В журнале "Профиль" 41/6 ноября 2006 г. я нашел статью "Раскольники" об отношении высших иерархов РПЦ к простым людям. Посылаю ее вам.
С уважением, Борис Федорович.

На северный остров Валаам советские граждане приехали жить, когда оттуда уехали монахи. Когда же те вернулись, оказалось, что мирянам здесь места больше нет. Или в монастырь, независимо от веры, или прочь с острова.

Местное население - около 300 человек. Половина из них проживает на территории монастырского комплекса - в квартирах, переоборудованных из бывших келий и хозяйственных помещений. Ордера на них жители получили от государства в конце 1940-х, сразу после того, как монахи ушли с Валаама в Финляндию, образовав там ныне действующий Ново-Валаамский монастырь. Тогда же на территории бывшего монастыря были открыты дом инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, детский сад, школа и гостиница. Когда в 1989 году, еще в Союзе, встал вопрос о восстановлении церкви, жители Валаама позволили пятерым монахам приехать на остров и начать возрождение обители, некогда оставленной ими. На пристани их встречали хлебом-солью...

Спустя два года на остров с однодневным визитом пожаловал Борис Ельцин, и президента так вдохновила монастырская жизнь, что он решил «восстановить историческую справедливость» и передал монастырские здания верующим… вместе с живущими в них мирянами. С тех пор по одним документам островитяне живут в муниципальных квартирах, по другим - незаконно занимают монастырские помещения.

Перемены наступили незамедлительно. Обитатели монастыря приняли указ Ельцина буквально и стали принуждать островитян, вне зависимости от вероисповедания, жить по Закону Божьему. А монастырский устав суров: запрещает не только курение, употребление алкоголя и пользование контрацептивами, но и лов рыбы, сбор грибов и ягод, разведение костров в лесу и много чего еще.

Постепенно братия стала осваивать и сферы, не имеющие отношения к религии. Например, охоту. В свое время отстрелом лосей, которых на Валааме в избытке, занималась специальная бригада, лосятина шла в школу, детский сад и местный магазин. В последнее время служители культа обязанности по подготовке охоты взяли на себя, а отстрел передали… VIP-гостям монастыря.

Таковые прибывают на Валаам постоянно. Последние три года туда ездит и Владимир Путин. На острове даже появилась своеобразная примета: начался сенокос - значит, приедет президент. За несколько дней до его прилета близ монастыря скашивается вся зелень, дабы в ней никто не укрылся. Правда, сам президент, как он много раз признавался, не охотится. Но есть другие. Причем иногда эти «паломники» выходят на лося изрядно подшофе...

На выселение

Коренные жители неоднократно пытались обратиться за помощью. Но сразу после того, как с острова в администрацию президента было отправлено письмо с просьбой разобраться, начались гонения на мирян. Валаамцы уверены: письмо попало в руки игумена отца Панкратия, который незамедлительно начал политику выселения жалобщиков. Аборигенам предложили либо идти работать в монастырь поварами, разнорабочими, строителями - и в этом случае остаться на занимаемой площади, либо убраться с острова. При этом монахи красочно описали преимущества жизни в монастыре, напомнили о состоятельных спонсорах, делающих богатые пожертвования, в том числе катерами и автомобилями.

Перспектива остаться на улице испугала многих. Обезумевшие от страха валаамцы пошли к игумену, попросились на работу. Но часть жителей предпочла отстаивать права в суде. Скоро за ними закрепился ярлык людей второго сорта. На них указывают пальцем паломникам, якобы они - пьяницы, тунеядцы и безбожники, не захотевшие жить и работать под крылом игумена. Для изгоев монастырь при участии местной администрации построил жилой дом на материке, в небольшом карельском городке Сортавале.

Те, кто уехал с острова, скоро раскаялись, - говорит бывший заместитель директора Валаамского природного парка Сергей Недошивин. - Люди, у которых прошла вся жизнь на острове, не приспособлены к жизни на Большой земле. Им там просто делать нечего. Кроме того, в Сортавале самый высокий уровень безработицы по региону, поэтому многие решили вернуться на остров.

Для возвращенцев и тех, кто никогда не покидал Валаам, жизнь обернулась адом. В суде одно за другим рассматриваются исковые заявления за личной подписью игумена Панкратия. Настоятель требует обязать аборигенов освободить помещения, переданные монастырю указом Ельцина. Мирянам предлагается съехать. Все равно куда.

Не уйдешь - не будет больницы

В июле 2004 года с однодневным визитом Валаам посетил Владимир Путин. Тогдашний глава администрации Сергей Григорьев рассказал президенту о тяжбах на острове. Президент обещал разобраться.

Спустя два месяца меня вызвало начальство - глава сортавальской администрации Сергей Рыжков - с требованием, чтобы я подал в отставку, - рассказывает Григорьев. - Как выяснилось, Путин устроил разгон главе Карелии Катанандову, а тот, в свою очередь, решил от меня избавиться. Если я буду упорствовать, Катанандов не даст денег на строительство больницы в Сортавале. Я подал в отставку. С тех пор на Валааме все юридические вопросы, вплоть до прописки, решает игумен монастыря. Недавно у жительницы Валаама Людмилы Пилипчук родилась дочь, но девочку не прописывают на площади матери, вынуждая покинуть остров.

Не так давно валаамцы предприняли новую попытку обратиться с петицией к президенту. «На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря, - пишут островитяне в своем обращении к Путину. - Мы стали бесправными жителями... До их прихода мы жили в современной, развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд и здравый смысл, с верой в будущее наших детей на этой земле, а теперь оказались в атмосфере царизма, с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные деньги у нашего государства, олигархов и крупного бизнеса».

Под письмом были подписи чуть ли не половины жителей Валаама. Но и в этот раз бумага пропала по дороге в Кремль...

Сейчас по соседству с дачей патриарха Алексия Второго строится VIP-гостиница «Владимирский скит». Строительство идет за забором и под охраной. Зато другой объект могут увидеть все. В прошлом году у Никольского скита пришвартовалась яхта «Паллада», выкупленная у администрации президента и подаренная монастырю спонсорами. О судне длиной 31 м и стоимостью $4 млн. не раз писали СМИ. По благословению патриарха «Палладу» переименовали во «Всецарицу», правда, старые буквы еще не закрасили. В Ладогу яхта практически не выходит, по словам послушников, дежуривших на пристани, на ней катают VIP-гостей.

Последний раз жители Валаама обратились к Путину во время летней интернет-конференции, спросив: «Почему в стране, где церковь отделена от государства, монастырь всячески притесняет местных жителей?» Увы, и этот вопрос не дошел...

