1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • 1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

    Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

    2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

    Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

    3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

    Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

    4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

    5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

    В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

    6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

    Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
    Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
    Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
    Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
    Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
    Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
    Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
    Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
    Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
    Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
    Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
    Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
    Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
    Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.


    Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.
    Различие между союзами и союзными словами заключается в том, что союз - это служебное слово, используемое в данном случае только для связи предикативных частей сложноподчиненного предложения, тогда как союзное слово - это знаменательное слово, служащее также для этой цели, но выполняющее функции одновременно члена предложения (придаточной части): Они поняли др_уг__дру_га__по_ ШРму. отчаянию, которое прочитали друг у друга в гла- ШХ (А. Куприн). Вместо союзного слова можно поставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части, например: «которое прочитали друг у друга в глазах» - «отчаяние прочитали друг у друга в глазах».
    В русском языке что, как, когда могут выступать и в роли союза, и в роли союзного слова:
    Союзное слово Союз
    Что
    1. В придаточных определительных (что = который):
    Где найти нам такое слово, что осушит вдовью слезу (А. Сурков); Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
    1. В придаточных изъяснительных, если имеет на себе логическое ударение, указывает
    на предмет, является подлежащим или дополнением:
    С Нехлюдовым случилось то, что часто случается с людьми, живущими духовной жизнью (Л. Толстой); Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания (Ф. Достоевский).
    В остальных случаях: Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, lt;Дтф барабан не выдержал (В. Маяковский); И на этой земле угрюмой счастлив тем,lt;зпир я дышал и жил (С. Есенин); Ничего, голубка Эвридика,lt;ДтОgt; у нас студеная зима (О. Мандельштам); Но чувствую, (Ътпо) музы наши дружны беспечной и пленительною дружбой (А. Ахматова).
    Когда
    1. В придаточных определительных: И надолго запомнился Мите один день в конце марта, когда он в первый раз поехал верхом в поле (И. Бунин); Есть сумерки души, когда предмет желаний мрачен (М. Лермонтов).
    2. В придаточных изъяснительных, если они не имеют
    1. В обстоятельственных придаточных времени: Маша уже совсем было пошла к двери, (когда)Шмелев остановил ее (К. Симонов); Я сидел
    у окна и чертил план лесной дачи,^огда)в комнату вошел Ярмола (А. Куприн).
    1. В обстоятельственных придаточных условия: Я удавилась

    Союзное слово Союз
    оттенка условия: Матъ заснула и не услышала, когда ушел Рыбин (М. Горький); Слово за слово пришлось рассказать ему, когда и почему я удрал из детдома (В. Каверин); Доктор захотел узнать, когда мальчик очутился в океане, но разговор с пациентом оказался решительно невозможным (К. Станюкович). бы с тоски, lt;кргВа)бы на нее хоть чуть была похожа (И. Крылов); Какая же польза от такого учения,(когда) в человеке страху нет (А. Куприн).
    3. В придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия (когда = если)". Замена тельно, Омгда)у тебя есть друг, но совсем здорово, (еслй)друг и его жена приняты как родные в твоей семье (Ю. Нагибин).
    Как
    1. Как = насколько: В Кишиневе, зимой, а точней говоря - в декабре, я внезапно услышал, как птицы поют на заре (Ю. Левитанский) (насколько сильно); Угадывалось, как они беспечно настроены (В. Астафьев) (насколько беспечно).
    2. Как = каким образом: Хочешь знать, как все это было
    (А. Ахматова); Помните, как на войну провожали?
    (Ю. Левитанский).
    В остальных случаях: Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, (как) стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке (В. Распутин); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, (как) в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима (В. Маяковский); А вы на земле проживете, $сакgt; черви слепые живут (М. Горький).

    Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимосвязи. Независимость главной части является относительной: нередко главная часть нуждается в наличии при ней придаточной.
    В зависимости от того, относится ли придаточная часть ко всей главной или поясняет только слово или словосочетание в ней, различаются два типа сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения расчлененной структуры (двучленные); сложноподчиненные предложения нерас- члененной структуры (одночленные).
    В первом типе связь между частями предложения довольно свободная, так как главная часть двучленного предложения выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, структурно не требует своего распространения вообще и распространения определенной придаточной частью в частности. Например, в предложении Доктор не любил нашего хозяйства, потому что оно мешало нам спорить (А. Чехов) главная часть выражает относительно законченную мысль и может существовать без придаточной, употребление придаточной части со значением причины зависит от конкретной цели высказывания. Та же главная часть свободно присоединяет и другие виды придаточных (ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал). Отношения между частями формируются как собственно синтаксические, так как придаточная часть не зависит от морфологического состава главной части. Средством связи двучленного предложения служат семантические союзы: временные, причинные, условные и т. п. К двучленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, присоединительной, причины, следствия, сравнительной, условной, уступительной, цели: Когда Елизавета Сергеевна заговорила, его лицо вспыхнуло восторгом (М. Горький); Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (В. Солоухин).
    В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (одночленных) придаточная часть прикрепляется к одному слову или словосочетанию в главной части, дополняя или конкретизируя это слово или словосочетание. Связь между частями сложного предложения весьма тесная, так как придаточная часть составляет необходимую часть главной, которая не может существовать изолированно: она входит в структуру главной части. Например, в предложении Хата, где квартирует Наколка, стоит на яру над Доном (М. Шолохов) придаточная распространяет существительное хата (ср.: Хата с квартирантом Наколкой...; Хата с квартирующим в ней Наколкой...). Особенно тесно спаянными оказываются структуры с главной частью, имеющей в своем составе слово, которое обязательно нуждается в распространении или конкретизации значения: Вначале он испытывал некоторое стеснение за свой помятый китель и несвежую фуражку, но потом решил, что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности (М. Шолохов) (придаточная что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности структурно необходима, потому что глагол решил, к которому относится придаточная часть, требует пояснения); Я был польщен и делал вид, что не забыл ни одно из этих диковинных имен (А. Куприн) (придаточная часть относится к неразложимому словосочетанию делал вид): Три года прошло с той поры, как я видела его (М. Горький) (придаточная часть относится к сочетанию той поры, которое немыслимо без определения, так как не имеет конкретного содержания); Тот, кто испытал легкое головокружение от первого глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (К. Паустовский) (указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть); Когда ходили по городу, Надя вдруг стала замечать то старинный домик, на который раньше не обращала внимания, то необыкновенные наличники... (В. Солоухин) (придаточные употреблены с целью добавочной характеристики).
    Отношения между частями одночленного предложения морфолого-синтаксические, так как функция придаточной части зависит от того, к слову какой части речи она прикрепляется; средством связи частей одночленного предложения служат союзные слова и функциональные союзы, играющие чисто синтаксическую роль, не определяя смыслового характера отношений между частями. К одночленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной, определительной, образа действия, меры и степени.
    По своим функциям придаточные различаются тем, что одни из них восполняют отсутствующий член главной части:
    И казалось ему, что степь живая (М. Шолохов); другие раскрывают значение местоименного слова или словосочетания с местоименным словом в главной части: Бабушка не поняла того, что он сказал (А. Фадеев); третьи распространяют главную часть в целом или ее предикат: Он [Женя] взял ветку и разгреб костер, чтобы тот горел веселей (В. Панова).
    Средством связи частей сложноподчиненного предложения могут быть не только союзы и союзные слова, но и соотносительные слова.
    Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары: тот... кто, тот... который, тот... чей, там... где, там... куда, тогда... когда: Умен был тот, кто изобрел письмо (М. Лермонтов); Каков мастер, такова и работа (Пословица).
    Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову (или словосочетанию с соотносительным словом) в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (М. Шолохов); Он удивлялся сестре; она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Горький).
    Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Горький). - ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (К. Симонов). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения (одночленное) также сохраняется.
    Итак, соотносительное слово необходимо:
    1. если в главной части имеется частица (только, лишь, даже, ни и др.), выделяющая значение придаточной части: Человек стареет тогда, когда сам признает себя старым (В. Поволяев);
    2. если придаточная часть включается в ряд однородных членов при перечислении: «Может быть, это и моя последняя весна», - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том., что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (К. Паустовский);
    3. если придаточная часть поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Когда-то Захар Степа- ныч был изгнан из пятого класса семинарии за то, что на столе его квартиры инспектор нашел несколько книг Дарвина (А. Серафимович).
    В функции соотносительных слов могут выступать предложно-падежные формы имен существительных, лексическое значение которых совпадает со значением соответствующей придаточной части: в то время, когда; по той причине, что; с той целью, чтобы; таким образом, что; до такой степени, что; при условии, если. Возможность постановки к таким придаточным частям вопроса «какой?» не дает оснований для причисления их к разряду определительных, так как названные существительные употребляются в этих конструкциях с весьма ослабленным лексическим значением и естественные вопросы «в какое время?», «по какой причине?», «с какой целью?», «каким образом?», «до какой степени?», «при каком условии?» подтверждают наличие придаточных времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия: Общее волнение до такой степени сообщилось Буланину, что он даже позабыл... о неприятностях (А. Куприн); При сахалинских урожаях земля может дать достаточно хлеба при условии, когда ее много (А. Чехов). § 10. Средства связи частей
    сложноподчинённого предложения
    Придаточные предложения присоединяются к
    главному или к другому придаточному подчинитель
    ными союзами и союзными словами. Подчинитель
    ные союзы не являются членами придаточных пред
    ложений, а служат только для присоединения при
    даточных к главному или другому придаточному:
    Не забывай, что рядом с тобой человек.
    Союзные слова не только прикрепляют придаточ
    ное предложение к главному или другому придаточ
    ному, но и являются членами придаточных предло
    жений: Вспомни песни, что пел соловей.
    (И. Бунин)
    Что - дополнение.
    Чтобы отличить союз от союзного слова, надо пом
    нить:
    1) в некоторых случаях союз можно опустить,
    а союзное слово нет: Когда он приедет, я поговорю
    с ним
    (Он приедет - я поговорю с ним );
    2) союз можно заменить только другим союзом,
    союзное слово можно заменить только словом само

