Горячая вера православного народа в чудесную икону, посвященную Тихвинской Божией Матери, появилась с давних пор. Изображение было в большом почете у русского народа. Самым первым местом нахождения иконы стала церковь Успения Богородицы, которая горела во время пожара три раза, но икона чудесным образом оставалась невредимой.

О главном

Вторая половина 17 века ознаменовалась тем, что заложил первый камень храма, однако строительство закончилось уже после смерти государя. Новый храм в честь Тихвинской в Алексеевском освящал Патриарх и молодой правитель Храм любили в царской семье, и поэтому для царской четы в церкви специально построили две небольшие молельни. За время царствования он сделал многое для святой обители, выделял немало финансовых средств в помощь. Ведь царь часто посещал церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском и преклонял колени пред святыней. Он был очень набожным и воцерковленным монархом.

Немного истории

Интересны события, случавшиеся в святой обители на протяжении всего ее существования. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском расположился на древней Троицкой дороге, которая ведет в Троице-Сергиеву лавру, хранящую мощи одного из самых почитаемых на Руси святых - Сергия Радонежского. Однажды, во время Стрелецкого бунта, царь Петр 1 остановился в этом храме. Узнав об этом, туда прибыл большой отряд стрельцов, которые, раскаиваясь и прося милости, пали перед царем на колени, склонив свои головы. Петр 1 их всех простил и помиловал, хотя остальные стрельцы были казнены. В 1812 году Москву захватила армия Наполеона, которая осквернила много русских святынь, не стала исключением церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Храм постепенно французская армия превратила в продуктовый склад, куда поместила свой провиант, а трапезную использовала как конюшню. Долгое время все было в запустении, и только в 1824 году император Александр 1 выделил из казны около 20 тысяч рублей на восстановление храма. Тогда же построили и колокольню. В 1836 году произошло важное событие для самого храма и для всей церковной паствы. Впервые храм был расписан талантливым художником Д. Скотти. Весь храмовый комплекс в своем архитектурном стиле является образцом церковного строительства в виде «русского узорочья».

Описание храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

В первой половине 19 века разобрали потолок трапезной комнаты, с тех пор она стала одноярусной. От второго этажа остались только хоры, которые шли вдоль стен по западной, южной и северной части здания. На этих хорах сохранились старинные люстры, огороженные перилами. На средства купца Константинова по углам трапезной, под хорами, сооружены придельные алтари святителя Николая и преподобного Сергия. Известный в то время в России архитектор Быковский вложил душу и все свое умение в архитектурный стиль алтарей, освящение которых состоялось в 1848 году в мае.

Известно, что паломничество в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском совершали пешком. Даже члены царской семьи на время путешествия отказывались от всех удобств, чтобы за это время подготовиться к великим таинствам исповеди и причастия.

Жизнь во время революции

В 1917 году, в ноябре месяце, под северным концом храма, в симметрии с Алексеевским приделом, создали придел великомученика Трифона. У верующих появилась возможность поклониться святому и почтить его память.

А в 1922 году в храме поставили церковь Воскресения Словущего, расположилась которая в подклете храма. Кроме того, в это же время были возведены ограда храма и дом притча.

Во времена воцарения в России безбожия и страшных репрессий в годы советской власти храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был открыт. И все, кто хотел прикоснуться к великой святыне, могли его посетить, побывать на богослужении и поклониться чудодейственной иконе. Но это не помешало Советской власти в 1922 году изъять у храма часть помещений для расположения там овощной базы, а затем использовать его для художественной мастерской. Кроме того, было конфисковано имущество, принадлежащее храму. Это 114 кг серебром и 58 бриллиантов. Колокола на колокольне не тронули, но они еще очень долго не звонили и не радовали слух прихожан. Деревья вокруг церкви так разрослись, что она стала почти не видна и скрылась от обозрения. И только в 1998 году все помещения полностью передали обратно храму.