Война миров

В конце прошлого года игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий был награжден премией «Человек года-2005» в номинации «За восстановление духовных святынь России». В собственность монастыря недавно передан последний объект мирян. Здесь расположены Зимняя гостиница, школа, где учатся 50 детишек, продовольственный магазин и квартиры, где живут примерно 60 семей. Новый виток переселения островитян на материк неминуем. Ликвидация школы изгонит с острова семьи, имеющие детей. Остальных, скорее всего, попытаются выселить другими методами.

Выход из ситуации жители видят в признании Валаама самостоятельным сельским поселением и избрании светского главы острова. После ухода в отставку Сергея Григорьева президент Карелии по просьбе патриарха присоединил Валаам к Сортавале, городу на материке, до которого 43 км по Ладожскому озеру. Теперь, чтобы получить справку, островитянам приходится тратить сутки на дорогу, около тысячи рублей на путешествие по воде и пятьсот за ночевку в гостинице на материке.

Александру Щербакову, жителю Валаама, распоряжение главы Карелии показалось неправомерным. Он обратился в Верховный суд республики и выиграл его. То есть вопрос о местном самоуправлении на Валааме, в общем, уже решен, но его решение на законодательном уровне то и дело откладывается. 8 октября, когда вся Карелия выбирала органы местной власти, жители Валаама имели возможность лишь отчасти выполнить свой гражданский долг, избрав главу и совет Сортавалы и депутатов Законодательного собрания Карелии. Так и не дождавшись избрания главы острова, валаамцы сами образовали администрацию во главе с Щербаковым.

Глава сельской администрации на Валааме должен быть мирянином, только такой человек сможет защитить местное население, - уверен Щербаков. - Как глава самочинной администрации, могу сказать, что до выборов вся полнота власти, положенная по Конституции РФ и закону о местном самоуправлении, принадлежит жителям Валаама и вновь образованной администрации. Считаю наши действия обоснованными, подтверждение тому - решение Верховного суда, который признал статус сельского поселения для Валаама.

Официальные власти Карелии полномочий новой администрации, естественно, не признали и обратились в правоохранительные органы с заявлением о привлечении участников к ответственности за противоправный захват власти. Следователь ФСБ провел на острове 10 дней и в возбуждении уголовного дела в отношении местных жителей отказал. В декабре будет назначена новая дата для проведения выборов, но жители опасаются очередной попытки их сорвать.

Согласно закону об избирательном праве, в Карелии могут принимать участие в выборах люди, оформившие временную прописку, - рассказывает секретарь избиркома Валаама Лариса Сударикова. - На острове проживают всего 300 человек. Достаточно привезти один корабль с паломниками, временно зарегистрировать их на территории обители и отправить голосовать за нужного кандидата...

Татьяна Ромашенкова

Коренных островитян не хотя видеть на малой родине: они мешают туризму?

Россия всегда мечтала то о Светлом Будущем, то о Царстве Божием. Только, видно, с народом носителям светлых идей «не везло». Вечно он путается под ногами. Остров Валаам посреди Ладожского озера словно создан для «лишних людей». Суровый климат. Скалистые берега, поросшие жесткой еловой бородой. И самое главное - отъединенность от прочего мира. Этот «русский Афон» славился суровым монашеством. Строителям светлого будущего монахи, эти поставщики «опиума для народа», явно мешали. Поэтому в 1939 году монастырь на Валааме был закрыт.

И, как рассказывают, монахи, прихватив иконостас, бежали по льду в Финляндию. Казалось бы, теперь путь к претворению великих идей открыт. Но советской власти постоянно кто-то мешал.

После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам.

Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было - то прошло». Между тем, изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей - настоящих коренных островитян. Но прямо какой-то рок преследует эти семьи, словно от родителей к детям передается ген «лишнего человека». Сегодня, когда мы наконец строим светлое демократическое будущее, потомки изгнанных инвалидов снова мешают Большому Духовному. Простым своим физическим присутствием на родном острове.


Валаам - это красота, равную которой надо поискать...

Островитяне жизнь ведут своеобразную. «Да, там свой менталитет что ли, у населения. Сезонный характер жизни», - заметил в разговоре со мной Александр Себин, первый замглавы местного самоуправления Сортовальского района Республики Карелия, того самого района, к которому принадлежит остров Валаам. Летом жизнь кипит: огороды, рыбалка, строительные работы в монастыре, паломники. Вспоминают, что раньше у жителей было более трех десятков коров. Но сенокосов не хватало, ездили за травой на соседние острова. И коса-то здесь особенная - «горбуша». Эдакий серп, но раз в шесть-семь больше. И косят слева направо, справа налево, чтобы между деревьев траву доставать. Но сейчас не то экология не позволяет, не то пообленились, но ни одной коровы я на острове не увидел.

Зимой валаамский житель впадает в спячку. «Летом здесь благодать, - говорит островитянин Валерий Федорович Колтырин. - А зимой тут, это самое, Соловки вторые. Самые настоящие». Суровая зима окончательно отрезает остров от материка. Пошла было машина с продуктами по льду через Ладогу - провалилась. Хорошо, люди повыскакивали. Так на дне и лежит. Зимой летал на Валаам вертолет. Раз в месяц.

Веяние времени - на острове два частных магазинчика. Зимой торгуют в основном консервами, они же - закусон, ну и, понятное дело, с тем, что закусывают, никаких проблем. Если летом на огороде не «потопал», то свеженького несколько месяцев «лопать» не будешь. А оттого зима у очень многих островитян превращается в многомесячный запой. Говорят, время в таком состоянии летит - не успеешь моргнуть, да и мороз нипочем.



Местные жители привыкли жить по-своему...


Пьяницы на острове тоже особенные - смиренные и трудолюбивые. А оттого криминогенная обстановка здесь никакая. Ну там, картошку кто у соседа выкопает. А так тишь да благодать. «С молодыми здесь тоже сложно, - вздыхает Валерий Федорович. - Некоторые поступают на учебу, это самое. Но возвращаются. Потому что они как бы привыкли жить вдали от шума городского. Островная система. Свой уклад жизни. А там - свои условия, им не нравится...».

Еще одна особенность характера потомков, выброшенных из общества на отрезанный от мира остров, - свою ненужность и одиночество они компенсируют привычкой жить не сами по себе, а «при ком-то». Раньше они были при доме-интернате: кто-то в роли инвалида, кто-то обслуживающим персоналом. При интернате велось подсобное хозяйство: большой свинарник, курятник на десять тысяч кур, овцы и козы. Существование обретало смысл. Но в 1984 году интернат перевели на материк. И жизнь на острове сразу стала хиреть.

