Оригинал взят у galik_123 в Классика московского модерна

История этого здания в центре Москвы связана с именами трёх знаменитых людей России, хотя мемориальная доска на здании упоминает только об одном. Особняк в стиле модерн построил архитектор Шехтель для миллионера Рябушинского, а жил там самое продолжительное время писатель Горький. Этот особняк связал навсегда в истории жизнь этих выдающихся людей, и рассказывая о доме, невозможно не рассказать о каждом. Жили они в одно время, а судьбы их сложились по-разному...
Вообще, в Москве не так много особняков начала XX века, открытых для посещения. Особенно таких, как особняк Рябушинского - шедевр московского модерна, классика жанра. Давно хотелось побывать внутри и посмотреть знаменитые интерьеры. Ведь, в другие особняки Москвы, расположенные в центре, попасть довольно сложно, потому что в них находятся или посольства разных стран, или другие важные государственные учреждения, да и к тому же внутреннее пространство давно переделано в соответствии с современными требованиями удобства. А в этом особняке можно увидеть то, что было задумано Мастером.

1. Особняк для С. П. Рябушинского построил Федор Осипович Шехтель (1859-1926) - величайший русский архитектор рубежа XIX и XX веков, кавалер орденов Святой Анны и Святого Станислава, создатель русского и московского модерна. Будущий архитектор происходил из семьи колонистов из Баварии, прибывших в июне 1766 года в колонию Шукк под Саратовом. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна, в девичестве Розалия-Доротея Гетлих, позднее работала экономкой у Третьякова. Многие из памятников архитектуры, построенные Шехтелем в Москве, вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50 зданий, и многие из них сохранились до наших дней. Его главные сооружения в Москве: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), Художественный театр (1902), Ярославский вокзал (1902). Прекрасным образцом стиля "неоклассика", в котором тоже работал Шехтель, служит кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади.


Фёдор Осипович Шехтель

После революции в 1918 году особняк на Большой Садовой, построенный архитектором для своей семьи, Шехтель успел продать. Он поселился на Большой Дмитровке у дочери Веры. В квартиру подселили жильцов, и в последние годы великий архитектор жил в коммуналке. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. А его шедевр - особняк на Малой Никитской до сих пор служит украшением столицы.

2. Особняк был построен в 1900-1902 годах по заказу 26-летнего предпринимателя С.П. Рябушинского. В нём архитектор продумал все, начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений. Дом совмещал в себе достижения стиля Ар Нуво (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям) с русской архитектурной традицией.
Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим. Фасады облицованы глазурованным кирпичом светлых тонов, сверху дом украшает мозаичный фриз с изображением орхидей. Здание - двухэтажное, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности.

3. Внимание сразу привлекает удивительный мозаичный фриз с орхидеями, выполненный по эскизам Шехтеля. В эстетике модерна особую роль играли символ и загадка, например, бутон воспринимался как символ зарождающейся жизни . Украшение на фасаде особняка указывает на наличие какой-то тайны в доме.

4. Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) - известный российский предприниматель, банкир, коллекционер, представитель династии Рябушинских. Известен как собиратель икон. Коллекция икон Рябушинского считалась одной из лучших в России. Во многом благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи. Степан Рябушинский организовывал выставки иконописи, в том числе и знаменитую выставку, приуроченную к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и Борис

После русской революции 1917 года Степан Рябушинский эмигрировал в Милан. Собрание икон Рябушинского поступило в Государственный музейный фонд, большая часть (54 иконы) находится в отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, остальные распроданы или переданы в другие музеи.

5. После эмиграции Рябушинских здание пережило многих владельцев. В нём располагались различные государственные структуры. Были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора. В 1931 году в особняк въехал М. А. Горький, и теперь это здание является мемориальным домом-музеем Горького. Можно считать, что Максим Горький косвенным образом спас особняк от полного разрушения, искажения до неузнаваемости и передачи в ведение какого-либо учреждения.

6. Парадный подъезд выходил на Малую Никитскую, по другому крыльцу можно было спуститься в сад Сейчас главный вход закрыт.

7. По сравнению с началом XX века, интерьеры частично изменились, даже вход в здание сейчас расположен со стороны Спиридоновки, однако основное удалось сохранить. Кроме того, в музее есть альбомы с фотографиями и зарисовками несохранившихся интерьеров.

8. Раньше этот вход считался чёрным и был предназначен для прислуги.

9. При особняке есть довольно большой участок, обнесенный невысокой декоративной оградой в стиле модерн.

10. На территории особняка был построен флигель, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений флигеля с 1941 по 1945 год жил писатель А.Н. Толстой, сейчас здесь его музей-квартира.