    51
    стоятельной части речи: Когда он приедет, я не знаю
    (например, скоро , завтра , поздно и др.);
    3) к союзному слову можно задать вопрос и опре
    делить, каким членом предложения оно является:
    Зайцы отлично понимали, что значат следы со
    бачьих лап на дороге.

    (Д. Мамин Сибиряк)
    (значит
    что? - что );
    4) кроме того, на союзное слово падает логическое
    ударение: Кто может знать, что ждёт меня?
    (А. Пушкин)
    73. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информаци
    ей, расскажите о средствах связи частей сложноподчинённого
    предложения. Составьте и запишите предложения с несколькими
    союзами и союзными словами, представленными в таблице.
    74. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подчинительные
    союзы. Поставьте вопросы к придаточным предложениям .
    1) Мы с Алёнкой очень хотели, ... отец как следует от
    дохнул.
    (В. Козлов )
    2) Уже солнце начинало прятаться за
    снеговой хребет, ... я въехал в Койшаурскую долину.
    (М. Лермонтов )
    3) Теперь то мы точно знаем, ... остров не
    обитаемый.
    (В. Козлов )
    4) Герасим вырос большой и могу
    чий, ... дерево растёт на плодородной почве.
    (И. Тургенев )
    Только подчинительные союзы
    Только
    союзные
    слова
    И союзы,
    и союзные
    слова
    простые
    составные
    Чтобы, пока,
    будто, словно,
    если, раз,
    лишь, точно
    Оттого что, как буд
    то, потому что, так
    как, с тех пор как,
    в связи с тем что,
    лишь только с тем
    чтобы, ввиду того
    что, вследствие того
    что
    и др.
    Кто, какой,
    который,
    каков, чей,
    сколько, где,
    куда, отку
    да, почему,
    зачем
    и др.
    Что,
    когда, как

    52
    5) Журавли летели быстро быстро и кричали грустно, ...
    звали с собой.
    (А. Чехов )
    6) В сенях дуло со всех сторон, ...
    ... едва не погасла свеча.
    (А. Чехов )
    7) В степи было тихо,
    пасмурно, ... ... ... солнце поднялось.
    (А. Чехов )
    8) Я надел
    старую шинель и взял зонтик, ... ... шёл дождь.
    (Н. Гоголь )
    Союзы для вставок
    : чтобы, что, почему, когда, как,
    хотя, потому что, так что, будто, несмотря на то что.
    75. Спишите, вставляя вместо точек союзное слово который или
    какой
    в нужной форме . Укажите, какими членами предложения
    являются союзные слова в придаточном предложении.
    Образец: Был тот особенный вечер,

    только на Кавказе.