Однако случилось то, что должно было случиться. Однажды поздней осенью на Валаам высадились человек семь монахов. Островитяне встретили их настороженно: хозяева возвращаются. Монахи поселились в дальних скитах. Потом пришли другие монахи и стали восстанавливать монастырь.


Жизнь острова сейчас: есть все - от торговли до строительства...


Обществу предстояло отдавать исторические долги. Только разменная монета оказалась все та же - человеческие судьбы. «Я не понимаю вот этого вопроса вообще! - кипятится Валерий Колтырин. - Как это можно было передать вместе с людьми!». Ну нет, крепостное право уже давно отменили. Проблема как раз в том, что церкви передавалась просто территория бывшего монастыря, «каре внутреннее», «каре внешнее» и прочие строения. А между тем эти строения кому-то были родным домом. Стоит ли обращать внимание на такие мелочи, когда делается большое хорошее дело: восстановление исторической справедливости?

Еще слава Богу, что живем мы не во времена валаамских предков-инвалидов. Солнце гуманизма уже бросило первый луч на наш суровый северный край. Инвалидов депортировали. Их детей и внуков переселяют. «Чисто добровольно».

И сколько сразу нашлось хороших, умных доводов! «Эти люди живут не «при», а за счет монастыря», - сказал мне молодой интеллигентный паломник-москвич, доказывая необходимость избавления от «этой обузы». Признаться, логики в этом я увидел мало. Действительно, правду скрывать нет смысла: из оставшихся пятисот коренных жителей Валаама очень высок процент людей пьющих. Пропившийся островитянин грабить не идет. У него один свет в окошке - монастырь. Причешется он пятерней - и в монастырские ворота: «Батюшка, надо мне поработать, на хлеб заработать».

Конечно, на Валаам приезжают восстанавливать монастырь многие, работают во славу Господа, за похлебку. Но рабочих рук не хватает. Батюшка благословит грешника: «Ради бога, иди работай». Копейку-другую человек и заработает. «Основная масса, особенно на этой стороне каре, вообще не приспособлена жить в городе. Вообще! - уверен Колтырин. - В городе им не прожить! Они пойдут по помойкам!».



Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам - главная достопримечательность


Стоит ли ради опустошения острова брать на душу грех: доламывать человеческие судьбы? Или пьющего человека уже можно вычеркивать из нашей жизни? Так мы полстраны одним махом вычеркнем. «Где-то везде сквозит, что прежде всего надо отселить людей ненужных - такое слово, может быть, и не хорошее, - говорит сортовальский зам Александр Себин. - Они и здесь, на материке, конечно, не очень нужны: работу они, скорее всего, не найдут, они привыкли жить своеобразной валаамской жизнью».

Еще один веский довод привел мне отец Мефодий. Этот чернокудрый благообразный македонец заведует в монастыре приемом паломников, читай - туристов. С осторожностью подбирая русские слова, отец Мефодий пожаловался на большую «текучку кадров» в монастыре: «Потому что невозможно монаху уединиться и даже закрыться».

Искренне сочувствуя глубоко верующим людям, я предложил тогда уж прекратить и туризм на святой остров. Но сочувствия не нашел. Ведь именно с туризмом связывают развитие острова и светские, и церковные власти. Здесь каждый тянет одеяло на себя. Монастырь согласен даже на присутствие и молоденьких туристок, и туристов, многие из которых приезжают в весьма «богопротивном» виде и ведут себя далеко не всегда соответственно святому месту. Так к чему же тогда весь сыр-бор? Закрадывается уж очень навязчивая мысль: не для туристов ли надо срочно освободить валаамскую жилплощадь?



Какой теперь будет новая жизнь в этих старых казематах?


Существуют доводы и с точки зрения высокого человеколюбия: ну что, мол, этим островитянам в своих кельях с удобствами на улице мучаться, когда им дают прекрасные квартиры, вода-газ-унитаз, в новейшей сортовальской панельке. Ведь на материке жить несравненно лучше! Видно, мы столько лет бубним о любви к Родине, что окончательно забыли смысл этих слов, и когда столкнулись с этим загадочным явлением, то совершенно растерялись. Когда-то в мою маленькую деревушку пришли умные люди. Они нам рассказали, что моя родина - совершенно неперспективна, что у нас нет света, газа и воды, что живем мы тяжело, а оттого должны уехать с насиженных мест. А потом нас выгоняли из своих домов, как тараканов, и гнали, словно глупую скотину большой дубиной в светлое будущее...

Одна Великая Идея пошла на закат, другие идеи встают над страной, а маленькие трагедии маленьких людей продолжаются...

Продолжение темы следует.

Николай НИКОНОРОВ, «Российская газета»

В этой части я расскажу о том, почему патриарх Кирилл не стал сниматься в фильме «Валаам»

«Халва России» или почему патриарх Кирилл не стал сниматься в фильме «Валаам»

Многие обратили внимание, что в фильме не появился (!) глава Валаамского ставропигиального монастыря, патриарх Кирилл. Лишь однажды на пару секунд он показался из-за спины президента. Задаются вопросом: почему Кирилла нет в фильме?

Отвечаю: все просто, никакой политики. Кирилл, конечно, любит говорить о свои заслугах перед Валаамской обителью: то деньги на реставрацию попросит у Путина, то распорядится причал очистить от старых строений, и памятник откроет, и скиты, вот, велел строить везде на островах, и с жителями поселка указал Панкратию вести «точечную работу». Но в этом фильме он участвовать не захотел , лишь прислал Кондрашову несколько «вопросов президенту» из своего традиционного риторического компендиума, в т.ч. о Ленине, о вере и о Финляндии.

Я думаю, что Кирилл не захотел участвовать в фильме, чтобы не подумал кто, будто он причастен к деятельности Панкратия, к поджогам и разрушениям, гонениям на людей и глумлением над ветеранами и народной памятью о Великой отечественной войне. Кирилл - архиерей «западный»: Питер, Смоленск, Калиниград-Кенигсберг. Тамошнее духовенство, потомки советских ветеранов, воспитано на святости защитников родины, и Кирилл тоже.

А для Панкратия Великая Отечественная война - чужая война. И «советское духовенство», судя по его интервью, он сильно не любит. Он человек восточный, из Душанбе, там и образование получил архитектурное, по-восточному. Деспотия среднеазиатского типа, это культурное его окружение, наложило свой отпечаток на личность Панкратия. Для европейского северного Валаама он человек случайный.