Чудеса, совершенные святыней

Существует предание наших дней, что в 1941 году во время Гитлеровского нашествия по приказу Сталина совершили полет вокруг Москвы на самолете, взяв великую чудотворную икону Тихвинской Божьей Матери. Сделали это для поддержания боевого духа армии и народа. Удивительно, но вскоре наступление советской армии закончилось успешно, и от немцев был освобожден город Тихвин, в котором хранился оригинал иконы. Возможно, это только легенда, но верующие люди искренне верят в нее, потому что знают много других чудесных явлений от Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Храм отныне прославился и стал пристанищем душ для многих верующих.

Послевоенная жизнь

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском тяжело вставал с колен. После окончания Великой Отечественной войны сделали внутренний ремонт, а уже в 70-90-х годах 19 века прошла реставрация святой обители. Тогда были открыты взору многочисленных прихожан прекрасные настенные росписи известного итальянского живописца Д. Скотти, которые скрывались под большим слоем записей.

В 1945 году отец Владимир Подобедов принял пост настоятеля Тихвинского храма. Известный в православных кругах протоиерей Солертовский Александр Витальевич был настоятелем обители с 1953 года. А в 1982 году на эту ответственную должность был назначен протоиерей Аркадий Тыщук.

Замечательная традиция Тихвинского храма

Очень интересна и важна для всех православных прихожан традиция, начавшаяся в 1962 году в этом храме. Ежегодно 30 марта Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй служил литургию. Посвящалась она памяти покровителя - Человека Божия, в честь которого он и был наречен при проведении обряда крещения. Это торжественное мероприятие было большим праздником для всего прихода и для всех верующих, которые заранее готовились к этому событию.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий любил бывать в стенах храма в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, проводить службу. Этот праздник проходит 9 июля. В это время приезжает много верующих, которые широко отмечают замечательный праздник.

В наше время заново открыт для всех желающих отреставрированный храм, который каждый желающий может посетить, и почтить память великомученика Сергия Радонежского может любой верующий. На официальном сайте святой обители можно найти адрес, телефон, расписание богослужений. Храм Тихвинской иконы Божией Матери стал местом паломничества не одной тысячи верующих, и хочется верить, что это не предел.

Одним из самых известных мест для православных паломников является храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. В былые времена сюда приходили даже царские особы, а сейчас у всех нас есть великолепная возможность посетить это святое место. Чем же оно столь знаменательно, и какая неоценимая святыня хранится в Московском Храме Тихвинской иконы.

По дороге к месту поклонения мощам великого Сергия Радонежского – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, находится церковь иконы Божьей Матери «Тихвинская». По Троицкой дороге, так называлась издревле улица, ведущая к церкви, совершали пешее путешествие христиане.

Путь занимал несколько дней: этого времени хватало для того, чтобы подумать о своей жизни, поразмышлять о своих грехах, подготовиться к святым таинствам. Даже царские особы отказывались воспользоваться каретой и предпочитали пеший ход для того, чтобы на некоторое время удалиться от мирской суеты и побыть со своими мыслями наедине.

Возникновение Тихвинского храма в Алексеевском датируется семнадцатым веком. Тогда село переходило во владение от одного знатного князя к другому. Так, после освобождения территории от поляков оно было подарено Дмитрию Трубецкому за особые заслуги перед Родиной. Вплоть до 1655 года подмосковным владением распоряжалась вдова князя.

Затем семейство предоставило его царю Алексею Михайловичу для того, чтобы он смог здесь поселиться. По его благоволению и с Божьей помощью здесь был построен храм в честь человека Божия Алексия, а поселение стало называться Алексеевским. Через некоторое время рядом со старым строением было сооружено новое – церковь Тихвинской иконы, оба здания были соединены.

Официальный сайт свидетельствует, что Храм в Алексеевском при освящении получил от патриарха свою главную святыню – чудотворный образ Богоматери. Случилось это 31 октября 1680 года.

Храм в Москве пережил трудные времена, нашествие французов, которые поселившись в нем, осквернили и превратили его в склад для хранения провианта и конюшню.

Только после 1824 года Александр Первый выделил из казны значительные средства на восстановление, была выполнена роспись стен, выстроены новые приделы.

После сороковых годов храм Тихвинской иконы в Алексеевском частично был разобран, однако не закрывался ни во время гонений на церковь, ни после начала возведения Сталинских построек. В начале восьмидесятых годов были предприняты реставрационные работы: под слоем записей на стенах были обнаружены красивейшие росписи, по предположениям, принадлежащие гениальному живописцу Д. Скотти. Святыня почиталась нашими предшественниками, ценится она и сейчас. Ежегодно с середины прошлого столетия ее посещает Патриарх для совершения Божественной литургии.

