Из материалов, которые обсуждались в предыдущих параграфах главы, становится ясно, что восприятие - это сложный процесс, а образы восприятия, хотя и позволяют человеку ориентироваться в пространстве и времени с целью решения жизненно важных для него задач, тем не менее представляют собой субъективные образования, связь которых с реальной действительностью проблематична и до конца еще не изучена. Даже из тех немногочисленных фактов, которые были представлены и описаны в предыдущих параграфах главы, можно сделать вывод о том, что образы, возникающие в процессе восприятия, далеко не всегда полностью соответствуют реальной действительности, могут ее не отражать и даже существенно искажать. В этом мы смогли убедиться на примерах обсуждения слуховых иллюзий в предыдущем параграфе главы и еще раз удостоверимся из содержания этого, последнего параграфа главы, где представлены и обсуждаются разнообразные иллюзии восприятия. Данный параграф посвящен не только иллюзиям восприятия как таковым, их описанию и представлению, но также возможным научным объяснениям соответствующих иллюзий.

За время изучения восприятия человека, особенно зрительного, установлено и описано большое количество разнообразных иллюзий. Они представлены в трудах многих ученых, начиная с древнейших времен 1 . Некоторые из них имеют авторские названия и в истории психологии отмечены именами людей, которые впервые их открыли, описали или объяснили. Большая часть иллюзий, представленных в научной и популярной литературе, относится к зрительному восприятию, хотя известны многие иллюзии, касающиеся всех видов восприятия, в том числе слуха, движений, времени, кожного и других видов восприятия.

Тот факт, что больше всего внимания привлекли к себе именно зрительные иллюзии, объясняется следующими причинами. Во-первых, зрительные иллюзии легче всего обнаруживаются. Наличие таких иллюзий можно установить, потрогав, например, соответствующий предмет руками и сравнив свои тактильные ощущения со зрительными. Если ощущения, получаемые от прикосновения к предмету, не соответствуют зрительному образу соответствующего предмета, то мы делаем вывод о том, что его образ является иллюзорным или искаженным (так исторически сложилось, что мы обычно больше доверяем своим тактильным ощущениям, чем, например, зрительным, и все, что видим, стремимся проверить на ощупь). Во-вторых, зрительные иллюзии чаще других встречаются в жизни, и в их наличии люди убедились с древнейших времен. В-третьих, зрительные иллюзии являются наиболее очевидными, так как в их существовании легко удостовериться, воспользовавшись другими органами чувств.

Многие факты свидетельствуют о том, что, даже если человек знает о существовании той или зрительной иллюзии, он все равно не в состоянии полностью избавиться от нее, а главное - она ему не мешает жить и неплохо ориентироваться в окружающей действительности, умело приспосабливаться к ней. В этом мы сможем в скором времени убедиться на примерах зрительных иллюзий, приводимых далее.

Для некоторых хорошо известных иллюзий уже существуют более или менее удовлетворительные научные объяснения, хотя многие из этих объяснений не являются убедительными. Ряд иллюзий до сих пор не имеет удовлетворительного научного объяснения. Тем не менее, знакомство с ними не только интересно (познавательно и увлекательно), но и полезно для более глубокого понимания зрительного восприятия и порождения в сознании человека картины реального мира. Знание иллюзий восприятия и знакомство с их научными объяснениями способствует развитию науки и позволяет ученым ставить и решать следующие дополнительные вопросы.

  • 1. Насколько точно восприятие человека отражает реальную действительность?
  • 2. Как функционирует восприятие человека, формируя образы воспринимаемых объектов?
  • 3. Как связаны образы, рождаемые восприятием, с реальной действительностью?
  • 4. В какой мере восприятию человека и складывающейся у пего картине мира можно доверять, учитывая тот факт, что существует огромное количество иллюзий?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к знакомству и обсуждению наиболее известных зрительных иллюзий. Рассмотрим вначале наи-

Ряд иллюзии восприятия описан уже в работах Аристотеля.

более простые из них, а далее - более сложные, касающиеся, соответственно, зрительного восприятия плоскостных и пространственных объектов. Затем обсудим некоторые иллюзии восприятия движений и слухового восприятия (помимо тех, которые были представлены и обсуждены в предыдущем параграфе главы).

Нередко уже при восприятии простых контурных или штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов и явлений у человека могут возникать иллюзорные искажения зрительных образов их линий и контуров. Па рис. 2.26 в качестве примера представлены две простые иллюзии, касающиеся восприятия сравнительной длины соединенных друг с другом под прямым углом вертикальных и горизонтальных линий.

Рис. 2.26.

Две линии, представленные на рис. 52 а , в действительности равны, и в этом можно убедиться, измерив их линейкой. Однако вертикальная линия наблюдателю кажется все же более длинной, чем горизонтальная. В свою очередь, две линии, представленные на рис. 52 б, представляются наблюдателю одинаковыми, в то время как на самом деле горизонтальная линия длиннее, чем вертикальная. Эти иллюзии показывают, что, сравнивая длину вертикальных и горизонтальных линий, образуемых различными предметами, человек, в принципе, может ошибаться, причем от ошибок - соответствующих иллюзий восприятия - практически невозможно избавиться, даже если человек заранее знает: то, что он видит, является иллюзией.

На следующем рисунке (рис. 2.27) показана простая зрительная иллюзия, известная под названием иллюзии ПонцоК

Суть данной иллюзии заключается в том, что пересечение двух параллельных отрезков прямой линии другими, непараллельными прямыми линиями, исходящими из одной точки, создаст иллюзорное впечатление, касающееся видимой длины этих отрезков. Два параллельных отрезка прямой линии, которые на рис. 2.27 расположены на разной высоте, кажутся наблюдателю одинаковыми по длине, в то время как на самом деле нижний отрезок длиннее верхнего. Из факта существования этой и других подобных иллюзий следует, что человек может совершать ошибки в оценке длины параллельных отрезков прямой линии, если они пересекаются непараллельными линиями, исходящими из одной точки.

Эта иллюзия обнаружена и описана в 1913 г. Марио Понцо.

Рис. 2.27.

То же показывает и следующая иллюзия, возникающая при восприятии рис. 2.28 (иллюзия Мюллера - Лайера).

В данном случае два равных отрезка прямой линии, заключенные в другие, расходящиеся или сходящиеся линии, кажутся наблюдателю неравными, а именно: отрезок слева представляется более длинным, чем отрезок справа. Отсюда можно сделать вывод о том, что прямые линии, расходящиеся в разные стороны от концов отрезка, как бы удлиняют данный отрезок в восприятии наблюдателя, а сходящиеся, напротив, укорачивают его (иллюзия Мюллера - Лайера в чем-то похожа на иллюзию Понцо, но дополняет ее указанным выше уточнением).

