1) Кто (повествователь или рассказчик) появляется в начале рассказа?

2) Что конкретно нам известно о повествователе? При каких обстоятельствах происходит его встреча с рассказчиком?

3) Какова роль повествователя в композиции рассказа (вступление; концовка, завершение; его речь «обрамляет» рассказ)?

4) От кого сначала мы узнаем о рассказчике (об уездном лекаре)? Каким человеком предстает рассказчик в описании повествователя (цитаты из текста)? Как повествователь относится к нему (с добродушной иронией)?

5) Как повествователь характеризует речевую манеру рассказчика (привести примеры: «Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно»; «начал он расслабленным и дрожащим голосом»). Выделите все «задержки», отмечаемые повествователем: «Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел» (о чем он говорит перед этим?); «Лекарь помолчал»; «Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю»; «Лекарь потупился и покраснел»; «лекарь с улыбкой взглянул на себя»; «прибавил лекарь скороговоркой и со вздохом».

Вывод: функция повествователя- следить за изменением эмоционального состояния, настроения рассказчика.

6) Почему наиболее драматичные события (признание в бреду и смерть героини) обходятся без таких комментирующих помет повествователя?

7) Какова речь лекаря в действительности и как она его характеризует?

Проследите то, как тон рассказчика меняется в зависимости от того, что он говорит. Когда его речь становится особенно эмоциональной? Почему так происходит?

8) Обратите внимание на особенности речи:

Обилие повторов, многоточия, восклицательные знаки, междометия (указывают на эмоциональность, экспрессивность; история для него волнительна). Когда текст особенно насыщен этими особенностями?

Вежливые обороты («вы не изволите знать», «изволите видеть», «смею сказать»): он скромен, не выпячивает свои достоинства; скорее даже склонен к самоуничижению. Обращение «милостивый государь»; выражения типа «Но вот-с... тут-с... как бы вам изложить-с...».

Установка на доверительность к собеседнику: «вы понимаете», «вы изволите смеяться», «Поверите ли», «Скажу вам без обиняков», «откровенно признаться», «знаете ли».

Много предложений неинформативных, выдающих волнение: «как бы вам сказать - не солгать», «а, впрочем... право, как это, того-с...».

Близость разговорному языку (который не любит долгих отступлений и описаний, в основном регистрирует события) проявляется в использовании односоставных и неполных предложений: «Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник»; «Так и есть: от больного...»; «Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало - беда!»; «Навстречу мне старушка, почтенная такая, в чепце». Часто повторяющиеся «вдруг» (что отмечает и повествователь): «мой лекарь часто употреблял слово: вдруг»; слово «однако» (почему?). Просторечные частицы «да», «ну» в начале фразы; просторечные слова «дескать», «мол» «беднеющая», «сумнительно», «тележчонка», «ей-богу», «неглижировать», «кое-что тоже смекаю», «дурак», «наш брат».

Экспрессивные междометия: «дороги такие, что фа!», «Эх!».

Устойчивые выражения: не на золоте едят, сидит князем, смело бей на две депозитки, с ума нейдет, душа в пятки уходит, как говорится.

9) Что нового о личности рассказчика нам дает история, которую он рассказывает, его действия, поступки (реакция не бедность кучера; сочувствие к девушке: важно, как меняется отношение к ней; высказывания о смерти человека; никогда не забывает о своем интересе; женитьба на Акулине)? Выделите его положительные и отрицательные качества. Почему лекаря можно соотнести с широко распространенным типом «маленького человека»?

10) При каких обстоятельствах нам становится известно имя рассказчика; как соотносится имя с образом рассказчика (это важно)?

11) Какие чувства этот случай из жизни постороннего человека вызвал у повествователя? Что об этом свидетельствует (в конце рассказа)?

Она – молодая красивая и скромная девушка по имени Александра, дочь небогатого писателя. Получила хорошее воспитание и образование, но живет в глуши с матерью и двумя сестрами. Все достояние – маленький домик, книги, да несколько крестьянских семей. С соседями не общаются «оттого, что «мелкие им не под стать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться». Рассказ входит в цикл «Записки охотника». Здесь, рассказывая сложные истории человеческих отношений, автор поднимает темы уважения к себе и людям, доверия и ненависти, любви и смерти…И многие другие. В рассказе «Уездный лекарь» рассмотрены темы самооценки, взаимоотношений мужчины и женщины и….

