Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в подводный мир».

Городнова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ № 23 «Березка»

Цель: Обогатить знания детей о подводном мире.

1. Познакомить детей с внешним видом и функционированием батискафа.

2. Уточнить знание детей о подводных жителях.

3. Упражнять детей в использовании условных мерок.

4. Предложить детям продолжить изучение обитателей подводного мира в совместной деятельности со взрослыми.

Оборудование: изображение батискафа, таз с водой, стакан, интерактивная коллекция «Подводный мир», картинки ф А4 скат и медуза, мелкие предметные картинки морских обитателей, глобус.

В-ль:Ребята, посмотрите что у меня в руках.(показывает глобус)Что означают голубой и коричневый цвет на глобусе?

Д.- Суша и вода.

В.- А вы любите путешествовать? А на чём можно путешествовать по суше? А по воде? А под водой?

Д.- акваланг, ласты и маска, подводная лодка.

В-ль: Давайте опуститмся на дно с помощью батискафа. Проговорите вместе со мной батискаф. А кто-нибудь из вас знает, что такое батискаф? (ответы детей) (воспитателем показывается картинка с изображением батискафа).

В-ль: Посмотрите ребята это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри него много разных приборов, чтобы наблюдать за подводным миром. А раньше люди тоже опускались под воду, у них не было специальной техники и тогда люди изобрели батискаф, но он был сделан из половины бочки, к верху крепился крючок, а крючку - веревка, которая была прикреплена к лодке. Но как же они могли дышать? (проводится опыт со стаканом тазик с водой) В-ль опускает стакан в воду и дети видят, что часть стакана не наполнилась водой.

В-ль: Ребята, что вы видите? (Ответы детей стакан не полностью заполнился водой). Подведем итог…..таким образом люди могли не выплывая на поверхность собирать жемчуг, ракушки.

В-ль: Теперь и нам надо отправляться в путь. (дети садятся на стульчики стаявшие кругом из обруча вход). Включается музыкальное сопровождение.

В-ль: (на доске появляются изображения морских животных.) Ребята, посмотрите какой вид открывается перед нами, а вот и подводные жители (осьминог, морская звезда, морской ёж, конёк, скат, медуза, акула). (дети называют). Ребята, я загадаю вам загадку о подводном жителе, а вы должны отгадать.

Известен он во многих странах:

Живёт в морях и океанах,

Ему не нужен тесный пруд,

Его второе имя - Спрут.

Он может камня вид принять –

Умеет быстро цвет менять.

У него есть восемь ног…

Головоногий …

(осьминог).

А как вы догадались, что это осьминог? (дети называют) .

Физминутка «Морская фигура»

В-ль: Ребята, теперь вы должны разделиться на команды и каждой из команд я дам картинку с морским обитателем, вы должны посовещаться в своей команде и описать морского обитателя другой команде не называя его, а они должны угадать. (медуза, скат).

В-ль: Ребята, посмотрите на рыбок и попробуйте найти 2 одинаковые рыбки. Чем они похожи.

В-ль: Ой, кто же это к нам подплыл?! Это мурена. Я хочу рассказать вам об этом морском обитатели. (Рассказ воспитателя).

В-ль: Давайте измерим ее длину. А чем можно измерить? (Ответы детей).

В-ль: Ребята, наше путешествие закончилось, нам пора отправляться назад. Ребята, вам понравилось путешествие в подводный мир, а давайте с вами создадим свой подводный мир. (Детям предлагаются тонированный в голубой цвет лист ватмана и мелкие картинки морских обитателей для создания модели «Подводный мир»)

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №1 «Сказка»

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР

Подготовила: Арнаутова

Ольга Александровна.