На рисунке 2.29 представлен еще один вариант похожей зрительной иллюзии, связанной с воздействием одних линий на восприятие других, пересекающихся с ними линий.

В левой части рис. 2.29 показано, что прямые линии, веером расходящиеся в разные стороны из одной точки, искажают восприятие не только длины пересекающихся с ними отрезков прямой линии, но также и других фигур, например, окружности. Она в данном случае кажется наблюдателю неровной замкнутой линией, а не точной в геометрическом отношении окружностью. В правой части этого же рисунка показано, что система концентрических окружностей, в свою очередь, влияет на восприятие вписанного в них квадрата. Его стороны в результате их пересечения концентрическими окружно-


Рис. 2.28.


Рис. 2.29. Искажение формы окружности, воспринимаемой на фоне поля с радиальными линиями (а); искажение квадрата на фойе поля с концентрическими окружностями (6 )

стями кажутся наблюдателю искривленными, хотя на самом деле являются прямыми.

Описанные выше иллюзии свидетельствуют о том, что, по крайней мере, когда нам приходится воспринимать отдельные простые линии, пересекающиеся с другими сравнительно простыми линиями (прямыми или не прямыми), мы можем совершать ошибки в оценке их относительной длины. Однако эти ошибки не столь значительны, чтобы серьезно затруднить нам возможность практических действий в отношении предметов, которым эти линии принадлежат. Данный факт, тем не менее, не избавляет ученых от необходимости искать объяснения подобного рода иллюзиям.

Представим некоторые другие варианты простейших зрительных (оптических ) иллюзий (рис. 2.30).

Рис. 2.30. а - иллюзия Эббингауза; б - иллюзия, проявляющаяся в оценке фигуры в целом; в - иллюзия контраста; г - иллюзия перспективы; д - иллюзия параллелограмма; е - иллюзии параллельных линий

Иллюзия а (птицы) проявляется в том, что расстояние между носами двух птиц, представленных справа и как бы разлетающихся в разные стороны, кажется наблюдателю таким же, как и расстояние между двумя летящими в направлении друг друга птицами, хотя в действительности расстояние между первыми намного больше, чем между вторыми.

Сторона левого треугольника в - с кажется больше стороны правого треугольника с - d, хотя в действительности они являются равными.

В иллюзии б ширина нижней, прямой части левой «чаши» кажется наблюдателю больше, чем ширина нижней части правого «сосуда». На самом деле все как раз наоборот: намного более широким является дно правого «сосуда», а не левой «чаши».

Иллюзия в показывает, что один и тот же по размеру круг, заключенный в круги разных размеров, может восприниматься как не одинаковый. В частности, круг, обрамленный маленькими кругами, кажется наблюдателю большим, чем такой же круг, заключенный в большие, чем он, по размеру круги.

Иллюзии г и е (левая часть рисунка) свидетельствуют о том, что при пересечении параллельных линий непараллельными создается иллюзорное впечатление, что пересекаемые линии также являются непараллельными. Если же идущая наискось прямая линия (правая часть рисунка) пересекает параллельные линии, то пересекающая линия воспринимается уже нс как прямая, а как ломаная.

Иллюзия д свидетельствует о том, что две, на взгляд одинаковые линии: А - F и F - D, включенные в параллелограмм, в действительности являются разными, причем линия F - D намного длиннее, чем линия А - F. В этом легко убедиться, измерив их длину на рисунке.

Любопытную иллюзию представляют собой ломаные линии, изображенные справа в той части рисунка, которая отмечена цифрой е. Три ломаные линии, наклоненные под меньшим (острым) углом к горизонту, кажутся более «изломанными», чем находящиеся между ними две линии, которые образуют с горизонтом больший угол (в данном случае почти прямой). В действительности же «изломанность» всех этих линий является одинаковой.

Следующие несколько зрительных иллюзий показывают, что не только восприятие отдельных линий, но и целого рисунка может искажаться, если в него включаются пересекающиеся параллельные или непараллельные линии.

Fla рис. 2.31 представлена иллюзия Дж. Фрейзера , в которой показано, что параллельные линии, образованные чередующимися белыми и черными полосами, пересекающими эти линии под косыми углами, на фоне клеточного рисунка кажутся наблюдателю значительно искаженными, т.е. искривленными и, соответственно, не параллельными.

Рис. 231.

на фоне рисунка, образованного пересекающимися диагоналями, прямые линии кажутся изогнутыми. Свое название эта иллюзия получила потому, что ее можно испытать, глядя на витую веревку на фоне клетчатой структуры

На рисунке 2.32 представлена еще одна зрительная иллюзия - иллюзия Мюнстерберга. Она также впечатляет и указывает на то, что параллельные горизонтальные линии кажутся непараллельными, если их пересекают поставленные краями друг на друга вертикальные столбцы параллелограммов. Более того, сами эти столбцы представляются наблюдателю неровными, хотя в действительности они ровные и располагаются строго по вертикали.


Рис. 232.

края всех рядов рисунка, образованного чередующимися белыми и черными прямоугольниками, кажутся непараллельными

Установлено также, что при наличии в рисунке контраста белые и черные его части могут оказывать взаимное влияние друг на друга, соответственно, иллюзорно «осветляя» или «затемняя» друг друга. Один из вариантов подобной иллюзии показан на рис. 2.33.


Рис. 233.

Белые полосы, разделяющие черные квадраты в левой части рисунка 2.33 а , не содержат никаких затемнений. Тем не менее, наблюдателю кажется, что в местах пересечения белых полос имеются затемнения. Они, по-видимому, порождаются влиянием черных квадратов и яркого, черно-белого контраста между отдельными частями данного рисунка.

Аналогичное явление отмечается и в отношении правой части данного рисунка, в которой цвет полос и квадратов противоположен тому, что представлен в левой части рисунка: полосы в данном случае черные, а квадраты белые. Наблюдателю кажется, что в местах пересечения черных полос имеются осветленные участки, хотя сами эти полосы черные.

Серия известных зрительных иллюзий носит название субъективные контуры. Это название относится к иллюзорно воспринимаемым наблюдателем контурам фигур, изображенным на плоскости, хотя на самом деле на рисунках таких полных и завершенных контуров нет.

