В результате переоценки допускается как увеличение (дооценка), так и уменьшение (уценка) стоимости имущества.

Результаты переоценки отражаются в бухгалтерии на и 91 Прочие доходы и расходы. Результаты проведенной переоценки в бухгалтерском учете отражаются в начале нового отчетного периода.

Проводка при дооценке основных средств: Д01 К83 — стоимость увеличилась.

Проводка при уценке основных средств: Д91/2 К01 — стоимость уменьшилась.

При проведении переоценки основных фондов помимо пересчета стоимости объектов, нужно также проводить пересчет .

Для этого сначала считаем степень износа, то есть находим отношение начисленной амортизации к в процентах. Затем переоцененную стоимость объекта ОС умножаем на степень износа и получаем пересчитанную амортизацию.

В случае дооценки пересчет амортизации отражается проводкой: Д83 К02.

В случае уценки проводка выглядит следующим образом: Д02 К91/1.

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ПРОВОДКИ)

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. ПРИМЕРЫ ДООЦЕНКИ И УЦЕНКИ

Пример переоценки объекта основных фондов (дооценка):

Основное средство первоначальной стоимостью 20000 рублей. По нему начислена амортизация 4000 рублей.

В результате анализа рынка была выявлена текущая среднерыночная цена на данное ОС, которая составила 25000 рублей. То есть стоимость увеличилась на 5000 рублей.

Проведем пересчет амортизации:

А = 25000 * 20% / 100% = 5000 рублей. То есть стоимость амортизации увеличилась на 1000.

Проводки при дооценки основных средств:

Пример переоценки основных средств (уценка):

Основное средство первоначальной стоимостью 20 000.

Сумма начисленной амортизации 4000.

Среднерыночная стоимость на аналогичные ОС 16000 (уменьшилась на 4000 рублей).

Степень износа = 4000*100% / 20000 = 20%.

Амортизация в результате переоценки: 16000 * 20% / 100% = 3200 (уменьшилась на 800).

Проводки при уценки основных средств.

Предприятие планирует преобразование из МУП в АО по окончанию 3 квартала 2016г. Переоценка основных средств по состоянию на 01.01.2016 г. не проводилась. Возможно ли проведение переоценки в 2 квартале 2016г.?

О том, как проводится переоценка основных средств 2016. Когда можно проводить переоценку, а когда это делать опасно, разберемся вместе.

Переоценка основных средств 2016 в середине года не прорводится. Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года- 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно. организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Если Вы уже проводили переоценку, то обязаны проводить переоценку регулярно на конец года. Нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено . Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 43 Методических указаний, утвержденных ).

Переоценка основных средств 2016: периодичность

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств

Переоценка основных средств 2016 проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано в пункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:
– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 , Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33 , Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.

Переоценка основных средств: регулярность

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01 , п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением ( , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 () будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Необходимость переоценки может быть продиктована:

ь инфляционными процессами. Рост цен приводит к тому, что организациям необходимо уточнять оценку имеющихся у них активов с тем, чтобы привести их стоимость в соответствие с действующими рыночными ценами;

ь ситуацией, когда чистые активы организации к концу отчетного года оказываются меньше величины уставного капитала. Уточнив оценку активов (проведя дооценку) зачастую можно избежать ликвидации, которая в соответствии с п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ вполне грозит организации;

ь необходимостью уменьшить налог на имущество.

До вступления в силу ПБУ 6/97 переоценка основных средств производилась по решению Правительства РФ: на 1 января 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г., на 1 января 1998г.

С 1 января 1998 г. организации получили право переоценивать объект основных средств по восстановительной стоимости.

Правила проведения переоценки

Правило 1.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) проводить переоценку объектов основных средств.

Правило 2.

Переоценке подлежат группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 61). Это - здания; сооружения; транспортные средства (п. 44 Методических указаний по учету основных средств). Все другие основные средства организация объединяет в группы самостоятельно и отражает в учетной политике.

Правило 3.

Решение о проведении переоценки должно быть закреплено в учетной политике с указанием периодичности проведения (п. 15 ПБУ 6/01). Нарушение установленного срока проведения переоценки трактуется как нарушение правил ведения бухгалтерского учета. А за это в КоАП и НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 15.11 КоАП РФ; ст. 120 НК РФ).

