Наталья Аристархова
Планирование работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

Перспективный план работы по гендерному воспитанию во второй младшей группе

на 2013-2014 уч. год

Месяц Тема Задачи Формы работы

Сентябрь Детский сад для ребят 1. Закрепить с детьми имена и отчества воспитателей и младшего воспитателя , детей в группе , познакомиться с вновь прибывшими в группу детьми .

2. Закрепить умение ориентироваться в группе .

3. Диагностика «Формирование гендерной идентичности » 1. Экскурсия «Познакомим Незнайку с нашей группой »

2. Целевая прогулка по участку.

3. Беседы : «Какая наша группа » , «Как мы играем в игрушки» .

4. Чтение художественной литературы : З. Александрова «Катя в яслях» , Е. Янковская «Я хожу в детский сад» , «Какие дети в нашей группе »

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

6. Продуктивная деятельность «Построим детский сад» .

7. Малоподвижная игра с мячом «Как тебя зовут» .

Октябрь А у нас есть мальчики и девочки. 1. Закрепление знания имен детей в группе .

2. Знакомство с маркировкой «Для девочек» , «Для мальчиков»

3. Ориентировка в некоторых помещениях детского сада : музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой.

1. Дидактическая игра «Кто есть кто» .

2. Рассматривание наклеек на шкафчиках, на полотенчиках, на кроватках, рассматривание картинок в туалетной комнате «Туалет для девочек» , «Туалет для мальчиков» .

3. «Путешествие в страну игрушек с Незнайкой» (знакомство с игровыми зонами для мальчиков и девочек) .

4. Малоподвижная игра «моя любимая игрушка» .

5. Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» , «Автомастерская» .

6. Экскурсия по детскому саду, знакомство с музыкальным руководителем.

Ноябрь Мы разные – девочки и мальчики. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, мам и пап, бабушек и дедушек.

2. Формирование представлений о неизменности своего пола.

3. Закрепление имен детей группы , дружелюбное отношение друг к другу.

4. Формирование представлений о семье : члены семьи, их занятия, забота друг о друге, семейные традиции и праздники. 1. Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков : одежда, прическа. Рассматривание альбома «Мир девочек» , «Мир мальчиков» .

2. Дидактическая игра «Когда я вырасту» , «Доброе словечко»

3. Рассматривание конкурсных работ на тему «Семейные традиции» : рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, рисунков.

4. Беседы «С кем ты живёшь» , «Как вы с папой помогаете маме» .

5. Чтение : С. Маршак «О девочках и мальчиках» , русская народная сказка «Три медведя» , К. Ушинский «Петушок с семьёй»

6. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «День рождения мишки» .

7. Продуктивная деятельность «Платочек для мамы» , «Оладушки для бабушки» .

Декабрь Дружат девочки и мальчики 1. Закрепление различий внешнего вида девочек и мальчиков.

2. Распределение ролей между мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.

3. Обучение игровым действиям в сюжетно-ролевых играх.

4. Новый год в моей семье : члены семьи, их забота друг о друге, подготовка подарков для близких, традиции подготовки и проведения новогодних праздников в семье. 1. Рассматривание детьми себя в зеркале. Выделение различий : в одежде в прическе, обуви.

2. Беседа на тему «Любимые игрушки девочек» , «Любимые игрушки мальчиков» . Рассматривание любимых игрушек детей.

3. Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери» , «Переезжаем на новую квартиру» , «Мальчики-моряки отправляются в плавание, мамы-девочки с детьми провожают пап», «Празднование Нового года. Дарим подарки» .

4. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Как мы с мамой и папой готовимся к Новому году» .

5. подвижные игры «Цветы и пчелки» , «Найди свою пару»

Январь Читаем о девочках и мальчиках. 1. Формирование представлений о качествах девочек и мальчиков средствами художественной литературы.

2. Мама, папа, я – дружная семья. 1. Чтение потешек, беседа по содержанию : «Спи, Ванюша» , «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек» , «А, Ванюша, попляши!» , «Наша доченька в дому» , «Наша Катя маленька» .

2. Беседы : «Как мы отмечали новогодний праздник» , «Маленькие помощники» , «Зимние забавы» .

Чтение : Э. Успенский «Если был бы я девчонкой.»

Февраль Праздник мальчиков, культура поведения мальчиков и девочек. Формирование представлений о празднике 23 февраля, как о празднике мальчиков, пап, дедушек и солдат, которые обладают такими качествами как храбрость, смелость, ловкость, физическая сила.