Но уже гуляет в СМИ слух, что он духовник Путина ! И его славословие в адрес президента в этом фильме бьет все рекорды лизоблюдства. Халва! «Халва России»! Может стать новым брендом валаамского монастырского импортозамещения, не то, что убыточный монастырский сыр, и не дармовая красная рыба с икрой. Ими в монастыре, говорят, уже объелись.

Мы обратим еще внимание на то, что по Кондрашову, «советской властью было принято решение о закрытии Валаамского монастыря ». Зачем и кто выдумал очередную чушь? Уж не Панкратий ли? Видно, авторы фильма уже и не знают, кого, как и за какое место еще бы укусить.

Монастырь советская власть, конечно, не закрывала. Он был организацией Финляндской православной церкви, имущество монастыря - собственностью этой церкви. Монахи, после 1918 г. в большинстве принявшие финляндское гражданство, после Зимней советско-финской войны в 1940 г. по условиям мирного договора вместе со всеми перемещенными финнами переселились вглубь Финляндии за новую границу.

«В феврале 1919 года в монастыре было объявлено о начале кампании по предоставлению финляндского гражданства. Весной прошение подала первая группа монахов во главе с настоятелем и членами монастырского правления. Тем, кто не желал становиться финляндскими подданными власти выдали вид на жительство. Согласно данным о волеизъявлении, число насельников в июне 1920 г. всего: 426 чел., в т.ч. 112 подали заявления о предоставлении Финляндского гражданства, 206 пожелали остаться гражданами России, 106 отказалась делать выбор.

В 1930-х годах в составе братии числились:

(Из кн.: И.А.Смирнова, О.А.Яровой Валаам: под флагом Финляндии. Петрозаводск, 2001. С. 45)

Здание многоквартирного жилого дома «Зимняя гостиница», где располагалась Школа боцманов, а потом Дом инвалидов, многоквартирный жилой дом и поселковая школа был подожжен в трех местах 1 мая 2016 года во время пасхальной службы. В этом «сошествии благодатного пасхального огня », атрибуте праздника , здание-памятник было разрушено, школа сгорела дотла, люди депортированы.

Вместо жилого дома и поселковой школы Панкратий строит монастырский «Духовно-просветительский центр» Валаамского монастыря. Монахи нервничают. Очень нервничают.

Но о таком проявлении духовности по-валаамски авторы фильма не распространяются.

«Лица Зимки», коллективный портрет жителей сожженного многоквартирного дома «Зимняя гостиница»,
поселковая группа ВКонтакте «Валаам: люди, события, истории»

На Валааме многолетний процесс переселения местных жителей на материк перерос в острый конфликт монастыря и светского населения. Нежелающих покидать остров монастырь выселяет через суд. Мы отправились на Валаам, чтобы понять, почему люди хотят остаться на острове и почему им там нет места.

Монастырский причал в Приозерске, на берегу Ладожского озера. Теплоход "Валаам", который на ходу аж с 1965 года, везет немногочисленных паломников, собравшихся на остров поздней осенью.

"Я на Валаам приезжаю почти каждый год, чтобы помолиться… Там такая тишина… Не знаю, как объяснить", - говорит молодая паломница-македонка из Германии.

Светлана Стрельникова, живущая на Валааме 20 лет, едет в другом направлении - с острова. В монастырский храм она ходить не хочет.

"Отсюда я уезжаю молиться в другой храм или монастырь. На Коневец ездила, в храм в Питере. Здесь кризис... ужасный кризис", - объясняет Светлана. Сосредоточиться и помолиться на монашеском острове, который на протяжении нескольких веков остается центром паломничества для православных верующих, у Светланы не получается. Мешают "мирские страсти", бушующие в двух шагах от монастыря.

Image caption Историческое здание - "Зимняя гостиница" - перешла в собственность к монастырю в 2006 году. Монастырь сразу же позаботился о признании "Зимки" нежилым зданием

Светлане предстоит суд. Ее хотят выселить из квартиры в старинном четырехэтажном доме, который зовут здесь "Зимней гостиницей", или просто "Зимкой". Как и почти вся недвижимость на архипелаге, "Зимняя" принадлежит монастырю. Как и многие из выселяемых, Светлана поселилась тут задолго до того, как монастырь стал собственником "Зимки".

Учрежденная монастырем компания утверждает в иске, что квартиры Светланы и других ответчиков непригодны для проживания. Истец настаивает на переселении из ее обветшавшей квартиры на острове в "благоустроенный дом" на материке в городе Сортавала, районом которого с недавних пор стал Валаам.

Светлана, по непонятным для монастырского руководства причинам, такому улучшению жилищных условий сопротивляется.

Живущие, но "непроживающие"

Противостояние монастырского руководства и тех, кто не хочет покидать Валаам, длится несколько лет, но в последние месяцы борьба стала более ожесточенной.

В сентябре была выселена в полном составе семья историка Олега Ярового и экскурсовода Ирины Смирновой, авторов книг и научных работ по истории и культуре острова Валаам и региона. Их лишили регистрации как непроживающих на острове. "Я кандидат наук, два с половиной года работал по президентским грантам, работа предполагала выезд в другие районы, участие в конференциях. А в решении суда сказано, что надо было сидеть на Валааме и в своей квартире заниматься наукой", - рассказывает Олег Яровой.

Ирина Смирнова приехала на Валаам в середине 1980-х. Сначала она была музейным экскурсоводом, потом сотрудничала с "Паломнической службой" монастыря, теперь работает частным экскурсоводом без права водить туристов по территории обители. Вместе с бывшем мужем Олегом Яровым они пишут книги и исследования о Валааме. На очереди - еще одна книга о ландшафте острова и карело-финском эпосе. Но Ирина опасается, что закончить ее уже не удастся, и если остров придется оставить, она останется без работы.

Ирина и другие несогласные считают это местью за активные протесты.

"(Этот) иск появился после обращения Олега в различные органы власти с требованием разрешить ситуацию с нашей семьей, выселенной в 2008 году", - говорит Филипп Мускевич, бывший заведующий отделом природы ликвидированного Валаамского музея-заповедника.

Image caption Семью Филиппа Мускевича монастырь выселял в течение пяти лет. Все это время суд был на стороне жителей.