Правило 4.

Для проведения переоценки необходимо сформировать пакет из следующих документов:

ь приказ руководителя, в котором указывают перечень сотрудников, проводящих переоценку и группы однородных объектов основных средств подлежащих переоценке;

ь перечень основных средств с указанием по каждому объекту наименования, даты покупки (постройки, создания, сооружения), даты принятия к бухгалтерскому учету; первоначальной стоимости на дату переоценки; основания для переоценки - документов, подтверждающих рыночную стоимость переоцениваемого объекта.

ь акт для отражения результатов переоценки основных средств (в произвольной форме).

Правило 5.

Результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете обособленно по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не во входящем сальдо вступительного баланса на 1 января следующего года, как это было ранее (до 2011 года). Таким образом, если организация проводит переоценку основных средств по состоянию на 31 декабря 2016 г., то ее результаты учитываются при формировании показателей бухгалтерской отчетности за 2016 г.

Правило 6.

Методы проведения переоценки определены в п.43 Методических указаний. Это - индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. В настоящее время индексный метод не применяется.

Переоценка может быть произведена как специалистом-оценщиком, так и собственными работниками. Если организация решит самостоятельно производить переоценку, то нужно создать специальную комиссию. Проведя переоценку, комиссия составляет специальный акт, где указываются все результаты. К акту обязательно должен быть приложен документ, подтверждающий рыночную стоимость переоцениваемых объектов.

Для подтверждения рыночных цен можно использовать:

ь данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций - изготовителей;

ь сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики, торговых инспекциях;

ь экспертное заключение о рыночной стоимости основных средств. В качестве экспертов могут быть привлечены специалисты территориальных органов Российского общества оценщиков, аудиторских фирм, бюро технической инвентаризации (БТИ).

Если организация привлекает оценщиков, то необходимо:

ь заключить с экспертом договор в письменном виде;

ь по окончании экспертизы составить акт выполненных работ на основании отчета, составленного специалистом-оценщиком.

Не подлежат переоценке объекты основных средств, которые не приняты на балансовый учет к моменту проведения переоценки. Все остальные основные средства (действующие, бездействующие, находящиеся на консервации и т.п.) переоцениваются.

Правило 7.

Отражение в учете результатов переоценки зависит от того впервые или нет, переоценивается основное средство.

Если переоценка производится впервые, то:

ь сумма уценки основного средства относится на прочие расходы;

ь сумма дооценки основного средства относится на добавочный капитал.

Если переоценка производится не впервые, то:

ь сумма уценки основного средства относится на уменьшение добавочного капитала, который был сформирован ранее за счет суммы дооценки этого объекта. Если средств добавочного капитала не хватает, то оставшаяся часть уценки относится на прочие доходы;

ь сумма дооценки основного средства (если в прошлые периоды оно было уценено) относится на прочие доходы в размере прошлой уценки. Разница между величиной дооценки и величиной уценки в прошлые периоды относится на добавочный капитал.

Следует отметить, что в случае выбытия объекта основных средств сумма его дооценки должна быть перенесена с добавочного капитала на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Отражение в учете уценки основных средств

Ситуация 1. Основные средства переоцениваются впервые:

Дт. 91-2 - Кт. 01 - отражена сумма уценки основного средства.

Затем необходимо скорректировать сумму амортизации, накопленной к моменту переоценки. Для этого рассчитывают специальный коэффициент (К):

Где ВС - восстановительная стоимость объекта основных средств;

ПС - Первоначальная стоимость объекта основных средств до переоценки.

Тогда сумма скорректированной амортизации (Акор.) будет равна произведению суммы амортизации до переоценки и специального коэффициента:

Акор. = А * К

Дт. 02 - Кт. 91-1 - отражена сумма корректировки амортизации (уценки).

