Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.


      Дата публикации: 12 октября 2011 г.

Быстрее!!! Это слово, словно маяк на горизонте, движет многими начинающими гитаристами. Особенно когда дело касается электрогитары. И неудивительно, ведь послушав записи таких мастеров, как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани, практически каждый, кто в состоянии отличить фендер от ибанеза, загорится желанием проделать то же самое - повторить эти невероятные запилы и мозговыносящие пассажи. Вы из их числа? Тогда добро пожаловать в серию уроков, посвященную лишь одной теме: «КАК ИГРАТЬ БЫСТРЕЕ?»

С разу бы хотелось упомянуть о том, что ДА - скорость не является основополагающим фактором, определяющим мастерство гитариста. И если сравнивать, скажем, тех же Сатриани и Мальмстина, то, естественно, Мальмстин играет быстрее. Но более мелодичен, более виртуозен, более изощрен, я бы даже сказал, конечно, Сатриани. И потому эти уроки не для тех, кто не знает, чем отличается лидийский лад от дорийского, но хотел бы узнать. Эти уроки для тех, кому действительно нужно увеличить скорость своей игры, но он не знает с чего начать.

И в первую очередь надо сказать, что способов игры на электрогитаре существую немалое количество. Некоторые из них направлены специально на увеличение скорости игры. Рассмотрим их по порядку.

Переменный штрих (alternate picking). То, с чего мы начнем. Принцип его понятен из названия. Это штрих, при котором медиатор постоянно меняет свое направление. Вниз - вверх - вниз - вверх. И, несмотря на то, что сам способ освоить довольно просто, добиться в нем мастерства чертовски трудно. Хороший переменный штрих требует хорошей синхронизации обеих рук - а она вырабатывается годами.

Легато (legato). Под этим словом я подразумеваю такую технику игры, при которой медиатор играет небольшую роль, а всю основную работу проделывает левая рука. Здесь, как вы уже поняли, особой синхронизации не требуется и потому может показаться, что играть легато легче, чем переменным штрихом. Не совсем верно, ведь легато требует дополнительного глушения струн. И уже выбирая из необходимости этого глушения и синхронизации, каждый решает для себя, что легче.

Теппинг (tapping). Основополагателем теппинга считается Эдди Ван Хален. Несомненно, эта техника применялась и раньше, но новую веху в ней открыл именно он. Играя теппингом, гитарист ударяет (tap - удар) кончиками пальцев по грифу гитары, извлекая, таким образом, звуки.

Свип (sweep). Иногда бывает необходимо сыграть пассаж, расположенный на грифе по принципу: «одна нота на струне». Чаще всего это арпеджио. Здесь на помощь приходит свип. При игре этим приемом игры медиатор скользит по струнам вверх и вниз, а пальцы левой руки зажимают нужные лады в нужный момент.

Экономичная техника (economy picking) . Довольно редко встречающийся способ игры, и разработанный, вероятно, специально для того, чтобы играть как можно быстрее. Принцип экономичной техники заключается в комбинации свипа и переменного штриха. Для более подробного объяснения мне придется применить такие словосочетаний, как внешний и внутренний штрихи, а об этом мы еще не говорили. Поэтому вернемся к экономичной технике в соответствующем уроке.

Итак. Что там стояло первым пунктом? Ах да! Переменный штрих. Как я уже сказал - это техника игры, при которой медиатор постоянно меняет направление своего движения. Хорошим примером того, каких высот можно достигнуть в переменном штрихе является композиция Криса Импеллиттери 17th Century Chicken Pickin" с альбома Screaming Symphony 1996 года. Обязательно послушайте, если не сделали этого раньше. Чувствуете атаку медиатора - этот плотный, жужжащий звук? Никогда в жизни, никаким другим способом, будь то теппинг, свип, легато или даже экономичная техника, вы не добьётесь подобного звучания.

Тренируя переменный штрих, нужно помнить несколько вещей.

В первую очередь то, что синхронизация рук вырабатывается очень долго. И еще никто не стал мастером, подержав гитару в руках всего месяц. А потому не надо бросать, не успев начать. Вам будет казаться, что прогресса в технике нет, и что у кого-то, кто выдает по двадцать нот в секунду, скорее всего талант к этому. НЕТ! Они тоже тренировались. Стив Вай тренировался, Джон Петруччи тренировался. И они добились успеха, потому что тренировались, а не из-за дара, выраженного в умении махать пластмассовым треугольником из стороны в сторону.