2015

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;

- Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстомдвигательных упражнений, выполнять движения легко и свободно;

- Закреплять и расширять знания детей о морских обитателей и их особенностях;

- Сформировать представление о солёной морской воде;

- Закрепить знания о свойствах предметов, погружённых в воду: тонет-не тонет;

Развивающие:

- Развивать умение выполнять упражнения с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа;

- Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы;

- Воспитывать чувство прекрасного.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр мультфильма « Немо», игра - лото «Подводный мир».

Создание предметно - пространственной среды:

Одежда для почтальона Печкина, конверт, диск с морскими звуками, проектор, 4 ёмкости с разной по вкусу водой, картинки с морскими обитателями, таз с водой, предметы для экспериментирования: пробка, палочка, камушек, гвоздь, бусинки, монетки, посылка, ракушки, мешочек с песком, пластилин, клей, водоросли из бархатной бумаги.

Ход НОД:

Вы задания выполнять.

Дружно в круг скорей вставайте

И за мной всё повторяйте.

Слышишь, музыка играет -

На зарядку приглашает.

Игра - массаж

Дети выполняют за взрослым движения в соответствии с текстом.

Ребята встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть - чуть побьём.

Хлоп - хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Ребята дружно скажут «Да»,

Прыгать весело, друзья!

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Печкин: Это группа «Медвежонок»?

Печкин: Вам письмо, возьмите, пожалуйста. До свидания.

Дети: Спасибо. До свидания.

Воспитатель: Нам письмо, интересно, от кого оно. Ребята будем открывать?

Дети открывают конверт. Взрослый читает:

«Здравствуйте, ребята. Я морской царь Нептун. Хочу пригласить вас в путешествие на морское дно, но для начала вам нужно отгадать загадку».

Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в гости к Нептуну в морское царство?

Дети: Да. Очень хотим.

Воспитатель: Хорошо тогда слушайте загадку.

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода.

Дети: Это Море.

Воспитатель: Какие молодцы, отгадали. Но для того чтобы попасть на дно морское, необходимо подготовиться. Скажите ребята, а как и на чём можно погружаться но дно моря?

Дети: На подводной лодке или в костюме водолаза.

Воспитатель: Хорошо молодцы. А я вам, предлагаю с помощью волшебства. Но для начала так как мы будем погружаться глубоко, нам надо уметь правильно дышать.

Дыхательная гимнастика (с платочками)

Дети по показу воспитателя выполняют дыхательные упражнения под спокойную музыку.

  1. «Подуй» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, платочки в руках, руки опущены. Поднять правую руку с платочком перед грудью, подуть на него. То же самое с левой рукой. (4 раза)
  2. «Помаши» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках платочки. Руки поднять вверх - вдохнуть и помахать платочками. Опустить - выдох. (4 раза)
  3. «Шумит море» - и. п. сидя на платочке, одно рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух, опуская грудь выпячивая живот при выдохе произносим звук «ш - ш - ш». (4 раза)

Воспитатель: Ребята, если вы готовы, то можно отправляться.

Дети: Да. Готовы.

Воспитатель: Тогда поплыли.

Рече - двигательное упражнение

Я плыву, плыву, плыву (имитация движений плавания)

В гости в царство к Нептуну. (руки над головой в форме крыши)

Многое хочу познать, (круговые движения двумя руками)

Мир подводный изучать. (шаги на месте)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю сесть на ковёр, закрыть глаза и произнести слова.

Чудо чудное, явись,

Нашим детям покажись,

Дверь волшебную открой.

Подводный мир зовёт с собой!

На экране появляются картинки морского царства, слышны звуки моря.

Воспитатель: Кто из вас ездил на море и знает, какая на вкус в нём вода?

Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.

Воспитатель: Правильно, солёная. Ребята, подойдите к столу и давайте определим, в каком из этих стаканчиков морская вода?

Игра - экспериментирование

«Солёная вода»

Перед детьми стоят несколько стаканчиков с водой под номерами 1,2,3,4,и.т. д. - с солёной, сладкой, кислой, с простой водой. Дети на вкус определяют, какая вода морская, и объясняют почему.

Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?

Дети: Морская вода под номером 1.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: Вода в стаканчике №1на вкус солёная, в море вода тоже солёная.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Осьминог, разные рыбы, морские звёзды и коньки, дельфины, крабы, медузы.

Воспитатель: Хорошо много назвали обитателей. А царь Нептун оставил для вас видеоальбом с морскими жителями. Давайте посмотрим.

На экране проектора появляется слайд - шоу с изображением морских жителей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. « Море волнуется раз». Под музыку вы перемещаетесь по залу, выполняя движения, представляя себя какими - то морскими обитателями. Когда я произношу слова « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» вы «замираете». А я подхожу к одному из вас и дотрагиваюсь рукой. После этого тот до кого я, дотронулась начинает двигаться, представляя морского жителя. Я должна угадать, если угадаю, тот ребёнок становится ведущим.

Воспитатель: Ну, а теперь предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Нептуна есть свой музей? Хотите его посетить?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Проходите и посмотрите. Что вы видите?

Дети: Камушки, ложка, пробка, гвоздь, ракушки.

Воспитатель: Ребята, все эти предметы разные, но есть то, что их объединяет. Хотите узнать.

Дети: Очень хотим.

Воспитатель: Подойдите к столу, я предлагаю по экспериментировать.

Игра - экспериментирование

« Тонет - не тонет»

На столе стоит таз с водой.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю по очереди опускать эти предметы в таз с водой и наблюдать, что с ними происходит. Давайте опустим гвоздь и пробку что произошло? Сделаем вывод.

Дети: Гвоздь утонул, а пробка осталась на поверхности воды.

Вывод: Есть предметы которые тяжелей воды - они тонут. Но есть и другие предметы, которые легче воды и не тонут.

Воспитатель: Ребята, очень интересно изучать морское дно и его обитателей, но нам пора возвращаться в детский сад.

Дети закрывают глаза и под звуки моря оказываются в детском саду.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие? Что больше всего?

Дети: Да, понравилось. Играть, смотреть видео, делать эксперименты.

Вдруг раздаётся стук в дверь входит почтальон Печкин.

Печкин: Добрый день, мои путешественники! Вам письмо и посылка.

Дети: Спасибо Печкин.

Воспитатель: «Дорогие ребята, это царь Нептун. Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях, но я не успел подарить вам подарки, поэтому отправляю эту посылку и жду вас в гости снова». Давайте откроем и посмотрим что в посылке. В посылке (ракушки, камушки, веточки, песок, пластилин, картинки морских жителей) Ребята, я предлагаю выполнить коллективную работу о нашем путешествии и назвать её « Морской мир».

На готовом ватмане дети располагают морских жителей, ракушки, веточки.

Татьяна Образцова
Конспект НОД в старшей группе «Подводный мир моря»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир моря »

Цель : дать первоначальное представление о подводном мире .

Задачи :

Формировать представление детей о морском дне, морских обитателях;

Закрепить вычислительные навыки счёта до 10;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы.

Оборудование : презентация «Морские обитатели» , стаканы с водой,

трубочки, аквариум с морскими камешками и ракушками.

Ход НОД

Дети становятся в круг.

Воспитатель :

Ребята встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть – чуть побьём.

Хлоп – хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Ребята дружно скажут «Да» ,

Прыгать весело, друзья!

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Угадайте, что это?

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода. (море)

Что вы знаете о море? Какое оно по размеру? По цвету? Какая в нём вода?

Вы много знаете о море, а хотите узнать кто живёт на дне моря ?

Тогда отправляемся в путешествие. Путь до моря неблизкий .

Сначала идём по горячему песочку (Ходьба на носках, руки вверх)

Потом по каменистой дорожке (Ходьба на пятках, руки за спиной)

Впереди извилистая дорожка (Бег змейкой)

А вот высокая трава (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Теперь спускаемся с горки (Лёгкий бег)

И идём по ровной дорожке (ходьба)

Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря . (Звучит фонограмма «Море» .На экране берег моря Давайте подышим прохладным морским воздухом.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки

развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).