Вызвать у мальчиков желание быть помощниками своих пап. 1. Рассматривание альбома «Наши папы» , «Как я помогаю папе» .

2. Беседа «Поздравляем наших мальчиков» .

3. Дидактическая игра «Воспитанные мальчики и девочки » , «Расскажи о папе. Какой он?» , «Одень мальчика, одень девочку» .

4. Сюжетно ролевые игры : «Солдаты выходят на парад» , «Самый ловкий» .

5. Продуктивная деятельность : «Кораблики» , «Открытка для папы» .

Март Праздник мам и девочек. 1. Познакомить детей с обычаями празднования дня мам и бабушек. 2. Формировать заботливое отношение к мамам и бабушкам.

3. Познакомить детей с трудом мамы. 1. Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник» .

2. Рассматривание альбома «Мамины профессии» , рассматривание фотографий.

3. Продуктивная деятельность «Цветок для мамочки» .

4. Подготовка к утреннику.

5. Чтение : Г. Виеру «Мамин день» .

6. Сюжетно-ролевая игра «Семья» , «Папы помогают мамам» , «В автобусе» .

Апрель Внешний вид мальчиков и девочек. Мои бабушка и дедушка. 1. Закрепить представление о неизменности пола со временем.

2. Формировать представление о занятиях бабушки и дедушки, ласковое и заботливое отношение внуков к бабушкам и дедушкам.

3. Закреплять знания о различиях в одежде мальчиков и девочек. Учить девочек следить за красотой внешнего вида, мальчиков - за аккуратностью и чистотой одежды. 1. Рассматривание предметов одежды.

2. Дидактические игры : «Оденем куклу Машу» , «Оденем Мишутку» , «Когда я вырасту» .

3. Рассматривание панно «Моя семья» .

4. Чтение : С. Капутикян «Моя бабушка» , Л. Квитко «Бабушкины руки» , Д. Хармс «Иван Иваныч самовар» .

5. Продуктивная деятельность : «Варежки для бабушки» , «Шарфик для дедушки» .

6. Сюжетно-ролевая игра : «В гостях у бабушки и дедушки» .

Май Мы помощники. 1. Закрепление правил поведения в детском саду : в группе , физкультурном и музыкальном залах, коридорах, участке.

2. Посильное участие в уборке участка. «Делаем наш участок красивым» . 1. Наблюдение за играми старших дошкольников.

2. Беседа «Как вести себя в детском саду» .

3. Сюжетно-ролевая игра «На субботнике» (девочки сажают цветы, мальчики ремонтируют домик на участке) .

4. Продуктивная деятельность «Мои игрушки» .

5. Дидактическая игра «Кому что нужно» (о профессиях) .

Июнь-август Как выросли мальчики и девочки Закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях. 1. Рассматривание фотографий детей в динамике.

2. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие» .

3. Рассматривание иллюстраций из серии «Семья» .

4. Беседы «Мы дружная семья» , «Как я помогаю дома» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Почта» , «Шофёры» , «Хозяюшка» .

6. Продуктивная деятельность : «Портрет мамы, папы» , «Мы гуляем с мамой» .

Извиняюсь за неудобства при прочтении моего планирования , так как оригинал оформлен в таблицу.

Дата публикации: 13.03.17

Гендерное воспитание дошкольников.

Проблема гендерного воспитания дошкольников - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социум и средства массовой информации изменяют психологические стереотипы мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной утрате мужественных качеств у мальчиков и женственных у девочек.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных возможностей ребенка.

Именно игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

Данная работа в той или иной степени помогает решить некоторые задачи гендерного воспитания дошкольников, в частности такие как: формирование полоролевых знаний и развитие умения использовать эти знания в различных игровых ситуациях.

Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе на тему «Танечка и Ванечка учатся играть»

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.

Цель : развитие первичных гендерных представлений у детей (мальчики сильные, умелые, смелые; девочки красивые, нежные, заботливые), закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу. Формировать представления детей о полоролевых предпочтениях при выборе игрушек, стереотипных видах деятельности человека.

Задачи :

Развивающие : развивать классификационные умения на примере игрушек для мальчиков и девочек, активизировать словарный запас через игровую деятельность

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.

Образовательные : учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.

Демонстрационный материал : плоскостные куклы Таня и Ваня, набор игрушек с акцентом на гендер и те, в которые играют все вместе (машина, молоток, самолет, мяч, игрушечная отвертка, кукла, фен, кукольная посуда, кубики, пирамидка, бусы, медвежонок, конструктор)

Структура образовательной деятельности:

1.Познавательная деятельность.