Осенью 1913 года в особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской произошла одна из последних встреч (без посторонних) большого семейства миллионеров Рябушинских. В то время Рябушинские были известны по всей России: от Риги до Баку, от Архангельска до Тифлиса. Происходили они из свободных крестьян-старообрядцев Боровско-Пафнутьевского монастыря. К началу XIX века Боровск превратился из первых духовных центров России в обычный провинциальный городишко на полпути меж Калугой и Москвой.Там вырос дед прославленных братьев Рябушинских, Михаил Яковлевич. В двенадцать лет он был отдан в Москву, в ученье по торговой части. Торговля шла успешно, и в 16 лет Михаил Рябушинский записался в третью купеческую гильдию, предъявив по тем временам солидный капитал в тысячу рублей. С этого и начались миллионы Рябушинских.
Его сын Павел Михайлович Рябушинский уже сильно отличался от отца, основателя династии. Он представлял второе поколение отечественных предпринимателей, которые интересовались политикой, искусствами и науками. П.М. Рябушинский избирался от своего сословия в члены Московской Думы, коммерческого суда, Московского биржевого общества. Своим сыновьям он передал отлично отлаженное и энергично развивающееся дело, а также 20 миллионов ассигнациями - огромное состояние.
Третье поколение русских предпринимателей братьев Рябушинских получило прекрасное образование. Они окончили Московскую практическую академию коммерческих наук, знали два-три европейских языка. В большинстве своем они были умны, активны, готовы к масштабной деятельности и широкой благотворительности.


Слева направо - Павел, Михаил, Владимир, Степан, Николай, Сергей, Фёдор, Дмитрий Рябушинские

Павел Павлович Рябушинский, председатель "Товарищества", хозяин Московского банка, главный редактор газеты "Утро России", один из лидеров Партии прогрессистов - самый яркий представитель русского крупного капитала. В нем уживались своеобразная деловая этика старообрядческой среды, широкая натура русского купца и благотворителя с железной цепкостью образованного предпринимателя ХХ века. К началу десятых годов Павел Павлович возглавлял уже крупнейшую финансовую монополию. Всюду, где только возможно, его "Средне-Российское акционерное общество" противостояло иностранцам: геологическая разведка на Севере, в районе Ухты, лесозаготовка, расширяющиеся интересы в нефтяной промышленности, первые шаги отечественного машиностроения, автомобильная и авиационная отрасль и другие сферы.
Его ближайшие соратники в деле - братья Степан, Сергей и Владимир, стояли у истоков отечественной автомобильной промышленности, основали первый в России автомобильный завода АМО (ЗИЛ), и к тому же - археологи, коллекционеры и специалисты по древнерусской иконописи. Михаил - тоже был коллекционером. Его собрание русских и западноевропейских художников стало жемчужиной фондов нескольких ведущих советских музеев. Николай, известный литератор, основатель журнала "Золотое руно", публиковавший под псевдонимом Н. Шинский стихи и прозу в "Мусагете" и других модных издательствах начала века. Дмитрий, один из крупнейших в мире специалистов в области теории воздухоплавания, устроил еще в 1904 году в семейном имении Кучино единственный в мире частный "Аэродинамический институт". Впоследствии он эмигрировал во Францию, где продолжил свои исследования и стал французским академиком.
Вот такими были русские миллионеры! Наиболее яркие представители русского делового сообщества начала прошлого века Рябушинские всегда ориентировались только на русский рынок. После Рябушинских в новой России, которой они уже не знали, остались прекрасные здания, фабрики, заводы, научные учреждения.

11. Парадная прихожая была выполнена в стилистике модерна.

12. Украшали дом Рябушинского девять уникальных витражей, изготовленных по эскизам Шехтеля. Они выполняли и архитектурные задачи. Например, изображение с соснами и уходящими вдаль полями создавало иллюзию окна, тем самым зрительно увеличивая пространство.

13. Все помещения дома группируются вокруг главной лестницы высотой 12 м в виде серо-зеленой волны из мрамора, в самом начале которой выплывает медуза-светильник. На вершине лестницы стоит колонна.

14. Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть очень интересная мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, на неё направлялся поток теплого воздуха из специальной решетки, сейчас эта система подогрева уже не работает.

15. Светильник в виде медузы.

16. Между пролётами лестницы предусмотрено место для отдыха.

17. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной ). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека .

18. Степан Рябушинский одним из первых занялся реставрацией старых икон. Поэтому в его доме было предусмотрено место для реставрационной мастерской. Уже в 1914 году журнал "Русская икона" сообщил, что Рябушинский в своём доме на Никитском собирается открыть музей иконы.

19. Двери, ручки, плафоны дома - это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи.

20. Предусмотрел Шехтель в доме и молельню, имеющую по традиции круглый купол. Само помещение расположено в мансарде, в северо-западной стороне дома. Во время постройки здания эту комнату сделали потайной. Чтобы попасть в нее, владельцы шли по второму этажу. (Фото молельни сделать не успели - музей закрывался.)