Как же нам погрузиться на морское дно?

Подводный мир . Он так прекрасен.

Веками под водою скрыт.

Лишь стайкам рыб глубины все известны,

И от того ещё сильней он нас манит.

Нас удивляет красота кораллов,

Разнообразие животных, думы бередит.

Дельфин веселый мимо проплывает,

Здесь краб морской на дне лежит.

Предлагаю вам погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе Это такой самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Хотите услышать какие звуки издаёт батискаф при погружении?

Опыт с водой : Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление)

Теперь занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики)

На экране морская вода.

Кто является основным обитателем моря ? (рыбы)

Посмотрите, появилась стайка маленьких рыбок. Давайте их сосчитаем(10) . Рыбки очень пугливые и несколько рыбок уплыло. Сколько рыбок осталось? (6) Сколько рыбок уплыло(4) .

Интересно, кто же спугнул наших рыбок?

Властелин семи морей, в океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба (кит)

На экране появляется кит и дельфин.

Кто рядом с китом?

Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха-мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты» . Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение : вдох носом, пауза (под счёт «раз» , «два» , «три» ) и выдох ртом.

На экране появляется акула.

А это что за рыба?

Акула известная морская хищница. У неё очень острые зубы и встреча с ней не обещает ни чего хорошего. Так давайте поскорее опустимся на морское дно.

На экране морское дно.

Какие растения растут на морском дне? (водоросли)

Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ не обходимых человеку.

на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).

На экране морской конёк.

Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.

На дне ещё много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком.

Ребята, давайте на память о нашем путешествии наберём ракушек и камешков.

Дети из аквариума на ощупь достают камешки и ракушки.

Нам пора возвращаться (на экране пузырьки)

Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Вы всё запомнили?

Сейчас мы проверим как вы запомнили как выглядит морское дно и кто живёт в море.

Дети составляют коллаж из камешков, ракушек, водоросли делают из бумаги, приклеивают готовые шаблоны рыб.

Молодцы, всё правильно запомнили, а этот коллаж будет нам напоминать о путешествии.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Морской подводный мир» для старшей группы Цель занятия: 1. Закрепить навыки энергично подпрыгивать на месте, прыгать вверх, доставая предмет, энергично отталкиваться двумя ногами.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в подводный мир» Тема: Путешествие в подводный мир. Цель: 1. Развитие лексического строя речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по теме «Морские.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

НОД Познание. Исследовательская деятельность.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»
(для детей подготовительной группы)
Автор: Жулина Любовь Васильевна, МБДОУ Детский сад № 35 г. Энгельса Саратовской области, воспитатель детского сада.


Цель:
1. Продолжать и расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении.
2. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки).
4. Работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
5. Активизировать умственные способности детей через головоломки, рассказывание по схеме.
6. Воспитывать потребность детей в общении с живой природой,повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения.