С Мускевичей и начался процесс выселения жителей через суд. Почти 20 лет Филипп жил в Воскресенском скиту – по местным меркам на другом краю острова, а на самом деле – в пяти минутах езды на машине от Зимней гостиницы. Когда он приехал на Валаам из Таллина, монастыря на острове еще не было. В 1989-м Мускевича поселила туда местная власть как приехавшего специалиста. Похожим образом были расселены и другие семьи сотрудников существовашего еще тогда музея-заповедника.

Но вот на остров пришел монастырь и, окрепнув, с 2003 года в течение пяти лет пытался выселить семью через суд. Но безуспешно - иски монастыря, апеллировавшие к Жилищному кодексу, последовательно отклонялись. Однако в 2008-м монастырь подал иск на новых основаниях, потребовав выселить Мускевичей из Трапезного корпуса Воскресенского скита как из нежилого здания. И монастырь вдруг выиграл дело.

Мускевичей вывозили с приставами, провожавшими Филиппа с супругой Людмилой до самого причала. Однако они продолжают цепляться за эту землю и живут в комнате сочувствующей им семьи, в той самой Зимней гостинице. Там тесно и холодно зимой, но они не уезжают. Мало того, продолжают активничать - Филипп помогает еще не выселенным жителям Валаама бороться за право остаться на острове.

"Я рассматривал любые варианты альтернативного переселения внутри Валаама... Это мое родное место. Эстетический аргумент очень важен. Прекрасное, восхитительное место, к которому я привык, которое я знаю и которое я люблю", - говорит Филипп Мускевич.

Почти никто из жителей не держится именно за эти квартиры. Для большинства из них самое главное - остаться на Валааме, если не в этом, так в каком-нибудь другом жилье. Но и этот вариант нереален, утверждают в монастыре. Из тысячи жителей, зарегистрированных на острове в начале 80-х, сейчас с постоянной пропиской осталось всего около сотни. И всем им грозит переселение на материк.

Среди них – потомки работников Дома инвалидов, открытого на острове после Второй мировой войны, бывшие сотрудники ликвидированного музея-заповедника, получившие жилье по социальному найму в 1980-90-е гг, а также сотрудники действующего Природного парка.

Исчезнувший поселок

На заре возрождения монастыря предполагалось, что желающие смогут остаться на острове. Это был единственно возможный законный на тот момент вариант - так как переселение, согласно закону, должно производиться в рамках одного населенного пункта.

Image caption "Они (представители монастыря) к жителям относятся очень неприязненно еще и потому, что жители пытаются судиться и отстаивать свои права, а в канонах монастырских такое поведение как минимум неприемлемо", - говорит эксперт МХГ Сергей Шимоволос.

Однако теперь выселение с острова не противоречит закону. Потому что в середине 2000-х годов Валаам перестал быть самостоятельной территориальной единицей. Там было упразднено самоуправление и остров стал... городским районом Сортавалы, что в 40 км, на северном берегу Ладожского озера.

Эксперты Московской Хельсинкской группы, разбиравшие этот конфликт, считают, что ликвидация самоуправления была проведена незаконно и сделала местных жителей фактически бесправными.

Для этого, по данным МХГ, было использовано "обращение" жителей поселка Валаам, подготовлен протокол общего собрания жителей поселка от 13 февраля 2005 г., "на котором присутствовали 47 человек". Однако мнение большинства жителей поселка никто не выяснял, подтверждают сами местные жители.

Самое главное нарушение – это нарушение права на местное самоуправление. Поселок ликвидировали незаконно, путем фальсификации документов якобы какого-то общего схода. Так вот этого схода не было Сергей Шимоволос, эксперт МХГ

"Самое главное нарушение – это нарушение права на местное самоуправление. Поселок ликвидировали незаконно, путем фальсификации документов якобы какого-то общего схода. Так вот этого схода не было", - говорит эксперт МХГ Сергей Шимоволос.

Выселение по-христиански

Отнюдь не все из тех, кто жил здесь последние полвека, возражали против отъезда. Многие согласились на первоначально предлагавшиеся монастырем квартиры в Петрозаводске. Семье одной из жительниц "Зимней", Людмилы, досталось аж три малометражных квартиры – для ее матери, взрослой дочери и для нее с мужем и несовершеннолетним ребенком. Большая часть семьи уже переехала, правда, свой отъезд с Валаама Людмила постоянно откладывает. Говорит – в Петрозаводске очень трудно найти работу.

Но квартиры в региональной столице предлагали немногим. Изначально монастырь аккуратно переселял жителей, однако после ликвидации местного самоуправления терпеливый поиск компромисса сменился жестким подходом.

Media playback is unsupported on your device

Хотя в монастыре по-прежнему говорят о добровольном характере переселения и "христианском" отношении к светскому населению острова, из заявлений иерархов РПЦ становится ясно - выбора у жителей нет. Апеллирующим к жилищному законодательству местным жителям представители монастыря твердо .

Жители писали письма президенту России, патриарху, уполномоченному по правам человека в Карелии с просьбой защитить их право остаться на острове, однако большинство этих писем остались без ответа. В сентябре, после последнего письма патриарху, учрежденная монастырем и управляющая недвижимостью монастыря на острове компания ООО "СЭНТ" ("Служба эксплуатации недвижимости и территорий") подала иски в отношении еще девяти жителей "Зимней".

Многие валаамцы, в том числе и те, кого переселение еще не коснулось, восприняли такой поворот событий как вызов и подали встречный иск, оспаривающий признание своих квартир в "Зимней гостинице" непригодными для проживания. Первое заседание по иску было отложено, новое состоится в середине ноября.

Сергей Шимоволос из МХГ говорит, что во всей истории с выселением местных жителей налицо жонглирование нормами права. "И старый и новый Жилищный кодекс не допускали признания или перевода жилого помещения в нежилое без расселения жильцов. В частности, статья 22 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ не допускает перевод жилого помещения, если граждане используют его "в качестве места постоянного проживания", - говорит он.

Юрист коллегии адвокатов "Юков и Партнеры" Екатерина Баглаева признает, что формально на данном этапе действия монастыря выглядят правомерными. Однако и она указывает на определенную коллизию, которая ставит под сомнение законность действий монастыря. Да, с одной стороны жильцы не могут аппелировать к жилищному кодексу, находясь в помещении, которое признано нежилым. "Однако на том же основании стоит усомниться в указании ООО "СЭНТ" на то, что данное здание является нежилым. Ведь люди там живут и более того, они уже давно зарегистрированы в этом здании по постоянному месту жительства", - говорит Екатерина Баглаева.