На рисунке 2.34, а и б, представлены субъективные контуры треугольников. Когда наблюдатель рассматривает часть рисунка, отмеченную буквой а, то ему кажется, что в центре соответствующей фигуры имеется полный белый треугольник, хотя в действительности значительные части его сторон на самом рисунке отсутствуют (наблюдатель, гем не менее, воспринимает их как реально существующие).

Рис. 2.34.

То же самое касается части рисунка 2.34, обозначенной буквой б. Здесь наблюдатель видит полный черный треугольник, хотя в действительности он также является незавершенным, а его стороны представлены на рисунке лишь частично - небольшими отрезками прямых линий, непосредственно примыкающими к углам.

Аналогичные иллюзии возникают при восприятии фигур, изображенных на рис. 2.35.

На данном рисунке, рассматривая его последовательно, сверху вниз и справа налево, наблюдатель видит несуществующие контуры кругов, треугольников, квадратов (первые две верхние группы рисунков), контуры маленьких квадратов на пересечениях прямых линий (левый нижний рисунок) и иллюзорный контур овала в центре нижнего, правого рисунка.


Рмс. 2J5. Субъективные контуры различных геометрических фигур

Некоторые ученые предполагают, что наличие иллюзий субъективных контуров является иллюстрацией действия принципов гештальта в области зрительного восприятия, в частности - принципа целостности, согласно которому образ воспринимаемого объекта возникает сразу в целом даже при отсутствии многих необходимых для его полного построения элементов. Однако это неполное и не единственно возможное объяснение подобного рода иллюзий. Кроме того, как известно из параграфа данной главы, где обсуждались теории восприятия, гештальтпеихология восприятия как научная теория вместе с постулируемыми в ней принципами гештальта обладает многими недостатками и сама по себе нуждается в пересмотре.

Большое впечатление на зрителя производит последняя из серии иллюзий, рассматриваемых в данном параграфе и представленная на рис. 2.36.


Рис. 2.36.

На данном рисунке зритель отчетливо видит куб (куб Неккера), причем воспринимает его полностью, несмотря на то, что многие детали его ребер на рисунке отсутствуют. Самое же интересное заключается в том, что иллюзорно воспринимаемый куб Неккера «ведет себя» точно так же, как и реальный, физический куб, т.е. может спонтанно переворачиваться в восприятии зрителя, последовательно обращаясь к нему разными гранями. Это говорит о том, что не только реальные образы, но и иллюзии могут подчиняться общим законам восприятия человека. Если это гак, то решение вопроса о том, где мы имеем дело с образами реальных предметов, а где с иллюзиями, намного усложняется.

В заключение приведем несколько примеров еще более сложных зрительных иллюзий. Первый из них касается так называемых «невозможных» фигур, которые можно изобразить на плоскости, но невозможно представить как реально (физически) существующие в пространстве.

На рисунке 2.37, а, б , в, г показано несколько видов таких фигур.


Рис. 237.

Рисунок 2.37, а представляет собой объемную фигуру, две детали которой являются иллюзиями. Наблюдателю, к примеру, кажется, что в детали, изображенной в правой части рис. а , имеется три стержня, хотя другая часть того же рисунка изображена так, как будто в той же детали имеется только два стержня.

Точно также левая часть средней детали рисунка, через которую проходят три стержня, изображена на нем как прямая, стоящая вертикально, а правая часть этой же детали показана как развернутая но отношению к ней иод нрямым умом. При восприятии левой части соответствующей детали создается впечатление, что она прямая, а при переводе взмяда на правую часть той же детали складывается впечатление, что она является перекрученной.

В части рисунка, отмеченной буквой б, представлен «невозможный» треугольник. Взгляд на любой из его углов порождает у зрителя впечатление, что данный треугольник прямой и, естественно, расположен в одной плоскости. Однако сравнение между собой ориентаций изображенных на рисунке плоскостей показывает, что они на самом деле образуют трехмерное пространство. Таким образом, создается иллюзия, что один и тот же треугольник, который в действительности может находиться только в одной плоскости, располагается в пространстве, т.е. сразу в трех разных плоскостях. Кроме того, данная иллюзия порождает известное математическое противоречие, суть которого заключается в том, что одна и та же плоскость, «параллельная самой себе», представляет две разные, пересекающиеся друг с другом, т.е. не параллельные плоскости.

Часть рисунка, обозначенная буквой в , изображает такой же «невозможный» треугольник, стороны которого состоят из кубиков, ориентированных по-разному. Если в данном «треугольнике» рассматривать только две стороны, которые образуют любой из его углов, то создается впечатление, что они лежат в одной плоскости. Однако при одновременном учете третьей его стороны кажется, что данная сторона треугольника находится в иной плоскости, чем две первые, а это, как известно, невозможно.

Наконец, часть рисунка, обозначенная буквой г, представляет собой «невозможный» куб с отверстиями. При рассмотрении двух его граней: ближайшей и наиболее удаленной от наблюдателя - создастся впечатление, что они пересекаются (см. середину рисунка), что для реального физического куба невозможно, поскольку его противоположные грани являются параллельными и лежат в разных, непсрссскающихся плоскостях.

Второй пример сложной зрительной иллюзии относится к ложно возникающему впечатлению глубины или объемности воспринимаемого изображения. Соответствующая иллюзия обычно появляется в эксперименте, схема которого представлена на рис. 2.24.

Если на плоский экран спроецировать изображение вращающегося проволочного куба, которое видит наблюдатель, находящийся позади экрана (рис. 2.24, а) у то у него возникает впечатление, что перед ним не проволочный, а целый, сплошной куб, разные проекции которого представлены на рис. 2.24, б. Другими словами, вращающийся проволочный куб отбрасывает на экран плоскую, двухмерную проекцию, а наблюдателю кажется, что он видит вращающийся трехмерный и, кроме того, полный куб.

Хотя в данном случае не происходит реального изменения освещенности «граней» куба (именно такой признак используется в жизни для определения трехмерности зрительно воспринимаемого объекта), тем не менее, наблюдатель видит все же трехмерный куб. Отсюда следует, что восприятие объемности обеспечивается последовательным изменением положения в пространстве линий, образующих трехмерный объект.

Из сложных зрительных иллюзий хорошо известна также иллюзия Луны. Эта иллюзия проявляется следующим образом: когда Луна находится близко от линии горизонта, наблюдателю кажется, что она по размеру примерно в полтора раза больше, чем когда она находится в зените, хотя в обоих случаях изображения Луны на сетчатке глаза являются одинаковыми.