Отсюда вытекает второй пункт. Отложите в сторону свои сомнения и приступайте к упражнениям, которые будут даны в следующем уроке. Ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете. Ведь плохо поставленную технику исправить гораздо сложнее, чем с самого начала делать все правильно. Само собой, необходимо играть на разных скоростях, однако они не должны выходить за пределы возможностей.

В-третьих, чередуйте игру на чистом звуке с игрой на дисторшн. Первое необходимо для того, чтобы вы в действительности осознавали, что делают ваши руки. Второе - чтобы научиться глушить ненужные звуки.

И раз уж мы заговорили про глушение, то четвертым пунктом поставим именно его. Это один из важнейших аспектов игры переменным штрихом. Да впрочем, и игры на электрогитаре в целом. Глушить струны нужно как правой, так и левой рукой. Правая ложиться ребром ладони возле бриджа и глушит все, что ниже той струны, которая в данный момент звучит. А левая - внутренней стороной фаланги указательного пальца глушит все, что выше. Со временем глушение станет для вас абсолютно естественным, и вы даже не будете задумываться о том, что на самом деле вы делаете.

В-пятых, все упражнения нужно выполнять под метроном. Ни в коем случае не позволяйте себе расслабиться и отказаться от его использования. Только с помощью метронома вы сможете контролировать свою скорость и развивать ритмичность. Ведь многие гитаристы могут играть довольно быстро, но не способны сыграть даже простую мелодию на фоне ударных. Вряд ли какой-нибудь группе они нужны.

В-шестых - старайтесь играть экономично. Держите пальцы как можно ближе к грифу, контролируйте амплитуду движений медиатора. Все это в конечном итоге сказывается на скорости.

И последний пункт, как бы странно он не звучал - играйте только переменным штрихом. Дело в том, что я знаю - многим (и я был одним из них) довольно сложно поначалу свыкнуться с мыслью, что после удара вниз обязательно следует удар вверх и наоборот. Ведь играя медленные короткие мелодии (а именно их играют новички) бывает гораздо проще сыграть вниз - вниз, чем вниз - вверх, если первая нота расположена, например, на пятом ладу третьей струны, а вторая на седьмом ладу второй. Не поддавайтесь этому желанию и можете быть уверены - оно пройдет очень быстро.

Что ж, на один урок достаточно, постарайтесь переварить все, о чем я здесь говорил. В следующем уроке мы разберем внешний и внутренний штрихи и приступим непосредственно к упражнениям.

Работа над полезна не только для тех, кто желает стать самым быстрым гитаристом на этой планете. Начав играть на гитаре быстро , вы станете чувствовать себя более раскрепощенным, пальцы станут легкими и гибкими, а игра на гитаре – свободной. Другими словами, ваши пальцы будут порхать по струнам без применения усилий. Развитие скорости игры является важным навыком, над которым гитаристу стоит работать, и постоянно совершенствовать. Чтобы уберечь вас от скоропостижного разочарования, скажу сразу – , это, в первую очередь, упорный труд и терпение, и лишь потом – восхищенные взгляды пышногрудых красавиц.


Для того чтобы научиться быстро играть на гитаре важно не только работать над этим, но и заниматься по правильной методике, в противном случае вы потратите дни, месяцы, возможно, годы собственной жизни, но так и не достигнете желаемого результата – увеличить скорость игры на гитаре.

Как развить скорость игры на гитаре?

Большинство начинающих гитаристов, вставших на долгий и тернистый путь , сталкиваются с самыми разнообразными препятствиями, в то же время следующие советы помогут вам преодолеть самые распространенные из них.

Во-первых, как это ни парадоксально звучит, не торопитесь. Вспомните, что даже олимпийские чемпионы в беге, когда-то, в детстве, начинали ходить медленно, постепенно развивая свои навыки. Большинство начинающих гитаристов пытаются играть быстро, но в итоге получают лишь несуразный, неаккуратный набор звуков, который сложно назвать музыкой. Поэтому, не стоит бежать впереди паровоза.