Главная ценность обители

По преданию лик Тихвинской иконы Божьей матери был написан апостолом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы на земле. Некоторое время образ пребывал в Антиохии, а затем в Константинополе, где во его славу был воздвигнут Влахернский храм.

К концу четырнадцатого века, в преддверии краха Византийской империи, он странным образом исчез. Объявился на Руси, в краях еще не выстроившегося града Тихвина. Икона чудом спаслась после нескольких пожаров, она объявилась в зарослях растительности целой и невредимой.

Икона Божией Матери в Тихвинском монастыре не раз спасала верующих в борьбе за свободу и правду. Она помогла освободить Новгородские поселения от нашествия шведов, которые, увидев крестный ход с чудотворной иконой, в панике сбежали с места боя.

Интересно! 26 июня (9 июля) был подписан мирный договор со шведами – это и есть день почитания святыни, который празднуется всеми православными христианами до сих пор.

С 1924 года, после закрытия Тихвинского монастыря, святыня хранилась в одном из местных храмов на почетном месте, справа от Спасителя. В 1944 году один из прихожан храма по имени Сергей, который впоследствии стал архиепископом, спасая чудотворный лик, увез его за рубеж.

Будучи пожилым человеком, священник передал великую ценность своему приемному сну и заповедовал вернуть ее на родину после окончания смутных для православной церкви времен. Святыня вернулась на родную землю в 2004 году. Сейчас она помогает всем страждущим, болящим, скорбящим.

История образа тесно сплетается с историей нашей страны. Считается, что именно эту чудотворную икону по указанию Сталина на самолете обнесли вокруг Москвы во время войны, когда столице угрожал враг.

С этого момента началось отступление фашистов. Ну, а до наших дней дошла традиция благословения Патриархом этим образом первых лиц государства.

В чем помогает

Образ является символом государственности, поэтому ему молятся о защите от нашествия иноплеменников. Также Богоматерь считается покровительницей детей. При болезнях, неугомонном характере чада, можно вознести свои моления к Владычице.

Святой образ защищает детей от злых помыслов, помогает в выборе окружения, ограждает от бед. Тихвинская икона Божией Матери в Алексеевском укрепляет семейные связи, помогает в родах и зачатии. Ей обращаются с молитвой для исцеления паралича, слепоты, болезней суставов.

Нужно знать! День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, которая сейчас находится в Москве – 9 июля. В этот день принято приходить на Богослужение, чтобы поклониться святыне.

Другие святыни

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском хранит и другие ценности, почитаемые истинными христианами:

  1. Икона Богоматери «Казанская». Считается заступницей Российской державы. Помогает исцелиться от болезней глаз, другой немощи телесной. Ею благословляют при вступлении в супружеский союз.
  2. Образ Богородицы «Прибавление ума». Молятся перед ним все учащиеся, их родители и преподаватели о даровании разума, духовного прозрения и спасения. Считается, что ее написал душевно больной человек после того, как Богородица явилась ему во сне. Написав этот чудотворный облик, он исцелился.
  3. Икона Божией Матери «Козельщанская». Перед ней возносят молитвы об исцелении тяжелых недугов, физических травм и повреждений, об устроении семейного счастья. Привезена из Италии придворными самой императрицы Елизаветы Петровны.
  4. Образ Пресвятой Девы Марии «Помощница в родах». Ей молятся о благополучных родах и о здоровом потомстве.
  5. Копию пещеры Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме.

Когда можно прийти в церковь

Двери обители открыты прихожанам всегда. Желательно предварительно ознакомиться с расписанием богослужений Тихвинского храма в Алексеевском. Официальный сайт храма содержит подробную информацию и расписание служб на месяц вперед.

Божественная литургия ежедневно начинается к восьми часов утра, утреня и вечерня – в 17.00. По воскресеньям и в Великие праздники, согласно расписанию, организованы ранняя и поздняя литургии: начало первой – 7.00, второй – 10.00. В последнюю субботу каждого месяца можно прийти на молебен о беременных, совершающийся перед иконой «Помощница в родах». Согласно расписанию богослужений Тихвинского храма на ВДНХ, оно начинается в 15.00.