    (Л. Толстой)
    1) В октябре установилась такая тёплая погода, ... бы
    вает только в горных долинах. 2) Материал, ... был со
    бран юными следопытами, заинтересовал редакцию га
    зеты. 3) Больших успехов добиваются люди, ... отдают
    все силы. 4) Внимание его привлёк звук, ... послышался
    сверху. 5) Облака, ... медленно плыли по небу, исчезали
    за лесом. 6) По вечерам из ущелья дует ветер, ... приносит
    прохладу. 7) Спортсмены, ... успешно закончили состяза
    ния, собрались улететь на родину. 8) Перед ним раскину
    лось холмистое поле, ... заросло травой. 9) Пустынная по
    левая дорога, по краям... росли абрикосы, яблони, тутов
    ник, привела нас к прудам, заросшим камышом.
    76. Прочитайте и сравните два предложения. Определите, в каком
    из них что является союзным словом (на него падает логическое
    ударение, оно отвечает на вопрос и является членом придаточного
    предложения), в каком - подчинительным союзом (не отвечает на
    вопрос, не является членом предложения, на него не падает логи
    ческое ударение).
    1) Я не знаю, что будет со мною.
    (С. Есенин )
    2) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
    (В. Инбер )
    какой бывает

    53
    77. 1. Запишите предложения, распределив их на две группы:
    а) предложения с союзами; б) предложения с союзными словами.
    Вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
    1) С уд..вител..ной любовью и тонким вкусом укра
    шали карелы бытовые предметы, которые окружали их в
    повседневной жизни. 2) Очень красива восточная часть
    края коми, где много холмов, реки довольно быстры,
    чисты и пр..зрачны. 3) В 1930 году был создан Печо
    ро Илычский заповедник, чтобы охр..нять и изучать
    уникал..ную природу этих мест. 4) В начале XX века
    промышленность в северных регионах России носила
    кустарный и полукустарный характер, поэтому пр..д
    приятий фабрично заводского типа было мало. 5) Мордо
    вия - индустриально аграрная республика, чей вклад
    в народно хозяйственный комплекс Российской Федера
    ции занимает важное место. 6) У манси сохраняются по
    стоя..ые и време..ые пос..ления, так как промысловое
    хозяйство требует пер..езда с одного места на другое .
    (Из сборника «От Карелии до Урала» )
    2. Определите, каким членом предложения являются союзные сло
    ва в сложноподчинённых предложениях.
    78. Прочитайте предложения вслух с нужной интонацией. Спи
    шите, определяя, чем придаточная часть присоединяется к глав
    ной - союзом или союзным словом. Сравните произношение пред
    ложений с союзами и союзными словами.
    1) Павел Петрович спросил Аркадия, где его новый
    приятель.
    (И. Тургенев )
    2) Всю ночь казалось, что кто то
    ломится в дверь.
    (И. Ильф, Е. Петров )
    3) Теперь пусть са
    мый сообразительный из вас скажет, какая разница
    между буквой и звуком. 4) Зарядив винтовку, Андрей
    вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда на
    до стрелять.
    (М. Бубённов )
    5) Неравнодушен я к ней толь
    ко потому, что она ко мне неравнодушна.
    (И. Эренбург )