Ситуация 2: основные средства переоценивались ранее:

Если в прошлом основное средство было дооценено, то уценка отражена следующим образом:

ь сумма уценки, равная прошлой дооценке, относится на добавочный капитал:

Дт. 83-1 - Кт. 01 - отражена уценка основного средства, равная сумме прошлой дооценки;

Дт. 02 - Кт. 83-1 - отражена корректировка амортизации (точно также, как и при дооценке);

ь превышение уценки над суммой прошлой дооценки относится на нераспределенную прибыль(непокрытый убыток):

Дт. 91-2 - Кт. 01 - отражена разница между величиной уценки и суммой прошлой дооценки;

Дт. 02 - Кт. 91-1 - отражена корректировка амортизации(точно также, как и при дооценке).

Если в прошлом основное средство уценивалось, то в этом случае сумма уценки в учете отражена так, как если бы переоценка проводилась в первый раз (т.е. с отнесением суммы уценки на нераспределенную прибыль).

Отражение в учете дооценки основных средств

Ситуация 1: основные средства переоцениваются впервые:

Если основные средства дооцениваются впервые, то в этом случае дооценка относится на добавочный капитал.

Дт. 01 - Кт. 83-1- отражена сумма дооценки основного средства;

Дт. 83-1 - Кт. 02- отражена сумма дооценки амортизации основного средства.

Определение суммы дооценки амортизации производится также путем расчета коэффициента.

Ситуация 2: основное средство переоценивалось ранее:

Если основное средство в прошлом было уценено, то сумма дооценки отражена следующим образом:

ь дооценка, равная сумме прошлой уценки относится на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток):

Дт. 01 - Кт. 91 -1 - отражена дооценка, равная сумме прошлой уценки;

Дт. 91- 2 - Кт. 02- отражена корректировка амортизации (равная корректировки при уценке).

ь превышение дооценки над уценкой относится на добавочный капитал:

Дт. 01- Кт.83 - отражено превышение дооценки над уценкой;

Дт. 83 - Кт. 02 - отражена корректировка амортизации.

Если в прошлом основное средство было дооценено, то сумма дооценки отражена точно так же, как и при переоценке впервые (т.е. с отнесением дооценки на добавочный капитал).

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ результаты переоценки не влияют на стоимость основного средства в налоговом учете.


Всего три раза Правительством СССР издавались распоряжения о проведении переоценки основных средств. Переоценки 25, 60 и 72 годов были мероприятиями плановыми, обязательными для всей страны. Организациям всех отраслей спускались инструкции с подробным изложением, что и насколько нужно переоценивать, и все дружно умножали стоимость основных средств на вмененные Госпланом коэффициенты.

Через некоторое время всесоюзное статистическое ведомство «с чувством глубокого удовлетворения» сообщало о том, что фондовооруженность промышленности страны возросла на столько-то процентов.

Бухгалтеры старших поколений ещё помнят, как это происходило в постсоветский период. Обесценивание российской денежной единицы шло такими темпами, что в учете происходили самые невероятные ситуации.

Приобретенный полгода назад станок мог числиться в учете по стоимости, меньшей на порядки, чем такой же станок, купленный сегодня. Пустеющие корпуса разоряющихся заводов, благодаря тому, что в их инвентарной карточке числилась ещё советская цена, продавались дешевле легкового автомобиля, а легковые автомобили уходили с баланса предприятий по цене детской коляски.

Совминовские постановления о проведении переоценок с 1992 по 1997 годы выходили с периодичностью новогодних утренников. Бухгалтерии привычно умножали, приводя стоимостные характеристики объектов к чему-то более или менее единому, но уже через пару месяцев этот пересчет устаревал.

Да, чаще всего в истории нашей страны этот механизм становился спасительной заплатой на прорехах негодной экономической политики. Но это не отменяет действительного экономического значения переоценки, как существенного инструмента в принятии управленческих решений.

Переоценка сегодня

Сегодня порядок переоценки основных средств перестал регулироваться государством в той мере, в какой он регулировался ранее. Решение о проведении или не проведении переоценок принимает организация в процессе администрирования своей финансово-хозяйственной деятельности.

Это условие закреплено в п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) и подтверждается нормами Налогового Кодекса Статьи №№ 256 «Амортизируемое имущество» и 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества».

В то же время самостоятельность организации в отношении переоценки не означает полную стихийность этого процесса. Порядок проведения переоценки основных средств организацией не может выходить за рамки, определенные вышеуказанными и сопутствующими им нормативно-правовыми актами п. 44 «Методические указания об учете основных средств» (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н, с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.).