Как добраться

Тихвинский храм находится по адресу: Проспект Мира, 130. Старый адрес: улица Церковная горка, 26а. Ближайшая станция метрополитена в Москве ВДНХ, новый Южный выход. Добраться с центра можно на метро, заняв место в третьем вагоне с конца. Сориентироваться в метро поможет указатель, поднявшись на улицу, можно увидеть панораму храма Тихвинской Божьей матери на ВДНХ, которая предстанет перед глазами. Пешком можно будет дойти за несколько минут.

С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный "путевой дворец", для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя(справа) и царицы(слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.

В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе "Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме". Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия "Софрино".



В начала века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI - XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия "Софрино". Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи.



Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском церковь (улица Церковная горка, дом № 26а).

Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676-1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов.

Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. - мученика Трифона.

Храм в советские годы не закрывался, в церковной ограде сохранилось небольшое Алексеевское кладбище. В 1922 г. из церкви были изъяты более 6 пудов серебряной и золотой утвари. Среди святынь храма: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, икона Божией Матери «Прибавление ума», точная копия пещеры Гроба Господня. К этой церкви приписана храм-часовня святителя Василия Великого при Всероссийском выставочном центре.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Существовавшая ранее церковь Алексея человека Божия в селе Алексеевском.

Село Алексеевское в начале XVII ст. - сельцо под названием Копытово, Московского уезда, Васильцова стана. По писцовым книгам 1623 г.: «поместье за боярином князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, по государевой грамоте, что преж сего бывало Путиловская вотчина Михайлова, сельцо Копытово, а в сельце двор боярина князя Дмитрия Тимофеевича, двор людской, в нем живут деловые люди».

При князе Д. Т. Трубецком была построена в сельце каменная церковь во имя Алексия человека Божия, отчего Копытово стало называться селом по церкви Алексеевским, бывшем во владении по смерти князя Трубецкого у его жены. По переписным книгам 1646 г.: «вотчина жены боярина князя Д. Т. Трубецкого вдовы княгини Анны село Алексеевское, Копытово тож, а в селе церковь Алексея человека Божия каменная, без пения, да в селе двор боярский и 11 дворов крестьянских, в них 22 чел.».

В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь в 1648 г. церковь Алексея человека Божия в вотчине княгини Анны Васильевны Трубецкой, в селе Копытове, дани 5 алтын 2 деньги, десятильничих гривна».

Под 1677 г. в «доимках» отмечено: «с церкви Алексея человека Божия в селе Копытове, Алексеевском тож, в вотчине княгини А. В. Трубецкой, на 1656 - 57 гг. дани по 5 алтын 2 деньги, заезда гривна в год, да на 1668-77 гг. всего на 7 лет по 8 алтын 4 деньги в год, и в 1671 по 1677 гг. были уплочены той церкви попами Василием и Евтихием с причетники, а на 1656-58 гг. доимочные деньги, по просьбе патриарха и по челобитью попа Василия, велено очистить и не писать для того, что в тех годах та церковь после морового поветрия стояла пуста». По смерти княгини Анны Васильевны Трубецкой село Алексеевское было причислено к дворцовому ведомству.

4 октября 1674 г., «в отдачу часов нощных», государь царь Алексей Михайлович изволил идти с Москвы в село Алексеевское, а с государем бояре, окольничие и думные и ближние люди; а из похода государь к Москве пришел того же числа в 7 часу дня. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г.: «при церкви Алексея человека Божия в селе Алексеевском церковной земли и сенных покосов нет, попу с причетники дается руга, государево денежное жалование из приказа Большого Дворца».

В селе Алексеевском была построена другая церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, которая и была освящена в присутствии великого государя Федора Алексеевича. «1680 г. октября в 31 день, великий государь изволил идти с иконою Пресвятой Богородицы Тихвинской к освящению церкви в село Алексеевское, а из села Алексеевского ходил великий государь встречать образ Пресвятой Богородицы Тихвинской. Великий государь был на освящении в церкви, а после освящения пошел из села Алексеевского в Преображенское».