Афон, да не тот

Image caption "Северный Афон", но с многотысячным потоком туристов обоих полов - таким видят Валаам монастырские власти

"Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном", - заявлял наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий еще четыре года назад в интервью изданию "Прямые инвестиции".

Жители не понимают, чем они могут мешать монахам и почему их нельзя оставить на острове.

"Ничто не мешает здесь небольшой общине светского населения сосуществовать с монастырем. Скажем, посад при монастыре. Здесь очень просто можно было бы разрешить ситуацию - создать программу с учетом баланса интересов, диалога, взаимопонимания", - размышляет Филипп Мускевич.

Раньше был поселок, и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться. Вера Скобелева, директор ООО "СЭНТ"

Никак нельзя, уверена Вера Скобелева, руководитель ООО "СЭНТ". Скобелева утверждает, что за последние тридцать лет демографическая ситуация на острове существенно изменилась.

"Раньше был поселок и не было монастыря. Сейчас – монастырь с постоянно увеличивающейся братией. То есть монахов становится все больше, слава Богу. На сегодняшний день их больше 200. Эта цифра будет увеличиваться. И что? Каким образом? Монахов мы отправляем на материк, а на Валааме мы делаем поселок?", - говорит Вера Скоблева.

Местные жители не согласны, и говорят, что количество монахов не только не растет, а фактически не меняется на протяжении последних лет.

Освобожденные от местных жителей помещения, как замечают валаамцы, занимают строители и сотрудники коммерческих структур монастыря. А таких много: ООО "Паломническая служба" работает с паломниками и туристами, ООО "Валаам – сервис" распоряжается флотом пассажирских и грузовых судов. Для ведения торговли на острове было создано ООО "Валаам – сервис", а уже упомянутый "СЭНТ" - обслуживания коммунального хозяйства поселка.

Image caption Монастырь делает ставку на "вахтовиков". В сезон их число превышает количество монахов и местных жителей вместе взятых

Число "вахтовиков" в сезон, по словам местных жителей, значительно превышает количество местных жителей и монахов вместе взятых. Большинство временных рабочих приезжают из ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из Румынии. И даже в начале ноября окрестности монастыря заполнены отнюдь не способствующим умиротворению грохотом отбойных молотков и урчанием бульдозеров.

О том, что монастырь намерен нанимать "вахтовиков", говорил и епископ Панкратий.

"Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке", - сообщил о планах монастыря епископ Панкратий.

Почему вахтовики устраивают монастырь больше, чем коренные жители, иерарх не объяснил.

"Я уже с владыкой (епископом Панкратием) говорил по этому поводу и с экономом: слушайте, зачем вы берете вахтовым методом работников, когда у нас есть работоспособное население? Почему вы не даете им работу? Ведь это местный житель, который будет работать и будет отвечать за свою работу! Нет, говорят, нам удобнее, чтобы здесь работали вахтовым методом", - рассказывает депутат городского Совета города Сортавала Сергей Григорьев, также – житель Валаама, тоже прописанный в Зимней гостинице.

Со слов депутата, некоторым из местных удается получить работу в монастырских коммерческих структурах, но большинство жителей с постоянной пропиской монастырь принципиально не берет на работу. Как уверен Сергей Григорьев, именно из-за их постоянной прописки на Валааме.

Кто упрям - иди на Валаам

В современном сознании слово "Валаам" ассоциируется с монастырем. Но представление о том, что остров "испокон веков" был исключительно монашеским - миф, замечает Ирина Смирнова.

"Монастырь образовался в конце 14 века, когда здесь уже было поселение. Это было время освоения Северного Приладожья карелами. В 17 веке, когда это была территория Швеции, здесь тоже находились карельские поселения, усадьбы, и в 18 веке вернулся монастырь", - рассказывает она.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Как свидетельствуют исторические источники, монастырь просуществовал на Валааме немногим более 300 лет...

В качестве поучительного примера успешного сосуществования монастыря и светского населения почти все жители Валаама, знающие историю острова, вспоминают о "финском периоде".

"Это были 1920-30-е гг, когда Великое княжество Финляндское получило независимость. Здесь находился финский военный гарнизон, потому что это была пограничная территория и здесь проживали семьи финских военных, с детьми. Кстати, они жили в Зимней гостинице. Здесь помещения были переоборудованы под квартиры. В другой части здания размещались туристы: в 20-30-е гг. это был очень крупный туристический центр", - рассказывает Ирина Смирнова.

По словам местных жителей, никакой вражды между ними и монахами нет и сейчас, несмотря на конфликт с руководством монастыря. У них даже есть что-то общее. Монахи любят вспоминать дореволюционную поговорку: "Кто опытен - иди в Оптину, а кто упрям - иди на Валаам". Вторую часть поговорки местные жители могут бы в полной мере отнести и к себе.

"Никто, ни один местный житель, в какие бы его условия ни ставили, не высказался агрессивно против Русской православной церкви, ни один. Тем более, более половины местных жителей – православные, крещеные и ходят в храм", - говорит Сергей Григорьев. Хотя некоторые, став свидетелями "мирских страстей" в ограде монастыря, разочаровываются.

Музеевед Варвара Сергеева, правнучка репрессированного в 1930-е гг. дьякона, говорит, что больше не может молиться в храмах на Валааме – уезжает в Петербург, чтобы исповедоваться и причаститься. На Валааме она живет с 1988 года, после закрытия музея занялась рукоделием – шьет очень популярные среди паломников сумки. Монастырь отказывается брать у Варвары изделия на продажу, предпочитая работе местных изделия своих оптовых поставщиков с материка.

"Просто гетто"

Image caption Свтелана Стрельникова говорит, что от бытовой неустроенности спасает красота и дух острова

Светлана Стрельникова, хоть тоже не может молиться в храмах на Валааме, уезжать с острова не хочет.

"Стоит только в лес пойти походить, и ты понимаешь, за что ты тут борешься. Лес, кстати, тоже настолько изгадили, столько леса повырубили... Потому что я сюда приезжала не за какими-то там деньгами, квартирами. Мне просто понравилось место. Здесь такие бытовые условия - вот сколько я здесь жила, думала: "Господи, если бы я жила в городе, я бы, наверное, уже повесилась от таких бытовых условий", - говорит Светлана Стрельникова.

Условия нормальными не назовешь. В заставленных сундуками и шкафами темных коридорах Зимней гостиницы хозяйничают кошки. На фоне стен с облезшей кое-где краской полудомашние животные усугубляют ощущение обветшалости.