2.Сюрпризный момент.

3.Дидактическая игра.

4. Физкультминутка.

5.Творческая деятельность.

6.Музыкальная разминка

7.Заключение.

1.Познавательная деятельность.

На ковре стоит кукольный домик двухэтажный. Этот домик ребята делали совместно с воспитателем, взяв за основу картонную коробку, обклеили стены цветной бумагой, мебель и предметы интерьера изготовили с помощью родителей. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя - для Вани. Ребята вместе с воспитателем садятся в круг на ковер.

В: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

В: Скажите мне, как я вас сейчас назвала?

Д: Ребята.

В: Правильно! А теперь я поздороваюсь с вами по-другому. А вы слушайте внимательно и ответьте только те, к кому я обращаюсь.

Итак, здравствуйте, девочки!

Девочки здороваются.

В: Здравствуйте мальчики!

Здороваются мальчики.

В. Молодцы! Как хорошо, что в группе у нас есть и мальчики и девочки. И все вы очень дружные и веселые ребята. Все вы любите играть в игрушки?

В: Это замечательно! А в какие игры игрушки любят играть наши девочки?

Девочки отвечают (в куклы, с мягкими игрушками, играть с кукольной посудкой, в парикмахерскую и т.п)

В: Правильно! Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными как мама. Потому что девочки - будущие мамы.

В: А какими игрушками любят играть наши мальчики?

Ответы мальчиков (машинки, железная дорога, самолеты, конструкторы и т.п)

В: Все верно! Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы - умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.

2. Сюрпризный момент.

Ой, ребята, пока мы с вами беседовали, кажется, в нашем домике что-то произошло! Слышите какой-то шум? Кто-то разговаривает. Или спорит? Интересно, а кто в нем живет? Неужели его жители что-то не поделили? (заглядывает в домик). Так и есть! Давайте-ка ребята посмотрим и послушаем внимательно, что же тут случилось?

(Разворачивает домик к ребятам. Здесь и далее – воспитатель либо говорит за куклу, либо кукла шепчет, а воспитатель дублирует детям).

В.: Ребята, кто к нам пришел?

Дети: куклы!

В.: Правильно, это две куколки! Мальчик и девочка. А давайте с ними познакомимся?

Дети: Давайте!

В.: (куколки говорят на ухо воспитателю)

Ребята, мальчика зовут - Ваня, а девочку - Таня.

Друзья мои, оказывается у Вани и у Тани сегодня был день рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и очень обрадовались! Тут были и машина, и самолет и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, мягкий медвежонок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда…Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, кому во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.

3. Дидактическая игра «Кто во что играет?»

Ребята раскладывают по двум коробкам игрушки, принадлежащие девочке и мальчику. Остаются мяч, пирамидка, кубики.

В: Молодцы, ребята! Как быстро вы справились с этой задачей! Теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками?

Ответы детей.

В: Правильно! В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня и Ваня с удовольствием будут вместе играть в мяч, строить из кубиков город и собирать пирамидку. И конечно делать это дружно и вместе. А мы их научим!

4. Физкультминутка «Принесли мы всем подарки»

Дети встают в круг, водящий в середину. Водящий выбирает игрушку, а дети выполняют движения, изображая куклу - как она танцует, коня – как он скачет, волчок – крутятся на одном месте вокруг себя и самолет – летают по кругу.

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет – тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

5.Творческая часть – пластилинография «Мой веселый звонкий мяч».

В: Ребята, Таня мне шепнула сейчас на ушко, что хочет пригласить нас на чаепитие и угостить конфетами, ведь у них с Ваней день рождения. А на день рождения принято дарить что?

Дети: Подарки!

В: Давайте и мы поздравим наших куколок и сделаем для них подарок.

А чтобы наши куколоки Таня и Ваня никогда больше не ссорились, мы приготовим для них сюрприз – игрушку, в которую они с удовольствием будут играть вдвоем! Отгадайте мою загадку и вы поймете о какой игрушке я говорю:

Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу!

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

Ответы детей: Мячик!

В.: Верно! Мы сделаем для Тани и Вани красивый мяч. А сейчас я предлагаю вам подойти к нашим столикам и выбрать необходимые материалы для работы.