Словарная работа: актиния, Мировой океан, кристаллы, выпаривание.
Активизация словаря: морские обитатели, кораллы, морская соль.
Материалы и оборудование: глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), схемы опытов, держатель, спиртовка, черный экран, пипетка, стекла, куриные яйца, морская соль, аквариум, рыбка из пенопласта, нефть, стеклянные трубочки, тазик, сочки, осьминожки - сувениры.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты, оборудования для проведения опытов с морской водой; обитателей подводного мира на иллюстрациях; чтение произведений: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», Б.Заходер «Отшельник и Роза», «Кто в домике живет?». Проведение опытов экспериментов с водой. Наблюдение за рыбками (как они дышат, питаются, плавают).
Ход занятия:
Дети входят в зал (занавес закрыт).
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
Воспитатель: А что это? (показываю на глобус) (Глобус)
А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т.д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т.д.).
Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие).
Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами).
А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны и погружаемся на морское дно (звучит музыка, открывается занавес и детей встречает царь – Нептун с осьминожками).
Нептун: «Я пучины повелитель
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите
Только дальше извините
Вы и шагу не сделаете вперед».
Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями.
Нептун: А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают о 2-х рыбах: морском коньке и морском петухе; затем о водорослях, дельфине, а остальных обитателей просто называют: рыба-молот, рыба-пила, рыбы-прилипалы, скаты).
Нептун: А теперь разгадайте головоломку. Морской художник специально перепутал части тела у обитателей морского дна. (дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся: морской конек, акула, креветка, рыба-молот). Вы должны это исправить. (дети исправляют ошибку).
Нептун: Вы исправили ошибку моего художника. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. (Нептун по схеме рассказывает, что на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).
Нептун: А вот мое следующее задание. Расскажите о том, что изображено на этих иллюстрациях? (дети рассказывают о морской звезде, что она любительница устриц. Передвигается на своих лучах с присосками. У нее 5 лучей, рот может быть расположен в центре тела с нижней стороны).
Нептун: А что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная).
Я вам, ребята, предлагаю пополоскать рот морской водой (поласкают). Действительно, морская вода соленая на вкус. В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта).
Опыт: (проводит Нептун).
Разделение однородной смеси – соль + вода методом выпаривания.
Для эксперимента нам понадобится следующее оборудование: спиртовка, держатель, фарфоровая чашка для выпаривания, черный экран, лупа, стекла.
1 этап. – Выпаривание. Закрепляем держатель на чашке для выпаривания, наливаем немного морской воды, зажигаем спиртовку и начинаем нагревание. В процессе выпаривания, вода испаряется, а кристаллики соли остаются на дне чашки.

ВНИМАНИЕ! Чтобы погасить пламя горелки, ни в коем случае нельзя дуть на огонь.

Взяв специальный колпачок, накрываем пламя. Горение прекратилось.
Вывод: При выпаривании морской воды, вода испарилась, а осталась морская соль.
Нептун: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т.д.)
Имеют ли запах (нет).
2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.).
Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Эксперимент (по схеме).
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.
Нептун: какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Воспитатель: Морской царь, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Нептун: подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Опыт с нефтью.
Нептун: Это модель моря (показывает на аквариум с прозрачной водой, на дне рыбка из пенопласта, придавленная грузом). Представьте себе, что в море попала нефть (при помощи стеклянной трубочки Нептун набирает нефть и капает несколько капель на поверхность «моря»).
Нептун: Посмотрите, образовалась пленка, покрывая всю поверхность «моря». Кислород теперь не поступает вглубь «моря». Нашей рыбке стало тяжело дышать на глубине и она стала всплывать на поверхность (убирают груз и пенопластовая рыбка всплывает, погибает).
Нептун: что можно сделать, чтобы очистить воду от нефти? (дети предлагают способы: можно промокнуть многослойной салфеткой, собрать сачком с фильтром или же стеклянной трубочкой. Затем дети берут стеклянные трубочки и собирают нефть с поверхности воды).
Нептун: мы на этом маленьком опыте предотвратили экологическую катастрофу.
Воспитатель: Дети, а если бы вы были волшебниками, чтобы вы сделали, чтобы не загрязнялись водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная? (не бросать мусор, не мыть машины около водоемов и т.д.).
Воспитатель: воду надо беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Эти осьминожки вам, помните обо мне и моих обитателях (он дарит им «осьминожек» и макет морского дна с его обитателями). Дети благодарят Нептуна и отправляются в детский сад.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель подготовительной к школе группе

Муханова Лилия Викторовна

«Подводный мир»

непосредственно образовательная деятельность

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.

Учить делить слова на слоги и на звуки.

Побуждать детей, добывать информацию из любых доступных источников.