Это означает, что в тех случаях, когда компании потребовалось в каких-либо целях переоценить наличествующий имущественный капитал, сделать это она может, опираясь на единые правила.
Принимая решение о проведении переоценки, важно помнить ряд ключевых моментов. Рассмотрим их по порядку.

Порог существенности

Переоценка должна производиться в том случае, если имеет место существенная разница между балансовой стоимостью объекта и рыночной, восстановительной стоимостью аналогичного ему. Слово «существенная» выделено нами не случайно. Несмотря на то, что понятие существенности напрямую не определяется в основных нормативно-правовых актах, это значительное условие.

В Указаниях № 91-н п. 44 «Методические указания об учете основных средств» (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н, с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.) имеется прямо высказанное требование установления существенности разницы между стоимостью основных средств, по которой они числятся на балансе, и восстановительной стоимостью.

В свою очередь, 5-процентный порог существенности в свое время был определен в объясняющей части Порядка предоставления отчетности «Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности» (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, в ред. приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. № 135н, от 18 сентября 2006 г. № 115н). Несмотря на то, что данный документ утратил силу в части форм отчетности, иное трактование размера существенности на настоящий момент отсутствует, из чего можно сделать логическое заключение о его действительности.

Приведем два простых примера.

  • 1 случай. Стоимость основных средств однородной группы на 31.12.2013 г. составила 1 млн. руб.; восстановительная стоимость объектов группы на 31.12.2013 г. 1,08 млн. руб. (1080000 — 1000000):1000000=.0,08 (8%)
  • 2 случай. Стоимость основных средств однородной группы на 31.12.2013 г. составила 1 млн. руб.; восстановительная стоимость объектов группы на 31.12.2013 г. 1,025 млн. руб. (1025000 — 1000000):1000000=.0,025 (2,5%)

В первом случае результаты переоценки будут отражаться на счетах бухучета, так как разница в 8% является существенной. Во втором случае разница в 2,5% признается несущественной и переоценка не производится.

В принципе, отсутствие строго предписанной нормы можно истолковывать и так, что организация имеет право на самостоятельное установление критерия существенности для изменения стоимости объектов основных фондов в результате переоценки. Если такое решение будет принято, размер критерия существенности следует прописать при составлении приказа об учетной политике.

Регулярность переоценки


Принимая решение о переоценке, в обязательном порядке нужно учитывать то, что впоследствии придется переоценивать именно эти объекты основных средств регулярно. Ограничение частоты переоценок установлено в виде годового интервала.

Из этого следует, что однородная группа основных средств может быть переоценена не чаще, чем единожды в год. Об этом говорят и ПБУ и НК. Однако ошибкой будет считать, что в обязанности организации вменяется ежегодная переоценка.

Для определения необходимости её проведения следует опираться на описанный выше механизм выявления существенности.

Метод переоценки

В большинстве источников, разъясняющих порядок ведения переоценки, до сих пор упоминается возможность применения двух методов – индексации или прямого пересчета. Происходит это, видимо, в силу инерции.

Да, в свое время существовал так называемый ИРИП (индекс реализации имущества предприятий). Этот индекс-дефлятор был введен в действие Постановлением Правительства РФ. N 315 от 21.03.1996 и регулярно публиковался в официальной прессе. Однако в 2002 году, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. № 121 Постановление № 315 утратило силу, а иные индексы не устанавливались вероятнее всего в силу того, что вступившей тогда же в силу 25 главой НК применение ИРИП не предусматривается.

В настоящее время в последней редакции ПБУ упоминание индексного метода переоценки из пункта 15 исключено. Таким образом, в настоящее время порядок проведения переоценки основных средств предполагает только метод прямого пересчета.

Базой для проведения переоценки прямым пересчетом является информация, получаемая из следующих источников:

  • Информация компаний — производителей идентичных объектов;
  • Сведения об уровне цен, полученные в государственных организациях или специальных публичных источниках;
  • Экспертная оценка независимыми специалистами

Алгоритм проведения переоценки

Переоценка основных средств мероприятие отнюдь не спонтанное. Для ее проведения необходим ряд подготовительных мероприятий, в том числе изучение наличия таких объектов, учетные стоимостные данные которых подлежат корректировке.