21. Колонна с массивной капителью украшена прекрасными лилиями, символом чистоты , и отвратительными саламандрами - символом зла . Особенное значение имела и узкая галерея. Она означала, что путь к добру узок и тернист. Затем верующие шли по чёрной лестнице.

22. Декоративный балкончик внутри дома украшал подъём (вид с площадки второго этажа). Все стенные шкафы были сделаны уже по заказу Горького.

23. Кабинет секратаря А.М. Горького.

24. В пяти мемориальных комнатах (библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской) сохранилась подлинная обстановка и личные вещи А.М. Горького, который жил здесь с 1931 по 1936 годы. Личная библиотека писателя используется в научных исследованиях.

28. Окна первого этажа просто поражают воображение своей формой и размером.

29. Тонкая деревянная резьба украшает двери. Цветочные мотивы и волны - символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой.

30. В библиотеке открывается прекрасный вид из окна, рама окна имеет необыкновенно затейливую форму.

31. Лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения, улитки.

32. Рабочий кабинет А.М. Горького.

33. Вдоль стен шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция резных работ из кости мастеров XVIII-XX веков (нецке).

34. Вид из окна кабинета Горького.

35. На письменном столе лежат предметы, по-видимому, принадлежащие писателю.

36. Спальня Горького на первом этаже. Писатель занимал комнаты первого этажа, а на втором располагалась семья писателя - его сын с женой и детьми.

37. Вид из окна спальни тоже радует глаз.

38. На втором этаже сейчас располагается экспозиция, посвящённая писателю А.М. Горькому - картины, подарки. В этом доме писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

39. В залах второго этажа висят оригиналы известных художников, друживших с Горьким и даривших ему свои работы.


Б. Григорьев. Портрет А.М. Горького, 1926 год


Итальянские пейзажи В. Ходасевич


В. Ходасевич. Н.А. Пешкова, 1920-е годы

42. Две картины М. Нестерова: слева Вечер на Волге (Одиночество) , 1932 год; справа Больная девушка , 1928 год.

43. В этом удивительном особняке переплелась жизнь выдающихся людей своего времени. Сложная судьба и у этого дома...

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

Городской особняк по улице Малая Никитская, 6 был построен в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван . Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы.

Фото 1. Так сегодня выглядит главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки.

Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской.

Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель.



Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков.

Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.



Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем.

Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов.

Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского.



Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно.

Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца.



Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы.

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше ), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского - одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902-2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, - в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.




Есть в особняке и свои секреты - тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись - небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и - вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже - подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья - сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина - дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже ).

Самая большая комната (на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен - шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже ). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.


Здравствуйте, дорогие читатели. В этом отчёте речь пойдёт об одном очень интересном доме, притаившемся на углу Спиридоновки и Малой Никитской улицы. Давно слышал об этом здании, но никак не добирался. Но недавно мы всё-таки собрались и в плане программы моего дня рождения в ноябре посетили его. Особняк Рябушинского - это замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. История и фотографии - по ссылке ниже.

...Рядом экспроприирован был
особняк в пышном стиле модерна.
Горький лестниц его не любил:
«Эх, во всем декадентство манерно». (с)

Во-первых, советую всем, кто ещё не посетил этот памятник архитектуры, сделать это как можно скорее) Очень красивый дом, убранство, интерьеры, лепнина, украшения. Притом состояние дома просто отличное. И вход туда бесплатный. Во-вторых, вкратце расскажу историю особняка:

"Особняк Рябушинского замечательный образец дома в стиле модерн, построенный архитектором Фёдором Шехтелем по заказу промышленника и мецената Рябушинского в 1900-02 гг. Первый владелец особняка, Степан Павлович Рябушинский, был выходцем из большой купеческой старообрядческой семьи, но, кроме предпринимательства, увлекался искусством и коллекционированием. Коллекция в особняке Рябушинского, насчитывала более 100 шедевров живописи и большое количество икон, часть из которых была реставрирована и спасена хозяином от гибели. Рябушинский недолго владел этой замечательной недвижимостью. После революции семья вынуждена была покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции попала в Третьяковку и некоторые другие музеи, но многое пропало.

Двухэтажное здание со свободной планировкой; помещения группируются вокруг внутренней лестницы; расположение объемов следует логике "органического" роста здания
Композиция: асимметричная; на красную линию улицы выходит массивное крыльцо; фасады отступают от краной линии улицы, особняк обнесен невысокой решетчатой оградой; главный фасад обращен к церкви Вознесения (на север).