Развитие творческих способностей, внимания, моторики рук.

Учить детей работать в паре.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.

Кто скажет, как называется эта книга? (ответы детей)

Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужна эта книга? (ответы детей)

Конечно, ребята, в этой книге очень много полезной информации о животных, растениях, людях.

А где можно еще найти информацию? (ответы детей)

Да, ребята, можно найти и в журналах, книгах, газетах. А в библиотеке мы можем найти информацию?

Конечно, там много книг, самого разного содержания.

Родители ваши тоже знают немало информации.

Много информации и в сети Интернета.

А ваши братики и сестренки, которые учатся в школе, могут многое вам рассказать и многое прочитать.

В школе дают много разнообразных знаний, скоро вы тоже пойдете в школу, получать знания которые вам пригодятся на всю жизнь.

Ребята, я почитала в энциклопедии интересные факты из жизни одной маленькой рыбки, которая, вы представляете, умеет летать.(показ) Рыбка эта – долгопер. Спасаясь от хищников, она выскакивает на поверхность, расправляет свои огромные грудные плавники и летит над поверхностью воды, развивая при этом скорость сравнимую со скоростью автомобиля по городу. Вот какую удивительную историю я прочла в энциклопедии.

Ребята, а где живет, эта интересная рыбка? А вы хотите еще больше узнать об этом удивительном подводном мире?(ответы детей)

Давайте отправимся в путешествие?

А как мы можем это сделать?(ответы детей)

Значит, чтобы оправиться в подводный мир, нам надо превратиться в обитателей моря.

Давайте превратимся в подводных жителей (надеваем шапочки).

Живет подводная страна

Глубоко под водой.

Сейчас, морские чудеса

Увидим мы с тобой!

Ну а теперь, закроем глаза и скажем волшебные слова, посчитаем от 1 до 10 и обратно, и отправимся в наше путешествие.

(звучит шум моря)

(в это время воспитатель, надевает костюм осьминожки)

Здравствуйте, вы меня узнали? Я Осьминожка. А вы кто?

Рассказы детей о морских обитателях.

Ух- ты, посмотрите вокруг, как красиво на морском дне, сколько вокруг подводных жителей, кого вы видите?

Молодцы, много знаете морских обитателей.

Ну, друзья мои, а что вы еще знаете о морских жителях?

Я так люблю загадки!

Загадывание и отгадывание загадок

*По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива.(Медуза)

Ребята, найдите медузу на нашем морском дне.

*Словно под прессом, долго была

Плоская рыба, что звать …(Камбала)

А теперь, найдем камбалу.

*Это рыба – людоед,

Не просись к ней на обед! (Акула)

Где тут у нас акула?

*Подставляют людям спины,

В море нас спасут …(Дельфины)

Давайте найдем дельфина.

*Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Догадались …(Осьминог)

Ну и моего друга найдите, пожалуйста.

*В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет,

Много у неё иголок,

Как у ёжика и ёлок. Кто это?(Рыба-ёж)

Давайте еж – рыбу найдем.

*Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет…(Черепаха)

Где тут черепаха спряталась?

Молодцы, ребята, мне очень приятно, что вы так интересуетесь подводными обитателями.

Экспериментальная деятельность

А кто знает, какая в море вода? Как можно отличить морскую воду от питьевой?

Давайте убедимся: берем 2 стакана(в одном соленая вода, в другом пресная)

и 2 сырых яйца. Помогите мне, друзья.

Игра: «Назови какой»

У меня для вас, есть еще одна интересная игра. Поиграем? Игра, называется «Назови какой».

Для этой игры, нам необходимо разделиться на 2 команды и стать друг против друга. Первая команда называет морских обитателей по порядку, другая команда называет, какие бывают эти обитатели.

Называя, делайте 1 шаг навстречу друг другу.