Под 1717 г. в селе Алексеевском были две церкви каменные: во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской и во имя Алексея человека Божия.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.



Храм находился на древней Троицкой дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру — к мощам глубоко почитаемого русским народом преподобного Сергия Радонежского. Как правило, совершали это паломничество пешком. Даже цари отказывались от удобств путешествия в карете. Дорога занимала обычно 3-4 дня. За это время можно было поговеть, подумать над своей жизнью, приготовиться к таинствам исповеди и причастия. Первая остановка по выходе из Москвы как раз и находилась на месте, где ныне расположен храм. Ранее оно называлось село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы.

Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского — и Москва была освобождена от поляков. До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях.

Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых — в те времена здесь шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645—1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам. А в 1646—1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, — небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским.

После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя. После посещения святынь Троице-Cергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву — она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами. К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым.

В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось — работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.

Тихвинский храм строился с 1673 года. 31 октября 1680 года года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню — чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.

Не один раз судьбы царствующей династии пересекались с судьбой храма. Так, во время Стрелецкого бунта Петр I по дороге из Троице-Сергиевой Лавры в Москву остановился в храме Тихвинской Божией Матери. Узнав об этом, на церковный двор явился большой отряд стрельцов. Петр вышел к ним и спросил, что они хотят. Стрельцы поставили перед собой плахи с топорами, встали перед царем на колени, склонили головы в знак раскаяния и прося милости. Петр простил всех, кто пришел в этот день на церковный двор.Участь остальных стрельцов была незавидна. Зачинщиков бунта и многих рядовых стрельцов казнили.

Основные вехи

К началу XIX века храм был уже не так красив, как раньше. Осенью 1812 года в Москве расположилась наполеоновская армия. В числе прочих святынь французы осквернили и Тихвинскую церковь, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную — в конюшню. В 1824 году, по распоряжению императора Александра I, на восстановление церкви казна отпустила 18 тысяч рублей. Лишь в 1836 году стены храма были впервые покрыты росписью — по мнению современных реставраторов, их автором был Д. Скотти.

В 1824 году разобрали Алексеевскую церковь, а ее кирпичи ушли на постройку колокольни перед храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.

В конце 40-х годов XIX века было решено разобрать потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры.

В трапезной на средства купца Константинова в углах под хорами поставлены были придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Автором алтарей был известный русский архитектор М. Д. Быковский, освящение их состоялось 23 мая 1848 года.

В ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом хор создан придел мученика Трифона.

А в 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего, иконостас которой взят из одной домовой церкви, а название выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI-XVIII веках. В середине XIX-начале ХХ века возведены были также дом причта и церковная ограда.

Несмотря на господствующее в стране безбожие и творящиеся репрессии, в советское время храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался. Хотя 23 апреля 1922 года у храма изъяли 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра (114 кг.) и 58 бриллиантов. Отобрали у него и нижний храм, где устроили овощную базу (позже, до 1998 года там находились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», а ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне сохранялись, однако долгое время не звонили. Разросшиеся вокруг деревья почти скрыли церковь от обозрения. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности — а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов.

По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры. Так, еще раз Тихвинский храм связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.

В 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове был предпринят внутренний ремонт храма. С 1953 по 1984 годы настоятелем был известный протоиерей Александр Васильевич Солертовский. Когда осуществлялась реставрация храма, проходившая в конце 1970-х — начале 1980-х годов, под многочисленными слоями записей были открыты прекрасные настенные росписи. По мнению реставраторов, их автором мог быть известный живописец Д. Скотти.

С 1982 года настоятелем храма являлся протоиерей Аркадий Тыщук. Храм имел замечательную традицию. Начиная с 1962 года 30 марта, если на этот день не выпадал каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служил в храме литургию в память своего небесного покровителя, в честь которого получил имя при крещении — Алексия, Человека Божия. Для всего прихода и служителей храма это большая честь: прихожане и причт заранее готовились к такому радостному и торжественному событию. Часто святейший Патриарх служил в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля.