Существует несколько способов объяснений иллюзии Луны, но ни один из них не является полностью удовлетворительным. Е. Боринг предложил следующее объяснение данному феномену. Кажущаяся величина Луны, по сто мнению, зависит от степени конвергенции глаз наблюдателя. Когда наблюдатель видит Луну у линии горизонта, его глаза автоматически конвергируют, т.е. зрительные оси правого и левого глаза сходятся друг с другом. Поскольку конвергенция в жизни происходит обычно при приближении наблюдаемого объекта к человеку, и его видимый размер при этом увеличивается, то и Луна у горизонта наблюдателю кажется больше, чем в зените. Когда же человек поднимает глаза к небу, зрительные оси правого и левого глаза, напротив, расходятся так, как это бывает при рассматривании удаленного объекта. Соответственно, удаляющийся объект для наблюдающего его человека уменьшается в размерах. Поэтому и Луна в зените наблюдателю, по мнению Боринга, кажется меньше, чем та же самая Луна у линии горизонта.

Известно и другое объяснение иллюзии Луны, предложенное Ф. Рест- лом. Согласно данной ее интерпретации, воспринимаемая величина любого объекта, в том числе Луны, зависит не только от размера его изображения на сетчатке, но также от величины других объектов, находящихся в непосредственной близости от него. Чем меньше эти объекты, тем большим кажется размер напрямую воспринимаемого объекта, и наоборот (см., например, иллюзию восприятия величины круга, обрамленного другими кругами разной величины на рис. 2.30, в).

Следовательно, если решение о величине Луны принимается наблюдателем на основании ее сравнения с ближайшими к ней объектами, то ему будет казаться, что вблизи от линии горизонта Луна больше по размеру, чем та же Луна, находящаяся в зените, так как у линии горизонта она воспринимается на фоне определенного, ограниченного по занимаемому пространству пейзажа и при небольшом угле наклона. Когда же Луна находится в зените, то она воспринимается на фоне окружающего се огромного пространства и поэтому кажется относительно меньшей по сравнению с ним. Однако ни первое, ни второе из приведенных объяснений иллюзии Луны не признаются учеными полностью удовлетворительными, поэтому вопрос о причинах возникновения данной иллюзии до сих пор остается открытым.

Одна из известных сложных зрительных иллюзий, связанных с восприятием пространства, в свое время была продемонстрирована А. Эймсом и получила название «комната Эймса». Она проявляется в том, что в специально сконструированной комнате, в которой искажены обычные пропорции комнаты (форма комнаты на самом деле является не прямоугольной, а углы между ее стенами, полом и потолком - нс прямыми, хотя зрительно эта комната кажется наблюдателю обычной, прямоугольной), люди, находящиеся в отдаленных углах данной комнаты, кажутся человеку существенно разными по росту и общей величине (см. рис. 2.38).

Иллюзия воспринимаемого роста людей, порождаемая комнатой Эймса, показывает, что угол зрения человека определяет на самом деле не видимую величину воспринимаемого объекта, а отношение его воспринимаемой величины к зрительно оцениваемой удаленности.

Известную иллюзию, связанную с восприятием пространства (глубины) иллюстрирует феномен (иллюзия) зрительного обрыва , который создается с помощью установки, изображенной на рис. 2.39.

Центральная, стартовая площадка, на которой в начале эксперимента находится ребенок, показана в верхней части стола. Она разделена на две по-


Рис. 2.38.

ловины: непрозрачную, отмеченную клеточным рисунком, и прозрачную, закрытую прочным органическим стеклом.

Часть органического покрытия, которая закрашена, условно может быть названа «безопасной» площадкой, а зрительно воспринимаемая граница между нею и прозрачной частью органического листа создает иллюзию обрыва. Подползая к ней, ребенок или животное (эксперименты проводились как с людьми, так и с животными) видят за чертой, разделяющей окрашенную


Рис. 239.

и не окрашенную части поверхности стола, так называемый «зрительный обрыв». Визуально он включает в себя находящуюся рядом часть «безопасной» площадки и видимую на некотором расстоянии внизу, под «обрывом», часть окрашенного иола. В результате в восприятии испытуемого складывается картина, которая обычно возникает при восприятии действительно существующего обрыва, когда человек или животное стоит на его краю и смотрит вниз. Это и порождает иллюзию обрыва.

Эксперименты, проведенные с маленькими детьми (новорожденными) и с животными, показали, что как те, так и другие, оказавшись у края «обрыва», демонстрируют четко выраженную защитную реакцию, не продвигаются вперед, а, напротив, стараются отодвинуться как можно дальше, назад от границы «обрыва», перейти (переползти) на «безопасную» часть стартовой площадки. Из этого эксперимента с очевидностью следует, что восприятие пространства или, по меньшей мере, некоторые его механизмы генетически заложены в программе развития многих живых существ, включая человека.

Своеобразные формы иллюзии зрительного восприятия демонстрирует оригинальный эксперимент, организованный и проведенный Д. Бомом. В данном эксперименте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое ими пространство, включая формы и место расположения в нем разнообразных предметов. Человек, только что надевший такие очки, вначале действительно воспринимал окружающее его пространство иллюзорно, в искаженном виде - именно так, как его оптически преобразовывали соответствующие очки. Однако через некоторое время первоначальное искаженное восприятие начинало меняться, и наступал процесс его постепенной нормализации, который выражался в том, что зрительно искаженное пространство человек вновь начинал воспринимать нормально и неплохо ориентировался в нем.

Одно из возможных объяснений такого феномена следующее. Со временем, существуя в другом, зрительно искаженном пространстве, сознание (мышление) человека, по-видимому, научается не замечать возникающих оптических иллюзий и автоматически корректирует восприятие окружающего мира таким образом, чтобы этот мир в глазах человека выглядел привычно, без искажений. В итоге спустя некоторое время, продолжая еще носить очки, искажающие пространство, человек начинал воспринимать его более или менее правильно - так, как если бы окружающее пространство в его восприятии вовсе не было оптически искажено.

Однако когда во второй части данного опыта очки с человека внезапно снимали, то уже обычное его зрение оказывалось временно искаженным. Правда, довольно быстро после этого происходила повторная нормализация восприятия, и к человеку вновь возвращалось его обычное зрение .

Нормализация восприятия и улучшение ориентации человека в пространстве в экспериментальной ситуации, описанной выше, происходили при определенных условиях. Д. Бом, обсуждая итоги описанного выше эксперимента, высказал в связи с этим следующее замечание: «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться»... очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело...Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и пассивно перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно» . Из этих рассуждений можно сделать следующий вывод: для того чтобы восприятие было правильным, человеку необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей складывающиеся образы восприятия.