Игра «Море волнуется»

Друзья, посмотрите, какое морское животное к нам плывет, давайте подплывем к нему поближе:

*Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Вес его до сотни тонн,

Крошка рядом с ним и слон!

Он плывет – вода «кипит»!

Угадай, кто это - … (Кит)

Друзья, а вы знаете что, синий кит – самое крупное млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30 слонов.

Посмотрите, на картине изображен кит. Давайте послушаем как звучит слово кит. Произнесем его.

А сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К , второй - И , третий - Т .Получилось слово – КИТ.

Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? Морская звезда, поставь первый звук.

Какой звук ты выложила? Краб, поставь второй звук. Какой звук ты поставил? Черепаха, поставь третий звук. Какой звук ты поставила?

А сколько частей в слове кит? Как узнать?

Друзья, давайте придумаем предложение со словом КИТ. Сначала пусть будет в предложении два слова, затем три слова.

Игра «Живое слово»

Друзья, а живые слова вы видели? А хотите ими стать? Тогда играем.(выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Кит плавает очень быстро». Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение.)

Задание «Реши пример»

Друзья, а вы примеры решать любите? А то у меня они есть, а решить у меня никак не получается.

А теперь, возьмите карандаши и решите свои примеры, ответы вы можете записать, как вам будет удобно или цифрой, или точками, или рисунками рыб.

У кого готов ответ, передайте свой пример другу, он его проверит, а вы проверите его пример.

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Друзья, вы пазлы складывать умеете? Это хорошо. Для этого нам надо разделиться на две команды.

Первой команде конверт с заданием и второй – конверт. Приступайте ребята.(работа детей)

Задание: «Собери пазлы»

Друзья, нам пора прощаться. На память о нашей встрече я хочу подарить вам сундучок. Но, откроете вы его в своем детском саду.

Ребята, вы не забыли волшебные слова, которые произносили, перед тем как попасть сюда? Нет?

Тогда закрываем глаза и считаем от 1 до 10 и обратно.

(воспитатель встречает, удивленно, детей)

Ребята, а где вы были? (ответы детей)

Как интересно! А кого вы там повстречали? С кем виделись? Что нового узнали?

А что это за сундучок у вас в руках?

Давайте его откроем?

Посмотрите, тут лежит письмо, давайте его прочитаем?

Может, кто из вас его прочтет?

«Дорогие ребята! Мы сегодня увидали, что вы про нас много знаете, умеете играть и дружить. Наша планета – такая маленькая, но на ней есть место и людям, и животным, и рыбам, и птицам. Так давайте - беречь свою планету. Она – наш ДОМ. Для этого всем людям нужно жить в мире с природой и друг с другом.

До свидания! До новых встреч!

ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА»

Ребята, вы согласны с обитателями подводного мира, что надо жить и дружить, беречь и защищать нашу Землю?

Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать о вашем путешествии родителям.

Материал к НОД : картинки морских животных (камбала, медуза, акула, дельфин, осьминог, рыба-еж, морская черепаха, рыба-лиса, касатка, морской окунь, кальмар, рыба-клоун, морская звезда, кит); энциклопедия; звуковая картинка «КИТ» (со звуками); шапочки морских обитателей по количеству детей; карточки с примерами по 1 на каждого ребенка; простые карандаши по количеству детей; 2 конверта с пазлами; сундучок; письмо; раскраски на каждого ребенка; 2 стакана с водой: в одном- соленая вода, в другом- пресная, 2 сырых яйца; запись – шум моря; костюм «Осьминожки».

Литература : В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» Мозаика-Синтез Москва, 2013

Детская энциклопедия «Животные» Москва «Махаон» 2012

Клинт Твист «Атлас морских хищников» Русич 2003

С.Ю.Афонькин «В морях и океанах» серия «Узнай мир» 2012

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Морские обитатели» Мозаика-Синтез Москва 2009

«Энциклопедия животных для малышей» Росмен 2008

Картинки и загадки в сети Интернет.


Close