    54
    6) Я вернусь, когда раскинет ветви по весеннему наш бе
    лый сад.
    (С. Есенин )
    7) Павлик остановился, раздумывая,
    куда ему теперь направиться.
    (А. Гайдар )
    8) Всякий че
    ловек знает, что значат добрые семена для хозяйства.
    (В. Песков )
    9) По колыхавшимся верхушкам лопухов
    можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по
    земле.
    (А. Гайдар )
    10) Не помню, где я слышал эту притчу,
    но очень люблю её.
    (В. Астафьев )
    79. Прочитайте стихотворение, определите его основную мысль.
    Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Укажите
    средства связи придаточных предложений с главными. Выучите
    стихотворение наизусть.
    РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
    Окрасилась ярким румянцем осина,
    Пылают рябины багряного дня.
    - В чём сила твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том сила моя, что ты любишь меня!
    Работают н
    ˆа поле люди простые,
    А в небе звучит журавлиная грусть.
    - В чём слава твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том слава моя, что я честно тружусь.
    (В. Боков )
    80. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и со
    юзные слова. Укажите, на какие вопросы отвечают союзные слова
    и какими членами предложения являются.
    1) Дайте дело такое чтобы сердце горело.
    (Л. Ошанин )
    2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незна
    комый лес.
    (А. Пушкин )
    3) До Пушкина ещё никто не
    писал таким лёгким и живым языком в котором соеди
    нялись бы простота и поэтическая прелесть.
    (Н. Чернышев

    55
    ский
    4) Я ему молвить боялась как я любила его.
    (Н. Не
    красов
    5) Что в ней тогда происходило я не берусь вам
    объяснить.
    (М. Лермонтов )
    6) Он говорил о временах гря
    дущих когда народы распри позабыв в великую семью
    объединятся.
    (А. Пушкин )
    7) Я помню как детьми с румя
    ными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой.
    (Я. Полонский )
    8) Что она натура честная это мне ясно .
    (И. Тургенев )
    9) Я пригласил вас господа с тем чтобы сооб
    щить вам пренеприятное известие.
    (Н. Гоголь )
    10) Из лес
    ного оврага на дне которого бежал маленький родничок
    неслось воркованье диких голубей.
    (С. Аксаков )
    81. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания и опреде
    ляя средства связи. Союзы заключите в овал, союзные слова под
    черкните как члены предложения.
    1) Не откладывай на завтра то что можно сделать се
    годня. 2) Кто любит трудиться тому без дела не сидится.
    3) Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 4) Куда ветер
    дует туда и тучки бегут. 5) Если весело живётся работа
    спорится. 6) Не всё то золото что блестит. 7) Каков у тебя
    друг, таково к тебе и уважение. 8) Скучен день до вечера
    если делать нечего. 9) Где силой взять нельзя там надоб
    на ухватка. 10) Каков корень, таков и плод.
    82. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения:
    а) с союзами: чтобы, если, так как, пока ; б) с союзными словам: где,
    куда, откуда
    ; в) с союзами / союзными словами: что, как, когда .
    83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с сою
    зами и союзными словами. Укажите, какими членами предло
    жения являются союзные слова в придаточных предложениях.
    МЕДИЦИНА
    В Древней Греции поклонялись многим богам, среди
    которых был бог, ведавший вопросами медицины , Аск
    лепий.

    56
    У бога врачевания было много детей. Среди них бы
    ли две дочери богини, которые помогали отцу враче
    вать.
    Одну звали Панацея, в её обязанности входило исце
    ление больных. Её именем начали называть все силы,
    способные оказывать помощь страдающим. Мы и сейчас
    нередко говорим панацея от всех бед , понимая под этим
    средство, помогающее во всех случаях жизни.
    Вторую дочь звали Гигиея. Её задачей было следить,
    чтобы люди не теряли здоровья. Гигиея изображалась
    молодой женщиной со змеёй, которую она кормила из
    чаши. В наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины.
    Отрасль медицины, которой ведала богиня Гигиея, стали
    называть гигиеной.
    Так уже задолго до нашей эры люди догадались,
    что медицина должна иметь два направления: одно -
    лечить больных, второе - сохранять здоровье здоро
    вых.
    (Из Интернета )
    § 11. Роль указательных слов
    в сложноподчинённых предложениях
    В главной части сложноподчинённого предложе
    ния иногда употребляются указательные слова: тот,
    там, туда, тогда, оттуда, столько, все, всё,
    каждый, всякий, везде, никто
    и др. Они являются
    членами главного предложения, указывают на то,
    что при главной части имеется придаточная, помога
    ют выяснить тип придаточного, выделить в главном
    то слово или словосочетание, которое поясняется
    придаточным. Например: Успевает всюду тот
    (кто?), кто никуда не торопится .
    (М. Булгаков)