Приказом по организации оформляется решение о проведении переоценки, определяется состав служб или круг специалистов, которые будут задействованы, а так же утверждается перечень объектов, подлежащих переоценке.
Перечень объектов представляет собой сводные данные по объектам и включает такие позиции, как точное наименование, дату ввода в эксплуатацию и принадлежность к определенной однородной группе.

В качестве исходных данных используются информационные и учетные сведения об объекте:

  • Первоначальная или восстановительная (если объект уже переоценивался в предшествующих периодах) стоимость по состоянию на последний день отчетного года;
  • Сумма амортизационных отчислений, произведенных за время эксплуатации объекта;
  • Подтвержденные данные о восстановительной стоимости по состоянию последний день отчетного года.
  • На последнем пункте следует заострить внимание. Ранее действовала норма об отражении данных о произведенной переоценке по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным годом.
    Переоценка основного средства представляет собой пересчет его первоначальной (восстановительной) балансовой стоимости и амортизации за всё время его эксплуатации.

    Отражение результатов переоценки

    Переоценка приводит к тому, что балансовая стоимость объекта изменяется либо увеличиваясь, либо уменьшаясь.
    При увеличении (дооценка), отражение в бухгалтерском учете производится проводкой по Кт счета 83 на сумму, на которую произведена дооценка.
    При уменьшении, то есть уценке, отражение в бухгалтерском учете производится проводкой в Дт счета 91 на сумму уценки.

    Пример:
    Переоценка проводится организацией первый раз. По состоянию на 31.12.2013 балансовая стоимость группы основных средств 17 405 400 руб., рыночная стоимость – 15 301 160 руб. Амортизационные отчисления до переоценки — 7 166 400 руб. Метод начисления амортизации линейный.

    Для пересчета амортизации рассчитываем коэффициент, равный отношению рыночной стоимости к балансовой: 15 301 160: 17 405 400 = 0,88. Размер пересчитанной амортизации составит: 7 166 400 x 0,88 = 6 306 432. Разница между накопленной и пересчитанной амортизацией: 7 166 400 – 6 306 432 = 859 968. Сумма уценки определяется в виде разности уценок балансовой стоимости и амортизации: 17 405 400 – 15 301 160 = 2 104 240; 2 104 240 – 859 968 = 1 244 272

    По состоянию на 31.12.2013 производятся следующие бухгалтерские проводки:

    • Дт 02 – Кт 01 — 859 968 руб. сумма уценки амортизации;
    • Дт 91-2 – Кт 01 — 1 244 272 руб. сумма уценки группы ОС.

    В тех случаях, когда переоценка объектов основных средств уже производилась ранее, в бухгалтерском учете это будет отражаться иначе.
    Представим эти различия в виде таблиц:

    Рассмотрим очередной пример:
    По состоянию на 31.12 проводится переоценка однородной группы имущества, которое переоценивалось ранее. До новой переоценки восстановительная стоимость составляет 16 800 000 руб., амортизационные отчисления 7 200 350 руб. Рыночная стоимость на 31.12 19 400 000 руб. В предыдущую уценку на счет 84 отнесено 605 600 руб.

    Коэффициент пересчёта: 19 400 000: 16 800 000 = 1,15. Размер пересчитанной амортизации: 7 200 350 руб. х 1,15 = 8 280 402. Разница между пересчитанной и накопленной амортизации: 8 280 402 — 7 200 350 = 1 080 052. Дооценка составит: (19 400 000 — 16 800 000) — 1 080 052 = 1 519 948.

    Эта результирующая должна быть разделена на две суммы.
    Одна из них, равная сумме предыдущей уценки относится в прочие доходы.
    Вторая: 1 519 948 — 605 600 = 914 348 относится в добавочный капитал.

    По состоянию на 31.12 производятся следующие бухгалтерские проводки:

    • Дт 01 — Кт 02 — 1 080 052 руб. дооценка амортизации;
    • Дт 01 — Кт 91-1 — 605 600 руб. дооценка, равная предыдущей уценке;
    • Дт 01 — Кт 83 — 914 348 руб. остальная часть дооценки.