Чтобы научиться играть на гитаре быстро , начинайте не спеша, постепенно увеличивая скорость. Убедитесь, что , также придайте правильное (если вы – правша ). Не ускоряйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что играете каждую ноту правильно, чисто и, не испытывая дискомфорта.

Играйте на гитаре переменным штрихом

Одним из ключевых моментов развития скорости игры на гитаре является использование переменного штриха. Существуют другие техники, позволяющие гитаристу играть быстро , например – свип, но именно переменный штрих является самым простым, но, в то же время, эффективным методом, который позволит значительно увеличить скорость вашей игры на гитаре . Суть переменного штриха заключается в следующем: вы цепляете струну медиатором сверху вниз (в направлении пола), затем снизу вверх (в направлении потолка). Таким образом, вместо того, чтобы каждый раз делать лишнее движение, занося медиатор над струной, вы извлекаете еще один звук, а скорость вашей игры на гитаре , соответственно, возрастает в два раза.

Пользуйтесь метрономом

Не смотря на то, что польза метронома не единожды описана в наших предыдущих статьях, я не премину отметить, что обязательным требованием к быстрой игре на гитаре является правильная ритмика, ровность, если хотите. Именно в этом заключается смысл игры под метроном, ведь вы хотите играть не только быстро, но и разборчиво, аккуратно. Приобрести метроном, за приемлемую цену, можно в любом музыкальном магазине, Так же, вы можете успешно и совершенно .

Избегайте чрезмерного напряжения

В первое время, при попытках увеличить скорость игры на гитаре , ваши пальцы, вероятно, будут ощущать значительное напряжение. Ощущение напряженности ощутимо снижает скорость игры, поэтому, играя на гитаре, постарайтесь расслабиться. Работая над развитием скорости игры на гитаре , не позволяйте вашим рукам чрезмерно уставать, иначе вместо ожидаемого результата подцепите какое-нибудь заболевание суставов. Не стоит заниматься по нескольку часов кряду. Если вы чувствуете боль или чрезмерное напряжение в пальцах, запястьях, кистях рук, плечах или спине, немедленно сделайте перерыв.

Играйте быстро

Как только ваш уровень игры на гитаре позволит вам играть каждую ноту чисто, правильно и комфортно, пытайтесь увеличить скорость игры . Играйте быстрее, возможно, даже немного быстрее, чем вам кажется возможным. Этот процесс можно сравнить с поднятием тяжестей. Попробовав поднять слишком большой вес, вы, немного отдохнув, перейдете к более легкому грузу, и, с удивлением, обнаружите, что он стал легче, чем раньше.


То же самое справедливо и в деле развития скорости игры на гитаре . Иногда стоит ускорить метроном, и ускориться самому больше обычного, чтобы затем, вернувшись к привычному для себя темпу, ощутить собственный прогресс.


В то же время продолжайте заниматься на гитаре медленно, поскольку медленная игра развивает чистоту звучания и аккуратность. Быстрая игра способствует развитию скорости .

Анализируйте свою игру на гитаре

Анализируйте собственную игру во время каждого занятия. Делайте выводы. Наблюдайте за положением рук. Фиксируйте ошибки. Обратите внимание на элементы, которые у вас не получаются. Проявляйте изобретательность – изменяйте знакомые вам упражнения и придумывайте новые, чтобы устранить эти проблемы.


Например, если ваши безымянный палец и мизинец слишком слабы, чтобы ускориться, придумайте упражнение для этих двух пальцев, чтобы развить их скорость до нужного уровня.

Снимайте свои занятия на видео

Видеозапись ваших занятий – это великолепный способ посмотреть на себя стороны (проанализировать ) и оценить собственный прогресс в развитии скорости игры на гитаре . Приемлемого качества видео (подойдет практически любой телефон или планшет ) позволит вам оценить правильность положения рук и осанку во время игры на гитаре. Вы сможете увидеть некоторые моменты, которые обычно не замечаете.


Также, сравнив, недавно отснятое видео с записью двух-трех месячной давности, вы воочию увидите, насколько выросла ваша скорость игры на гитаре .

Занимайтесь регулярно

Как я уже говорил, развитие скорости игры на гитаре – дело не одного дня. Чтобы играть по-настоящему быстро, нужно практиковаться в течении месяцев, и, даже, лет, но если вы работаете над скоростью игры на гитаре правильно, результаты не заставят себя ждать, и, уже через несколько недель или месяцев, ваши пальцы гораздо более быстрыми и гибким, чем раньше, что также значительно подымет ваш общий уровень игры на гитаре .