Насущную необходимость этого иллюстрирует следующий опыт. Людей в экспериментальных целях погружали в сосуд с водой, температура которой была для них весьма комфортной. Оказавшийся в воде человек не имел возможности ничего видеть и слышать в течение длительного времени, т.е. был подвергнут долговременной сенсорной, зрительно-слуховой депривации. Специальное покрытие, которое находилось на его руках, нс позволяло ему получать в достаточном количестве также и осязательные ощущения. В этих условиях у многих испытуемых отмечались заметные отклонения в восприятии, возникали зрительные галлюцинации, а также нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной депривации заканчивался, у испытуемых, прошедших через соответствующий опыт, обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и во времени. Часть людей оказывалась неспособной сразу по окончании опыта правильно воспринимать и оценивать формы предметов. У них существенно изменилось и восприятие цвета. Д. Бом делает из этих опытов следующий вывод: «Общие структурные элементы «надстройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой» .

Обратимся теперь к краткому анализу некоторых иллюзий движения.

Напомним, что уже упомянутое ранее иллюзорное движение типа стробоскопического эффекта возникает у наблюдателя, когда последовательно, с небольшим интервалом перед его глазами зажигаются две светящиеся точки, находящиеся на малом расстоянии друг от друга. В этой ситуации может появиться иллюзия «перемещения» одной и той же точки с одного места на другое. Однако она возникает только при определенных условиях, например, когда интервал времени между двумя последовательно появляющимися светящимися точками находится в пределах от 30 до 200 мс (миллисекунд). Если интервал между ними больше 200 мс, то соответствующие точки воспринимаются как зажигающиеся независимо друг от друга (в этом случае иллюзия движения типа стробоскопического эффекта не возникает). При очень коротком интервале (меньше 30 мс) наблюдателю может показаться, что оба источника света зажигаются практически одновременно, и иллюзия типа стробоскопического эффекта также не возникнет.

Установлено, что межстимульный интервал, равный 60 мс, является оптимальным для появления иллюзии данного типа. При интервале в 100 мс имеет место известный фи-феномен, при котором наблюдатель воспринимает иллюзорное движение светящихся точек.

Среди иллюзий движения известна также иллюзия обратного вращения колеса . Она проявляется в том, что по спицам колес или по ободкам, где четко различаются отдельные вращающиеся детали, наблюдателю этого движения, заснятого на кинокамеру или видеокамеру, начинает казаться, что колеса движущейся машины (автомобиля, телеги, велосипеда и т.п.) вращаются в направлении, противоположном движению самой машины.

Одно из объяснений иллюзии обратного вращения колеса заключается в следующем. Речь идет о несоответствии числа оборотов колеса в секунду и числа кадров, снятых видеокамерой или кинокамерой за секунду. Если камера снимает 24 кадра в секунду, а колесо делает за это же время 23 оборота или число оборотов, кратное 23, то каждый последующий кадр запечатлевает колесо несколько раньше, чем оно успевает совершить полный оборот.

Во время демонстрации фильма зрителю, соответственно, начинает казаться, что колесо катится назад со скоростью, равной одному обороту в секунду. Если бы скорости вращения колеса и проецирования фильма на экран были одинаковыми, то колеса машины казались бы наблюдателю неподвижными. Наконец, если колеса вращаются со скоростью 25 оборотов в секунду (или с любой другой скоростью, кратной 25), при условии, что фильм проецируется на экран со скоростью 24 кадра в секунду, то зрителю будет казаться, что они катятся вперед со скоростью один оборот в секунду.

Иллюзий восприятия движений, как и иллюзий зрительного восприятия, достаточно много. Ученые пытались их классифицировать и представить в виде типичных. Одна из таких классификаций включает в себя следующие типы иллюзорно воспринимаемых движений:

  • 1. Движение типа альфа . Это кажущееся движение, касающееся видимого, изменяющегося размера воспринимаемого объекта, вызванное последовательным представлением зрителю больших или меньших копий соответствующего объекта. В восприятии зрителя соответствующий объект будет казаться то увеличивающимся, то уменьшающимся в размерах.
  • 2. Движение типа бета. Оно представляет собой иллюзорное движение, возникающее при фи-феномене, т.е. перемещение в поле зрения на самом деле неподвижного объекта с одного места на другое, порождаемое последовательными статическими представлениями данного объекта с небольшими интервалами и на незначительном расстоянии между расположениями этих представлений в пространстве.
  • 3. Движение типа гамма. Это иллюзия движения, проявляющаяся в расширении или сужении видимой фигуры, когда се освещенность, соответственно, то возрастает, то уменьшается.
  • 4. Движение типа дельта. Оно представляет собой разновидность иллюзорного движения, при котором видимое место расположения объекта меняется вместе с изменением его освещенности.

Наличие зрительных и других иллюзий, связанных с работой органов чувств, казалось бы, противоречит тому, что восприятие человека считается правильным отражением объективной действительности, поскольку то, что проявляется в иллюзиях, нс соответствует реальной действительности. Факт существования многочисленных иллюзий, порождаемых работой разных анализаторов, отрицать нельзя.

Однако наличие иллюзий все же не является убедительным и достаточным доказательством иллюзорности всего нашего восприятия в целом, того, что оно не соответствует объективной действительности. В пользу того, что восприятие человека верно отражает объективно существующий мир, говорит гораздо большее число фактов, чем отдельные феномены, указывающие на то, что наше восприятие может искажать действительность.

Сами по себе иллюзии в большинстве случаев имеют, кроме того, удовлетворительное объяснение, и одним из них является объяснение, предложенное Р. Грегори. По его мнению, иллюзии возникают в результате отклонений от нормы в работе органов чувств. Для каждой иллюзии, кроме того, может быть свое, частное объяснение, связанное с ее спецификой. К примеру, по мнению И. Рока, многие иллюзии движения возникают по причине того, что оценки человеком разнообразных движений являются относительными. Они касаются наличия движения, его отсутствия, скорости, траектории, направления и других параметров движений, которые обычно оценивают относительно каких-либо других, неподвижных или движущихся объектов. Когда человек лишается определенной точки отсчета или же ее положение в пространстве не может быть твердо установлено, у человека могут возникать иллюзии движения.

Определенный научный интерес для понимания законов восприятия представляют не только иллюзии, но и искажения восприятия, возникающие при тех или иных заболеваниях. Известно, например, что при ряде заболеваний имеет место характерное нарушение восприятия, получившие название оптической агнозии. Так называют неспособность человека узнавать знакомые, известные ему предметы и явления. Термин «оптическая агнозия» был введен в научный оборот 3. Фрейдом в 1891 г. для обозначения недуга, которым страдали некоторые его пациенты. Он проявлялся в их неспособности объединять зрительно воспринимаемые элементы в завершенное, узнаваемое целое.