    57
    84. Прочитайте предложения. Достаточно ли представленной в них
    информации для понимания смысла? Какие слова указывают на то,
    что ситуация отражена неполно и требует пояснения? Поясните глав
    ные предложения с помощью придаточных предложений в скобках.
    Укажите, к какому слову в главном относится придаточное.
    1) Важно было то...
    2) Слово должно соответствовать тому...
    3) Мы все любили его за то...
    4) Дождь прошёл так быстро...
    5) Он взглянул туда...
    6) Река так ярко блестит на солнце...
    7) Ветер дул с такой силой ...
    (что глазам больно, куда показала Ольга, что земля
    не успела промокнуть, что стоять было невозможно, что
    он не похож на всех, что оно выражает, что его никто не
    заметил).
    85. Найдите в предложениях указательные слова. Определите, ка
    кими членами предложения они являются и какими частями речи
    выражены.
    1) Было так тихо, что жук слышал шелест листа пе
    ред собой.
    (К. Паустовский )
    2) Пустыня покоряется тем,
    кто не боится её суровых будней.
    (В. Песков )
    3) Грей так
    задумался, что позабыл о хозяине.
    (А. Грин )
    4) Половину
    царства я отдам тому, кто меня вылечит.
    (Л. Толстой )
    5) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
    (Л. Толстой )
    6) Близкого человека только тогда и поймёшь
    вполне, когда расстанешься с ним.
    (И. Тургенев )
    7) Вы
    стрелы раздавались на дворе того барского дома, в кото
    ром Петя был вчера ночью с Долоховым.
    (Л. Толстой )
    8) Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь,
    что для других чувств места больше не было.
    (В. Набоков )
    9) Вещи лежали в тех небрежных положениях, которые
    они принимают в отсутствие людей.
    (В. Набоков )
    10) О та

    58
    кой дружбе, которая не выдерживает прикосновения го
    лой правды, не стоит и жалеть.
    (Д. Писарев )
    86. Прочитайте текст. Найдите сложноподчинённые предложения
    с указательными словами и дайте им полную характеристику.
    Перед человеком раскинулся большой город, кото
    рый легко помещается на письменном столе. Это только
    макет. Но архитектор уже видит движение на его ули
    цах. Он думает, что вот этот перекрёсток, который нахо
    дится в центре города, нужно раздвинуть, чтобы свобод
    но проходили автомашины. Детский сад придвинуть
    ближе к тому большому дому, в котором будет жить мно
    го ребятишек. А в пространстве между домами хорошо
    бы предусмотреть такую спортивную площадку, чтобы
    хватило места ребятам и зимой, и летом.
    Чтобы замыслить новый город, нужно знать не толь
    ко законы архитектуры. Архитектор должен хорошо
    знать и любить тех, для кого он «придумывает» город.
    (Из газеты )
    87. Прочитайте. Укажите главные и придаточные предложения.
    Спишите, расставляя знаки препинания и включая, где это необ
    ходимо, в главное предложение указательное слово. Подчеркните
    указательные слова как члены предложения, сверху укажите, ка
    кой частью речи они выражены.
    1) Я не сразу обнаружил на небе... созвездие о кото
    ром нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли по...
    тропинке, которая вела к реке. 3) Он рассказал нам...
    как живут оленеводы. 4) Я... устал что не мог идти.
    5) Нас встречали... где был назначен общий сбор участ
    ников соревнований. 6) Мать была довольна... как я
    отлично закончил полугодие. 7) Докладчик начал своё
    выступление с... что задал нам несколько вопросов.
    8) Ты должен мне помочь... когда я тебя попрошу.