Поэтому…


Регулярные занятия очень важны. Если вы ограничены во времени, то даже пятнадцатиминутные ежедневные занятия гитарой принесут больше пользы, нежели суточное издевательство над собой по выходным.


Главное не время, потраченное на занятия, а их качество. Помните об этом. В то же время занимайтесь регулярно.

Упражнения для развития скорости игры на гитаре

По три ноты на струну


Это довольно простые, но, тем не менее, эффективные упражнения, которые можно использовать, чтобы разогреться перед игрой на гитаре, для развития скорости игры , а также в качестве элемента быстрого соло на гитаре . Чтобы увеличить изображение. кликните по нему левой кнопкой «мыши».


Упражнение 1. (Тональность Em (ми минор)





Упражнение 2.



Упражнение 2 также играется на 5-й (A) и 4-й (D) струнах, затем еще на струну ниже и так далее.


Упражнение 3.



Повторяйте упражнение 3, сдвигаясь на лад вперед, по грифу гитары. Например следующий шаг будет 2-3-5 на 6-й (E) и 2-4-5 на 5-й (A) струнах.

Научиться играть на гитаре – это еще полдела. Для того, чтобы виртуозно играть на струнном инструменте, нужен настоящий талант и постоянная практика.

И некоторые в этом деле настолько преуспели, что показали поистине феноменальные результаты. Кто именно может носить звание самый быстрый гитарист в мире?

Самая быстрая композиция - «Полет шмеля»

Знаменитую композицию «Полет шмеля» не слышал только ленивый. Оркестровая интермедия была написана знаменитым русским композитором Николаем Римским-Корсаковым специально для оперы «Сказка о царе Салтане» в 1899-1900 годах.

«Полет шмеля» из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Если внимательно изучить оперу, то словосочетания «Полет шмеля» там вообще не найдется. Однако, за музыкой крепко зацепилось это название. Музыканты говорят, что это произведение отличается невероятно быстрым исполнением. И главная задача артиста – играть с огромной скоростью. И не удивительно, что гитаристы тренируются играть именно на этой композиции, чтобы развивать свои навыки. И вот, кто особенно преуспел в исполнении.

Самый быстрый гитарист в России

Российский музыкант Виктор Зинчук попал в Книгу рекордов Гиннеса в 2002 году. Он первым получил звание Самый быстрый гитарист в мире. Рекорд его скорости игры на струнном инструменте – 20 нот в секунду. И такой результат он показал в 2001 году, сыграв именно интермедию «Полет шмеля» всего за 24 секунды. Скорость его игры в среднем составляет 270 звуков в минуту.

Музыкант-виртуоз Виктор Зинчук, который к тому же работает композитором и аранжировщиком, имеет еще ряд регалий. Он является лауреатом международных фестивалей и конкурсов, ему присвоены престижные звания Золотая гитара России и Заслуженный артист России, у него в копилке имеется орден «За служение искусству». И это еще не все. Он к тому же является Почетным магистром и ассоциированным профессором Международной академии наук республики Сан-Марино.

Творчество музыканта, к слову, нельзя отнести к определенному стилю или жанру. Он играет разные направления – от фьюжн до хард-рока. К тому же, сочетает разнообразные техники игры и инструменты.

Коллекция игр композитора поистине впечатляет. У него около трех десятком редких струнных инструментов. Почти все он привез с разных гастрольных поездок. Это и боливийская гитара из цельного дерева, и кельтская арфа, и цитра, и ирландская бузуки. А лидеры мирового рынка музыкальных инструментов, а именно американская компания Fender и японская Ibanes каждый год презентуют Виктору Зинчуку свои лучшие гитары и гитарное оборудование. Такие подарки ему поставляют в качестве знака международного признания его таланта.

«Полет шмеля» от гитариста-виртуоза Виктора Зинчука

Стоит отметить, что Виктор Зинчук играет всего девятью пальцами, а не всеми десятью. У музыканта нерабочий мизинец на правой руке. Палец артист сломал во время игры в футбол. Впрочем, свои ценные руки композитор застраховал в страховой компании на 500 тысяч долларов.