Люди, страдающие оптической агнозией, без груда узнают простые геометрические фигуры, но оказываются неспособными зрительно идентифицировать сложные объекты, которые требуют от визуальной системы интеграции отдельных перцептивных компонентов в единый, осмысленный и узнаваемый образ. Знакомые объекты, которые здоровые люди обычно воспринимают как цельные, завершенные, больные люди не узнают, воспринимают как совокупность разрозненных, не связанных друг с другом зрительных элементов. Известны различные формы зрительной агнозии, но во всех случаях ее проявление выражается в нарушении способности узнавать целостные предметы, несмотря на сохраняющуюся способность к узнаванию отдельных элементов тех же предметов.

Научный интерес представляет также так называемая прозопагнозия (данный термин дословно переводится на русский язык как «без знания или узнавания лица»). Больные, страдающие этим недугом, будучи в других отношениях абсолютно нормальными людьми, утрачивают способность узнавать лица знакомых и близких для них людей, в том числе родных. Иногда они не узнают даже собственные лица на фотографиях или в их зеркальном отображении. Однако удовлетворительного научного объяснения данному феномену пока не найдено.

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к восприятию внешних для человека объектов, обнаруживают устойчивость или неустойчивость в зависимости от притока информации, подтверждающей или опровергающей их правильность, то устойчивость образов внутренних состояний человека, связанных с его собственными телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством глубинных процессов и механизмов работы самого организма и мозга. Об этом свидетельствует феномен, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени как бы продолжает «чувствовать» отсутствующую у него часть конечности, причем ощущает се так, как будто она по-прежнему находится на своем месте, т.е. нс ампутирована. Иногда человек даже чувствует в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что данная конечность утрачена. Он, тем не менее, время от времени предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата или касания зрительно воспринимаемых п ред метов.

У взрослых людей фантом конечности после ампутации наблюдается практически всегда, причем связанные с ним явления возникают, как правило, лишь в отношении частей тела, которые человек достаточно хорошо освоил и постоянно пользовался ими ранее в практической деятельности. Фантом конечности по отношению к частям тела, которые у человека отсутствовали с рождения, не наблюдается. Установлено также, что, начиная примерно с 9 лет, ампутация конечности всегда ведет к появлению фантома. Это, по-видимому, и есть минимальный период, за который мозг человека, его структуры и их связи с сенсорными процессами формируются и закрепляются.

Характеризуя в целом состояние дел в области объяснения разнообразных зрительных иллюзий, необходимо признать, что нет ни одной теории, которая предлагала бы полностью удовлетворительное, исчерпывающее и абсолютно правильное их объяснение. Вполне возможно, что вообще не существует какого-либо единого процесса или общего механизма (как, впрочем, не существует и единственного объяснения рассмотренных нами видов восприятия), сославшись на который, мы получили бы исчерпывающее объяснение любой из существующих зрительных иллюзий.

В этой связи заслуживает внимания гипотеза, согласно которой происхождение каждой отдельно взятой иллюзии почти всегда связано с несколькими различными источниками (причинами), часть которых определяется, по-видимому, строением зрительной системы, часть - опытом человека, часть - его вниманием, памятью, воображением и мышлением, а также актуальными психическими состояниями и другими индивидуальными особенностями. Замечено, кроме того, что у разных людей одни и те же иллюзии могут проявляться по-разному.

Подводя итог рассмотрению в этом параграфе разнообразных иллюзий восприятия, можно констатировать следующее.

  • 1. Несмотря на наличие множества иллюзий, связанных с работой органов чувств, человек может ориентироваться в окружающем его мире и иметь вполне объективные знания о нем.
  • 2. Для многих иллюзий восприятия существуют удовлетворительные объяснения, однако некоторые из них до сих пор таких объяснений не имеют.
  • 3. Изучение иллюзий дает много полезного для понимания общих законов и механизмов восприятия.
  • 4. Существуют разные объяснения иллюзий, как общие, так и частные.
  • 5. Наличие иллюзий свидетельствует о том, что, несмотря на сложность устройства органов чувств (анализаторов), тонкость и точность их работы, они не являются абсолютно совершенными аппаратами для объективного и безошибочного познания человеком окружающей действительности.
  • 6. Существование иллюзий восприятия не есть доказательство нереальности складывающейся у человека картины мира, а преодоление иллюзий является прямым свидетельством того, что человек все же правильно воспринимает окружающий его мир.
  • 7. Нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюзиями восприятия, позволит значительно продвинуться вперед в познании механизмов и закономерностей восприятия человеком себя и окружающего мира.
  • Название «оптические иллюзии» принято в некоторых науках, например, физике,но с психологической точки зрения является не вполне точным. Оно указывает на то, что причина возникновения такой иллюзии кроется в оптике глаза, в то время как данная иллюзияможет быть связана не с оптическим устройством глаза, а с процессами, происходящими в центральной нервной системе.
  • Этот опыт и его результаты являются веским аргументом в пользу того, что иллюзиивосприятия, даже если они возникают, не мешают человеку правильно воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем.
  • Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.,1975. С. 174.
  • Там же. С. 177-178.

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями - называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с , поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств. Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на .

Зрительные иллюзии - психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

  1. Ложное восприятие величины предмета.
  2. Искажение формы предметов.
  3. Иллюзии геометрической перспективы.
  4. Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии - психология

Оптические иллюзии - обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы. Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека. По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенно важно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание , зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком .

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения , позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертыва-
ния – остановка только на информативных точках.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.



Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния , или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления , в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

· Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

· Форма предмета . Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

· Величина (размер) . Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;



· Симультанность . В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.

Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр , известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.

Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.

Подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств.

Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий :

1. Иллюзии, связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза . Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза;

2. Иллюзии, обусловленные контрастом . Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными, в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а, попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте;

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве . Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями;

4. Иллюзии, связанные с перенесение свойств целой фигуры на отдельные части , которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий;

5. Иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона» . Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.;

6. Портретные иллюзии . Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении, и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии восприятия

(от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - неадекватное воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «И. в.» называют сами конфигурации раздражителей , вызывающие подобное неадекватное . В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу И. относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками (см. ). Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п. Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц , являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его . Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации , эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности : установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия ( , ), и , и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению . В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого . В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Иллюзии восприятия Этимология.