Итак, встретились двое. Он – молодой врач. Небольшого роста, неприметной внешности, застенчивый и не уверенный в себе. Да имя крестьянское – Трифон Иванович, гордости не добавляет. Учился, видимо, не очень старательно – латынь скоро была почти забыта, интерес к работе пропал и начались обычные серые будни. Беготня по вызовам, невеликая практика, небольшие заработки…По вечерам рутина скрашивалась игрой в карты с соседями. А тут вдруг – вызов к пациенту. Вроде и ехать не хочется, распутица и время вечернее. Но долг врача не забыт и заставляет ехать. Добирались долго, по плохой дороге, устали. Но тут он увидел пациентку, и усталость была забыта.

Основным занятием были прогулки, рукоделие, да чтение романов. Восторженное и чувствительное существо в глуши и уединении – лучший объект для мечтаний и грез. И вдруг – болезнь.

И вот они встретились. Казалось бы, самая банальная ситуация – встреча пациентки с врачом. Красота девушки, ее страстная мольба о спасении тронули врача, и он решил остаться на несколько дней. Он менял лекарства, развлекал пациентку, ухаживал за ней. Но болезнь не уступала. Александре становилось хуже. Самооценка врача, и так низкая, падала все больше, растерянность и невозможность у кого-то спросить совета привели к тому, что из памяти пропали и последние знания. «Так тебе и кажется, что позабыл ты все, что знал…Право слово, иногда рецептурную книгу наобум раскроешь: авось, думаешь, судьба… А человек меж тем умирает.» И постепенно Трифон превращался из врача – специалиста в лекаря, надеющегося только на чудо. И вот однажды Александра спросила о вероятности смерти, а ответить он не сумел. Мялся, бормотал что-то о божьей милости. А она призналась в любви – «если я умру, то уже не стыдно и не страшно». Трифон, конечно, понимал, что это не любовь, а отчаяние. «Жутко умирать в двадцать пять лет никого не любивши, вот она за меня и ухватилась». Но мужества, уверенности в себе у него не хватило даже для ого, чтобы успокоить больную. Услышав признание в любви лекарь малодушно сбежал. На другой день девушка скончалась.

В жизни Трифона почти ничего не изменилось. Не стал он усиленно изучать медицину, чтобы стать хорошим врачом и опускался в болото монотонной провинциальной жизни все глубже. В итоге нудные обязанности, злая жена да орущие ребятишки. А радостей немного – двухрублевый выигрыш у соседа в карты, да возможность пожаловаться случайному пациенту на жизненные неприятности. А мог бы стать врачом…

Несколько интересных сочинений

  • Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин
  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева "Уездный лекарь" - это история о возвращении осенней порой с полей рассказчика, который вынужден был разместиться в гостинице одного из уездных городов. Причиной этому стала сильная лихорадка. Получив рекомендации от местного лекаря, он принялся их выполнять. Рассказчик был рад интересному собеседнику, оставшемуся на ночь, который передал случай, произошедший во время Великого поста ранней весенней порой.

Однажды за помощью к лекарю через записку обратилась пожилая вдова, дочь которой была тяжело больна. Чувство долго не позволило ему отказаться ехать даже по размытой дороге. Опасным путем он доехал до скромного жилища, покрытого соломой, находящегося в двадцати километрах от города.

Больной оказалась молодая красивая девушка двадцати пяти лет по имени Александра Алексеевна, которая сразу привлекла внимание доктора томным взглядом.

Благодаря лекарствам, через некоторое время девушка пошла на поправку. Беспокойный доктор продолжал ухаживать за больной. Растаявший на дорогах снег затруднял движение лошадей, поэтому лекарства из города доставлялись не в срок. Однажды, когда все легли спать, он решил узнать о состоянии девушки. Застав Александру в бреду, Трифон понял, что болезнь не проходит. Приезжему было уютно в небогатой, но гостеприимной семье, которая, получив в наследство от отца книги, была образованной и порядочной. Проводя немало времени с дочкой помещицы, лекарь начал осознавать, что незаметно жалость к девушке переросла в любовь. Теперь почти все время мужчина проводил в горнице рядом с Александрой, развлекая ее интересными историями. Но с каждым днем его не покидало неприятное чувство, что девушка может умереть. Ее состояние ухудшалось, поэтому доктор распорядился подготовить священника.