Самый быстрый гитарист совмещает игру на инструментах с игрой в футбол. Артист играет за команду звезд шоу-бизнеса, несмотря на некогда травмированный палец. А свое попадание в международную Книгу рекордов Гиннеса он оценивает как «баловство» и «цирковой номер». Он неоднократно об этом заявлял в своих интервью. По его словам, рекорд он установил ради шутки и всерьез его не воспринимает.

Самый быстрый гитарист

Впрочем, есть еще один гитарист-виртуоз, который готов вступить в честную схватку с Виктором Зинчуком. Бразильский музыкант Тьяго Делла Вега установил еще один рекорд и сам же его побил. Это произошло благодаря усердию и старанию гитариста. Поэтому еще в молодости Тьяго стал лидером и был записан в книгу рекордов Гиннеса.


Тьяго Делла Вига родился в бразильском Риу-Гранди-ду-Сул. И музыкой молодой человек увлекся в раннем детстве. В пять лет он уже научился играть на гитаре. Со временем Тьяго понял, что увлечение электрогитарой плавно перетекает в страсть. Поэтому музыкальному инструменту начал уделять все большее внимание.

Гитарист стал заниматься игрой на струнном по несколько часов в день. И уже через короткое время добился феноменальной скорости исполнения. Свои способности и возможности он демонстрировал в группах AfterDark и Fermatha.

Тьяго Делла Вега - самый быстрый гитарист играет «Полет шмеля»

И уже в 2008 году Тьяго в рекордно быстром темпе – 320 звуков в минуту – сыграл «Полет шмеля». Спустя несколько лет рекорд был побит американцем Джоном Тэйлором. Он исполнил «Полет шмеля» со скоростью 600 звуков в минуту. В 2011 году музыкант побил свой и новый рекорд, и сыграл все ту же композицию в темпе теперь 750 звуков в минуту. Сразу после этого Тьяго занесли в книгу рекордов Гиннеса как самого виртуозного гитариста в мире. Но и на этом мастер не останавливается. Он продолжает совершенствовать игру и удерживать престижное звание.

К слову, сейчас Тьяго путешествует по разным странам мира и проводит специальные семинары для своих коллег. На своих уроках он играет на семиструнной гитаре, которая имеет 24 лада и оснащена механизмом Floyd Rose tremolo, the Andrellis TDV.

Самый быстрый гитарист в мире

Впрочем, и Тьяго оставили далеко позади, правда, новый рекорд пока официально не зафиксирован. Если у бразильца получается играть 24 ноты в секунду, то украинец Сергей Путятов осилил 30 нот на секунду.

Сначала уроженец Донецка смог сыграть 27 нот в секунду, а чуть позже он превзошел себя и исполнил на электрогитаре 300 нот за неполных 10 секунд. Сразу после демонстрации способностей Сергею вручили сертификат, который подтверждает его абсолютное чемпионство на Украине. Интервью с самым быстрым гитаристом Украины

Сейчас официально рекорд Сергея Путятова не зарегистрирован, но музыкант во что бы то ни стало хочет попасть в книгу Рекордов Гиннеса. Он, к слову, уже подал туда заявку и ждет визита комиссии. А пока он каждое свое выступление заканчивает демонстрацией суперигры на гитаре.

Успехам гитаристов можно только позавидовать, осталось зафиксироваться все рекорды в книге Рекордов. В нашей следующей статье вы можете прочитать про самые дорогие гитары в мире , ведь без инструмента это просто человек с музыкальными способностями, а с гитарой - музыкант.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Метроном – это специальное приспособление, основная задача которого – задавать ровный темп и выделять долю при помощи ударов. Механические метрономы имеют в себе специальный маятник со шкалой, которая обозначает темп, и грузик, который этот самый темп задает. Появившиеся сейчас электронные устройства имеют встроенный звуковой семпл – удара или писка, который и отмечает нужную скорость.

Метроном необходим любому музыканту, вне зависимости от того, на каком инструменте он играет. Сейчас это единственное приспособление, которое способно максимально ровно отсчитывать темп, и помогать в развитии чувства ритма, изучении рисунков и размеров.

Как работает метроном

Принцип устройства этого предмета максимально простой. В электронных вариантах вы выбираете размер и задаете нужный вам темп, после чего начинаете слышать звуковой сигнал через равные интервалы. Даже в простейших аппаратах вы можете настроить любой удобный для вас тактовый размер, а также скорость ударов. Иногда можно поменять звук на более приятный для вас.

