Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.

Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

История возникновения и развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Предметы для художественной гимнастики

Скакалка Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

Обруч для художественной гимнастики.Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес — 300 гр.

Мяч для художественной гимнастики.Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот).Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр — 1 см в самом широком месте.

Если вам необходимо знать точную дату и место официального возникновения художественной гимнастики то это 3 сентября 1934 года, когда в Ленинграде Институт физической культуры имени Лесгафта открыл Высшую школу художественного движения. Но подоплёки данного события возникли несколько раньше.

Занятие в Высшей школе художественного движения 1935 год.

Почти за век до этого, в 1839 году, в центре мира того времени — Париже, состоялось открытие курсов сценической выразительности Франсуа Дельсарта. Этот педагог дал словесное описание и классифицировал движения актрисы (танцовщицы), с помощью которых она выражает различные эмоции. Так, например, для рук было определено 243 разновидности движения, каждое что-либо обозначающее. По его мнению, выразительный танец обязательно:

  1. Задействует как можно больше суставов человеческого тела, а движения вытекают одно из другого, таким образом, «рассказывая историю» героя танца;
  2. Содержит понятную зрителю связь, между переживанием человека на сцене и его телодвижениями;
  3. Насыщен противопоставленными движениями. Сейчас это называют разноименным положением рук и ног.

Несколькими десятилетиями спустя Жорж Демени стал преподавать искусство танцевальной гимнастики во Франции. Его вклад заключается в научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой физического воспитания:

  1. При изучении упражнений нужно начинать с более простых и постепенно переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
  2. Движения физических упражнений должны быть плавными и естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;
  3. Также, стоит исключить статические упражнения и больше практиковать динамические;
  4. Динамические упражнения должны выполнятся с полной амплитудой;
  5. Мышцы, которые ну участвуют в упражнении должны быть расслаблены.

Тренировки для девушек проходили под музыку из классических произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и венками - прототипами современных снарядов художественной гимнастики.

На многие танцевальные направления, в том числе и на художественную гимнастику, повлияло появление свободного танца американской артистки Айседоры Дункан. Её главный посыл заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу импровизации, произвольных (но красивых) движений, заимствовании пластики, форм и нарядов античного танца. Артист сначала должен услышать музыку, а потом выразить её телом. В художественной гимнастике закрепились базовые элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса. Впоследствии Дункан приехала в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год).

В 1905 году в Женеве под влиянием нового направления Айседоры Дункан, появились курсы ритмической гимнастики (ритмики) под руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в Петербурге

В 1913 году (Александра Семенова-Найпак, Елена Горлова, Роза Варшавская и Анастасия Невинская) стали педагогами в Высшей школе художественного движения в Санкт-Петербурге. С 1917 года при заводах, производствах и техникумах активно формируются группы женской гимнастики.

Вербова Зинаида в окружении своих воспитанниц. 1923 год.

Через 4 года были выпущены первые(Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева) . На следующий год, в 1939 их силами были организованны первые соревнования по художественной гимнастике. Участники (студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель"). Апрель 1941-ого стал месяцем проведения первого чемпионата Ленинграда по художественной гимнастике, а в июне началась Великой Отечественной войны.

В военное время развитие спорта в СССР остановилось, многие преподаватели и студенты ушли на фронт, не все вернулись. Однако уже в 1947 году в Таллине был проведён конкурс по художественной гимнастике, на котором участницы показывали вольные выступления. На следующий год в Тбилиси был проведён конкурс гимнасток по обязательным упражнениям без предмета с элементами акробатики. Победители определялись по командному зачёту без проведения личного первенства. Личное первенство стало выделяться на чемпионате СССР 1949 года в Киеве, его выиграла Л. Денисова. В это время идёт активное формирование и развитие программы выступления, утверждение правил соревнований, введение Единой классификации по которой для присвоения каждого гимнастического разряда нужно было выполнить программу состоящую из упражнений без предмета, с предметом, выбранным по жребию, акробатических элементов и гимнастического прыжка.

Классификация постоянно изменялась, но уже в 1954 году появились первые мастера спорта по художественной гимнастике в мире. С этого момента советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями, первоначально в ФРГ, Югославию, Бельгию, Чехословакию и Францию. Этот вид спорта начинает активно набирать популярность за границей, и в 1960 году проходят первые международные соревнования по художественной гимнастике среди команд Чехословакии, Болгарии и СССР в городе София.

Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия Назмутдинова из г. Свердловск на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.

Через 3 года из Всесоюзной секции художественной гимнастики была образована Федерация художественной гимнастики СССР. Тогда же, прошёл первый Кубок Европы, победительницей которого стала Людмила Савинкова. По завершению турнира выяснилось, что участие принимали не только европейские страны, что позволило считать эти соревнования первым чемпионатом мира по художественной гимнастике. Вплоть до 1991 года чемпионаты мира стали проводится раз в 2 года, с 1992 он стал ежегодным.

Со временем самый эстетичный спорт развивается, правила совершенствуются и в 1967 году в Копенгагене прошёл первый чемпионат мира, на котором учитывались групповые упражнения. В 1978 г. учреждается регулярный чемпионат Европы по художественной гимнастике, сначала проходящий, как и чемпионат мира, раз в два года, а с 1992 — ежегодный.