Убранство храма

Храм производит сильное впечатление своими размерами, прочностью кладки, выдержанностью стиля. Одна длина его (от притвора до стены горнего места) составляет почти 37 метров. Два яруса окон византийского стиля прорезают стены храма почти до свода. Алтарь главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери необычайно высок и вместителен. Его восточную сторону образуют три глубоких ниши, через окна которых свет падает тремя параллельными потоками.

Поскольку со времен Алексея Михайловича в храме непременно останавливались государи на пути в Троице-Сергиеву обитель, в юго-западной и северо-восточной частях храма были устроены небольшие помещения, которые являлись молельнями царя (направо) и царицы (налево). Все эти постройки сохранились доныне. Помещения имели самостоятельный вход с «гульбища» и окна, обращенные внутрь храма.

Часть царской молельни занимала круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Печь прекрасно сохранилась и до сих пор вызывает восхищение знатоков своими причудливыми узорами. К тому же она представляет собою прототип современного «аносовского» духового отопления. Котельная находилась в подвальном помещении, и печь со своим множеством внутренних ходов, по которым циркулировал горячий воздух, щедро давала тепло. Сохранились до нашего времени и дивной красоты деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.

Представьте себе небольшую комнату, с прекрасными иконами древнего письма, слабо освещенную разноцветными огоньками лампад и язычками немногих свечей. Перед аналоем с раскрытым молитвословом — коленопреклоненная фигура 18-летнего юноши царя Феодора. На террасе, у входной двери застыли, опершись на алебарды, царские телохранители.

Темная окраска стен и сводов в сочетании с высотой и объемом придает храму строгость и глубину. Главный иконостас относится к середине XVIII в., стенопись — к середине XIX века. Старые иконы в иконостасе записаны новыми образами.

Колокольня 1824 года имеет внутреннее убранство середины XIX века. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами — изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшают картинами из Ветхого и Нового завета, житий прп. Сергия и свт. Николая. На одной картине великому молитвеннику земли Русской является Божия Матерь, на другой подвижник валит кряжистые деревья, окружавшие обитель.

Из старинных икон примечателен образ прп. Алексия, Человека Божия: в рубище и с босыми ногами он воздел молитвенно руки и сподобился увидеть в небесах самого Господа. По версии некоторых ученых, икона была перенесена из древней церкви 1646 года.

http://tihvinskiy.ru/o-hrame/ubranstvo-hrama/

Великий русский царь Алексей Михайлович, который прославился добротою, сильным характером, дипломатичностью, отличался большой живостью ума и яркой харизмой, как бы сейчас сказали, очень любил во времена походов в Троицкой Лавре останавливаться в своем любимом селе Алексеевское. Человеком он был очень набожным, поэтому в его гостевом дворце была церковь. Вопреки расхожим мнениям, село Алексеево получило свое название не от имени владельца Алексея Михайловича. Имя пошло от самой первой церкви, которая была освящена по именинам царя в честь св. Алексия Человека Божия.

Как гласит история, Великий царь Алексей очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, как говорит легенда, однажды он решил остановиться на отдых в Копытове. Даже в те далекие времена здесь был огромный и очень дремучий лес. Царь Алексей искренне влюбился в эти места. Настолько он был поражен красотой и очарованием природы, что, не раздумывая, захотел в этих местах путевой дворец для себя.
Село это было у разных знатных владельцев, но в начале 17 века принадлежало князьям Трубецким. И вскоре вдова князя Трубецкого, которая на тот момент являлась последней владелицей села, построила здесь Алексеевскую церковь (1646 - 1648 гг.) в честь имени своего самого величайшего гостя. Уже с 1647 года все село называлось Алексеевским.

Чуть позже, в 1673 году, Великий царь Алексей Михайлович издал указ о построении новой церкви в селе. Повелевал он построить ее во имя чтимой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери.
Из Кремля в 1680 году шел крестный ход с Патриархом и царем всея Руси Феодором Алексеевичем. И новая церковь была празднично освящена, и в честь такого великого события царь презентовал церкви святыню - чудотворную Тихвинскую икону . Своими безмерными чудесами и помощью людям эта икона уже была прославлена на весь мир. По истории, она был написана в начале веков христианской религии, самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию. Ее назвали Тихвинской – по местности, в которой она появилась.

