• 2. Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)
  • 5. Характеристика сказуемого. Основания типологии сказуемого. Простое глагольное сказуемое
  • 6. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Вопрос о включении инфинитива в объем сказуемого.
  • 7. Сущность связи подлежащего и сказуемого. Способо оформления предикативной связи.
  • 8. Именные односоставные предложения. Конструкции, омонимичные номинативному предложению.
  • 9. Определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения. Вопрос о выделении обобщенно-личных предложений.
  • 10. Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений.
  • 11. Понятие приложения. Вопрос о типе связи приложения с определяемым словом. Разновидности приложений по значению.
  • 13. Понятие о детерминанте. Детерминантная связь. Разновидности детерминантов по значению.
  • 14.Понятие об эллипсисе. Эллиптические конструкции как самостоятельный тип предложений. Типология эллептических предложений.
  • 15.Структурно неполные предложения. Вопрос о структурно необходимых членах предложения. Неполнота предложения как проявление его контекстной зависимости.
  • 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.
  • Обособленные обстоятельства
  • 18 Выделение пояснительных членов как особого вида осложнения простого предложения. Средство выражения пояснительной связи. Функционально- семантические типы пояснительных конструкций.
  • 19. Функции компонентов, не являющихся членами простого предложения. Вводные компоненты их функции в предложении. Разряды вводных предложений по значению.
  • 20.Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 20. Обращения, присоединительные и парцеллированные члены предложения, вставные конструкции.
  • 22. Виды синтаксических отношений в словосочетании. Способы подчинительной связи в словосочетании. Вопрос об именном примыкании.
  • 24. Спп. Структурно-семантическая классификация спп. Понятие об спп нерасчлененной и расчлененной структуры.
  • 25. Ссп. Принципы классификации ссп. Синтаксические отношения между частями ссп.
  • 26. Бсп. Место бсп в классификации сложных предложений. Синонимия бсп и союзных предложений. Структурная и семантическая характеристика бсп.
  • 27. Сложные многочленные предложения. Виды подчинения.
  • 28. Понятие о диалогическом единстве. Синтаксические способы передачи чужой речи.
  • 29. Понятие об ссц как об особой синтаксической модели. Средства связи предложений в тексте.
  • 30. Принципы русской пунктуации.
  • 17. Обособленные определения, обстоятельства и приложения. Общие и частные условия обособления.

    Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения. Добавочный характер сообщения оформляется через полупредикативные отношения, то есть отношения обособленного компонента со всей грамматической основой. Обособленный компонент выражает самостоятельное событие. Это в целом полипропозитивное предложение.

    Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

      Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.

      Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.

      Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

    Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно.

    Обособленные определения делятся на:

      Согласованные

      несогласованные

    Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

    (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

    Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

    (несогласованное обособленное определение)

    Согласованное определение

    Согласованное обособленное определение выражается:

      причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.

      двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

    Примечание:

    Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово – местоимение, например:

    Он, сытый, быстро заснул.

    Несогласованное определение

    Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

    Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом. Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

    Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

    Структура определения

    Структура определения может быть различной. Различаются:

      одиночное определение: взволнованная девочка;

      два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;

      распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

    1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением: Она, взволнованная, не могла заснуть. (одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением) Взволнованная, она не могла заснуть. (одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

    2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

    Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом: Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть. (обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

    3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него: Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть. (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным). Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова: Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть. Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

    Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

    Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения. Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя . Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словомбудучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например: Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу. (добавочное значение причины) Даже заболевшая, мать ходила на работу. (добавочное значение уступки).

    Таким образом, для обособления важны различные факторы:

    1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово, 2) какова структура определения, 3) чем выражено определение, 4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

    Обособленные приложения

    Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

    1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

    2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

    Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

      Он, отличный врач, очень помог мне.

      Отличный врач, он очень помог мне.

    Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

    Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

    Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово – существительное с пояснительными словами: Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

    Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного: Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения: А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

    Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом – именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение. Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

    (почему? по какой причине?)

    Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

    В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

    Примечание:

    Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

    В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

    Примечание:

    Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

    Скоро Новый год – любимый праздник детворы.

    Обособление членов предложения - интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются знаками препинания.

    1. Обособленное согласованное распространенное определение - это выделяемый за­пятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми сло­вами. которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    Пример: Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев.

    Это здание, известное во всем городе, привлекает внимание туристов.

    Обособленное согласованное нераспространенное определение - это выделяемое за­пятыми одиночное имя прилагательное или причастие, которое отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    Пример: Вечером, усталый, я возвращался домой. Мы, уставшие, наконец-то добрались

    Согласованные определения обособляются (отделяются запятой, а в середине предло­жения выделяются с двух сторон запятыми) в следующих случаях:

    если относятся к личному местоимению (стоят до или после личного местоимения): Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Ч.). Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках (М.Г.). А он, мятежный, просит бури (Л.).

