распространяется.

Для проведения праздничной молитвы достаточно четырех человек: имама и трех молящихся за ним. Даже если кто-то из этих троих будет путником, или больным. Но не ребенком, который не достиг половой зрелости, и не женщиной. Их присутствие не учитывается.

Человек, которого постигла болезнь, и путник, могут занять место имама в этой молитве, хоть они и не обязаны на ней присутствовать.

И вновь мы оставляем позади еще один Благословенный Рамадан. Мы старались воспользоваться всеми его благами по мере наших возможностей. Мы желали, чтобы это отразилось на нашем духовном и материальном благосостоянии. И теперь с грустью в сердце мы прощаемся с Рамаданом. Однако эта грусть переплетается с другим волнительным моментом: праздником в честь окончания Священного месяца - Ид аль-Фитр.

При слове "праздник" у человека возникает душевное спокойствие. Потому что мы всегда встречаем праздники с улыбкой и наблюдаем за красотами, которые он нам дарует. Мы встречаемся с родственниками, друзьями. Пользуясь поводом, мы дарим подарки. Все эти моменты хранятся приятными воспоминаниями. Поэтому при слове "праздник" наши сердца наполняются радостью.

Устраивать веселья, выходя за рамки дозволенного нашей религии, недопустимо. Когда Пророк Мухаммад (мир ему) переселился в Медину, то увидел два праздника, которые отмечали ее жители. Посланник Аллаха (мир ему) спросил: "В чем особенность этих дней?". Мединцы ответили: "С эпохи джахилии [невежество] два дня в году у нас было заведено проводить в веселье". На что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: "Вместо этих двух дней Всевышний соизволил даровать вам другие два дня, которые намного благостнее этих двух" [Абу Даут, Салат, 239, 245].

Из данного хадиса становится ясным, что мусульмане также имеют право веселиться. Однако это веселье не должно быть оторванным от поминания Господа. Праздничные дни должны восприниматься как благо, дарованное Всевышним Аллахом и как Сунна нашего Пророка (мир ему). В эти дни вместе с благодарностью Творцу и поминанием Пророка (мир ему), нужно желать, чтобы наше будущее превратилось в праздник. Все наши праздничные визиты, разговоры и застолья должны проходить в этом состоянии души и в таком контексте.

Воистину, в этом празднике есть две большие обязанности: совершение праздничного намаза , и садака аль-фитр.

Садака аль-фитр была предписана Всевышним вместе с постом. Фитр один из видов взаимопомощи - повод для принятия Всевышним Аллахом поста, избавления от предсмертных агоний и мучений в могиле.

Садака аль-фитр является ваджибом (обязательным деянием) с восходом солнца первого праздничного дня, однако нет ничего предосудительного, если ее отдать за несколько дней до праздника. Если обстоятельства вынуждают, ее можно дать и за несколько месяцев до или после праздника. Однако для того, чтобы способствовать беззаботному участию нуждающихся людей в намазе и празднике, садака аль-фитр лучше отдать заранее.

Праздник - это утешение. Подобно тому, как из нежных объятий матери отрывают ребенка, верующие так же с грустью прощаются с Рамаданом. Однако ожидание великого праздника наполняет наши души радостью и спокойствием.

Праздник - это благодарение. Благодарение за целый месяц возможностей получить прощение Аллаха, снискать Его милость и избавление от Ада.

Праздник - это подготовка к жизни вечной. Подобно тому, как в Раю отсутствуют зависть, обман, ненависть, вражда и каждый доволен своим положением, так и в праздники среди людей царит единение.

Праздничные дни - это возможность для прощения грехов, пробуждения сердец и наполнения душ чувством милосердия.

Праздник - это время визитов, застолья и теплого общения. Это время, когда мы оказываем особую щедрость, стараемся всегда улыбаться и никого не обидеть. Это время, когда повсеместно произносятся такбиры, тахлили и салаваты.

Несмотря на свою краткосрочность, праздник скрывает в себе блага, радость и счастье прошедших недель и даже месяцев. Праздник таит в себе дополнительные благоволения и дары Всевышнего, которые могут быть недоступны в обычные дни. Это время, дающее возможность заслужить огромное количество божественных щедрот.

Однако этими возможностями в полной мере смогут воспользоваться лишь те, кто достойно провел Рамадан. Люди, которые видят в празднике лишь повод отдохнуть, которые в священные дни сторонились греховных дел, однако ждут не дождутся времени, когда можно будет все это восполнить, не смогут в полной мере воспользоваться благами этого праздника.

Помните, что пятница - это праздник недели, а Ид аль-Фитр и Курбан байрам - это праздники целого года...

Ид-намаз обязательный (ваджиб). Чтобы получить больше вознаграждения, ид-намаз совершают коллективно.

Ид-намаз установился во втором году хиджры. Первым совершил его Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) в день разговения.

Жители Медины при переселении Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) в город праздновали 2 дня праздник шариата. В рассказах упоминается, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил жителей, и те ответили, что веселились 2 дня. Посланник Аллаха сказал, что Аллах дал людям самые лучшие дни - праздник разговения (Идуль-фитр) и праздник жертвоприношения (Идуль-адха).

Кто совершает джума-намаз, обязан совершить ид-намаз. Он состоит из двух ракаата и хутба, как и пятничный намаз. Отличие: хутбу читают после намаза, в пятницу - хутбу читают перед ним.

Какие действия совершают при ид-намазе?

Искупаться, надушиться благовониями, надеть красивую одежду, выйти раньше на намаз. Перед разговением и дорогой в мечеть съесть нечетное количество фиников. Только на намаз Курбан-байрама прием пищи откладывается (съедают жертвенное мясо после намаза).

По дороге читают такбир про себя, вслух - в . Идут по одной дороге, а возвращаются по другой. До намаза раздают закятуль-фитр. После молитвы желательно посетить кладбище, раздать больше милостыни. Обе ночи не спят, читают Коран, совершают намаз, поминают Аллаха.

Как совершается коллективный ид-намаз?

Когда солнце поднимется на размер штыка (3,5 метра) над горизонтом, наступает время ид-намаза. Начинается зуха-намаз. Через 30 минут после восхода солнца и до обеденного намаза, когда солнце ближе к зениту.

Намаз праздничный начинают со слов «ассалату джамиа» («приходите на коллективный намаз). Пришедшие выстраиваются рядами. После произнесения «Аллах акбар» совершающие намаз складывают на животе руки и читают дуа «Санаъ». Потом имам читает три такбира. При каждом все поднимают руки вверх, как при вступлении в молитву, опускают и не складывают руки. Такбир произносится с интервалами 3 раза отдельно, чтобы присутствующие могли произнести «Аллах акбар». После третьего такбира руки соединяют на животе. Затем имам читает вслух «Аль-Фатиху» и еще одну суру. Совершают руку’a и сужуд, встают на второй ракаат. После чтения «Аль-Фатихы» и суры идут такбиры (как в предыдущий раз) 3 раза и последний такбир для руку’а.

Потом совершают руку’a, сужуд, «Аттахийяту» читают. Саломом выходят из намаза. Все сидят на местах, имам читает две . После - проповедь о празднике разговения или о жертвоприношении.

Ид-намаз - подарок Всевышнего верующим.

Islam-Today

Если статья была для вас ценной, сделайте репост!


Close