    Важно помнить, что при оформлении выбытия основного средства, необходимо сумму, на которую он дооценивался, списать с добавочного капитала в нераспределенную прибыль.
    В целом, набор бухгалтерских проводок в таком случае должен выглядеть примерно так:

    • Дт 20 — Кт 02 – амортизационные отчисления по выбывающему ОС;
    • Дт 01-2- Кт 01 – списание восстановительной стоимости ОС;
    • Дт 02 — Кт 01-2 – списана амортизация;
    • Дт 10 — Кт 01-2 – оприходованы комплектующие, оставшиеся при ликвидации;
    • Дт 01-2- Кт 76 – сторонние услуги по ликвидации ОС;
    • Дт 19 — Кт 76 – НДС в услугах по ликвидации;
    • Дт 91-2- Кт 01-2 – финансовый результат от ликвидации ОС;
    • Дт 83 — Кт 84 – дооценка выбывающего ОС.

    Приведенные примеры дают вполне полное представление о последовательности проведения и порядке отражения переоценок в бухгалтерском учете. С налоговым учетом результатов переоценок все обстоит гораздо проще.

    Переоценка основных средств и налоговый учет

    Говоря о влиянии результатов проводимых организацией переоценок на показатели налогового учета, необходимо сразу озвучить следующий момент: в отличие от соответствующих пунктов ПБУ, статьями Налогового Кодекса в перечень случаев, которые ведут к изменению стоимости объекта основных средств, включены достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, техперевооружение и частичная ликвидация пункт 2 статьи 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества» НК РФ. Переоценка в этот перечень не вошла.

    Соответственно, результаты проведенных переоценок, проводимых организацией, не отражаются ею в налоговом учете. Налоговым кодексом суммы уценок и дооценок не признаются в составе доходов или расходов, учитываемых в целях налогообложения. Это подтверждается и позицией, занимаемой по этому вопросу Минфином — письма Минфина РФ от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/412, от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/544.

    Однако косвенное влияние на результаты налогового учета переоценка всё-таки имеет. В соответствии с пунктом 4 статьи 376 «Порядок определения налоговой базы» НК РФ среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества рассчитывается делением остаточной стоимости имущества на все первые числа месяцев года и последнее число года на количество месяцев, увеличенном на единицу.

    Таким образом, не принимаемые к налоговому учету данные переоценки всё-таки влияют на базу налогообложения в части расчета налога на имущество опосредованно, через пересчет остаточной стоимости имущества.

    В отчете оценщиков, составленном в 2015 году, определена текущая (восстановительная) стоимость объектов основных средств по состоянию на 31.12.2015. Можно ли сделать переоценку основных средств 31.12.2016 на основании акта оценки, проведенной в 2015 году?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Отчет оценщика, составленный в 2015 году, не может быть использован в качестве документа, подтверждающего текущую (восстановительную) стоимость ОС по состоянию на 31.12.2016. Поэтому для переоценки ОС, проводимой в 2016 году, данные этого отчета не могут использоваться.

    Обоснование вывода:

    Вопросы проведения переоценки ОС регламентируются нормами 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

    Стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Так, изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в том числе в случае их переоценки (п. 14 ПБУ 6/01, п. 41 Методических указаний).

    Переоценка объектов ОС производится с целью определения реальной стоимости объектов ОС путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических указаний).

    На основании п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может (но не обязана) не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости.
    Напомним, что под отчетным годом на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) понимается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

    То есть, если организация принимает решение о проведении переоценки ОС в 2016 году, то ее необходимо провести по состоянию на конец отчетного года, то есть на 31.12.2016, и на эту же дату отразить результаты проведенной переоценки на счетах бухгалтерского учета.

    При принятии решения о переоценке ОС следует учитывать, что в последующем такие ОС переоцениваются регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

    Переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

    Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

    При этом ни ПБУ 6/01, ни Методические указания не содержат определения и критериев формирования групп однородных объектов ОС. Определять такие группы организации должны самостоятельно (письмо Минфина России от 12.01.2006 N 07-05-06/2). Минфин России рекомендует при их формировании исходить, в основном, из назначения этих объектов.