В одну из ночей Александра признается лекарю в любви. Ощущая себя самым счастливым человеком, он отвечает ей взаимностью. Но неизвестность и болезнь не дают ему покоя. Он прикладывает все силы, чтобы излечить горячку. Но девушка умирает. Далее Трифон рассказывает о дальнейшей своей судьбе. Он женится на богатой дворянке, но этот брак оказывается не по любви.

Рассказ И. С. Тургенева "Уездный лекарь" учит не упускать свое счастье, вовремя исправлять ошибки, чтобы не сожалеть об этом в будущем. Ведь ничто не сможет заменить семейное счастье, построенное на взаимных чувствах.

Картинка или рисунок Уездный лекарь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Похвала глупости Эразм Роттердамский

    Сатирическое произведение философа Эразма Роттердамского написано в сатирическом ключе и представляет собой монолог Глупости, которая похваляется своими славными делами и талантами.

«Смерть» был опубликован в «Современнике № 2 за 1848 г. Рассказ вошёл в цикл «Записок охотника» и отразил истории, случившиеся с Тургеневым во время охотничьих странствий, семейные предания Тургеневых. Например, речка Зуша, упоминаемая вначале, протекает недалеко от Спасского-Лутовинова. У барыни, собиравшейся заплатить священнику за отходную молитву, есть прототип. Это бабушка Тургенева Катерина Ивановна Сомова.

Литературное направление и жанр

Тургенев как реалист исследует особенности русского характера, выделяя простое и холодное отношение к смерти как национальную черту. Психологический рассказ имеет признаки философского эссе, это своеобразная ода смерти и тем, кто достойно её принимает.

Проблематика

Рассказ посвящён одной черте русского народа – отношению к смерти как к чему-то обыденному и привычному. Тургенев анализирует разнообразные случаи и приходит к обобщению: необычное отношение к смерти – особенность русского менталитета. «Удивительно умирает русский мужик... Удивительно умирают русские люди». Внимательный читатель увидит за описаниями разных смертей социальные причины такого отношения, но рецензенты-современники их не увидели.

Сюжет и композиция

Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.

Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью... безжизненные, обломанные ветви... мёртвые сучья... повалились и гнили, словно трупы, на земле».

Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.

Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.

Герои рассказа

Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.

Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье. Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.

Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.

Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!

Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.

Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.

Стилистические особенности

Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.

Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.

Слайд 1

Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»- «Уездный лекарь».
Выполнила ученица 10 «А» класса Зуева Ксения. Учитель Плохотнюк И.В
2010 год

Слайд 2

Тезаурус
Литерату́рный цикл - ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования. Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Слайд 3

Вступление
Время создания рассказа приходится на апрель 1847 года, первоначальное название которого было « Бедное семейство». Главной идей, вдохновившей И.С.Тургенева на написание рассказа «Уездный лекарь», явились воспоминания Белинского о Любови Александровны Бакуниной, которая полюбила перед смертью доктора П.П. Клюшникова. Но писатель, если данное предположение справедливо, далеко отошел от прототипов. Его уездный лекарь как тип ничем не напоминает П. П. Клюшникова, умного и талантливого врача, близкого к кружку Бакунина.

Слайд 4

Оценка рассказа «Уездный лекарь» В.Г. Белинским
«В „Уездном лекаре“, - писал он Анненкову 15 февраля 1848 г., - я не понял ни единого слова, а потому ничего не скажу о нем; а вот моя жена так в восторге от него - бабье дело...»

Слайд 5

Краткое содержание
Врач поведал историю, которая произошла с ним самим несколько лет назад: он сильно привязался к своей пациентке, тяжелобольной девушке, влюбился в нее. Чувства его оказались взаимными. Но отчаяние его было беспредельным – с каждым днем девушка чувствовала себя все хуже и хуже, а он ничем не мог помочь ей. Эти чувства оказались самыми сильными в его жизни – он помнит эту девушку, несмотря на прошедшие годы и последующую женитьбу.

Слайд 6

Формулировка проблемы в рассказе
Проблема рассказа заключается в противоречии между врачебным долгом и социальными предрассудками.

Слайд 7

Связан ли данный текст с историей государства?
На мой взгляд, сама система врачевания, особенно в отдаленных местах российской глубинки, оставалась на столь низком уровне, что элементарная помощь и обеспечение лекарствами, особенно для не богатых людей, было очень затруднено. Поэтому примитивные уездные лекари, такие как Трифон Иванович, принимали свои решения в одиночку, зачастую ошибочные, приносящие неисправимые ошибки для пациентов.


Close