Происходит от лат. illusere - обманывать.

Категория.

Искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов.

Виды.

Наиболее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:

Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;

2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. 3б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается бо льшим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3в). Один и тот же кружок кажется бо льшим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза ).

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3г).

Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. 3д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова ).

5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера ; рис. 3з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 3ж): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа ).

6. Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис. 3ж).

Рис. 3. Примеры зрительных иллюзий

Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией , движениями глаз и т. д.), др. - влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга . Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.

И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна А. Шарпантье : если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает .

В области осязания известна . Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д . Н . Узнадзе . После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: бо льшим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. (автокинетическая иллюзия), , , Индуцированные (фехнеровские ) цвета , , , , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "иллюзии восприятия" в других словарях:

    Иллюзии Восприятия - (от лат. illusere обманывать) 040000 227 186 руки искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие вид … Психологический словарь

    ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ - (от греч. illusio ошибка.) искаженные восприятия реальных объектов. И. в. могут происходить в разных модальностях. Наиболее часто они происходят в области зрения. Зрительные И. в. (обманы зрения) ошибки восприятия, возникающие при отражении… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    См. Иллюзии восприятия, Оптико геометрические иллюзии. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б … Большая психологическая энциклопедия

    Иллюзии оптические - Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (более узко зрительные иллюзии) ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка … Википедия

    ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ - (от лат. illusio обман), типичные случаи резкого несоответствия зрит. восприятий реальным св вам наблюдаемых объектов. И. о. известны с глубокой древности: строители Древней Греции учитывали их при постройке зданий, они описаны Титом Лукрецием… … Физическая энциклопедия

    ИЛЛЮЗИИ - (от лат. illusio насмешка), представляют расстройство процесса восприятия и вместе с галлюцинациями относятся к так называемым «обманам чувств». Точное определение И. со времени франц. психиатра Эскироля (Esquirol) основывается на… … Большая медицинская энциклопедия

    ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ - оптико геометрические искажения объективной реальности; обман зрительного восприятия, свойственный нормальным зрительным чувствам человека (чем И. о. отличаются от галлюцинаций). Иллюзия неадекватного зрительного восприятия реальных предметов,… … Большая политехническая энциклопедия

    Иллюзии пространственного положения - в полёте неправильное, искажённое отражение в сознании лётчика своего положения или положения летательного аппарата в пространстве. И. п. п., возникающие у лётчиков в полётах, являются обычно не результатом болезненного состояния, а… … Энциклопедия техники

    ИЛЛЮЗИИ - (от латинского illusio игра воображения, обман), искаженное восприятие действительности, обман восприятия. 1) Иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (например, оптические иллюзии). 2) Иллюзии, обусловленные… … Современная энциклопедия

Иллюзии восприятия [лат. illusio - ошибка, заблуждение] - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином "И. в." называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти т.н. оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу И. в. относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют, например, о воздействии цвета на видимую величину предмета: 87 белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы (так, в светлом платье человек кажется крупнее, полнее, чем в темном), относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или иного так или иначе окрашенного целого влияет на его воспринимаемый цвет.

Таким образом, в восприятии обычно каждая часть зависит от того окружения, в котором она дана.

Значение структуры целого для восприятия входящих в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Во-первых, воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны, как это видно из рисунка (оптические иллюзии), где средние круги равны, но видятся нами неравными. Очень яркой является иллюзия Мюллера-Лайера и ее эббингаузовский вариант. Иллюзии, изображенные на этом рисунке, показывают, что воспринимаемые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в состав которых они входят. Особенно показательна в этом отношении иллюзия параллелограмма, в которой диагональ меньшего из четырехугольников кажется меньшей, а большего – большей, хотя объективно они равны.

Зависимым от структуры целого оказывается не только восприятие величины, но и направление каждой входящей в состав какого-нибудь целого линии (иллюзия параллельных линий). На приведенном рисунке параллельные средние отрезки кажутся расходящимися, потому что расходящимися являются те кривые, в состав которых они входят. Точно так же, хотя левая сторона всех кругов на рисунке (иллюзия деформации прямой) расположена на одной прямой, они кажутся нам лежащими на выгнутой линии, потому что расположение фигуры в целом, определяемое линией, проходящей через центры всех кругов, образует выгнутую линию.

Перенос с целого на части, впрочем, не столько объясняет, сколько характеризует в описательном плане ряд иллюзий. Попытка представить роль целого в данном случае как реальное объяснение и свести к ней все иллюзии была бы явно несостоятельна. Существуют многообразные иллюзии; многообразны, по-видимому, и причины, их вызывающие.

Если оставаться в том же описательном плане, то наряду с иллюзиями, которые обусловлены оценкой фигуры в целом или переносом с целого на часть, имеются иллюзии "от части к целому". Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка острых углов; таковы иллюзии Цельнера, сюда же может быть отнесена и иллюзия Поггендорфа; по этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата. В основе других иллюзий лежит переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными и т.д.

Те случаи, когда иллюзорное восприятие получается под воздействием окружения в виде контрастной оценки величины, можно было бы, не ограничиваясь соображениями о влиянии "целого", объяснить общим психологическим законом контраста. Иллюзорное преувеличение размера светлых предметов по сравнению с равновеликими им темными можно, скорее всего, объяснить как эффект иррадиации.

Если от таких объяснений перейти к более общему обоснованию, то можно будет принять в качестве гипотезы то положение, что иллюзорное восприятие абстрактных геометрических фигур обусловлено приспособленностью к адекватному восприятию реальных объектов.

Так, переоценку вертикальных линий по сравнению с горизонтальными А.Пьерон объясняет следующим образом: когда мы воспринимаем дом, стоя перед ним, равные ширина и высота его дают неравные отображения от того, что в силу нашего небольшого роста мы видим их под различными углами. Мы как бы корригируем эту деформацию, переоценивая высоту, вертикальную линию, по сравнению с шириной, с горизонталью. Эта необходимая коррекция, продолжая осуществляться по отношению к отражению вертикалей и горизонталей на сетчатке при восприятии рисунка, и влечет за собой иллюзию переоценки вертикали.

В иллюзии Мюллера-Лайера существенное значение, несомненно, имеет тот факт, что размеры реальных объектов перевешивают частичные оценки элементов этих объектов: линии с расходящимися углами образуют большую фигуру, чем линии с идущими внутрь углами. В эббингаузовской иллюзии также две ласточки ближе друг к другу, две другие более удалены, несмотря на равенство расстояний от клюва. Иллюзорное восприятие последних обусловлено, очевидно, установкой восприятия на правильную оценку реальных расстояний между реальными конкретными объектами.