    59
    ЧИТАЕМ, ГОВОРИМ, ПИШЕМ
    88. 1. Прочитайте текст.
    Начинался подъём на хребет. Я взял направление по
    отрогу
    , покрытому осыпями. Интересно наблюдать,
    как приспосабливаются деревья, растущие на камнях.
    Кажется, будто они сознательно ищут землю и посыла
    ют к ней корни по кратчайшему направлению. Через час
    мы вступили в область произрастания мхов и лишай
    ников
    .
    Откуда мхи и лишайники добывают влагу? Вода
    в камнях не задерживается, а между тем мхи растут
    пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох
    выжать рукой, то из него капает вода. Ответ на заданный
    вопрос нам даёт туман, потому что он то и есть постоян
    ный источник влаги. Мхи получают воду не из земли,
    а из воздуха. Так как в Зауссурийском крае летом и вес
    ною туманных дней несравненно больше, чем солнеч
    ных, то пышное развитие мхов среди осыпей становится
    вполне понятным.
    Но вот и мхи остались позади. Теперь начались гольцы .
    Это не значит, что камни, составляющие осыпи на вер
    шинах гор, голые. Они покрыты лишаями, которые тоже
    питаются влагой из воздуха. В зависимости от времени
    года они становятся или сухими, или делаются мягкими
    и влажными.
    (По В. Арсеньеву )
    Отр
    ˆог - боковая часть горной цепи, отделившаяся
    от главного хребта.
    Лиш
    ˆайник - растение, растущее на камнях, коре де
    ревьев.
    ˜Осыпь - осыпавшиеся обломки горных пород.
    Гольц
    ˆы - название безлесных горных вершин в Си
    бири.

    60
    2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
    1) Что было интересно наблюдать, поднимаясь на хре
    бет?
    2) Что загадочно во мхах?
    3) Откуда мхи берут влагу?
    4) Что одинаково в произрастании мхов и лишайников?
    3. Озаглавьте текст.
    4. Укажите сложноподчинённые предложения. Назовите средства
    связи их частей. В каких предложениях использованы двойные
    союзы?
    5. Смысл приведённых предложений выразите сложноподчинён
    ными предложениями.
    1) Я взял направление по отрогу, покрытому осыпя
    ми. 2) Камни, составляющие осыпи на вершинах гор, не
    голые, они покрыты лишаями.
    6. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с сою
    зом или союзным словом, используя указательные слова.
    1) Мхи растут пышно. Весною много туманных дней.
    2) Путешественники шли. Вершины гор покрыты ли
    шаями.
    3) Интересно наблюдать. Деревья, растущие на кам
    нях, приспосабливаются.
    7. Перескажите текст, употребляя сложноподчинённые предложе
    ния.
    8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, ис
    пользуя указательные слова, а также союзы и союзные слова.
    1) тот - кто
    5) там - где
    2) то - что
    6) туда - где
    3) такой - какой
    7) туда - куда
    4) такой - который
    8) так - чтобы
    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
    1. Найдите сложноподчинённое предложение. (Знаки препи
    нания не расставлены.)

    61
    а) Странный старичок говорил очень протяжно звук
    его голоса также изумил меня.
    б) Лось ушёл зато рядом раздавался звук, издаваемый
    слабым существом.
    в) Живопись Левитана как считают искусствоведы
    отражает неброскую красоту средней полосы России.
    г) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золо
    тые или красные.
    2. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы
    намело выше окон.
    б) То падал как будто туман, то вдруг припускал ко
    сой крупный дождь.
    3. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) С приближением к морю всё больше исчезали ши
    роколиственные древесные породы, зато преобладаю
    щим сделались славянская ель, белокорая пихта.
    б) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
    4. Укажите, какая часть сложного предложения является при
    даточной.
    (1) Я опустил руку в воду, (2) чтобы узнать направле
    ние течения.
    (В. Арсеньев )
    а) 1;
    б) 2.
    5. Укажите, какая часть сложного предложения является
    главной.
    (1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица
    села на ветку клёна в саду.
    а) 1;
    б) 2.