    Нормы ПБУ 6/01 и Методических указаний также не раскрывают, что следует понимать под регулярностью проведения переоценки. Указано лишь, что она может производиться не чаще одного раза в год.

    Согласно абзацу первому п. 43 Методических указаний при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:

      индексный метод;

      метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

    Для этих целей под текущей (восстановительной) стоимостью объектов ОС понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта (абзац второй п. 43 Методических указаний).

    При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов ОС (абзац четвертый п. 43 Методических указаний).

    Из анализа норм п. 15 ПБУ 6/01 и п.п. 41-48 Методических указаний следует, что для переоценки объектов ОС установлены два ограничения:

      сумма дооценки (уценки) ограничена текущей (восстановительной) стоимостью, т.е. стоимость ОС в бухгалтерском учете и отчетности не должна существенно отличаться от текущей (восстановительной) стоимости;

      частота переоценки ограничена снизу, т.е. переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год.

    В остальном все оставлено на усмотрение организации, как выбор групп ОС для переоценки, так и конкретный способ ее осуществления. Установлено лишь одно правило: после принятия решения о переоценке по таким ОС в последующем они переоцениваются регулярно. При этом регулярность проведения переоценки также устанавливается организацией в учетной политике.

    Пунктом 7 ПБУ 1/2008 " организации" (далее - ПБУ 1/2008) установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

    Следовательно, предполагается, что если организация принимает решение переоценивать какую-либо из групп однородных ОС, то она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) переоценки ОС.

    При выборе метода прямого пересчета осуществить переоценку могут как специалисты-оценщики, так и финансовые сотрудники предприятия. Этот вывод следует из абзаца четвертого п. 43 Методических указаний.
    В рассматриваемой ситуации у организации имеется отчет оценщиков, составленный в 2015 году, где определена текущая (восстановительная) стоимость объектов ОС по состоянию на 31.12.2015.

    В силу ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в экспертном заключении (отчете) оценщика в обязательном порядке должны быть указаны цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

    Из материалов арбитражной практики (смотрите, например, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2016 N 20АП-3195/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 N Ф07-14162/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А) следует, что отчет об оценке основных средств, используемый для целей их переоценки в бухгалтерском учете, должен содержать прямое указание на то, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете. Отчет об оценке рыночной стоимости для иных целей (для последующей продажи, для подготовки финансовой отчетности по МСФО, привлечения инвесторов, получения банковского кредита и т.п.) не может быть использован для переоценки основных средств в целях бухгалтерского учета.

    В п. 46 Методических указаний определено, что исходными данными для переоценки объектов основных средств являются: первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой они учитываются в бухгалтерском учете на дату переоценки; сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату; документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года.

    Из изложенного следует, что данные отчета оценщика, проводившего оценку объектов основных средств для их переоценки в бухгалтерском учете, могут быть использованы организацией, если стоимость объектов основных средств определялась по состоянию именно на конец отчетного года (в данном случае на 31.12.2016), независимо от фактического времени проведения оценки.

    В рассматриваемой ситуации имеющийся отчет оценщиков подтверждает стоимость объектов ОС по состоянию на 31.12.2015, и не подтверждает стоимость по состоянию на 31.12.2016. Поэтому он не может быть использован для целей проведения переоценки ОС в 2016 году.

    На наш взгляд, в такой ситуации для проведения переоценки ОС на конец 2016 года организации следует провести оценку стоимости объектов основных средств именно по состоянию на 31.12.2016. Для этого может быть привлечен оценщик, либо организация может поручить провести переоценку объектов ОС своим сотрудникам, которые при определении текущей (восстановительной) стоимости ОС могут использовать данные, указанные в абзаце четвертом п. 43 Методических указаний.

    Решение организации о проведении переоценки по состоянию на конец отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом (например, приказом руководителя организации). Такой документ обязателен для всех служб организации, задействованных в процессе подготовки перечня подлежащих переоценке ОС, в котором рекомендуется указать точное название, дату приобретения, сооружения, изготовления, принятия объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний).

    Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов. Данный акт должен содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.


    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


    Close