Здание само в ужасающем состоянии. То как люди содержат коридоры и лестницы – это просто гетто Вера Скобелева, директор ООО "СЭНТ"

В квартирах маленькие окна, печное отопление дополняют электрические обогреватели. Тут самодельные перегородки, импровизированные кухни и самостоятельно установленные санузлы.

Такими неблагоустроенными по городским меркам квартиры были и два десятилетия назад, когда музейных работников разместили в "Зимней гостинице". Тогда квартиры сочли пригодными для проживания. Без капитального ремонта прошло два десятилетия, старинное здание и проложенные еще в советское время коммуникации обветшали. И вот монастырские власти получили техническое заключение о непригодности здания для проживания.

"Здание само в ужасающем состоянии. То, как люди содержат коридоры и лестницы, – это просто гетто", - возмущается руководительица ООО "СЭНТ" Вера Скобелева.

Жители утверждают, что неоднократно предлагали монастырю провести ремонт в здании и были готовы помочь это сделать. Монастырь уже начал реставрацию внешнего контура "Зимней", но с расчетом на другие нужды.

"Это памятник федерального значения, он реставрируется с приспособлением под первоначальное использование. И там невозможно соблюсти санитарные и строительные нормы для жилого помещения. Это гостиничный комплекс", - объясняет Вера Скобелева.

Очень серьезный бизнес

В том же четырехэтажном здании, прямо над признанными непригодными для проживания квартирами – две монастырские гостиницы. Там весьма скромный по удобствам номер стоит в среднем 3,5-4 тыс. рублей за ночь. То же печное отопление и электрический обогреватель, душевая кабина, крохотное окошко.

Монастырю нужны гостиницы. В сезон – с мая по октябрь - на остров приезжает 100- 140 тысяч паломников – почти по тысяче человек в день. В трех монастырских гостиницах на острове могут разместиться немногим более 100 туристов. Проспект "Паломнической службы" насчитывает около двух десятков туристических программ, рассчитанных на разный кошелек.

Несмотря многократное повторение иерархами РПЦ формулы "Валаам - это северный Афон", ограничивать поток туристов-паломников на монашеский остров в ближайшее время никто не собирается.

Image caption Руководитель монастырского ООО "СЭНТ" Вера Скобелева категорична: на острове валаамцам остаться нельзя

"Надо отдавать себе отчет в том, что Валаам кормит весь Сортавальский район. Это туристический бизнес, гостиницы, путешествия, финны сюда приезжают, приезжают сюда со всей России, из-за границы, из Америки, из Англии, сюда ездит вся Европа. То есть понятно, что это очень серьезный бизнес, он приносит серьезный доход Карелии", - поясняет Вера Скобелева.

После завершения ремонта здания Зимней гостиницы там планируется создать духовно-просветительский центр, который будет включать в себя музей современной иконы с выставочными залами и школу православного песнопения, иконописи, лекционные залы, паломнический центр.

Согласно официальной версии, происходящие сейчас переселение жильцов связано исключительно с реставрацией федерального памятника – то есть "Зимней гостиницы" – к празднованию 100-летия Республики Карелия.

"Вот сейчас, например, пошли федеральные деньги на реставрацию, а люди там живут… Деньги надо осваивать. Они (жители) нам тормозят на полгода как минимум со всеми судами осваивание федеральных денег. Но монастырь вынужден ждать, когда это все решится", - сетует пресс-секретарь епископа Панкратия Михаил Шишков.

У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое. Сергей Григорьев, житель Валаама

Чтобы ускорить процесс, по словам местных жителей, применяются разные методы. В августе, например, после встречи, посвященной жеребьевке жилья на материке, в квартирах местных жителей на несколько дней было отключено электричество и водоснабжение. Отключения коснулись только тех, кого грозят отселить.

Невозможная стройка

"Остаться на Валааме невозможно, потому что там нет возможности строить новые помещения, потому что в пределах центральной усадьбы и весь архипелаг закрыт для нового строительства. Новое строительство предусматривает только скиты, храмы, часовни. Это не те помещения, в которых предполагается жить гражданам", - объясняет Вера Скобелева.

С утра в гостиничной келье постояльцев будит звук дрели. В отсутствие толп туристов посетителей острова преследует строительный шум.

Image caption Вот такое живописное место было выбрано для строительства еще одного "новодела" - Казанского скита

"У нас по программе – возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое строительство – строят новое. Стоят резиденции на островах. Вот построили у нас резиденцию для Алексия Второго – Свято-Владимирский скит – он там отдыхал. Заступил Кирилл – ему эта резиденция не понравилась – построили ему резиденцию на Байонном острове (Валаамского архипелага), на котором строить вообще ничего нельзя, потому что это заповедная зона, особо охраняемая территория", - говорит Сергей Григорьев.

Действительно, она теперь охраняется особо. Раньше для местных и туристов это было излюбленное место рыбалки, теперь, по рассказам туристов, всех приближающихся к острову встречает вооруженная до зубов охрана.

На самом острове Валаам в необычайно живописном месте строится Казанский скит. "Новодел", - презрительно говорит местный житель Виктор, уроженец Валаама. Виктору, который "знает на Валааме каждый уголок", новые постройки не нравятся - жалко вырубленный на месте строительства лес. "Зачем они здесь? Этих зданий здесь никогда не было", - говорит Виктор.

Рядом с храмом-новоделом с видом на гранитный берег торчит недостроенный склеп-новодел. Он предназначался для крупного жертвователя из Украины - погибшего в Египте на отдыхе Антона Клименко, брата министра доходов и сборов в правительстве Виктора Януковича. Кирпичный параллепипед, похожий на вход в подземный тоннель. Но он стоит пустым - по каким-то причинам благотворителя похоронили даже не тут, а на историческом Игуменском кладбище, где возводят нечто куда более массивное, похожее на часовню.

Image caption Строители работают над увековечением памяти брата украинского чиновника и крупного жертвователя

Рядом - могилы четырех игуменов монастыря. Ни одна из них не может соперничать по части монументальности с захоронением жертвователя. Даже могила игумена Дамаскина, которого называют главным строителем Валаама – под стандартным, в человеческий рост надгробием.

В 1992 году с ликвидацией государственного музея-заповедника Валаам, как отмечают в МХГ, потерял статус особо охраняемой территории. В 1999 году на Валааме был создан Природный парк, сотрудники которого нередко оказываются беспомощными, если нарушителем правил оказывается монастырь.

"Новоделы" ударными темпами возводятся на островах Валаамского архипелага фактически с благословения патриарха, который прошлым летом призвал на каждом еще "необитаемом" валаамском острове построить по скиту.