Но это не единственная достопримечательность этого храма. В нем есть еще одна, но также не маловажная святыня - икона пресвятой Богородицы "Прибавление ума" (так называется эта икона). Уже много веков со всего мира к ней идут за помощью люди. В 19 веке храм был запущен, наполеоновские войска использовали храм в качестве конюшни и складов.
Александр I выделил много средств на ремонт и возобновление храма, на украшение и роспись стен (1836 г.). Так храм начал воскресать. Настолько чудесное место, даже в советские годы (а все помнят политику коммунизма) не прекращал работать и принимал людей. Даже были сохранены купола и колокола, хотя многие годы никто не слышал их величественный звон.

Святейший Патриарх Алексий II уже в нашем веке, в 2001 году, торжественно освятил новую часовню в честь Василия Великого. Эта небольшая часовня была прикреплена к Тихвинскому храму. Еще на территории Тихвинского храма есть Алексеевское кладбище, на котором упокоено много святых и праведных людей.

Все прихожане Тихвинского храма знают о традиции, которая появилась относительно недавно, в 1962 году. Каждый год, 30 апреля, в день Ангела, в честь и память своего небесного покровителя Алексея, Человека Божия, здесь служит литургию сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Очень много людей получили помощь, благословение и поддержку здесь, в этом святом месте. Храм одновременно не большой – но при этом величественный.


В древности село называлось Копытово и принадлежало князьям Трубецким, пока в 1680 году не перешло в состав личных владений царя Алексея Михайловича. Но уже с 1667 года здесь строится Государев Конюшенный двор, а в 1673-1674 годах царский Путевой дворец у дороги в Троице-Сергиеву лавру, соседствовавший с боярским двором Алексея Никитича Трубецкого. После смерти Трубецкого в 1680 году Алексеевское переходит «в состав владений царя» Федора Алексеевича.

В 1673 – 1680 годах были построены церкви во имя Алексия Человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, и рядом с нею вторая церковь во имя почитаемой Тихвинской иконы Божией Матери. Оба храма были созданы крупными и высокими, на едином подклетном этаже с общим гульбищем. Есть предположение, что Тихвинская церковь соединялась переходом непосредственно с царским дворцом – сохранившийся портал в северной стене трапезной был входом на хоры по наружной лестнице с гульбища, либо по переходу из второй церкви. Высокий статус Тихвинской церкви повлиял и на внутреннее устройство: в юго-восточном углу трапезной была устроена молельня для царя, а в юго-западной части – для царицы, причём оба помещения имели особые входы с гульбища, а с храмом соединялись лишь при помощи небольших окон. Все они сохранились до наших дней; кроме того, в царской молельне находится уникальная круглая печь XVII века, украшенная цветными поливными изразцами.

Не использовавшийся в XVIII веке, Алексеевский дворец ветшал и разрушался: в 1803 году историк Н.М. Карамзин отмечал дряхлость здания и предостерегал от входа внутрь, так как оно могло рухнуть. Часть дворца вскоре разобрали. Предположительно он исчез во время Отечественной войны 1812 года, когда в Алексеевское вошли французы, в частности – корпус маршала . Сохранявшиеся остатки деревянного царского дворца были уничтожены, Тихвинскую церковь разграбили, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную – в конюшню. Тем не менее, многие из старинных икон и иконостас середины XVIII века остались в храме.

В 1824 году Алексеевская церковь была разобрана, а её материал использован на вычинку Тихвинской церкви. Император Александр I выделил 18000 рублей на восстановление этой церкви. В 1836 году храм был расписан изнутри, чуть позже был разобран потолок трапезной, в результате чего она стала одноярусной. Однако от верхнего этажа сохранились хоры вдоль южной, западной и северной стен.

В ХХ веке храм не был закрыт, продолжал действовать и сохранил практически в неизменном виде своё внутреннее убранство. Даже колокола уцелели, хотя многие годы в них не звонили. Согласно легенде, именно отсюда зимой 1941 г. по приказу Сталина была взята храмовая Тихвинская икона Божией Матери, самолёт с которой облетел вокруг Москвы – вскоре после этого произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием Тихвина. Сохранилось при церкви и небольшое кладбище.


Close