В 1917 г. особняк Рябушинского перешёл к новому хозяину – одному из департаментов Наркомата иностранных дел, отделу виз и паспортов. В 1919 г. дипломаты покинули особняк на Никитской. Вместо них явились литераторы. В особняке расположился Госиздат, главное издательство советской России. В 1926 г. в особняк Рябушинских въехал ВОКС - Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В 1931 г. из Сорренто в Москву приехал Горький, и Сталин пожаловал ему особняк Рябушинского. Горькому это не очень нравилось: пролетарский писатель в буржуазном особняке, да ещё модерн, который писатель недолюбливал, но делать нечего. Горький попросил разобрать и вынести уникальный модерновый камин, который действовал ему на нервы, но остальное оставил. Горький жил в этом доме с 1931 по 1936 гг. Здесь им были написаны пьеса "Егор Булычов и другие", роман "Жизнь Клима Самгина". Квартира Горького была одним из центров литературной жизни Москвы, здесь велась подготовка к I съезду писателей, решались вопросы развития советской литературы. В 1935 г. Горького посетил французский писатель Ромен Роллан (имеется мемориальная доска).

В соседнем доме размещались редакции журналов, редактируемых Горьким, в доме постоянно собирались литераторы и здесь проходил первый пленум по созданию и съезд союза писателей.
В 1942 г. в подсобные помещения особняка Рябушинского перехал с Большой Молчановки писатель Алексей Толстой, где и провел последние годы жизни. Сейчас здесь музей-квартира писателя.

Позднее в особняке Рябушинского был дом приемов МИДа. В 1965 г. в этом доме был открыт мемориальный музей-квартира Горького."

А теперь, после исторической справки, приведу сразу без лишних слов фотографии.

1. Перед тем, как зайти непосредственно в дом, прогуляемся немножко по небольшому фруктовому саду перед домом.

2. Заходим внутрь, берем тапочки, покупаем билет на фотографию и отправляемся на осмотр особняка. Начнём с парадной лестницы - ключевая нота интерьера. Необычные перила, напоминающие бегущую волну, сделаны из мрамора. Они начинаются от светильника с цветным витражным абажуром.

3. Перекликается с лестницей и красивый цветной витраж на 1-ом этаже.

4. Рабочий кабинет Максима Горького.

5. Портрет писателя, находящийся непосредственно в начале экспозиции.

6. Переместимся в гостиную-столовую. Тут расположено большое окно с видом на сад. Лепнина на потолке, старая мебель, любопытен тот факт, что ранее тут располагался и камин, который писатель попросил убрать.

7. Привожу старую, дореволюционную фотографию гостиной ещё с камином. Очень был красивый, жаль, его уже нет. Хорошо, что всё остальное сохранилось.

8. Шкаф с предметами из восточной коллекции писателя.

9. Комната-спальня.

10. Элементы украшений шкафа из дерева в спальне. Над ним можно увидеть ещё одно небольшое окно-витраж. На стенах роспись + красивое оформление потолка. Вообще, очень много внимания архитектор уделял деталям. Элементы лепнины, витражей, паркета, резьба по дереву на дверях - всё сразу и не заметишь.

11. Вид на парадную лестницу со второго этажа.

12. Экспозиция о жизни писателя на втором этаже. Здесь менее красиво - после Горького тут жили люди, частично ремонтировали и изменяли помещения. Не будем долго тут задерживаться. Помимо экспозиции, неподалёку расположен вход в небольшую часовню(!) - там красиво, но фотографий, к сожалению, не делал. Также в соседних помещениях проводится выставка картин.

13. И снова на парадной лестнице. На этот раз - вид в сторону витража с дождём над лестницей.

14. Предметы экспозиции, представленные в комнатах на первом этаже. Тут разные вещи писателя - карандаши, которыми он писал, чернильницы, ножницы и многие другие.

15. Потрясающий потолок в библиотеке. Лепнина в виде цветов на деревьях, улиток, красивая роспись у окна. Кстати говоря, библиотека представляют собой обширную коллекцию книг, стоящих и по сей день в шкафах.

16. Коллекция китайский статуэток и камин в одном из помещений особняка.

17. Окна на второй лестнице. На них сохранились ручки начала прошлого века.

18. Вестибюль и главный вход в особняк. У нас над головой расположен красивый витраж с пейзажем, а вход в коридор украшен стальными рейками в форме лапок двух богомолов.
Увы, было очень темно и снять нормально не вышло.

19. Ещё раз сделаем фотографию светильника у лестницы.

20. Выходим наружу. Увы, пасмурно, но мы очень вдохновились посещённым музеем. Очень красивый особняк и интересный музей. Сделаем кадр на дом, сад и Церковь Вознесения напротив.

21. Перейдём дорогу и снимем главный фасад дома. Особняк Рябушинского выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой
и майоликой с изображением причудливых орхидей.

Таким образом, сейчас любой желающий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой. Если вы еще не бывали здесь, очень советую вам это сделать. Этот блог продолжает тему посещённых зданий архитектора Шехтеля (усадьбу купца Патрикеевых можно посмотреть


Close