Средства связи в придаточных предложениях. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении. IV. Рефлексивно-оценочный этап
СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
Группы подчинительных союзов – см. таблицу.
Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.
При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.
Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).
В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. )˸ Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.
Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.
Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:
1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;
2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;
3) интонация завершенности или незавершенности;
4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;
5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;
6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;
7) парадигма : свободная и несвободная;
8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;
9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.
- - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...
Справочник по правописанию и стилистике
- - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...
Справочник по правописанию и стилистике
-
Справочник по правописанию и стилистике
- - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...
Справочник по правописанию и стилистике
- - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
- - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...
Синтаксис: Словарь-справочник
-
Синтаксис: Словарь-справочник
- - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....
Синтаксис: Словарь-справочник
-
Синтаксис: Словарь-справочник
- - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
"средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
автораЗнаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,
в сложноподчиненном предложении
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимировичв сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,
XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичXXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и
§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две
XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичXXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы
§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок
§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);
§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,
§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём
§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он
§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается
§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две
Расширить знания о СПП, средствах связи в СПП, формировать умения находить главное и придаточное предложение и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса, определять средства связи. Развивать умение находить СПП в тексте, выяснять их роль, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Воспитывать стремление к совершенствованию грамотной устной и письменной речи.
А) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать. б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс. г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор. Ответ: а, в.
А) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. в) Цвели кувшинки и было много камыша. г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег. Ответ: б.
А) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.) б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.) в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.) г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.) Ответ: б.
Сложноподчинённые предложения – это … предложения,... части которого соединены … связью, поэтому оно состоит из... и... частей.... часть присоединяется к... при помощи...,... слов и интонации. Союзы и... слова входят в... часть. Придаточная часть может стоять...,... и... главного предложения.
Союз: - служебная часть речи; - не отвечает на вопрос; - союз можно в некоторых случаях опустить; - можно заменить другим союзом; - не является членом предложения. Союзные слова: - союзное слово опустить нельзя; - являются членами предложения; - на союзное слово падает логическое удазрение; - придаточную часть с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение.
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
1. Писатель должен много писать, но должен спешить. 2. В поезде экстренной работы не было, и часть персонала разошлась. 3. Все только и говорили о том, что произошло вчера в городе. 4. Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю как ставить сети. 5. Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце. 6. От восхода до заката вёсел плеск да скрип канатов. 7.Холодно, так что надо одеться потеплее. 8.Пётр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл. 9. Когда из школы пришёл брат, семья села обедать. 10. Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.
1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.
2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.
3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?
Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.
4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?
В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).
6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.
Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.
Цель:
- научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
- определять средства связи придаточного с главным;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
- Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
- Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
- Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
- Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование:
- презентация, карточки с текстом для анализа;
- карточки с лингвистическим текстом;
- оценочная карта для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.
II. Мотивационный этап.
1) Письменный опрос.
На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.
- Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
- Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пытает костер. - Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
- Деревья быстро пожелтели.
- Покраснела рябина, посинела вода.
1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:
- СПП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- БСП, интонация.
2) Фронтальный опрос.
В каком разделе языкознания изучается предложение?
На какие группы делятся все предложения?
В чем отличие простого предложения от сложного?
Какие виды предложений вы знаете?
В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
Какие средства связи между частями предложения?
Какой вид предложений мы уже изучили?
3) Целеполагание.
Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)
Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)
III. Операционно-познавательный этап.
1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.
Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?
Что обозначает главное предложение?
Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)
Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Чем интересны следующие предложения?
(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)
2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.
Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.
Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)
Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в
восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных
исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые
спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)
Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.
Работать будем в группах.
Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.
Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:
- […глагол], (что…).
- (Когда…), […].
- […ук.сл. + сущ.], (которое…).
В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)
Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.
Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.
Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):
Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения,
входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью
_________, _________, а также _________. Придаточное предложение может
относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________.
Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В
сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме
независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.
Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).
- Без ошибок – «5».
- 1, 2 ошибки – «4».
- 3, 4 ошибки – «3».
V. Домашнее задание.
Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.
Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
- С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".