Вскоре после этого заявления предстоятеля РПЦ на острове Оборонный (Валаамского архипелага), где оставались до последнего времени постройки линии Маннергейма, была развернута масштабная стройка, которая началась без проведения необходимой экологической экспретизы. Экологи подняли тревогу: масштабное строительство разворачивается в особо ценной природной зоне парка, в непосредственной близости от мест, где скапливается на залежках занесенная в Красную книгу ладожская нерпа. Власти отреагировали на запрос "Гринписа" по поводу законности строительства с большим запозданием: было заведено административное дело, стройка продолжается.

Валаам для VIP

Image caption По мнению РПЦ, постройки для VIP не нарушают исторический облик острова

"Сделать где-то поселок – невозможно. Вокруг леса первой категории. И любая инфраструктура, которая будет создана как поселок отдельно, нарушит собственно исторический облик, который здесь зафиксирован. То есть практически все здания на территории Валаамского архипелага являются историческими или культовыми", - говорит нам Вера Скобелева.

Если даже оставить в стороне гробницу для для брата бывшего чиновника, на острове есть и откровенно светские постройки.

Рядом со Свято-Владимирским скитом (тоже новодел 2000-х с характерным для эпохи названием) – два больших деревянных коттеджа. Один из них местные называют резиденцией Путина, другой – VIP-баней.

По официальной версии, загадочные домики у скита-новодела – это гостиницы для VIP-гостей. Рядом за деревьями стоят новенькие жилые дома, около которых лихо работает экскаватор. "Строят для обслуги, наверное", - говорит сопровождающий нас местный житель.

Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке Михаил Шишков, пресс-секретарь епископа Панкратия

Строительство то ли резиденций, то ли VIP-гостиниц представителей монастыря не смущает. Ведь формально VIP-гостиница и дома для обслуги – не жилые помещения. "Понимаете, все хотят постоянной регистрации на Валааме. Она была проведена вне закона, и с нарушением Конституции и Жилищного кодекса. Строить можно, но не для проживания. Там строятся современные скиты, современные сооружения – мы что-то должны оставить в своем веке", - терпеливо объясняет причины строительного бума представитель игумена Михаил Шишков.

В 19 веке, когда строился современный ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, остров любили посещать российские императоры - Александр I и Александр II. Вы не найдете их "резиденций" или дач – царствующие особы жили в двух кельях около надвратной церкви апостолов Петра и Павла у монастырских ворот.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Остров полюбил президент России Владимир Путин

Нынешний глава государства также любит приезжать на Валаам - согласно официальной версии, чтобы "сосредоточиться на главном". Местные жители вспоминают, как однажды "сосредотачиваться" на остров он приезжал с Сильвио Берлускони.

В числе основных жертвователей на реставрацию памятников и строительство новоделов – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

В этом году обитель получила 358 млн рублей на "укрепление единства нации" и создание духовно-просветительского центра.

Тупик. Фанерный

Теперь всем жителям "Зимней" предлагают фактически безальтернативный вариант - дом в Сортавале. Для тех, кто не мыслит жизни без Валламской природы, ветра, волн и сосен, сам его адрес - как издевательство. Фанерный тупик, 7A.

На жеребьевку 18 квартир в новом доме пришли только два человека, да и те позже отказались. Квартиры в тупике валаамцы склоняют на все лады - в основном с рассказов других: новый дом видели немногие. Сергей Григорьев - один из таких.

Image caption В монастыре считают, что предлагают валаамцам прекрасную альтернативу - дом в Фанерном тупике

"Фактически вот что сделали: на обыкновенной производственной площадке взяли промышленное здание - там были мастерские, потом была контора - подремонтировали, сделали там 18 квартир – ни балконов, ни лоджий, потолки – 3,20, отопление – электрическое. Все конечно понимают, что в таких условиях жить невыносимо. Потому что, когда отопление электрическое и потолки 3,20, то это никаких денег не хватит, чтобы натопить эту комнату", - рассказывает Григорьев.

Дом расположен на территории действовавшего некогда в Сортавале мясокомбината. Валаамцы, которым грозит переселение, утверждают, что в непосредственной близости от него был некогда скотомогильник. Рассказывают, что за новой облицовкой здания скрываются прогнившие стены из силикатного кирпича. Говорят уверенно, и все же - "за глаза", увидеть невооруженным взглядом все перечисляемые недостатки мы не смогли. Но это не значит, что их не может быть.

Да за что там биться? За келью?! охранник дома в Сортавале

Обшитый желто-бордовым сайдингом трехэтажный домик с яркой детской площадкой смотрится чужаком - с одной стороны почерневшие от возраста хибары "частного сектора", с другой - остатки и осколки промзоны. Перед нашим приездом в квартирах на первом этаже включили "отопление" - те самые электрообогреватели. В нескольких комнатах от сырости от стен отстали обои. Но это - мелочи.

"Да это же хоромы! Заходи и живи! Если бы мне предложили такое жилье… А у меня двое детей и я снимаю комнату, 8 тысяч плачу каждый месяц - и не жалуюсь", - возмущается уроженец Сортавалы, молодой охранник, которому поручили сторожить дом до заселения жильцов.

Image caption Доступно ли монастырским чиновникам чувство прекрасного, задается этим вопросом Филипп Мускевич

В Сортавале - безработица и 800 человек на очереди на жилье по соцнайму. Люди по многу лет ждут свою очередь на жилье. Поэтому молодой человек считает, что жители Валаама "выпендриваются". Сам он в сезон отрабатывает "вахты" на Валааме. Мы интересуемся, нет ли там, на Валааме, чего-то такого, за что бы стоило побороться?

"Да за что там биться? За келью?!", - с недоумением смотрит на нас сортавалец.

Этот мужчина и отстаивающий свое право на Валаам Филипп Мускевич, кажется, говорят на разных языках.

"Почему, когда говорят о перемещении жителей, сравнивают лишь метры, характеристики СанПиН, не беря в расчет то, что на Валааме люди живут не просто в своих квартирах? Они прежде всего живут на этом прекрасном острове. Для монахов, которые должны быть хоть в какой-то степени романтиками, должно быть понятно, что именно эта феноменальность Валаама привлекает людей", - говорит Мускевич.

Валаам – прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам – монастырь на островах

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские – святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник “Чудеса преподобных Сергия и Германа”.

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них “великий недуг и расслабление членов”, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают “под спудом”. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам – светильник Финляндии

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал “Утренняя заря”, книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-“киновия” для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни – 3 кг, тыквы – около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!


Close