Садятся за столы. Детям предлагается на выбор пластилин разных цветов, заготовки из картона – в виде мяча, с различными узорами. Воспитатель поощряет самостоятельность при выборе материала и исходных заготовок. Обращает внимание на аккуратность в процессе работы, а также помогает при составлении композиции и учит подбирать цвета. Объясняет последовательность выполнения работы, и наглядно демонстрирует приемы отщипывания маленького куска от большого и размазывания пластилина по основе, соблюдая контуры.

Воспитатель хвалит работы, предлагает полюбоваться работами и мальчиков и девочек и еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.

6. Музыкальная разминка.

В.: Какие игрушки красивые у вас получились! Какие вы молодцы!

Ваня и Таня говорят вам большое спасибо! А знаете, ребята, наши куколки любят не только вместе играть, но и танцевать и я предлагаю вам потанцевать с ними и с их замечательным другом – бурым медвежонком.

Е.Железнова «Бурый медвежонок»

Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.

Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.

Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!

Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.

Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.

Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!

Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!

7.Заключительная часть.

А теперь мои друзья, давайте устроим для Тани и Вани чаепитие.

Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»

Михаленок Екатерина Николаевна
Место работы: НДОУ детский сад№68 «Загадка» ОАО «РЖД» г.Брянск
Должность: воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект НОД для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей.Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:
1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка.
2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде.
5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области: социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Ход НОД:

Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок
(дети собираются возле воспитателя) .
-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем?
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились.
(Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .
Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .
- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись?
(показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .
Дети: - Вы неправильно одели их.
Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики.
Подбор одежды для Кати и Вани.
Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной?
Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»
в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем.
(рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты)
Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем,
в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем.
(рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек)

Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь?
Дети: - Да!
Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками
(дети садятся за столы и складывают картинки)
Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка?
- Танк.
- А у тебя?
- Машинка.
- А что ты собрала, Ника?
- Матрёшка.
- А у Насти?
- Юла.
- А одним словом что это?
Дети: - Игрушки!
Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками?
Дети: - Мальчики!
Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть?
Дети: - Куклами, посудкой и т. д.
Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет!
1. Девочки любят играть в куклы!
2. Мальчики любят играть в машины
3. Девочки любят забивать гвозди
4. Мальчики любят носить бусы
5. Девочки любят играть в футбол
6. Мальчики любят завязывать банты
7. Девочки любят обижаться
8. Мальчики любят жаловаться
9. Девочки и мальчики любят есть конфеты
10. Девочки и мальчики любят получать подарки.
Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно!
Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »
Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия.
Настроение упало, - голова опущена вниз
Дело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз.
Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчиком
Если есть хороший друг - хлопают в ладоши
С делом справимся вдвоём, - берут друг друга за руки
С облегчением вздохнём, - делают глубокий вдох
Настроение поднимем - поднимают руки вверх
И от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки,
улыбаясь друг другу.
Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают)
Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки?
(Дети отвечают)
Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики!
Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.

ольга бибнева
НОД во второй младшей группе по гендерному воспитанию

Задачи :

1. Формировать умение детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, 2. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола; 3. Закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, 4. Активизировать словарь детей : одежда (для мальчиков, девочек, имена людей (мужские и женские) ; 5. Развивать логическое мышление, смекалку, внимание, зрительное и слуховое восприятие ; 6. Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого; 7. Развивать положительные эмоции. 8. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Предварительная работа :

Рассматривание картин с мальчиками и девочками.

Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;

Дидактические игры «Одень мальчика и девочку на прогулку» ; «Найди отличия»

Материал и оборудование :

Две куклы (мальчик и девочка) ;

Картинки с изображением мальчиков и девочек;

Карточки с изображением игрушек;

Картонные мальчики и девочки и одежда для них;

Рабочие листы «Раскрась игрушка для мальчика, девочки» для каждого ребёнка; цветные карандаши.

Запись песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;

Барбарики.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие : Дети стоят в кругу.

Сейчас мы будем топать, топ-топ. Потом мы будем хлопать, хлоп-хлоп. А теперь мы повернёмся. И друг другу улыбнёмся.

А сейчас, с хорошим настроением предлагаю отправиться в гости с помощью волшебных слов.

«Ножкой топнем, В ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем. Скажем : «Ах!» И окажемся в гостях»

На столе появляются куклы (мальчик и девочка) .

2. Загадки :

У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами. Кто же это : белочка, Мальчик или девочка? (Девочка)

Чьи любимые игрушки, Танки, пушки и хлопушки Кто же любит пистолеты Даже больше чем конфеты? Кто всегда готов стрелять, Лазить, прыгать, догонять. Ловкие, как зайчики Это наши… (Мальчики)

Это кукла девочка Маша и кукла мальчик Миша. Предлагаю разобраться, где Маша, а где Миша. (Дети отвечают) .

3. Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, котята? (Нет.) Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают : «Нет» ). Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, поросята? (Нет.) А кто вы? Как вас зовут? (Дети называют своё имя)

4. «Назови имя»

Дети называют имена мальчиков и девочек. Если это имя девочки, то берут розовый бантик и кладут в коробку рядом с Машей, а если это имя мальчика, то берут голубой бантик и кладут в коробочку рядом с Мишей.

Дети садятся на стульчики.

5. Игра «Найди девочку, найди мальчика»

Раскладываю перед детьми картинки с изображением мальчиков и девочек. Дети по очереди сначала ищут мальчиков и отдать картинки Мише, а потом – девочек и отдать картинки Маше.

6. Физкультминутка

Мы весёлые ребята, любим дружно поиграть. Любим много шоколада, любим петь и танцевать. А теперь все девочки прыгают как белочки. А теперь все мальчики прыгают как зайчики.

7. Работа с карточками. Дидактическая игра «Кому что подарим?»

Предлагаю сделать подарки. Подарки будут разные : для мальчика и девочки. Раздаю детям по одной картинке. Предлагаю посмотреть внимательно, что на ней изображено, и подумать, кому можно подарить этот предмет – Маше или Мише.

Вопросы детям : - Что нарисовано на твоей картинке? (машина) . Кому подарим её? (Мише) и т. д.

8. Игра «Оденем мальчика, девочку» .

Работа парами. На столах у детей лежит кукла из картона (мальчик или девочка) и одежда. Нужно выбрать одежду соответствующую мальчику или девочке.

9. Пальчиковая гимнастика

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики . Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5 – будем вместе мы играть.

10. Работа с рабочими листами. (Звучит песня «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;)

Задание : На листе нарисованы контуры игрушек. Нужно выбрать девочкам игрушку для девочек и разукрасить её, а мальчикам для мальчиков.

Дети прощаются с Мишей и Машей.

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем и в садик вернёмся»

После НОД

Хороводная игра «Лужа»

Цель : развитие общения мальчиков и девочек, заботливое отношение к девочкам.

Дети сидят в круге. Педагог, обходя их, говорит : «Иду, иду, дружка себе найду!» . Останавливаясь перед ребёнком, спрашивает : «Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе» . Берёт ребёнка за руку и идут вместе к другому : «Идём, идём, дружка себе найдём!» , постепенно собирая всех в цепочку и замыкая круг, беря последнего ребёнка за руку. Дети ведут хоровод, приседая с последним словом.

Ай, гугу, гугу, гугу, Не кружися на лугу.

(Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже):

На лугу-то лужица, Голова закружится. Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда!

(Делают несколько прыжков от центра) :

Прыг-скок, Прыг-скок! Прыгал, прыгал и скакал, Прямо в лужицу попал!

(Дети приседают, «попадают в лужу» .

Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.)


Конспект по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Автор: Кельцына Ольга Викторовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад №121» г.Рязань
Должность:воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей. Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка. 2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек. 4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. 5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области:социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок(дети собираются возле воспитателя) .-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем? Дружат в нашей группеДевочки и мальчикиМы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости? Дети: - Да.Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились. (Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись? (показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .Дети: - Вы неправильно одели их. Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. Подбор одежды для Кати и Вани. Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной? Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты) Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек) Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь? Дети: - Да! Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками(дети садятся за столы и складывают картинки) Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка? - Танк.- А у тебя? - Машинка.- А что ты собрала, Ника? - Матрёшка.- А у Насти? - Юла.- А одним словом что это? Дети: - Игрушки! Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками? Дети: - Мальчики! Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть? Дети: - Куклами, посудкой и т. д. Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет! 1. Девочки любят играть в куклы! 2. Мальчики любят играть в машины3. Девочки любят забивать гвозди4. Мальчики любят носить бусы5. Девочки любят играть в футбол6. Мальчики любят завязывать банты7. Девочки любят обижаться8. Мальчики любят жаловаться9. Девочки и мальчики любят есть конфеты10. Девочки и мальчики любят получать подарки. Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно! Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия. Настроение упало, - голова опущена внизДело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз. Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчикомЕсли есть хороший друг - хлопают в ладошиС делом справимся вдвоём, - берут друг друга за рукиС облегчением вздохнём, - делают глубокий вдохНастроение поднимем - поднимают руки вверхИ от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки, улыбаясь друг другу. Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики! Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.


Close