    62
    6. В каком ряду все перечисленные слова являются подчини
    тельными союзами?
    а) который, куда, также;
    б) если, так как, чтобы;
    в) и, однако, откуда.
    7. Определите, чем являются выделенные слова - союзами
    или союзными словами.
    а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я ды
    шал и жил.
    б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он
    гостил этим летом.
    в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно
    ложилось на музыку.
    г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его
    не сможет забыть.
    8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

    Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой
    (3) недавно собирал грибы.
    а) 1;
    б) 1, 3;
    в) 3;
    г) 2, 3.
    9. Определите место придаточной части в предложении.
    Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском ог
    ней, роскошью декораций и костюмов, эффектными ми
    зансценами, а идеями драматурга.
    а) перед главным предложением;
    б) после главного предложения;
    в) в середине главного предложения .

    63
    10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
    месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Нам понадобится проводник (1) в надёжности
    (2) которого (3) не было бы сомнений.
    а) 1;
    б) 2, 3;
    в) 3;
    г) 1, 3.
    11. В каком предложении допущена пунктуационная ошиб
    ка?
    а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль,
    прежде всего нужно найти зерно художественного обра
    за.
    б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда
    над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
    в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если
    в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно
    надо ждать затяжного дождя.
    12. Сделайте синонимическую замену простого предложе
    ния с причастным оборотом сложноподчинённым предложе
    нием.
    На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают
    богатые урожаи кукурузы.
    13. Какое предложение соответствует схеме: (), ?
    а) Если вы будете изучать русский язык, страстно лю
    бить его, то вам откроется мир безграничных радостей,
    ибо безграничны сокровища русского языка.
    б) Когда идёт снег, не очень то хочется идти домой.
    14. Какая схема соответствует предложению? (Знаки препина
    ния не расставлены.)

    64
    Пока я одевался солнечное пятно на полу исчезло сов
    сем.
    а) (), .
    б) , ().
    в) [, (), ].
    15. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
    Умение сказать именно то что нужно и именно так
    чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения вели
    кое умение которое даётся очень немногим и которым
    никто не имеет права пренебрегать.
    16. Придумайте начала и запишите полученные предложе
    ния.
    а) ..., как будто хотел мне что то сказать.
    б) ..., что слушали, не проронив ни слова.
    17. Допишите сложноподчинённые предложения.
    а) Узнайте, пожалуйста, ... .
    б) С тех пор как мы поселились у озера , ... .
    в) Девушка так мило улыбалась, ... .
    г) Мне нравятся песни, ... .
    18. Соедините придаточные предложения с главными.
    1) Через 10 лет я приехал туда,
    а) комната наполнилась арома
    том сирени.
    2) Когда я открыл окно,
    б) мы выбежали босиком на
    улицу.
    3) Я не знаю,
    в) где прошло моё детство.
    4) Как только кончился тёплый
    летний ливень,
    г) где проходит граница между
    Европой и Азией.

    65
    19. Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
    а) Уже смеркалось когда мы приехали домой.
    б) С тех пор как я себя помню помню и Наталью Са
    вишну.
    в) Вот и теперь когда я вошёл в комнату Карл Ивано
    вич взглянул на меня исподлобья.
    г) Где любовь и совет там и горя нет.
    20. Из двух простых предложений составьте сложное.
    а) Я учился в школе. Брат работал на заводе.
    б) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло.
    в) Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
    21. Сконструируйте из двух простых предложений сложнопод
    чинённые, начертите схемы.
    а) Мы прибежали на вокзал. Поезд уже отправлялся.
    б) Ночная роса и горный воздух освежили мою горя
    чую голову. Мысли пришли в обычный порядок.
    в) Сломя голову он кинулся туда. Доносились крики
    о помощи.
    г) Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
    22. Дополните простые предложения придаточными. Преобра
    зуйте предложения.
    а) Я летел самолётом туда...
    б) Они свернули в сторону и шли по скошенному
    лугу...
    в) В школе сообщили о том...
    г) Из результатов опыта ясно...

    66
    Виды сложноподчинённых
    предложений в русском языке
    По значению и строению сложноподчинённые
    предложения делятся на три группы, которые соотно
    сятся с тремя группами второстепенных членов пред
    ложения: определительные, изъяснительные, обсто
    ятельственные.

    СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

    Группы подчинительных союзов – см. таблицу.

    Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

    При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

    Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).

    В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.

    Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.


    Close