Видео на английском, но чтобы разобраться знание языка не потребуется.

Виды метрономов

Электронные метрономы карманного типа

Они представляют из себя небольшие устройства с экраном и динамиком, а также разъемом для наушников. Их легко поместить в карман и в случае необходимости доставать в любом удобном месте. Особенно данный прибор подойдет ударникам, которые на репетициях включают его себе в уши.

Механические метрономы

Самые первые модели этих устройств, которыми пользовались многие известные композиторы. В них вы можете сами задать только темп, передвигая грузик маятника вверх или вниз – а размер выбираете уже сами. Он не выставляет акцентов, и это несколько неудобно для начинающих музыкантов.

Это уже полноценный музыкальный инструмент. Драм-машины имеют в себе целую библиотеку различных пресетов со звуками ударных – начиная от обычной бочки и заканчивая экзотикой, типа коубеллов и электронных звуков. Если вы хотите играть в группе, но не можете найти ударника, то попробуйте драм-машину. Сейчас можно даже найти подобные программы в интернете – например, плагин Easy Drummer или Addictive Drums.

CD Метроном

Довольно устаревшая вещь, которая, при этом еще встречается у некоторых музыкантов. Такой метроном представляет из себя CD, на котором записаны удары в разном темпе. На самом диске все треки пронумерованы для удобства поиска. Это крайне неудобная вещь, потому что количество скоростей ограничено и их невозможно поменять.

Приложения для смартфона

Такой вид метронома в большинстве случаев бесплатный и всегда у вас под рукой. Приложения имеют стандартный функционал, такой же, как на механическом и электронном устройстве. Самое выгодное и простое решение, особенно для начинающих гитаристов.

Программы для компьютера

Сейчас в интернете можно найти огромное количество программ со встроенным метрономом. Самые очевидные варианты – Guitar Pro или Fruity Loops, однако можно также скачать чистые утилиты, основная функция которых – отсчитывать темп.

Онлайн программы, работающие прямо на сайте

Воспользоваться такой программой можно прямо на нашем сайте. работает прямо в браузере. Он ничем не отличается от обычных вариантов электронных устройств и предоставляет те же самые функции.

Скорее всего, вы сразу же откажетесь от механических и CD-вариантов этого устройства, поскольку они мало функциональны. Для домашних занятий хорошо подойдет сайт с онлайн-метрономом. Вы не будете засорять компьютер лишними программами, при этом, не теряя никаких возможностей и просторе в выставлении скорости и размеров. Если же вы играете не только дома, а еще и на репетициях, то задумайтесь о приобретении электронного метронома и наушников к нему.

Все песни имеют четкий темп и размер, в котором они играются. Идеальное исполнение песни подразумевает под собой полное попадание всех музыкантов в ритм и темп. Именно для тренировки чувства ритма метроном и нужен. Благодаря ему вы научитесь играть ровно, акцентируя свое исполнение на нужных долях. Кроме того, благодаря метроному вы сможете отрабатывать четкость и ровность разных ритмических рисунков, таких как синкопа или свинг. В основном отработка техники игры происходит через проигрывание под удары устройства.

Как пользоваться метрономом

Разберитесь в элементарной теории: такты, размеры, доля, темп

Для начала вам стоит понять, что вообще можно выставлять в метрономе. На этот вопрос отвечает элементарная теория музыки:

Такт – единица метра, которая начинается с самой сильной доли и заканчивается перед равной ей по силе. Иными словами, это отрезок композиции, за время которого метроном успевает отсчитать равное его размеру количество ударов.

Размер – единица, которая указывает количество долей в такте. Обычно обозначается через слэш – например, 4/4. Первая цифра обозначает то, сколько долей входит в такт, а вторая – длину нот, которые туда входят.

Доля – один удар метронома. Доля бывает сильной – как правило, она первая, относительно сильной и слабой.

Темп – скорость, с которой играется композиция. Изменяется в bpm – beats per minute – количестве ударов в минуту.

Потренируйтесь играть под метроном в определенном темпе. Найдите максимальную точку, на которой вы все еще сможете проигрывать пассажи, и уменьшите ее на треть. Это – ваш наиболее удобный темп, когда вы не перенапрягаетесь при игре.