    Если стоят после определяемого существительного:

    Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству .

    Если стоят перед определяемым существительным и имеют добавочное обстоятель­ственное значение (причинное, условное, уступительное):

    Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхожде­ние. Оглушённый тяжким гулом. Тёркин никнет головой (Тв.).

    Если отделены от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся они до или после определяемого слова):

    Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате (Ч.). До­вольный и веселый, быстро шел Павел домой.

    От согласованных определений следует отличать несогласованные:

    Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым сло­вом при помощи согласования {деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).

    Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или примыканием {улица города, юбка в клеточку, ее учени­ки, бумага потолще, прогулка верхом, ребенок лет пяти, обещание любить).

    Пример: Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

    2. Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми одиночное деепричастие или деепричастный оборот .

    Деепричастия и деепричастные обороты отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

    Примеры: Получив письмо от друга, я сразу написал ему ответ. (Написал ответ (что сделав?) получив письмо от друга. ПОЛУЧИВ ПИСЬМО ОТ ДРУГА - это обособленное об­стоятельство, выраженное деепричастным оборотом.)

    Он, смеясь, бежал мне навстречу. (Бежал (что делая?) смеясь. СМЕЯСЬ - это обособ­ленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

    Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются независимо от их места в предложении .

    Обособленные обстоятельства могут быть выражены не только деепричастными оборо­тами, но и именами существительными с предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА.

    Обособленные обстоятельства

    Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства.

    Обособление обстоятельств определяется:

    1) общими условиями;

    2) частными

    3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три группы обособленных обстоятельств:

    1) обособленные деепричастия , для которых обстоятельственная функция является основной. Взаимоотношения деепричастий с глаголом прогнозируют оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие не утрачивает значение процесса, что является основой добавочного высказывания и условием обособления: Вернувшись домой, он застал всех в добром здравии . Деепричастия не обособляются в случае утраты значения действия: а) во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота и обозначающих признак действия: Он не любит делать все спустя рукава . Мы сломя голову неслись в Магас ; б) не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие к качественным наречиям: Мы шли не торопясь;

    2) распространенные обстоятельства со значениями причины , условия , уступки , времени обособляются при необычном расположении относительно определяемого слова: а) в позиции перед сказуемым; б) в начале или конце предложения; в) в случае дистантного расположения относительно главного члена: Она приняла решение и наконец , после многих хлопот, добилась желаемого результата . Ядром добавочного сообщения служит отвлеченное существительное хлопоты . Показателями обстоятельственных значений являются предлоги: а) причинные: от , из , за , из-за , ввиду , благодаря ; б) условные: при , в случае ; в) уступительные: вопреки , несмотря на ; г) временные: по , после ;

    3) уточняющие обстоятельства , выделенные на основе того, что одно обстоятельство уточняет другое и через его посредство поясняет господствующий член: Он начал работать над диссертацией вечером , в десятом часу. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает выделение. Без отношений уточнения возникает единая обстоятельственная группа.


    Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 .

    Смотреть что такое "обособленные обстоятельства" в других словарях:

      обособленные обстоятельства - Вычлененные в составе предложения слова или группы слов, имеющие синтаксическую функцию обстоятельства. Обособление обстоятельств определяется: 1) общими условиями; 2) частными и 3) дополнительными условиями, с учетом которых выделяются три… …

      Обособленные обстоятельства

      Обособленные обстоятельства - 1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молчала, с любопытством и удивлением смотрела на него (Горький); Радость, вступая в один … Справочник по правописанию и стилистике

      обособленные обстоятельства - Выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в функции различных обстоятельств. Морфологически они выражаются; а) деепричастиями или деепричастными оборотами; б) предложно падежными формами имен существительных: в)… … Словарь лингвистических терминов

      обособленные члены Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Слова или группы слов, вычлененные в составе предложения в ритмико интонационном или смысловом аспекте, имеющие ослабленную синтаксическую связь с другими членами, выражающие добавочное сообщение по поводу одного из слов или всего предложения.… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Разделы: Русский язык

    Цели урока:

    • отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
    • правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами;
    • правильно использовать в речи деепричастные обороты.

    I. Сообщение темы урока

    Тема нашего сегодняшнего урока – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.

    II. Повторение правописания предлогов

    1. Работа с таблицей.

    Но сначала посмотрите на доску и скажите, какие части речи написаны на доске?

    Можете ли вы вне контекста ответить на этот вопрос? (Нет)

    Доска:

    Таблица №1

    Конечно, вы не можете ответить на этот вопрос вне контекста. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги.

    Впишите эти слова в таблицу №1.

    Как называются такие предлоги? (Производные)

    Почему? (Так как произведены от самостоятельных частей речи).

    Впишите в вашу таблицу, от каких частей речи образованны данные производные предлоги.