В физиологическом плане это объясняется тем, что периферическая обусловленность восприятия неотрывна от его центральной обусловленности.

В пользу центральной обусловленности по крайней мере некоторых иллюзий говорят также и опыты Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, показавшие переход иллюзии восприятия с одного органа чувств на другой: с одной руки на другую, с одного глаза на другой и даже с руки на глаз. Установка, обусловливающая иллюзию, вырабатывалась на кинестетических ощущениях руки, а в контрольном опыте раздражитель давался только оптически, тем не менее оптически предъявленный объект воспринимался иллюзорно в соответствии с установкой, выработанной на кинестетических ощущениях руки. Этим доказывается центральная, а не только периферическая обусловленность иллюзий. 88

Из вышеописанных иллюзий можно сделать тот вывод, что образ на сетчатке сам по себе не определяет образа восприятия; в частности, величина этого образа сама по себе не дает никакой определенной величины воспринимаемого образа. Это значит, что свойства элемента или части не определены однозначно только местным раздражением. В восприятии часть какого-нибудь целого отлична от того, чем она была бы внутри другого целого. Так, присоединение к фигуре новых линий может изменить все ее непосредственно видимые свойства; одна и та же нота в различных мелодиях звучит по-разному; одно и то же цветовое пятно на разных фонах воспринимается различно.

Когда говорят о влиянии целого на восприятие частей, то по существу это влияние целого заключается: 1) во внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении частей и 2) в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение при восприятии остальных. Всякая попытка оторвать целое от единства его частей является пустой мистификацией; всякая попытка поглотить части в целом неизбежно ведет к самоупразднению целого.

Собственно говоря, почти каждый из фактов, обычно приводимых сторонниками гештальттеории для доказательства структурной "целостности" восприятия, свидетельствует не только о влиянии восприятия целого на восприятие частей, но и о влиянии частей на восприятие целого.

Так, если в доказательство влияния целого на части приводят факты, свидетельствующие о том, что цвет фигуры влияет на ее воспринимаемые размеры, яркость освещения – на оценку воспринимаемого расстояния и т.д., то дело по существу сводится в данном случае к взаимодействию частей внутри единого восприятия. И если говорить о зависимости восприятия части целого (видимой величины фигуры) от свойств целого (его освещение), то с не меньшим основанием можно подчеркнуть в этом же факте обратную зависимость – целого от частей; изменением одной части – освещения – изменена и воспринимаемая величина – значит, радикально изменено восприятие в целом. Если отмечают, что одно и то же цветовое пятно на разных фонах выглядит по-разному, то и изменение одного цветового пятна в одном соответственно выбранном месте картины может придать иной колорит всей картине в целом. Если подчеркивают, что одна и та же нота в разных мелодиях приобретает новые оттенки, то изменение какой-нибудь ноты или введение новой ноты в мелодию может не только придать новый оттенок той же мелодии, а вовсе изменить мелодию. Зависимость целого от части оказывается, таким образом, еще более значительной, чем зависимость части от целого.

При этом значимость различных частей внутри целого, конечно, различна. Изменение некоторых частей не окажет сколько-нибудь заметного влияния на впечатление от целого, между тем как их восприятие может в более или менее значительной мере зависеть от основных свойств этого целого, в состав которого они входят. Приверженцы целостности, гештальтисты, обычно односторонне подчеркивают только эти случаи.

Для правильного разрешения проблемы необходимо учесть и то, что восприятие целого фактически определяется восприятием частей – не всех без различия, а основных, господствующих в данном конкретном случае. Так, мы можем не заметить пропуска или искажения какой-нибудь буквы в слове, потому что при чтении мы руководствуемся в значительной мере общей, привычной нам, структурой слова в целом. Но распознание этой целостной структуры слова в свою очередь опирается на отдельные господствующие в нем буквы, от которых по преимуществу зависит эта структура слова. В более или менее длинном слове можно проглядеть пропуск буквы, не изменяющей сколько-нибудь заметно общей формы слова, но пропуск буквы, выступающей вверх или вниз строчки, обычно бросается в глаза. Причина в том, что самая структура целого определяется его частями, по крайней мере некоторыми из них. В частности, общее впечатление от структуры целого в значительной мере зависит от выступающих из строки букв и их расположения в ряду прочих.

Таким образом, для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза.

Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т.е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Такое структурирование воспринимаемого находит себе выражение, например, в ритмичности, представляющей определенное членение и объединение, т.е. структурирование звукового материала. В зрительном материале такое структурирование проявляется в виде симметрического расположения однородных частей или в известной периодичности чередования однородных объектов.

Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания. Так, одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, дающих звуки различного тембра, и пропета в различных регистрах: каждый раз все звуки будут различны; иными будут и высота и тембр их, но если соотношение между ними останется все тем же, мы воспримем одну и ту же мелодию. X.Эренфельс, особенно подчеркнувший значение таких структур, несводимых к свойствам входящих в восприятие частей или элементов, назвал их Gestaltqualität – качеством формы.

На наличии в восприятии различных по содержанию входящих в него элементов, или частей, общей структуры основывается возможность так называемой транспозиции. Транспозиция имеет место тогда, например, когда при изменении размеров, окраски и прочих свойств различных частей какого-нибудь тела мы – если только при этом остаются неизмененными геометрические соотношения частей – узнаем в нем одну и ту же геометрическую форму. Транспозиция имеет место тогда, когда, как в вышеприведенном примере, мы узнаем одну и ту же мелодию, хотя она поется в различных регистрах или играется на инструментах, дающих звуки различного тембра.

Обладая некоторой относительной независимостью от содержания, форма вместе с тем и связана с содержанием. В восприятии даны не форма и содержание, аформа некоторогосодержания, и самая структура зависит от структурирования смыслового содержания восприятия.

Поскольку оказывается, что элементы, или части, воспринимаемого обычно так или иначе структурируются, возникает вопрос, чем определяется это структурирование нашего восприятия.

С вопросом о структурности восприятия связано выделение фигуры из фона. Фон и фигура отличаются друг от друга: фон обычно является неограниченным и неопределенным; фигура ограничена, как бы рельефна; она как бы обладает предметностью. В связи с этим величина разностного порога, как показало исследование А.Гельба и Р.Гранита, на фигуре больше, чем на фоне. Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов – то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймленные вещами, и т.п., совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей.

К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д.Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п. Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий.

Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, "картины мира". По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.


Close