Темп

После того, как вы подберете темп под себя, начинайте проигрывать упражнения, постепенно увеличивая его. В идеале вы должны увеличивать темп на 1-2 bpm каждый час, и тогда руки будут привыкать к новым скоростям. Разгон пальцев и кисти – сложный и долгий процесс, поэтому вам придется хорошо поработать.

Тактовые размеры: распространенные и сложные

Распространенных размеров всего два – 4/4 и 3/4, а также производные от них – 8/8, 6/8 и так далее. Сложные представляют собой комбинации из простых – например, 7/8 это сочетание 4/4 + 3/4, и так далее по аналогии. К сложным размерам придется привыкать, потому что они имеют своеобразную ритмику и расположение долей.

Громкость

Разумеется, не забудьте про громкость. Отстроить все нужно так, чтобы вы четко слышали , а также отсчет метронома и, соответственно, ваше попадание в него.

Как играть под метроном на гитаре

Выучите музыкальный фрагмент, произведение или песню

Возьмите любую свою любимую песню и попробуйте ее выучить. Будет это стандартная композиция на акустической гитаре или же электро-пассаж. Сыграйте ее так, как получится, и когда вы выучите текст, включайте метроном и начинайте играть под него.

Вполне вероятно, что у вас не получится сделать это в изначально темпе композиции. В этом случае понизьте темп до более удобного для вас и играйте четко в удары метронома. Постепенно разгоняйтесь и рано или поздно вы достигнете нужной скорости.

Сфокусируйтесь на сложных участках и отрабатывайте их

Разумеется, в первую очередь нужно следить за тем, как вы играете. Звук должен быть чистым, с хорошей атакой и без лишних призвуков. Если вам тяжело играть определенные моменты песни – то лучшим вариантом будет понижение темпа конкретно в этом участке и повторению места до момента, когда на нужной скорости вы будете играть чисто.

Отработайте песню или произведение целиком

Как только текст будет выучен – начинайте проигрывать его полностью. Точно также следите за звуком и обязательно – за попаданием в долю, атаку, акценты и чистоту игры.

При отработке песни регулярно увеличивайте bpm метронома на 1-2 единицы, если на текущем темпе вы справляетесь уже без проблем. Благодаря этому изменения в ваших руках будут происходить плавно, и они будут постепенно привыкать к новым скоростям. Продолжайте до тех пор, пока вы не придете к исходному темпу композиции.

Упражнения под метроном

1 упражнение

Это упражнение позволит вам прочувствовать пульсации. Оно выглядит так:

Выставьте в метрономе удобный темп, но не максимальный для вас. Теперь на каждый удар метронома вы должны ударить по струне дважды. То есть условно, если размер, в котором вы играете, 4/4, то ударов должно быть восемь – то есть в два раза быстрее. После этого попробуйте на каждую долю играть три ноты, и так далее. Это сложно, но ощутимо разгоняет руку, и позволяет понять, как равномерно ускоряться внутри одного темпа.

Практические примеры 1-го упражнения

Играйте на одну долю 2 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 3 ноты/удара по струнам

Играйте на одну долю 4 ноты/удара по струнам

2 упражнение

Это позволит вам отработать синкопы. Выставьте темп и теперь играйте под него со смещением долей. То есть вместо стандартного «Раз – два – три – четыре» вы будете играть «Раз – пауза – два-три – пауза – раз-два» и так далее. Благодаря этому упражнению вы поймете, как можно разнообразить вашу игру, и как можно взаимодействовать с долями внутри музыки.

Практический пример 2-го упражнения. Прослушайте аудио чтобы понять как правильно играть.

Метроном – важная и необходимая вещь для любого музыканта. Крайне желательно, чтобы вы начинали заниматься под него сразу же, как только взяли в руки инструмент. Благодаря этому вы не только быстрее научитесь тому, , но и сразу приучите себя к четкому и ровному исполнению произведения.

Свои занятия всегда начинайте с разминки под метроном – но никогда не выставляйте максимальные для себя значения, когда вы играете на пределе своих возможностей. Следите в первую очередь затем, насколько ровно и чисто вы играете – а не за скоростью. Именно тогда вы достигните больших гитарных высот.


Close