После московской олимпиады 1980 года Международный олимпийский комитет включает художественную гимнастику в программу следующих Олимпийских игр. Таким образом, в 1984 году в Лос-Анжелесе прошли первые олимпийские соревнования по художественной гимнастике, но только по индивидуальным упражнениям. С 1996 года, с Олимпийских игр в Атланте, в программу соревнований был включён и групповой зачёт.

Отдельного упоминания заслуживает Кубок мира по художественной гимнастике, проходивший в Токио в 1985 году. Тогда впервые в истории выступила мужская команда в этом виде спорта. Западным гостям этот перфоманс не особо пришёлся по вкусу, а вот японский зритель был в восторге. Вскоре был учреждён отдельный чемпионат по мужской гимнастике, на котором россияне появились только в 2005 году, завоевав сразу 5 медалей.

Хоть художественная гимнастика и считается исключительно женским спортом, у её истоков стояли мужчины: Далькроза, Демени и Дальсарт. Их взгляды на искусство танца нашли большую популярность в России, что не удивительно: Россия всегда славилась сильной школой классического танца и балета и красивыми женщинами. Советский Союз активно поддерживал художественную гимнастику как внутри страны, так и на международном уровне. Результатом стало включению этого спорта в программу Олимпиады. Теперь мы можем гордиться, что художественная гимнастика это единственный вид спорта, который Россия подарила Олимпийским играм и до сих пор удерживает в нём абсолютное лидерство.

  • формирование творческое личности через творчество самих учеников;
  • использование во время обучения музыки;
  • сохранение естественности движений, костюма, обуви;
  • использование природы в качестве источника вдохновения образов и для эстетического развития.

В России художественная гимнастика появилась во времена СССР. Этот период имеет значение не только для российской, но и для мировой школы гимнастики. Среди этапов ее становления в это время выделяют три основных:

  • ленинградский период - становление этого спорта и его развитие в Ленинграде;
  • всесоюзный период - распространение гимнастики по всей территории СССР;
  • международный период - развитие в других странах.

Период становления гимнастики в СССР

Годом появления художественной гимнастики в России является 1934-й, а местом ее создания - Институт им. П.Ф. Лесгафта.


В этот год при институте была открыта школа художественного движения, в которой начали преподавать гимнастику. Первыми тренерами-преподавателями считаются Р.А. Варшавская (1895-1982), Е.Н. Горлова (1889-1971), З.Д. Вербова (1898-1968) и А.М. Семенова-Найпак (1900-1982). Первые ученицы этой школы закончили обучение в 1938 году.

Школа при институте Лесгафта стала не только создателем гимнастики в современном виде, но и дала мощный толчок для распространения этого спорта. В марте 1939 года в Ленинграде прошли первые соревнования по гимнастике. В них принимали участие ученицы школы и представители спортивных обществ «Пламя», «Каучук», «Буревестник», «Строитель».

Классификация разрядов для соревнований и нормативы по гимнастике были разработаны в 1941 году действующими тренерами и преподавателями школы при институте Лесгафта. Декабрь 1945 года считается переходом художественной гимнастики на всесоюзный уровень, в это время Всесоюзная конференция по гимнастике, прошедшая в Москве, признала ленинградский вариант спорта единым для всей страны.

Уже в 1947 году состоялся I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. Первой всесоюзной победительницей стала в 1948 году Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова),а первой официальной абсолютной чемпионкой СССР в 1949 году - Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева).

В 1965 году были созданы первые учебники по художественной гимнастике для институтов и школ физической культуры. Их разработал коллектив ленинградских преподавателей под редакцией Л.П. Орлова.

Международный период становления

Впервые международные спортивные встречи были проведены ленинградскими специалистами еще в 1947 году, в то время участвовали команды Швеции и Финляндии, но регулярными такие мероприятия стали только с 1955 года. В них отметились команды Франции, Бельгии, ФРГ, Югославии, Болгарии и Чехословакии.

6 декабря 1963 года считается началом международного этапа развития художественной гимнастики. Эта дата стала открытием Кубка Европы - международных соревнований по гимнастике, которые прошли в Будапеште.

Начиная с 1963 по 1991 года проводились чемпионаты мира по художественной гимнастике (по нечетным годам), а с 1978 по 1992 года проходили чемпионаты Европы (по четным годам). С 1992 года чемпионаты Европы стали ежегодными.


Первой чемпионкой Европы была Галима Шугурова - спортсменка из Омска.

Важной датой для гимнастики считается также 1967 год. Он стал началом проведения совершенно нового вида соревнований - групповых выступлений. В 1967 году в Копенгагене состоялся первый групповой чемпионат, в котором победила команда СССР, состоявшая из шести спортсменок.

Завершающим событием в распространении и становлении гимнастики стал 1980 год - Конгресс МОК принял решение о включении художественной гимнастики в Олимпийскую программу. Впервые гимнастика как часть Олимпийских видов спорта была представлена на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра


Close