    В чем особенность написания предлогов в первом столбике? (На конце пишется е, в отличие от синонимичных существительных, у которых в форме род., дат., предл. падежей пишется в окончании и)

    В чем особенность написания предлогов во втором столбике? (Пишутся слитно, также как предлоги несмотря на и невзирая на)

    Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? (Производные предлоги можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или поставить вопрос, например:

    Выйти навстречу гостям
    выйти на (дружескую) встречу с друзьями
    Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям
    выйти (куда?) навстречу
    Выйти навстречу (долгожданным) гостям
    Выйти навстречу (к) гостям

    Производные предлоги, образованные от

    существительных с предлогами

    деепричастий

    раздельно

    В течение всего года (когда?) Вследствие ошибки = из-за Несмотря на привилегии (= хотя) вопреки чему?
    В продолжение месяца (когда? Ввиду дождя = из-за Невзирая на ливень (= хотя) вопреки чему?
    В заключение статьи = под конец, в итоге Вроде плота (наподобие) Благодаря труду (= из-за) чему?
    В отличие от других Насчет экскурсии (= об)
    Навстречу другу (= к)

    II. Анализ предложений с использованием таблицы №2

    Внимательно изучите таблицу №2

    Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них, пользуясь таблицей. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений

    Обособление обстоятельств, выраженных

    деепричастиями

    Существительными с предлогами

    Обособляются

    Не обособляются

    Обособляются

    Не обособляются

    1.Деепричастия с зависимыми словами , а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу.

    От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.

    3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.):

    Будем работать засучив рукава (дружно, упорно)

    Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.

    10.Существительные с предлогом несмотря на :

    На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.

    14.Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами не является обязательным.
    2.Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола):

    Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

    4.Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно стоят после глагола:

    Яков шел не торопясь. (медленно)

    11.Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.
    5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом :

    Старик сидел опустив голову.

    12.Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др.
    6.Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия:

    Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

    13.Обстоятельства уступки с предлогом вопреки
    7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения : Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену.
    8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам.
    9.Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и:

    Можно уйти и не дожидаясь ответа.

    1. Один из монахов оставил мальчика в монастыре и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
    Комментарий: одиночное деепричастие обособляется, т.к. имеет значение дополнительного действия и стоит впереди глагола.

    2. Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
    Комментарий: деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, изъять из предложения или переставить с другое место без разрушения структуры предложения.

    3. Возникает впечатление, что, описывая в статье жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни.
    Комментарий: деепричастный оборот, стоящий после подчинительного союза отделяется от него запятой.

    4. Герой не задумываясь принимает решение устроиться работать не строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров.
    Комментарий: одиночное деепричастие тесно сливается по смыслу с глаголом, можем заменить наречием “быстро”

    5. Солдаты слушали Василия Теркина затаив дыхание. [- =]
    Комментарий: деепричастный оборот превратился в устойчивое словосочетание.

    6. Обломов, по причине воспитания с мамушками и нянюшками, превратился в безвольного, неспособного к труду человека.

    Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

    Вконтакте

    Что обозначает

    Где? (Место),

    Куда? (Направление),

    Когда? (Время),

    Откуда? (Направление),

    Почему? (Причина),

    Зачем? (Цель),

    и Как? (Способ).

    основные вопросы

    • : думает (как?) правильно;
    • : красивый (насколько?) очень;
    • : сильно (как?) слишком.

    Внимание! Примеры о

    выделяют 8 видов

    Важно!

    Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

    • когда?
    • в какой обстановке?

    К какой части речи относится

    такие части речи :

    1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

    Самым сложным для понимания является первый вариант.

    Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

    Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

    цель его употребления:

    • для определения падежа;

    Обособление на письме

    Весь деепричастный оборот

    образуют несколько слов

    Важно!

    Д, значит имеет вид времени.

    Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

    Что обозначает

    Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

    Где? (Место),

    Куда? (Направление),

    Когда? (Время),

    Откуда? (Направление),

    Почему? (Причина),

    Зачем? (Цель),

    и Как? (Способ).

    Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

    • глагол: думает (как?) правильно;
    • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
    • наречие: сильно (как?) слишком.

    Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

    Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

    1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
    2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
    3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
    4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
    5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
    6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
    7. При каком условии? – объяснение условий.
    8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

    Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

    Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

    • когда?
    • в какой обстановке?

    К какой части речи относится

    Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

    1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
    2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
    3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
    4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
    5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

    Самым сложным для понимания является первый вариант.

    С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

    Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

    • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
    • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

    Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

    • для определения падежа;
    • для уточнения роли слова в структуре предложения.

    Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

    Обособление на письме

    Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

    Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

    Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

    Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

    Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

    Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

    Примеры заданий и порядок выполнения работы

    Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

    Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

    Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

    Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

    «Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

    Обстоятельство в русском языке, примеры

    Обстоятельство в русском языке

    Вывод

    В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.


    Close